Урок развития речи. Письмо третье «Самое большое». Д.С.Лихачев

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок развития речи.систематизация знаний об особенностях публицистического стиля, создание содержательных и организационных условий для комплексного лингвистического анализа текста.
Иконка файла материала 7 класс. РР. Самое большое. Письмо третье.docx

Урок развития речи (7 класс)

Письмо третье «Самое большое». Д.С.Лихачев

 

Цели: систематизация знаний об особенностях публицистического стиля, создание содержательных и организационных условий для комплексного лингвистического анализа текста; совершенствование навыков построения высказывания в форме сочинения – рассуждения; развитие умения проводить самоанализ на основе личного жизненного опыта; осмысление жизненной позиции, воспитание позитивного отношения к окружающим.

Задачи: создавать условия для развития устной монологической речи, мышления, прививать интерес к публицистике Д. С. Лихачева.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайд-презентация, текст письма.

Подготовительная работа: сообщение учащегося.

 

Ход урока

Учитель. Перед вами письмо третье из книги «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых современности, председателя Советского Фонда культуры, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.

То, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах, выдающийся знаток отечественной и мировой культуры, избранный почетным членом многих зарубежных академий, носящий и другие почетные звания крупнейших научных учреждений, делает эту книгу особенно ценной.

Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким советам не прислушаются.

Ученик.  Сообщение о  Д.С. Лихачеве.

Обратимся к тексту. Чтение упр.227 с.117-118.

Письмо третье «Самое большое»

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой…

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости…

                                                                                                                        (По Д.С.Лихачеву)

Какого стиля этот текст? Докажите.                      

Понятие стиля тесно связано с понятием речевая ситуация (о чем, где, с кем, зачем). Правильные ответы на эти вопросы помогут определить стиль. Определите  речевую ситуацию.

(РС  - 1- много; о/ о; воздействие на массы).

Назовите особенности публицистического стиля.

Сфера употребления: общественно - политическая жизнь, газеты, журналы, стиль общественных деятелей и писателей – публицистов.

Основные черты: конкретность, логичность эмоциональность, общедоступность.

Задачи: сообщить информацию о жизни страны, сформировать определенное отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию.

Языковые средства: книжные и разговорные слова, однородные предложения, параллельный способ связи, побудительные, вопросительные предложения, прямые обращения к собеседнику.

Почему автор избирает именно публицистический стиль? С какой целью?                      Цель публицистического  стиля – привлечь внимание читателя к поднятой проблеме, заставить задуматься, поразмышлять. Тексты этого стиля вызывают ответную реакцию у адресата.                                                 

Какие приемы построения текста использует Лихачев?

(Побудительные, вопросительные предложения, предложения с однородными членами, прямые обращения к собеседнику).

Какова тема этого текста?

Что волнует автора, какова проблематика этого текста?

Основная мысль текста?

Какие варианты названия вы могли бы предложить?

Что вы можете сказать о типе речи? Докажите.

(Рассуждение, т.к. в  роли вступления выступает риторический вопрос, таким образом, автор указывает проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса, далее автор четко ставит задачу, побуждает к действию, даёт конкретный совет, рекомендации, своеобразный рецепт «как жить и с чего начинать»).

Как вы понимаете утверждение Д. Лихачева «Надо быть патриотом, а не националистом»?

Найдите в пятом абзаце деепричастия, выпишите их с теми словами, к которым они относятся.

Замените глаголы деепричастиями несовершенного вида. Придумайте с ними три предложения: уметь решать, зарождается в детстве, любить свою семью, начинаться с маленького, захватывать широкий круг вопросов.

Объясните правописание выделенных орфограмм.

Учитель. «Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.

Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества», - писал Д.С.Лихачев.

Он видит самую большую цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас мире. В чем вы видите цель своей жизни?

Домашнее задание. Напишите сочинение «Моя цель жизни».