Урок развития речи по русскому языку "Типы речи", 5 класс
Оценка 4.8

Урок развития речи по русскому языку "Типы речи", 5 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
16.12.2019
Урок развития речи по русскому языку "Типы речи", 5 класс
Тема: «Типы речи» (по учебнику "Русский язык. 5 класс". М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. )
урок по типам речи.docx

Тема: «Типы речи» (Русский язык. 5 класс. М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. & 67).

Цель урока: создать условия для овладения детьми знаний о типах речи, умений составлять письменные высказывания разных типов.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

         Предполагаемые результаты урока:

         Личностные: уважительное отношение  к языку, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

         Метапредметные:

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, уметь создавать устные и письменные тексты разных типов.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные: способность управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью

Предметные: знать типы речи: описание, повествование, рассуждение; уметь определять тип речи, создавать тексты разных типов.

Ход урока

 

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты деятельности

1. Опере-жающее

домашнее

задание (если есть)

 

 

 

Личностные:

Метапредметные:

Предметные:

2. Мотивация

Мотивировать учащихся к приобретению новых знаний

Организация учащихся, включение в деловой ритм.

- Прочитайте данные тексты и скажите, чем они объединены?

- Какова тема этих текстов?

 

 

Читают тексты и находят общее в них (Приложение 1)  

Личностные:

Метапредметные: способность осуществлять обобщение

Предметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме

3. Формулировка проблемы и постановка цели урока

Определить проблему и цель урока

Подведение к озвучиванию темы урока, определению проблемы и цели урока.

Чем же различаются эти тексты?

- В зависимости от содержания высказываний, наша речь делится на разные  типы.

-Как вы думаете, какова тема нашего урока? Что вы хотите узнать на уроке?

 

 

Находят отличие текстов. (Содержанием)

 

 

Определяют тему урока, цель.

Личностные:

Метапредметные: умение анализировать, самостоятельно формулировать познавательную цель

Предметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме

 

4. Уточнение цели, планирование деятельности

Целепола

гание, планирование деятельности

-Что нам необходимо сделать для достижения поставленной цели? Корректирует ответы.

Планирование деятельности.

Личностные: способность понимать зависимость характера речи от ситуации общения

Метапредметные: управлять своей деятельностью (постановка и

формулирование цели предстоящей учебной

деятельности – индивидуальной и коллективной,

планирование последовательности деятельности,

прогнозирование её  результатов);

умение ставить цель, планировать свою деятельность в зависимости от поставленных задач;

 

Предметные: грамматически правильно строить высказывание

5. Откры-тие и осмы-сление новых речевед-ческих знаний и способов их применения.

 Создать условия для освоения детьми базовых понятий лингвистики: типы речи (описание, повествование, рассуждение)

 

Объясняет задание: заполнить таблицу (по вариантам)

 

 

- Прочитайте правило на странице 179 и определите тип вашего текста.

Работа с таблицей (Приложение 2)

 

 

 

Определяют тип текстов.

Личностные: осознание ответственности за себя и за свои  действия- готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни 

 Метапредметные: строить продуктивное речевое взаимодействие со

сверстниками и взрослыми в процессе коллективной

деятельности; способность принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; выполнять логические операции: сравнение,

анализ, синтез, обобщение, классификация

Предметные: освоение базовых понятий лингвистики: типы речи (описание, повествование, рассуждение)

6. Первичное закрепление способов применения новых  речеведческих знаний

 

Прочитайте тексты, определите тип речи. Докажите, пользуясь той же таблицей (в группах)

 

Упражнение 536. Определить по теме типовое значение текста.

Работа в группах: определение типа текста. (Приложение 3)

 

 

Выполняют упражнение. Индивидуальное высказывание.

Личностные: допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника

Метапредметные: строить продуктивное речевое взаимодействие со

сверстниками и взрослыми в процессе коллективной

деятельности; высказывать, аргументировать свою точку зрения, способность оценивать свою работу и работу группы

Предметные: знать особенности типов речи, уметь оперировать лингвистическими терминами

7. Установка на творческое применение речеведческих знаний. Определение критериев оценки речевой деятельности.

 

-У каждого из вас, наверное,  есть домашнее животное. Какое?

Напишите сочинение-миниатюру о нем.

1 вариант – сочинение-повествование.

2 вариант – сочинение-описание.

3 вариант – сочинение-рассуждение.

 

-Каким критериям должен соответствовать ваш текст?

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Определяют критерии оценки:

Заголовок, название;

Раскрытие темы;

Соответствие типу речи.

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию

Метапредметные: умение самостоятельно выполнять учебную задачу

Предметные: строить письменное высказывание с учетом речевых задач; умело пользоваться средствами языка

8. Творческое применение речеведческих знаний

 

Нацеливает на творческую работу

Работа над сочинением

Личностные: способность к самооценке

Метапредметные: творческое применение полученных знаний, самостоятельная работа,

Предметные: умение строить собственное высказывание  в соответствии с заданным типом речи, писать сочинение, использовать выразительные средства языка

 

 

Приложение 1

 

 

Текст № 1

На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розоватым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая, величиною с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней. (По К.Г.Паустовскому)

 

Текст №2

Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притопывать утиной лапой. (По К.Г.Паустовскому)

 

Текст №3

Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением костей и с наличием подкожных воздушных мешков.

 

 

Приложеие 2

 

Вариант 1

 

 

 

Текст № 1

На какой вопрос отвечает текст?

 

О чем говорится в тексте?

 

Можно ли сфотографировать то, о чем говорится?

 

Сколько снимков нужно сделать, чтобы передать содержание текста?

 

Тип речи

 

 

Вариант 2

 

 

Текст №2

На какой вопрос отвечает текст?

 

О чем говорится в тексте?

 

Можно ли сфотографировать то, о чем говорится?

 

Сколько снимков нужно сделать, чтобы передать содержание текста?

 

Тип речи

 

 

Вариант 3

 

 

Текст №3

На какой вопрос отвечает текст?

 

О чем говорится в тексте?

 

Можно ли сфотографировать то, о чем говорится?

 

Сколько снимков нужно сделать, чтобы передать содержание текста?

 

Тип речи

 

 

 

Приложеие 3

 

 

1 группа.

 

     Однажды со мной в школу побежал пёсик. Мне жалко было прогонять его. Собака весело побежала впереди меня.

     Был сильный ветер. Ветер сорвал с моей головы шляпу и покатил ее в речку. Пёсик бросился за шляпой. Он успел на лету схватить шляпу и принес ее мне.

               «Ты замечательный пес!» – сказал я и погладил собаку.

 

2 группа.

 

            Нашу собаку зовут Нордик. Это обыкновенная дворняжка. Масти Нордик черной, только на лбу белая звездочка да на передних лапках белые носочки. На правой подлиннее, на левой покороче. Хвост у него колечком, а уши стоят, и оттого у Нордика вид веселый, жизнерадостный. Красивая у нас собака.

 

 

3 группа.

 

          Мы все очень любим Нордика. Он наш большой друг. Он так привык к нам, что все понимает. Скажешь, чтобы он оставался дома, и он останется, слушается. Но такой грустный станет. А если возьмешь с собой, то радостно запрыгает и побежит вперед.

          Вот почему мы все любим Нордика.

Урок развития речи по русскому языку "Типы речи", 5 класс

Урок развития речи по русскому языку "Типы речи", 5 класс

Урок развития речи по русскому языку "Типы речи", 5 класс

Урок развития речи по русскому языку "Типы речи", 5 класс

Урок развития речи по русскому языку "Типы речи", 5 класс

Урок развития речи по русскому языку "Типы речи", 5 класс

Урок развития речи по русскому языку "Типы речи", 5 класс

Урок развития речи по русскому языку "Типы речи", 5 класс

Урок развития речи по русскому языку "Типы речи", 5 класс

Урок развития речи по русскому языку "Типы речи", 5 класс

Урок развития речи по русскому языку "Типы речи", 5 класс

Урок развития речи по русскому языку "Типы речи", 5 класс

Урок развития речи по русскому языку "Типы речи", 5 класс

Урок развития речи по русскому языку "Типы речи", 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2019