Урок развития речи в 5-6 классах. "Мастерская творческого письма". Подготовка к ассоциативному эссе на лексическую тему "Утро".
Оценка 4.8

Урок развития речи в 5-6 классах. "Мастерская творческого письма". Подготовка к ассоциативному эссе на лексическую тему "Утро".

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература +1
4 кл—7 кл
19.05.2020
Урок развития речи в 5-6 классах. "Мастерская творческого письма". Подготовка к ассоциативному эссе на лексическую тему "Утро".
Данная разработка построена по принципу методики творческой мастерской. Урок развития речи направлен на освобождение мышления учащихся от речевых стереотипов и шаблонов, развивает креативность и нестандартность речевого мышления.
Урок развития речи. Мастерская творческого письма..docx

Краткосрочный план

 урока развития речи №1

 

Раздел 2: Жизненные ценности

Школа: КГУ «Леденёвская средняя школа»

Дата:

ФИО учителя: Серебрякова А.Х.

Класс: 5

Количество

Присутствующих: 7

Количество отсутствующих:0

Тема урока:

«Мастерская творческого письма»:

Подготовка к написанию ассоциативного

эссе на лексическую тему «Утро».

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

 АГ5.1.1.: понимать основное содержание текста, определяя главную информацию

СРН 5. 2.:  использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально-окрашенные слова; гиперболы, эпитеты, сравнения, олицетворение.

СРН 5.3.: использовать именные части речи, согласуя слова в роде, числе и падеже.

 

 

Цели обучения

учащихся

Все учащиеся смогут:

называть слова  перифразом (одним словом или сочетанием);

 правильно употреблять существительные в И. и Р. падежах;

Большинство учащихся будут уметь:

Составлять  кеннинги, перифразы.

Некоторые учащиеся:

Составят миниатюру-стихотворение на опорное слово «УТРО».

Критерии успеха

 

Понимают эмоциональное  содержание текста настроя, определяют главную информацию.

Используют эмоционально-окрашенные слова и именные части речи, согласуя в роде, числе и падеже.

 характеризовать основные социальные функции языка;

анализировать тексты различных стилей;

понимают смысл необходимой терминологии по теме урока

Языковая цель

 

Учащиеся могут:

- смогут составлять образные фигуры – кеннинги.

Ключевые слова и фразы:

Утро, весна, радость, образ, кеннинг, перифраз.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

русский.

Предыдущее обучение

 

Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, которые направлены на восприятие и оценку аудио материалов, на анализ текста, на формирование образной и выразительной устной и письменной речи.

План

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

0–5 мин

 

Начало урока

I. Организация урока. Целевая установка.

 

II.  «Индукция»  (Эмоциональный настрой)

1.     Читает учитель, учащиеся принимают удобное положение, слушают:

« Утро. Пение птиц, шепот ветра за окном будят тебя. Ты начинаешь просыпаться и улыбаешься, потому что знаешь: сейчас войдет мама и скажет добрые, приятные слова. Каждое утро слова разные: мама – удивительная фантазерка! … И вот открывается дверь, входит мама, целует тебя и говорит:

 - Вставай, солнышко мое! Тебя ждут друзья. Тебя ждет вода, чтобы смыть ночной покой и дать тебе силу морей и океанов. Тебя ждут одноклассники – вам хорошо вместе, никогда не бывает скучно: вы придумываете игры, делаете открытия; вам нравится радовать друг друга! Тебя ждет учитель: ему всегда приятно общаться с тобой,  потому,  что ты добрый, умный, оригинальный, способный… Тебя ждет замечательный  день!

  И ты открываешь глаза, твердо зная, что мама права: день должен быть замечательный! Тебя любит солнце, птицы, друзья, одноклассники, учитель! И ты любишь их!»

2.     Беседа по вопросам:

-Как можно охарактеризовать такое утро?

-Где можно встретить утро? ( В лесу, в горах, у моря, в джунглях, летом, весной…).

Компьютер. Интерактивная доска.

Слайд 10 презентации к урокам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

5-20 мин

 

Середина урока

 

 

 

III. Актуализация знаний.

3.  Стратегия  «Цепочка ассоциаций».

 (Ассоциативная карта, ассоциативное письмо, ассоциативный ряд)

 -  Сейчас вы прослушаете музыку. (Слушание музыки, автор и произведение не называются).

    Представьте себе такое утро, которое вам нравится. Что вы видите, чувствуете, ощущаете, какие краски, запахи и звуки – попробуйте передать это словами, запишите свои ассоциации.

Овал: УТРОЗаполните  Ассоциативную карту в виде кластера на тему «УТРО».

 

 

 

 

 


4. Чтение записей, одновременно уч-ся записывают понравившиеся им выражения и слова, вызвавшие новые ассоциации (ассоциативный ряд):

Капли росы, чистое небо, пастух, водопад, море, бабочка, даль, переливы цвета, капель, цветочная поляна, фонтан, хочется петь, туман, день рождения, поет свирель, журчание ручья, первый луч солнца, пробуждение мира.

В лесу поет какая-то никому не известная птичка.

 

Называем музыкальное произведение: Анугама, «Утренний бриз».

Утренний – утро. Работа со словом «БРИЗ» ( работа со словарем иностранных слов): Бриз (франц.) – ветер на побережье, с суточным изменением направления, возникает от неодинакового нагревания суши и моря: утром и днем дует с моря на сушу (морской ), а ночью – с суши на море (береговой).

 

III. Изучение нового материала.

5. Обучение приемам словотворчества: 

кеннинги, миниатюры по опорным словам, живопись слова.

           В древности кельтские бродячие поэты – барды часто использовали в своих торжественных песнях поэтические фигуры, которые потом назвали кеннингами.

  Кеннинг – это образное определение понятия, перифраз в форме словосочетания «Существительное в  Им. падеже + существительное в Род. падеже».  Образ более емко, чем слово, передает суть понятия или одну из его сторон. Это как игра.

           Приведем примеры:

Дуб – страж леса     Луна – спутник солнца

          Солнце – императрица светил

Корабль – странник моря

 6. Первичное закрепление.

КР - Задание: Давайте придумаем кеннинги к словам ШКОЛА, УЧЕНИК, ВЕТЕР, МОРЕ.

ШКОЛА: дом знаний, здание учёбы, гранит науки.

ВЕТЕР: посланец туч, странник небес, дух неба, баловень небес.

МОРЕ: дитя океана, вода наслаждения, стихия свободы, друг Кусто.

 

Устный вид коллективной работы, с которым справились все учащиеся.

ФО учителя: смайлики «Солнце»

 

 

 

Аудио: Анугама «Утренний бриз»

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12

 

 

 

 

 

Слайд 15

 

 

 

 

 

Слайд 13-14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20-38 мин

 

Середина урока

 

 

IV. Освоение изученного материала.

7. ИР - Индивидуальная работа:

Составление кеннингов на заданные слова;

Запись кеннингов на индивидуальных ламинированных листах разноцветными маркерами-фломастерами.

 

Задание:  придумать кеннинги к словам УТРО, ВЕСНА, ЦВЕТЫ, НЕБО.

УТРО: начало начал, пробуждение мира, конец ночи, зарождение лучшего.

НЕБО: покрывало земли, поляна звёзд

ФО – взаимооценивание  «Светофор»

 

8. ГР - Групповая  работа детей:

Деление на 2 группы.

Задание:  записать на белых  ламинированных плакатах  кеннинги, создать красочные иллюстрации к ним.

Презентация групповых работ.

 

Коллективное оценивание работ - постеров учащихся по дескрипторам:

Навыки: применение, анализ

Критерий оценивания

Дескрипторы:

Правильно используют имена существительные  при составлении кеннингов;

демонстрируют  навыки правильного составления кеннингов.

 

- используют имена только имена существительные в И. и Р. падежах при составлении кеннингов;

- составляют кеннинги  правильной последовательности.

 

ФО: взаимооценивание  «Две звезды, одно пожелание».

 

 

Индивидуальные белые ламинированные листы

Маркеры фломастеры

 

 

 

 

 

 

Плакат ФО «Светофор»

 

 

Белые ламинированные плакаты

Маркеры фломастеры

 

38-40мин

 

Конец урока

 

V. Итоги  урока

Этап рефлексии.

По окончании работы на уроках дети оценивают свою деятельность на плакате с ФО «Лестница успеха» с помощью разноцветных стиков:

Знаю и понимаю -  Понимаю и применяю – Применяю и могу научить другого.

Учитель проводит ФО и подводит итоги урока.

 

 

 

Плакат ФО «Лестница успеха»

 

 

Краткосрочный план

 урока развития речи № 2

 

Раздел 2: Жизненные ценности

Школа: КГУ «Леденёвская средняя школа»

Дата:

ФИО учителя: Серебрякова А.Х.

Класс: 5

Количество

Присутствующих: 7

Количество отсутствующих:0

Тема урока:

«Мастерская творческого письма»:

Подготовка к написанию ассоциативного

эссе на лексическую тему «Утро» (продолжение).

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

 АГ5.1.1.: понимать основное содержание текста, определяя главную информацию

СРН 5. 2.:  использовать слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова, заимствованные слова, эмоционально-окрашенные слова; гиперболы, эпитеты, сравнения, олицетворение.

П 5.4.: создавать тексты-повествование и описание в художественном и разговорном стилях (письмо, рекламный текст, объявление, дневник, стихотворение, сказка, эссе) с учетом целевой аудитории.

Цели обучения

учащихся:

Все учащиеся смогут:

определять главную эмоциональную составляющую текста (сказка Н.Абрамцевой);

составлять кластеры на заданную тему «ВЕСНА».

использовать при составлении словесного этюда «Живопись слова» эпитеты, сравнения, олицетворении.

Большинство учащихся будут уметь:

составлять словесные этюды «Живопись слова» с использованием эпитетов, сравнений и олицетворений.

Некоторые учащиеся смогут:

составить обобщающие постеры с использованием всех, изученных на 2 уроках, приёмов словотворчества.

Критерии успеха:

Понимают основное содержание текста сказки Н.Абрамцевой;

поясняют смысл эмоционального содержания сказки, используя эмоционально-окрашенные слова;

понимают смысл фразеологизма «Выйти из себя»;

умеют использовать в устной и письменной речи эпитеты, сравнения и олицетворения;

умеют составлять словесные этюды по эстетической формуле красоты

«Живопись слова».

понимают смысл необходимой терминологии по теме урока

Языковая цель:

Учащиеся могут:

- составлять словесные этюды с использованием изобразительно-выразительных средств;

- строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи.

Ключевые слова и фразы:

Кеннинг, живопись слова, эстетическая формула красоты, эпитет, сравнение, олицетворение.

План

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

0–7 мин

 

Начало урока

I. Организация урока. Целевая установка.

 

II. «Индукция» Эмоциональный настрой.

Читает учитель, учащиеся принимают удобное положение, слушают.

     Работа со сказкой Н. Абрамцевой «Тише, пожалуйста».

         Где-то в лесу жила-была речка. Чистая- чистая, прозрачная- прозрачная.

Весь лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреть в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая, добрая речка!

Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидела, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела ее вода. Заметило это солнце, решило развеселить речку. Пощекотало ее своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол без того поцарапанную волну. «Что за глупые шутки?» - подумала она обиженно. А тут еще одна неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя.

          Да, расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, фыркнула и … вышла из себя. Из берегов своих… Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка…  И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и луч нечаянно уколол, и лосенок, конечно же не нарочно упал в воду.

          Все понимает бывшая речка, а теперь бесформенная мелкая огромная лужа. Все понимает, а вернуться не может… Сорвалась… Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет… Качается почти стоячая вода между кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, грязной вязкой трясиной стала светлая чистая речная вода.

          Болото…  Неверные кочки…  Ползучие стебли… Страшные черные оконца…

         Болото… А была речка. Была.

         Добрая, веселая лесная речка.

         Только вот из себя вышла…  Выйти каждый может.  Всегда может… Выйти легко…  Очень …Слишком даже…

Беседа по сказке.

 - Почему автор в конце сказки говорит, что выйти из себя каждый может, ведь она нам рассказывала про речку?

- Как называется литературный прием, когда действия, мысли и чувства живого мира переносятся на живой? (Олицетворение, аллегория, иносказание).

 - Какие слова обыгрываются в сказке? (выйти из себя). Как называются такие устойчивые сочетания слов? (фразеологизмы).

КомпьютерИнтерактивная доска

Презентация к урокам

 

Слайды  18-21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 22

7-17 мин

Середина урока

 

 

 

III. Актуализация знаний.

Повторение.

- Как образуются кеннинги?

- Кто придумал кеннинги?

- Составьте кеннинги на тему «Солнце», «Птица», «Цветок».

 

III. Изучение нового материала.

1.Знакомство с ЭСТЕТИЧЕСКОЙ  ФОРМУЛОЙ  КРАСОТЫ «ЖИВОПИСЬ СЛОВА» (словесный этюд).

Учёные-лингвисты при изучении особенностей построения предложений  русских писателей (Л.Н.Толстой, К.Г.Паустовский и др.) вывели определённую словесную формулу, которую назвали  «эстетическая формула красоты «Живопись слова»» (видеофрагмент).

 

2.   Рисование словесного этюда по эстетической формуле красоты «живопись слова»:

Осязательный

 

цветовой        эпитет+образ+сравнение+олицетворение

 


световой

 

Приводим  пример этюда:

(эпитет) Важный  (образ)  гриб-боровичок (сравнение), как маленький гном (олицетворение), подмигивал мне из-под своей глянцевитой шоколадной шляпки, словно хотел сказать: «Вот он я! Сорви же меня!»

    

3. Повторение:

- Как образуется сравнение?

- Что называется эпитетом?

-  Что такое олицетворение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6, 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17- 35мин

 

Середина урока

 

IV. Освоение изученного материала.

4.«Проба пера». Устный рабочий момент обучения приёму «Живопись слова».

Дети   составляют словесные этюды устно.

ФО: Взаимооценивание «Светофор»

 

6. ИР.  Индивидуальное письменное задание:  

составить и записать на индивидуальных ламинированных белых листах  словесные этюды «Живопись слова» по изученной формуле согласно содержанию разноцветных открыток-фотоматериалов с яркими изображениями бабочек, стрекоз, божьих коровок на цветах, грибов, домиков и проч.

7. Презентация уч-ся работ.

    Коллективное оценивание работ - постеров учащихся по дескрипторам:

Навыки: применение, анализ

Критерий оценивания

Дескрипторы:

Правильно использует эпитеты, сравнения и олицетворения при составлении формулы;

 

демонстрирует навыки составления словесного этюда, опираясь на формулу «Живопись слова»;

 

- приводит эпитеты, сравнения и олицетворения при составлении формулы;

 

 

-составляет формулу «Живопись слова» в правильной последовательности.

ФО: взаимооценивание «Две  звезды, одно пожелание».

 

 

 

 

 

Белые ламинированные листы

Маркеры

Цветные фотоиллюстрации

35- 40мин

 

Конец урока

V. Творческое задание на дом:

на отдельных листах А-4 в виде постера с красочными иллюстрациями оформить творческую работу - 

ассоциативное эссе на лексическую тему «Утро» с использованием изученных  приёмов словотворчества: кеннингов, словесных этюдов, миниатюр по опорным словам.

VI. Итоги  урока:

Этап рефлексии.

По окончании работы на уроках дети оценивают свою деятельность на плакате с ФО «Лестница успеха» с помощью разноцветных стиков:

Знаю и понимаю -  Понимаю и применяю – Применяю и могу научить другого.

Учитель проводит ФО и подводит итоги урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Краткосрочный план урока развития речи №1

Краткосрочный план урока развития речи №1

План Планируемые сроки

План Планируемые сроки

Чтение записей, одновременно уч-ся записывают понравившиеся им выражения и слова, вызвавшие новые ассоциации (ассоциативный ряд):

Чтение записей, одновременно уч-ся записывают понравившиеся им выражения и слова, вызвавшие новые ассоциации (ассоциативный ряд):

Середина урока IV

Середина урока IV

Краткосрочный план урока развития речи № 2

Краткосрочный план урока развития речи № 2

План Планируемые сроки

План Планируемые сроки

Середина урока III . Актуализация знаний

Середина урока III . Актуализация знаний

Середина урока IV. Освоение изученного материала

Середина урока IV. Освоение изученного материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2020