Тема: «Типы речи» (Русский язык. 5 класс. М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. & 67).
Цель урока: создать условия для овладения детьми знаний о типах речи, умений составлять письменные высказывания разных типов.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Предполагаемые результаты урока:
Личностные: уважительное отношение к языку, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, уметь создавать устные и письменные тексты разных типов.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные: способность управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью
Предметные: знать типы речи: описание, повествование, рассуждение; уметь определять тип речи, создавать тексты разных типов.
Ход урока
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты деятельности |
1. Опере-жающее домашнее задание (если есть) |
|
|
|
Личностные: Метапредметные: Предметные: |
2. Мотивация |
Мотивировать учащихся к приобретению новых знаний |
Организация учащихся, включение в деловой ритм. - Прочитайте данные тексты и скажите, чем они объединены? - Какова тема этих текстов? |
Читают тексты и находят общее в них (Приложение 1) |
Личностные: Метапредметные: способность осуществлять обобщение Предметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме |
3. Формулировка проблемы и постановка цели урока |
Определить проблему и цель урока |
Подведение к озвучиванию темы урока, определению проблемы и цели урока. Чем же различаются эти тексты? - В зависимости от содержания высказываний, наша речь делится на разные типы. -Как вы думаете, какова тема нашего урока? Что вы хотите узнать на уроке? |
Находят отличие текстов. (Содержанием)
Определяют тему урока, цель. |
Личностные: Метапредметные: умение анализировать, самостоятельно формулировать познавательную цель Предметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме
|
4. Уточнение цели, планирование деятельности |
Целепола гание, планирование деятельности |
-Что нам необходимо сделать для достижения поставленной цели? Корректирует ответы. |
Планирование деятельности. |
Личностные: способность понимать зависимость характера речи от ситуации общения Метапредметные: управлять своей деятельностью (постановка и формулирование цели предстоящей учебной деятельности – индивидуальной и коллективной, планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов); умение ставить цель, планировать свою деятельность в зависимости от поставленных задач;
Предметные: грамматически правильно строить высказывание |
5. Откры-тие и осмы-сление новых речевед-ческих знаний и способов их применения. |
Создать условия для освоения детьми базовых понятий лингвистики: типы речи (описание, повествование, рассуждение)
|
Объясняет задание: заполнить таблицу (по вариантам)
- Прочитайте правило на странице 179 и определите тип вашего текста. |
Работа с таблицей (Приложение 2)
Определяют тип текстов. |
Личностные: осознание ответственности за себя и за свои действия- готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни Метапредметные: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; способность принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация Предметные: освоение базовых понятий лингвистики: типы речи (описание, повествование, рассуждение) |
6. Первичное закрепление способов применения новых речеведческих знаний |
|
Прочитайте тексты, определите тип речи. Докажите, пользуясь той же таблицей (в группах)
Упражнение 536. Определить по теме типовое значение текста. |
Работа в группах: определение типа текста. (Приложение 3)
Выполняют упражнение. Индивидуальное высказывание. |
Личностные: допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника Метапредметные: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; высказывать, аргументировать свою точку зрения, способность оценивать свою работу и работу группы Предметные: знать особенности типов речи, уметь оперировать лингвистическими терминами |
7. Установка на творческое применение речеведческих знаний. Определение критериев оценки речевой деятельности. |
|
-У каждого из вас, наверное, есть домашнее животное. Какое? Напишите сочинение-миниатюру о нем. 1 вариант – сочинение-повествование. 2 вариант – сочинение-описание. 3 вариант – сочинение-рассуждение.
-Каким критериям должен соответствовать ваш текст? |
Отвечают на вопросы.
Определяют критерии оценки: Заголовок, название; Раскрытие темы; Соответствие типу речи. |
Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию Метапредметные: умение самостоятельно выполнять учебную задачу Предметные: строить письменное высказывание с учетом речевых задач; умело пользоваться средствами языка |
8. Творческое применение речеведческих знаний |
|
Нацеливает на творческую работу |
Работа над сочинением |
Личностные: способность к самооценке Метапредметные: творческое применение полученных знаний, самостоятельная работа, Предметные: умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи, писать сочинение, использовать выразительные средства языка |
Приложение 1
Текст № 1
На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розоватым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая, величиною с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней. (По К.Г.Паустовскому)
Текст №2
Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притопывать утиной лапой. (По К.Г.Паустовскому)
Текст №3
Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением костей и с наличием подкожных воздушных мешков.
Приложеие 2
Вариант 1
|
Текст № 1 |
На какой вопрос отвечает текст? |
|
О чем говорится в тексте? |
|
Можно ли сфотографировать то, о чем говорится? |
|
Сколько снимков нужно сделать, чтобы передать содержание текста? |
|
Тип речи |
|
Вариант 2
|
Текст №2 |
На какой вопрос отвечает текст? |
|
О чем говорится в тексте? |
|
Можно ли сфотографировать то, о чем говорится? |
|
Сколько снимков нужно сделать, чтобы передать содержание текста? |
|
Тип речи |
|
Вариант 3
|
Текст №3 |
На какой вопрос отвечает текст? |
|
О чем говорится в тексте? |
|
Можно ли сфотографировать то, о чем говорится? |
|
Сколько снимков нужно сделать, чтобы передать содержание текста? |
|
Тип речи |
|
Приложеие 3
1 группа.
Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.
Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.
«Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.
2 группа.
Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака.
3 группа.
Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он оставался дома, и он останется, слушается. Но такой грустный станет. А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед.
Вот почему мы все любим Нордика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.