Цели:
1) Сформировать у учащихся понятия “сочувствие”, “сострадание”, “эмпатия”, “альтруизм”; объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей;
2) Развивать у ребят навыки связной речи, мышление;
3) Воспитывать в детях умение выражать своё доброе отношение к людям.
Эпиграф к уроку:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся,
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать… Ф.Тютчев
Оформление:
1.Плакаты с двумя правилами.
Правило первое: научись ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
Правило второе: в каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей.
2. Плакаты с толкованием слов:
Сострадание - жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.
Сочувствие - отзывчивое отношение к чужому чувству, участие.
Эмпатия - умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
Альтруист - человек, готовый бескорыстно действовать на пользу других, не считаясь со своими личными интересами. Противоположность – эгоист.
3. Плакаты с советами Д. Корнеги.
1) Выказывайте своё доброе отношение к людям.
2) Улыбайтесь.
3) Придерживайтесь дружелюбного тона.
4) Помните, что имя человека – самый сладостный для него звук.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, я рада видеть вас. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я хотела бы, чтобы вы все приняли активное участие в этом уроке общения, который я назвала “Искусство быть другим”. Почему так, вы узнаете немного позднее. А сейчас я хочу обратиться к вам с вопросом:
?"Как вы определите искусство общения? Талант общения, дар общения – что это такое, по-вашему?" (Ответы учащихся).
2. Беседа по теме
Итак, вы почти все считаете, что искусство общения – это умение пользоваться речью (вести беседу, спорить, пользоваться формулами речевого этикета). Видимо, все вы исходили из того, что язык – главное средство общения. И в этом я с вами согласна. Но… Давайте сначала послушаем два отрывка из романа Л.Н.Толстого “Война и мир” (т.1, ч.1, гл. 17) и отрывок из повести В.Железнова “Чучело” (гл.5) . (Чтение отрывков учащимися).
? О ком из героев можно сказать, что у него дар общения, талант? Почему? ( Ответы учащихся).
Вы видите, что дар общения – это не только владение речью. Это, прежде всего, чуткое сердце – чуткость в восприятии состояния других людей, способность понять человека, умение проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе. Всё это мы определяем одним словом – эмпатия. Давайте запишем это определение. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. (Запись учащимися определения.) Вот об эмпатии мы и поведём речь сегодня. Мы узнаем с вами, от чего зависит способность понимать других людей, и подумаем, можно ли научиться сочувствию. А что такое сочувствие? Сочувствие – это… (Запись учащимися определения). Чтобы понять это, наверное, надо поставить себя на место того человека, которому плохо, у которого случилось несчастье, горе и увидеть мир его глазами, а мы очень часто делаем наоборот. Но больше всего о вас мне рассказали ваши сочинения на тему: “Самый несчастливый день в моей жизни”. (Напр.,5) человек считают самым несчастным днём, когда они за невыученный урок получили “2”,(_) человека считают, что они были несчастны, когда их лишили какого-либо удовольствия; (_) человек из вас – когда они испытали боль или страх и только (_) из вас считают своим несчастным днём тот день, когда они потеряли или обидели близкого человека. И я могу с уверенностью сказать, что эти (_) человек(а) способны на высокое чувство – сострадание.
? Что же такое сострадание? (Учащиеся записывают определение).
У А.С.Пушкина есть стихотворение “Элегия”. Послушайте отрывок из него:
Но не хочу, о други, умирать,
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.
Вдумайтесь, ребята, у А.С.Пушкина жить – это мыслить и страдать. Почему он ставит рядом эти два слова? (Ответы учащихся). Животное тоже может чувствовать, испытывать боль и страх, холод и голод, но страдает только человек. Потому что он мыслит. Мыслящий человек не может не страдать. Он глубоко чувствует людское горе, он видит зло – и он страдает. Страдание – просветлённое разумом мучение. Страдание делает нас способными к сопереживанию: мы понимаем, что так же может страдать и другой человек. И это нас заставляет делать то, на что человек способен.
? А на что, ребята, человек способен? (Ответы учащихся)
Да, я согласна с вами, что человек способен мстить, утешать, любить, жертвовать и даже отдавать свою жизнь – и всё это во имя жизни другого человека!
? А можно ли научиться сочувствию? (Ответы учащихся).
? Что называется состраданием? (Учащиеся записывают определение в тетради с плаката).
? Ребята, а можно ли развить в себе способность к состраданию? (Ответы учащихся).
3. Да, можно. Может быть, вам помогут два правила:
Правило первое: научись ставить себя на место другого человека, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они. Владимир Леви, известный психолог, определил искусство общения как искусство быть другим, т.е. вживаться в образ того человека, с которым вы общаетесь. Давайте и мы попробуем это сделать. Представьте себе такую ситуацию: сегодня на улицах мы часто встречаем безработных, нищих, просящих подаяния. Представьте себе, что и вы увидели нищую, убогую старушку на улице, которая просит у прохожих милостыню. Какие чувства вы испытаете? Выразите это на бумаге. Что бы вы сделали? Как поступили?
4. (Учащиеся работают письменно 7-8 минут).
А теперь прослушаем и проанализируем то, что вы написали. (Анализ письменных работ учащихся.)
Итак, с правилом первым мы разобрались.
5.Теперь правило второе: в каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей. Один из современных шахматистов признался: “Чтобы победить сильного соперника, я должен его изучить. А чтобы изучить, я должен в него влюбиться. Да. Влюбиться и в стиль игры, и в характер, т.е. и как в человека. Последнее, конечно, всего труднее. Хуже всего я играю с теми, кого не люблю”. Да, научиться любить людей труднее всего, но возможно. Я вам расскажу, какой способ предлагает В.Леви. Но сначала скажите, как выразить своё доброе отношение к людям? (Ответы учащихся).
6.? “Давайте говорить друг другу комплименты”,- сказал Булат Окуджава. Подумайте и ответьте, какие комплименты вы умеете говорить? (Ответы учащихся).
Ну, а теперь способ, предложенный В.Леви: попробуйте добровольно войти в роль альтруиста. (Запись определения с плаката в тетради). Поживите чуть-чуть в роли доброго ангела. Но поживите всерьёз и добровольно. Это время посветите не себе, а кому- то другому или какому-то делу, не имеющему отношения к вашим личным интересам. Не ждите ни благодарности, ни похвал, ни каких-либо знаков внимания – более того, действуйте незаметно, чтобы никто о вашем эксперименте не догадался. И через месяц мы обязательно посвятим этому классный час.
7. А теперь запишем советы Д. Корнеги. (Запись советов Д. Корнеги с плаката).
У французского писателя А. де Сент-Экзюпери есть прекрасная волшебная сказка для взрослых – “Маленький принц”. Она о человеческих отношениях, о нежности и ответственности. Прочитайте её. Автору удалось донести до своих читателей мысль о том, что “самого главного глазами не увидишь”, что “зорко одно лишь сердце”. Запомните это и вы.
8. А сейчас хочу прочитать вам одно письмо из детского журнала: “Мы учимся в 7 классе. Класс шумный. На уроках мы не скучаем: болтаем, иногда и вовсе срываем занятия. То есть, не все, но большинство наших мальчиков. И если на уроке русского языка, математики, географии у нас тишина, то на уроках английского языка – настоящий разгром. Наша учительница Нина Николаевна всегда рассказывает разные истории на английском языке, а нам из-за нашей дисциплины не успевает объяснить новый материал. Мы говорили с мальчишками, которые срывают уроки – не помогло. А бедная Нина Николаевна чуть не плачет от их “геройства”. Немногие понимают, что она – человек сильной воли. Другая на её месте давно бы бросила наш класс, а она по-прежнему вкладывает в своё дело всю душу. А безобразия продолжаются. Мы хотим помочь Нине Николаевне. Но как? Поставьте нас на правильный путь. ” - Так как же поставить ребят на правильный путь? Как бороться с хулиганством?
Ответ вы напишите дома. Это будет вашим домашним заданием.
9. И в заключение урока хочу повторить слова Л.Н.Толстого: “Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие”. Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Да, таким людям живётся труднее и беспокойнее, но их совесть чиста. Бесчувственным кажется, что им хорошо . Но это им только кажется. И в заключении я прочитаю вам молитву св. Франциска Ассизского (под музыку): Господи, удостой меня быть орудием мира Твоего! Чтобы я вносил веру туда, где сомневаются; Надежду, где отчаиваются; Радость, где страдают; Любовь, где ненавидят! Чтобы вносил истину туда, где заблуждаются; Свет – во тьму. Господи, удостой! Утешать, а не ждать утешения; Понимать, а не ждать понимания; Любить, а не ждать любви, Ибо, кто даёт, тот получает, Кто забывает себя, тот обретает; Кто прощает, тому проститься - Кто умирает, тот проснётся к вечной жизни. Аминь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.