Краткосрочный план
урока развития речи №1
Раздел 2: Жизненные ценности |
Школа: КГУ «Леденёвская средняя школа» |
||||||||||||||||||
Дата: |
ФИО учителя: Серебрякова А.Х. |
||||||||||||||||||
Класс: 5 |
Количество Присутствующих: 7 |
Количество отсутствующих:0 |
|||||||||||||||||
Тема урока: |
«Мастерская творческого письма»: Подготовка к написанию ассоциативного эссе на лексическую тему «Утро». |
||||||||||||||||||
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке |
АГ5.1.1.: понимать основное содержание текста, определяя главную информацию СРН 5. 2.: использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально-окрашенные слова; гиперболы, эпитеты, сравнения, олицетворение. СРН 5.3.: использовать именные части речи, согласуя слова в роде, числе и падеже. |
||||||||||||||||||
Цели обучения учащихся |
Все учащиеся смогут: называть слова перифразом (одним словом или сочетанием); правильно употреблять существительные в И. и Р. падежах; |
||||||||||||||||||
Большинство учащихся будут уметь: Составлять кеннинги, перифразы. |
|||||||||||||||||||
Некоторые учащиеся: Составят миниатюру-стихотворение на опорное слово «УТРО». |
|||||||||||||||||||
Критерии успеха |
Понимают эмоциональное содержание текста настроя, определяют главную информацию. Используют эмоционально-окрашенные слова и именные части речи, согласуя в роде, числе и падеже. характеризовать основные социальные функции языка; анализировать тексты различных стилей; понимают смысл необходимой терминологии по теме урока |
||||||||||||||||||
Языковая цель |
Учащиеся могут: - смогут составлять образные фигуры – кеннинги. Ключевые слова и фразы: Утро, весна, радость, образ, кеннинг, перифраз. Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский. |
||||||||||||||||||
Предыдущее обучение
|
Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, которые направлены на восприятие и оценку аудио материалов, на анализ текста, на формирование образной и выразительной устной и письменной речи. |
||||||||||||||||||
План |
|||||||||||||||||||
Планируемые сроки |
Планируемые действия |
Ресурсы |
|||||||||||||||||
0–5 мин
Начало урока |
I. Организация урока. Целевая установка.
II. «Индукция» (Эмоциональный настрой) 1. Читает учитель, учащиеся принимают удобное положение, слушают: « Утро. Пение птиц, шепот ветра за окном будят тебя. Ты начинаешь просыпаться и улыбаешься, потому что знаешь: сейчас войдет мама и скажет добрые, приятные слова. Каждое утро слова разные: мама – удивительная фантазерка! … И вот открывается дверь, входит мама, целует тебя и говорит: - Вставай, солнышко мое! Тебя ждут друзья. Тебя ждет вода, чтобы смыть ночной покой и дать тебе силу морей и океанов. Тебя ждут одноклассники – вам хорошо вместе, никогда не бывает скучно: вы придумываете игры, делаете открытия; вам нравится радовать друг друга! Тебя ждет учитель: ему всегда приятно общаться с тобой, потому, что ты добрый, умный, оригинальный, способный… Тебя ждет замечательный день! И ты открываешь глаза, твердо зная, что мама права: день должен быть замечательный! Тебя любит солнце, птицы, друзья, одноклассники, учитель! И ты любишь их!» 2. Беседа по вопросам: -Как можно охарактеризовать такое утро? -Где можно встретить утро? ( В лесу, в горах, у моря, в джунглях, летом, весной…). |
Компьютер. Интерактивная доска. Слайд 10 презентации к урокам
Слайд 11 |
|||||||||||||||||
5-20 мин
Середина урока
|
III. Актуализация знаний. 3. Стратегия «Цепочка ассоциаций». (Ассоциативная карта, ассоциативное письмо, ассоциативный ряд) - Сейчас вы прослушаете музыку. (Слушание музыки, автор и произведение не называются). Представьте себе такое утро, которое вам нравится. Что вы видите, чувствуете, ощущаете, какие краски, запахи и звуки – попробуйте передать это словами, запишите свои ассоциации. Заполните Ассоциативную карту в виде кластера на тему «УТРО».
4. Чтение записей, одновременно уч-ся записывают понравившиеся им выражения и слова, вызвавшие новые ассоциации (ассоциативный ряд): Капли росы, чистое небо, пастух, водопад, море, бабочка, даль, переливы цвета, капель, цветочная поляна, фонтан, хочется петь, туман, день рождения, поет свирель, журчание ручья, первый луч солнца, пробуждение мира. В лесу поет какая-то никому не известная птичка.
Называем музыкальное произведение: Анугама, «Утренний бриз». Утренний – утро. Работа со словом «БРИЗ» ( работа со словарем иностранных слов): Бриз (франц.) – ветер на побережье, с суточным изменением направления, возникает от неодинакового нагревания суши и моря: утром и днем дует с моря на сушу (морской ), а ночью – с суши на море (береговой).
III. Изучение нового материала. 5. Обучение приемам словотворчества: кеннинги, миниатюры по опорным словам, живопись слова. В древности кельтские бродячие поэты – барды часто использовали в своих торжественных песнях поэтические фигуры, которые потом назвали кеннингами. Кеннинг – это образное определение понятия, перифраз в форме словосочетания «Существительное в Им. падеже + существительное в Род. падеже». Образ более емко, чем слово, передает суть понятия или одну из его сторон. Это как игра. Приведем примеры: Дуб – страж леса Луна – спутник солнца Солнце – императрица светил Корабль – странник моря 6. Первичное закрепление. КР - Задание: Давайте придумаем кеннинги к словам ШКОЛА, УЧЕНИК, ВЕТЕР, МОРЕ. ШКОЛА: дом знаний, здание учёбы, гранит науки. ВЕТЕР: посланец туч, странник небес, дух неба, баловень небес. МОРЕ: дитя океана, вода наслаждения, стихия свободы, друг Кусто.
Устный вид коллективной работы, с которым справились все учащиеся. ФО учителя: смайлики «Солнце» |
Аудио: Анугама «Утренний бриз»
Слайд 12
Слайд 15
Слайд 13-14
|
|||||||||||||||||
20-38 мин
Середина урока
|
IV. Освоение изученного материала. 7. ИР - Индивидуальная работа: Составление кеннингов на заданные слова; Запись кеннингов на индивидуальных ламинированных листах разноцветными маркерами-фломастерами.
Задание: придумать кеннинги к словам УТРО, ВЕСНА, ЦВЕТЫ, НЕБО. УТРО: начало начал, пробуждение мира, конец ночи, зарождение лучшего. НЕБО: покрывало земли, поляна звёзд ФО – взаимооценивание «Светофор»
8. ГР - Групповая работа детей: Деление на 2 группы. Задание: записать на белых ламинированных плакатах кеннинги, создать красочные иллюстрации к ним. Презентация групповых работ.
Коллективное оценивание работ - постеров учащихся по дескрипторам: Навыки: применение, анализ
ФО: взаимооценивание «Две звезды, одно пожелание».
|
Индивидуальные белые ламинированные листы Маркеры фломастеры
Плакат ФО «Светофор»
Белые ламинированные плакаты Маркеры фломастеры
|
|||||||||||||||||
38-40мин
Конец урока |
V. Итоги урока Этап рефлексии. По окончании работы на уроках дети оценивают свою деятельность на плакате с ФО «Лестница успеха» с помощью разноцветных стиков: Знаю и понимаю - Понимаю и применяю – Применяю и могу научить другого. Учитель проводит ФО и подводит итоги урока.
|
Плакат ФО «Лестница успеха» |
|||||||||||||||||
Краткосрочный план
урока развития речи № 2
Раздел 2: Жизненные ценности |
Школа: КГУ «Леденёвская средняя школа» |
||||||||
Дата: |
ФИО учителя: Серебрякова А.Х. |
||||||||
Класс: 5 |
Количество Присутствующих: 7 |
Количество отсутствующих:0 |
|||||||
Тема урока: |
«Мастерская творческого письма»: Подготовка к написанию ассоциативного эссе на лексическую тему «Утро» (продолжение). |
||||||||
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке: |
АГ5.1.1.: понимать основное содержание текста, определяя главную информацию СРН 5. 2.: использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально-окрашенные слова; гиперболы, эпитеты, сравнения, олицетворение. П 5.4.: создавать тексты-повествование и описание в художественном и разговорном стилях (письмо, рекламный текст, объявление, дневник, стихотворение, сказка, эссе) с учетом целевой аудитории. |
||||||||
Цели обучения учащихся: |
Все учащиеся смогут: определять главную эмоциональную составляющую текста (сказка Н.Абрамцевой); составлять кластеры на заданную тему «ВЕСНА». использовать при составлении словесного этюда «Живопись слова» эпитеты, сравнения, олицетворении. |
||||||||
Большинство учащихся будут уметь: составлять словесные этюды «Живопись слова» с использованием эпитетов, сравнений и олицетворений. |
|||||||||
Некоторые учащиеся смогут: составить обобщающие постеры с использованием всех, изученных на 2 уроках, приёмов словотворчества. |
|||||||||
Критерии успеха: |
Понимают основное содержание текста сказки Н.Абрамцевой; поясняют смысл эмоционального содержания сказки, используя эмоционально-окрашенные слова; понимают смысл фразеологизма «Выйти из себя»; умеют использовать в устной и письменной речи эпитеты, сравнения и олицетворения; умеют составлять словесные этюды по эстетической формуле красоты «Живопись слова». понимают смысл необходимой терминологии по теме урока |
||||||||
Языковая цель: |
Учащиеся могут: - составлять словесные этюды с использованием изобразительно-выразительных средств; - строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи. Ключевые слова и фразы: Кеннинг, живопись слова, эстетическая формула красоты, эпитет, сравнение, олицетворение. |
||||||||
План |
|||||||||
Планируемые сроки |
Планируемые действия |
Ресурсы |
|||||||
0–7 мин
Начало урока |
I. Организация урока. Целевая установка.
II. «Индукция» Эмоциональный настрой. Читает учитель, учащиеся принимают удобное положение, слушают. Работа со сказкой Н. Абрамцевой «Тише, пожалуйста». Где-то в лесу жила-была речка. Чистая- чистая, прозрачная- прозрачная. Весь лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреть в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая, добрая речка! Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидела, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела ее вода. Заметило это солнце, решило развеселить речку. Пощекотало ее своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол без того поцарапанную волну. «Что за глупые шутки?» - подумала она обиженно. А тут еще одна неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя. Да, расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, фыркнула и … вышла из себя. Из берегов своих… Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка… И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и луч нечаянно уколол, и лосенок, конечно же не нарочно упал в воду. Все понимает бывшая речка, а теперь бесформенная мелкая огромная лужа. Все понимает, а вернуться не может… Сорвалась… Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет… Качается почти стоячая вода между кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, грязной вязкой трясиной стала светлая чистая речная вода. Болото… Неверные кочки… Ползучие стебли… Страшные черные оконца… Болото… А была речка. Была. Добрая, веселая лесная речка. Только вот из себя вышла… Выйти каждый может. Всегда может… Выйти легко… Очень …Слишком даже… Беседа по сказке. - Почему автор в конце сказки говорит, что выйти из себя каждый может, ведь она нам рассказывала про речку? - Как называется литературный прием, когда действия, мысли и чувства живого мира переносятся на живой? (Олицетворение, аллегория, иносказание). - Какие слова обыгрываются в сказке? (выйти из себя). Как называются такие устойчивые сочетания слов? (фразеологизмы). |
КомпьютерИнтерактивная доска Презентация к урокам
Слайды 18-21
Слайд 22 |
|||||||
7-17 мин Середина урока
|
III. Актуализация знаний. Повторение. - Как образуются кеннинги? - Кто придумал кеннинги? - Составьте кеннинги на тему «Солнце», «Птица», «Цветок».
III. Изучение нового материала. 1.Знакомство с ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ФОРМУЛОЙ КРАСОТЫ «ЖИВОПИСЬ СЛОВА» (словесный этюд). Учёные-лингвисты при изучении особенностей построения предложений русских писателей (Л.Н.Толстой, К.Г.Паустовский и др.) вывели определённую словесную формулу, которую назвали «эстетическая формула красоты «Живопись слова»» (видеофрагмент).
2. Рисование словесного этюда по эстетической формуле красоты «живопись слова»: Осязательный
цветовой эпитет+образ+сравнение+олицетворение
световой
Приводим пример этюда: (эпитет) Важный (образ) гриб-боровичок (сравнение), как маленький гном (олицетворение), подмигивал мне из-под своей глянцевитой шоколадной шляпки, словно хотел сказать: «Вот он я! Сорви же меня!»
3. Повторение: - Как образуется сравнение? - Что называется эпитетом? - Что такое олицетворение? |
Слайд 6, 17
|
|||||||
17- 35мин
Середина урока
|
IV. Освоение изученного материала. 4.«Проба пера». Устный рабочий момент обучения приёму «Живопись слова». Дети составляют словесные этюды устно. ФО: Взаимооценивание «Светофор»
6. ИР. Индивидуальное письменное задание: составить и записать на индивидуальных ламинированных белых листах словесные этюды «Живопись слова» по изученной формуле согласно содержанию разноцветных открыток-фотоматериалов с яркими изображениями бабочек, стрекоз, божьих коровок на цветах, грибов, домиков и проч. 7. Презентация уч-ся работ. Коллективное оценивание работ - постеров учащихся по дескрипторам: Навыки: применение, анализ
ФО: взаимооценивание «Две звезды, одно пожелание». |
Белые ламинированные листы Маркеры Цветные фотоиллюстрации |
|||||||
35- 40мин
Конец урока |
V. Творческое задание на дом: на отдельных листах А-4 в виде постера с красочными иллюстрациями оформить творческую работу - ассоциативное эссе на лексическую тему «Утро» с использованием изученных приёмов словотворчества: кеннингов, словесных этюдов, миниатюр по опорным словам. VI. Итоги урока: Этап рефлексии. По окончании работы на уроках дети оценивают свою деятельность на плакате с ФО «Лестница успеха» с помощью разноцветных стиков: Знаю и понимаю - Понимаю и применяю – Применяю и могу научить другого. Учитель проводит ФО и подводит итоги урока.
|
|
|||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.