Современная Россия: вчера, сегодня, завтра (нравственный аспект)
(Преподаватель истории высшей категории Одинцова Г.Н.
ГБПОУ «Балахнинский технический техникум»)
Умение выразить свои мысли не менее важно, чем сама мысль
Честерфилд
Занятие было проведено в группе 2 курса, 19 ИПТ, в Дискорде.
Занятие проведено в рамках учебной программы «История» для СПО, согласно ФГОС. Это занятие завершило курс исторического образования, предваряя собой зачетную работу и завершив работу по истории современной России.
Подобное занятие относится к разряду нетрадиционных уроков, уроков, которые призваны превращать обучающегося в активный субъект учебной деятельности, в думающую, критически мыслящую личность. Из всех нетрадиционных уроков для меня всегда ближе всего были уроки размышления, уроки, формирующие ценностно-смысловые и общекультурные компетенции.
Группа, в которой было решено провести занятие, была выбрана не случайно, а в силу того, что студенты этой группы (в большинстве своем) всегда ( я с ними знакома с весны этого года) достаточно ответственно относились к предлагаемым им заданиям, всегда готовы были к общению. В группе присутствует небольшое, но сильное «ядро» (7-9 человек), которое способно активизировать, вовлечь в работу всех.
Основные технологии, которые были использованы – это ПДО и ТРКМ, главные метод и средство – это слово.
Занятию предшествовал подготовительный этап: обозначена тема занятия, предложены примерные вопросы для обсуждения, в беседу отправлено несколько публицистических статей, посвященных данной теме.
Цель. Диалоговое обсуждение проблем современной России
Задачи.
Образовательные. Обобщение знаний о тех проблемах, с которыми столкнулась Россия в 90-егг и тех вопросах, которые требуют свонго решения в настоящем.
Развивающие. «Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения», развивать способность общаться, иметь и отстаивать свою позицию, умения аргументировать свое мнение.
Воспитательные. Воспитание гражданской позиции, гражданственности.
1.Вступление (размышление преподавателя). Активизация деятельности.
Что может быть важнее дома и погоды в нём? В том числе, того общего дома, в котором живем мы все.
Это наша Россия, современная Россия, которая родилась в начале 90-х, которая существует сейчас, которая, хочется на это надеяться и в это верить, будет и завтра!
Как-то, еще в начале нулевых написала следующие строки:
Россия в 21 веке,
Тот дом, в котором мы живем.
Кто мы такие, что мы ищем?
Что любим и куда идем?
Здесь всё перемешалось вместе:
Слепой старик и олигарх,
Девчушка, ждущая конфетку,
Живущая в одной из трасс.
Здесь пацаны, что по подъездам
Сжигает жизнь в сплошном бреду.
И здесь знаменитый Челси,
Играющий за чью страну?...
Это Россия начала 21 века. А еще раньше были 90-е.
2. Постановка проблемы.
И, так, современная Россия, Российская Федерация, родилась в 90-е гг. Там ее истоки, начало пути. Каким оно было?
?? Какие наименования закрепились за 90-ми гг.? (НОВАЯ Смута!!??)
Действительно, произносишь понятия Россия, 90-е гг. и, перед глазами встают весьма не радужные картинки.
Я, очевидец этих событий, их современник, вы знаете о них лишь понаслышке. Давайте попробуем вспомнить, как рождалась современная Россия, как строилось здание нашего дома.
Говоря о 90-х, нельзя не вспомнить о…(Активное обсуждение 90-хгг.)
Либерализация и резкий взлет цен на, в том числе, продукты первой необходимости; падение покупательной способности населения; обесценивание вкладов («сгорели» в банках); рост бедности и нищеты
Приватизация и «прихватизация» значительной части государственной собственности, когда целые огромные предприятия, в том числе, уходили с аукционов за гроши. Создание незначительного слоя богатых и превращение всех остальных…
Рост преступности, ОПГ. (Киллер, рэкитир)
Наркомания («Тихая революция»)
Проституция
Политический кризис осени 1993 г. (Ошибка или преступление, расстрел Белого дома, ликвидация СОВЕТСКОЙ власти..)
ВОЙНА в ЧЕЧНЕ: война, которой могло бы и не быть!!! (Были ли другие варианты «чеченского вопроса»?)
3. Постановка новой проблемы.
Каковы основные проблемы сегодняшнего дня? (Обсуждение данного вопроса)
1)Бедность!!! Самая богатая страна, казалось бы.
По данным ООН (20-30% - в нищите). Три четверти – в бедности. Разрыв между очень богатыми и очень бедными в сотни раз… Один из самых низких в Европе МРОТ (от которого, кстати считаются все выплаты, в т.ч., зарплаты и пенсии).У российской бедности «детское лицо» -61% бедных семей – это семьи с детьми.
? Какова, с вашей точки зрения, причина подобного положения?
2)Коррупция. Салтыков-Щедрин был прав! « воруют»
Коррупция – это СИСТЕМНАЯ болезнь!
? Можно ли решить эту проблему не на словах, а на деле?
3)Алкоголизация.. На душу населения в год примерно 18-20 в год! Это национальная трагедия!!!
Никто не занимается! Нет программы действий!!!
4) Наркомания. «Тихая революция» «благополучно» завершилась даже в самых отдаленных и самых маленьких населенных пунктах. «Нарковойна» объявлена стране. Доходы от реализации данной продукции составляют более 18 миллиардов долл. В год. За последние 10 лет потребление увеличилось в 10 раз. Инъекционное употребление – путь к вич-инфицированию.
?Почему эта проблема не решается?
5) Вымирание населения. «Русский крест», понятие появившееся в 1992г., когда кривая смертности резко поползла вверх и пересекла линию рождаемости. Россия – единственная из развитых стран, которая вымирает в мирное время!
?Какова причина этого явления?
6)Продажные СМИ
7)Де-факто однопартийная система! Не просто главенствующая, а единственная роль «Единой России»…
8) ВЛАСТЬ НЕ СЛЫШИТ И НЕ ХОЧЕТ СЛЫШАТЬ ОБЩЕСТВО!!!
«Все говорят о плохой погоде, но никто не пытается ее устранить» М. ТВЕН
4.Стадия подведения итогов учебного диалога, выволы
Что делать? (Размышления по данному вопросу)
Всё равно бесконечно надеждой согрет
Я вдали вижу город, которого нет!
Когда воспрянем мы!
Убьем Дракона,
Царящего в нас столько долгих лет!
И это будет самый главный подвиг
И лучшая победа из побед!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.