Урок развития речи в 7 классе "Дуб - богатырь"
Оценка 4.7

Урок развития речи в 7 классе "Дуб - богатырь"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
10.01.2022
Урок развития речи в 7 классе "Дуб - богатырь"
Урок развития речи.
7 класс. РР. Дуб - богатырь.docx

Читаем, говорим, пишем (7 класс, Упр.300)

Тема:  Дуб – богатырь

                                                                                Изучи свое Отечество,

                                                             а потом можешь путешествовать.

                                                                                                                                            Овидий

Цели: совершенствование навыков и умений анализа текста; воспитание нравственного отношения к природе; развитие чувства природы в учащихся.

Задачи: углубить представления  о стилях речи; развить навыки анализа художественного текста; приблизить учащихся к образам природы, запечатленным в слове.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайд – презентация, текст сказки.

 

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Слово учителя. Бескрайние леса России – это ее колыбель, ее крепость.  Леса кормили, поили нас, давали силы, здоровье, защищали в любую годину, формировали характер, мировоззрение народа.  Всмотримся внимательно в то, что привлекло писателя, и мы увидим гармонию в его отношении к природе, к человеку, стремление увидеть в жизни природы то, что родственно миру человека. Удивительное и прекрасное царство природы. В каждом слове чувствуется любовь и уважение к природе. Своими глазами -писатель увидел дуб как сказку, и что-то новое открылось ему в лесу. Лес непременно тебя одарит. Писатель показывает не столько природу, сколько ее влияние на человека. Рассказывая о дубраве, он рассказывает не о ней, а о том, чем она нас тронула, удивила, обрадовала.

Знакомство с текстом упр. 300.

- Определите тип и стиль текста.

- Озаглавьте текст.

- Определите способ связи между 1, 2 и 3 предложениями текста.

- Выпишите из текста однокоренные слова к словам дуб и лес.

- Выпишите из текста примеры эпитетов и олицетворений.

- Найдите наречия. Выпишите их со словами, к которым они относятся. Определите разряд наречий по значению.

Учитель.  Писатель видит и слышит природу. Мы же не увидим этого дерева. Но оно свое дело сделало. Вот и скажите теперь – сколько стоит дерево? Какова цена его шума? А цена его тени? А памяти?

Познакомимся со сказкой М. Скребцовой «Сердце человеческое».

            Рос в одной деревне дуб. Был он старый-старый. Никто точно не знал, сколько  ему лет. Старики говорили, что когда они детьми были, дуб уже старым казался.

Дуб в деревне любили. Много примет и поверий вокруг него ходило. Нельзя было грубо ругаться возле дуба — непременно потом заболеешь. Нельзя было на землю мусор возле дуба выбрасывать — к несчастьям неожиданным. Нельзя было ветки у дуба обламывать — говорили, что к смерти это. И радостные приметы тоже были. У дуба молодые в любви объяснялись, чтобы любовь крепла; к дубу будущие матери приходили, сил набирались; к дубу детей новорожденных приносили, чтобы здоровыми росли; к дубу больных приводили, чтобы сила дерева в них переливалась. Иногда дуб и правда помогал. Чаще же все так и шло в жизни людей, как сами они этого хотели. Однако к дубу с почтением относились.

Однажды дом возле дуба продали. Новый хозяин о дубе ничего не знал и решил срубить его, как только обживется на новом месте: «В окно посмотришь — один дуб перед глазами. Весь свет он мне загораживает».  Но дело это нелегкое — дуб срубить. Хозяину помощь была нужна. Стал он по домам ходить, спрашивать, не поможет ли кто. Никто и слушать его не хотел. Наоборот, люди его отговаривали, приметами пугали. А хозяину хоть бы хны, на своем стоит: «Не хотите, один справлюсь, без помощи».

Накануне задуманного приснился ему сон. Молнии сверкают, на дворе ураган, старый дуб скрипит всеми ветками и сучьями, будто с ветром разговаривает: «Отжил я свое, ветер, хватит. Не мил больше людям. Раньше здесь добрые муж с женою жили, разговаривали со мной, на красоту мою любовались. Я и горя не ведал. Не такие ураганы выстаивал. Сердце человеческое меня теплом и добротой наполняло. А теперь сила моя исчезла, сердца человеческого рядом не чувствую, одиноко мне, умираю».

Послышался треск, дуб накренился. Порывы ветра были такими сильными, что весь дом содрогался. Хозяин в ужасе подумал: «Господи, если он на дом мой упадет, живого места от меня и от дома моего не останется». Он выбежал,  в чем был, на улицу и взмолился: «Не падай, держись, дружище! Крепок ты еще, чтоб умирать. Смотри, ветер уже стихать начал, держись». Хозяин к самому дубу подбежал, обнял его, обхватил, что было сил, поддерживать стал... Дерево трещало всеми сучьями. В один момент оно содрогнулось и качнулось так сильно, что вокруг вся земля вздрогнула, и хозяин в этот момент проснулся... Первым делом он бросился к окну. Сияло утреннее солнце, и дуб стоял, как ни в чем не бывало. У хозяина от сердца отлегло: «Бог с тобой, живи на здоровье, раз уж ты такой нежный». С тех пор хозяин с дубом лучшими друзьями стали.

- Как вы думаете, если бы хозяину не приснился этот сон, исполнил бы он задуманное?

- Напишите сказку о дружбе хозяина и дуба.

- Каким должен быть человек, чтобы с деревом подружиться? Хотели бы вы подружиться с каким-либо деревом и почему?

 - Как вы думаете, какому дереву больнее, когда его срубают: старому или молодому?

Задания по выбору: 1.Написать краткое изложение текста упр. 300.  2. Сочинить сказку о дубе. 3. Подобрать пословицы, поговорки, фразеологические обороты о дубе.


 

Читаем, говорим, пишем (7 класс,

Читаем, говорим, пишем (7 класс,

Накануне задуманного приснился ему сон

Накануне задуманного приснился ему сон
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2022