Урок развития речи. Письмо третье «Самое большое». Д.С.Лихачев
Оценка 4.8

Урок развития речи. Письмо третье «Самое большое». Д.С.Лихачев

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
10.01.2022
Урок развития речи. Письмо третье «Самое большое». Д.С.Лихачев
Урок развития речи.систематизация знаний об особенностях публицистического стиля, создание содержательных и организационных условий для комплексного лингвистического анализа текста.
7 класс. РР. Самое большое. Письмо третье.docx

Урок развития речи (7 класс)

Письмо третье «Самое большое». Д.С.Лихачев

 

Цели: систематизация знаний об особенностях публицистического стиля, создание содержательных и организационных условий для комплексного лингвистического анализа текста; совершенствование навыков построения высказывания в форме сочинения – рассуждения; развитие умения проводить самоанализ на основе личного жизненного опыта; осмысление жизненной позиции, воспитание позитивного отношения к окружающим.

Задачи: создавать условия для развития устной монологической речи, мышления, прививать интерес к публицистике Д. С. Лихачева.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайд-презентация, текст письма.

Подготовительная работа: сообщение учащегося.

 

Ход урока

Учитель. Перед вами письмо третье из книги «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых современности, председателя Советского Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.

То, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий, носящий и другие почетные звания крупнейших научных учреждений, делает эту книгу особенно ценной.

Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются.

Ученик.  Сообщение о  Д.С. Лихачеве.

Обратимся к тексту. Чтение упр.227 с.117-118.

Письмо третье «Самое большое»

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой…

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости…

                                                                                                                        (По Д.С.Лихачеву)

Какого стиля этот текст? Докажите.                      

Понятие стиля тесно связано с понятием речевая ситуация (о чем, где, с кем, зачем). Правильные ответы на эти вопросы помогут определить стиль. Определите  речевую ситуацию.

(РС  - 1- много; о/ о; воздействие на массы).

Назовите особенности публицистического стиля.

Сфера употребления: общественно - политическая жизнь, газеты, журналы, стиль общественных деятелей и писателей – публицистов.

Основные черты: конкретность, логичность эмоциональность, общедоступность.

Задачи: сообщить информацию о жизни страны, сформировать определенное отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию.

Языковые средства: книжные и разговорные слова, однородные предложения, параллельный способ связи, побудительные, вопросительные предложения, прямые обращения к собеседнику.

Почему автор избирает именно публицистический стиль? С какой целью?                      Цель публицистического  стиля – привлечь внимание читателя к поднятой проблеме, заставить задуматься, поразмышлять. Тексты этого стиля вызывают ответную реакцию у адресата.                                                 

Какие приемы построения текста использует Лихачев?

(Побудительные, вопросительные предложения, предложения с однородными членами, прямые обращения к собеседнику).

Какова тема этого текста?

Что волнует автора, какова проблематика этого текста?

Основная мысль текста?

Какие варианты названия вы могли бы предложить?

Что вы можете сказать о типе речи? Докажите.

(Рассуждение, т.к. в  роли вступления выступает риторический вопрос, таким образом, автор указывает проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса, далее автор четко ставит задачу, побуждает к действию, даёт конкретный совет, рекомендации, своеобразный рецепт «как жить и с чего начинать»).

Как вы понимаете утверждение Д. Лихачева «Надо быть патриотом, а не националистом»?

Найдите в пятом абзаце деепричастия, выпишите их с теми словами, к которым они относятся.

Замените глаголы деепричастиями несовершенного вида. Придумайте с ними три предложения: уметь решать, зарождается в детстве, любить свою семью, начинаться с маленького, захватывать широкий круг вопросов.

Объясните правописание выделенных орфограмм.

Учитель. «Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.

Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества», - писал Д.С.Лихачев.

Он видит самую большую цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас мире. В чем вы видите цель своей жизни?

Домашнее задание. Напишите сочинение «Моя цель жизни».


 

Урок развития речи (7 класс)

Урок развития речи (7 класс)

Мудрость – это ум, соединенный с добротой

Мудрость – это ум, соединенный с добротой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2022