Урок развития речи в 7 классе Искусство быть другим
Оценка 4.7

Урок развития речи в 7 классе Искусство быть другим

Оценка 4.7
doc
27.02.2022
Урок развития речи в 7 классе Искусство быть другим
Урок развития речи в 7 классе Искусство быть другим.doc

 

Цели:

 

1) Сформировать у учащихся понятия “сочувствие”, “сострадание”, “эмпатия”, “альтруизм”; объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей;

 

2) Развивать у ребят навыки связной речи, мышление;

 

3) Воспитывать в детях умение выражать своё доброе отношение к людям.

 

Эпиграф к уроку:

 

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся,

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать… Ф.Тютчев

 

Оформление:

 

1.Плакаты с двумя правилами.

 

Правило первое: научись ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.

 

Правило второе: в каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей.

 

2. Плакаты с толкованием слов:

 

Сострадание - жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека.

 

Сочувствие - отзывчивое отношение к чужому чувству, участие.

 

Эмпатия - умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.

 

Альтруист - человек, готовый бескорыстно действовать на пользу других, не считаясь со своими личными интересами. Противоположность – эгоист.

 

3. Плакаты с советами Д. Корнеги.

1) Выказывайте своё доброе отношение к людям.

2) Улыбайтесь.

3) Придерживайтесь дружелюбного тона.

4) Помните, что имя человека – самый сладостный для него звук.

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

1.     Вступительное слово учителя.

 Ребята, я рада видеть вас. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я хотела бы, чтобы вы все приняли активное участие в этом уроке общения, который я назвала “Искусство быть другим”. Почему так, вы узнаете немного позднее. А сейчас я хочу обратиться к вам с вопросом:

 

?"Как вы определите искусство общения? Талант общения, дар общения – что это такое, по-вашему?" (Ответы учащихся).

 

2.     Беседа по теме

Итак, вы почти все считаете, что искусство общения – это умение пользоваться речью (вести беседу, спорить, пользоваться формулами речевого этикета). Видимо, все вы исходили из того, что язык – главное средство общения. И в этом я с вами согласна. Но… Давайте сначала послушаем два отрывка из романа Л.Н.Толстого “Война и мир” (т.1, ч.1, гл. 17) и отрывок из повести В.Железнова “Чучело” (гл.5) . (Чтение отрывков учащимися).

 

? О ком из героев можно сказать, что у него дар общения, талант? Почему? ( Ответы учащихся).

 

Вы видите, что дар общения – это не только владение речью. Это, прежде всего, чуткое сердце – чуткость в восприятии состояния других людей, способность понять человека, умение проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе. Всё это мы определяем одним словом – эмпатия. Давайте запишем это определение. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. (Запись учащимися определения.) Вот об эмпатии мы и поведём речь сегодня. Мы узнаем с вами, от чего зависит способность понимать других людей, и подумаем, можно ли научиться сочувствию. А что такое сочувствие? Сочувствие – это… (Запись учащимися определения). Чтобы понять это, наверное, надо поставить себя на место того человека, которому плохо, у которого случилось несчастье, горе и увидеть мир его глазами, а мы очень часто делаем наоборот. Но больше всего о вас мне рассказали ваши сочинения на тему: “Самый несчастливый день в моей жизни”. (Напр.,5) человек считают самым несчастным днём, когда они за невыученный урок получили “2”,(_) человека считают, что они были несчастны, когда их лишили какого-либо удовольствия; (_) человек из вас – когда они испытали боль или страх и только (_) из вас считают своим несчастным днём тот день, когда они потеряли или обидели близкого человека. И я могу с уверенностью сказать, что эти (_) человек(а) способны на высокое чувство – сострадание.

 

? Что же такое сострадание? (Учащиеся записывают определение).

 

У А.С.Пушкина есть стихотворение “Элегия”. Послушайте отрывок из него:

 

Но не хочу, о други, умирать,

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть – на мой закат печальный

Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

 

 

 

 

Вдумайтесь, ребята, у А.С.Пушкина жить – это мыслить и страдать. Почему он ставит рядом эти два слова? (Ответы учащихся). Животное тоже может чувствовать, испытывать боль и страх, холод и голод, но страдает только человек. Потому что он мыслит. Мыслящий человек не может не страдать. Он глубоко чувствует людское горе, он видит зло – и он страдает. Страдание – просветлённое разумом мучение. Страдание делает нас способными к сопереживанию: мы понимаем, что так же может страдать и другой человек. И это нас заставляет делать то, на что человек способен.

 

? А на что, ребята, человек способен? (Ответы учащихся)

 

Да, я согласна с вами, что человек способен мстить, утешать, любить, жертвовать и даже отдавать свою жизнь – и всё это во имя жизни другого человека!

 

? А можно ли научиться сочувствию? (Ответы учащихся).

 

? Что называется состраданием? (Учащиеся записывают определение в тетради с плаката).

 

? Ребята, а можно ли развить в себе способность к состраданию? (Ответы учащихся).

 

3. Да, можно. Может быть, вам помогут два правила:

 

Правило первое: научись ставить себя на место другого человека, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они. Владимир Леви, известный психолог, определил искусство общения как искусство быть другим, т.е. вживаться в образ того человека, с которым вы общаетесь. Давайте и мы попробуем это сделать. Представьте себе такую ситуацию: сегодня на улицах мы часто встречаем безработных, нищих, просящих подаяния. Представьте себе, что и вы увидели нищую, убогую старушку на улице, которая просит у прохожих милостыню. Какие чувства вы испытаете? Выразите это на бумаге. Что бы вы сделали? Как поступили?

 

4. (Учащиеся работают письменно 7-8 минут).

 

А теперь прослушаем и проанализируем то, что вы написали. (Анализ письменных работ учащихся.)

 

Итак, с правилом первым мы разобрались.

 

 5.Теперь правило второе: в каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей. Один из современных шахматистов признался: “Чтобы победить сильного соперника, я должен его изучить. А чтобы изучить, я должен в него влюбиться. Да. Влюбиться и в стиль игры, и в характер, т.е. и как в человека. Последнее, конечно, всего труднее. Хуже всего я играю с теми, кого не люблю”. Да, научиться любить людей труднее всего, но возможно. Я вам расскажу, какой способ предлагает В.Леви. Но сначала скажите, как выразить своё доброе отношение к людям? (Ответы учащихся).

 

 6.? “Давайте говорить друг другу комплименты”,- сказал Булат Окуджава. Подумайте и ответьте, какие комплименты вы умеете говорить? (Ответы учащихся).

 

Ну, а теперь способ, предложенный В.Леви: попробуйте добровольно войти в роль альтруиста. (Запись определения с плаката в тетради). Поживите чуть-чуть в роли доброго ангела. Но поживите всерьёз и добровольно. Это время посветите не себе, а кому- то другому или какому-то делу, не имеющему отношения к вашим личным интересам. Не ждите ни благодарности, ни похвал, ни каких-либо знаков внимания – более того, действуйте незаметно, чтобы никто о вашем эксперименте не догадался. И через месяц мы обязательно посвятим этому классный час.

 

 7. А теперь запишем советы Д. Корнеги. (Запись советов Д. Корнеги с плаката).

 

У французского писателя А. де Сент-Экзюпери есть прекрасная волшебная сказка для взрослых – “Маленький принц”. Она о человеческих отношениях, о нежности и ответственности. Прочитайте её. Автору удалось донести до своих читателей мысль о том, что “самого главного глазами не увидишь”, что “зорко одно лишь сердце”. Запомните это и вы.

 

 8. А сейчас хочу прочитать вам одно письмо из детского журнала: “Мы учимся в 7 классе. Класс шумный. На уроках мы не скучаем: болтаем, иногда и вовсе срываем занятия. То есть, не все, но большинство наших мальчиков. И если на уроке русского языка, математики, географии у нас тишина, то на уроках английского языка – настоящий разгром. Наша учительница Нина Николаевна всегда рассказывает разные истории на английском языке, а нам из-за нашей дисциплины не успевает объяснить новый материал. Мы говорили с мальчишками, которые срывают уроки – не помогло. А бедная Нина Николаевна чуть не плачет от их “геройства”. Немногие понимают, что она – человек сильной воли. Другая на её месте давно бы бросила наш класс, а она по-прежнему вкладывает в своё дело всю душу. А безобразия продолжаются. Мы хотим помочь Нине Николаевне. Но как? Поставьте нас на правильный путь. ” - Так как же поставить ребят на правильный путь? Как бороться с хулиганством?

Ответ вы напишите дома. Это будет вашим домашним заданием.

 

9. И в заключение урока хочу повторить слова Л.Н.Толстого: “Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие”. Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Да, таким людям живётся труднее и беспокойнее, но их совесть чиста. Бесчувственным кажется, что им хорошо . Но это им только кажется. И в заключении я прочитаю вам молитву св. Франциска Ассизского (под музыку): Господи, удостой меня быть орудием мира Твоего! Чтобы я вносил веру туда, где сомневаются; Надежду, где отчаиваются; Радость, где страдают; Любовь, где ненавидят! Чтобы вносил истину туда, где заблуждаются; Свет – во тьму. Господи, удостой! Утешать, а не ждать утешения; Понимать, а не ждать понимания; Любить, а не ждать любви, Ибо, кто даёт, тот получает, Кто забывает себя, тот обретает; Кто прощает, тому проститься - Кто умирает, тот проснётся к вечной жизни. Аминь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Урок 
развития речи
в 7 классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 "Искусство быть другим"

 

 

 

 

 

              


Цели: 1) Сформировать у учащихся понятия “сочувствие”, “сострадание”, “эмпатия”, “альтруизм”; объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей; 2)

Цели: 1) Сформировать у учащихся понятия “сочувствие”, “сострадание”, “эмпатия”, “альтруизм”; объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей; 2)

Ход урока. 1. Вступительное слово учителя

Ход урока. 1. Вступительное слово учителя

Что же такое сострадание? (Учащиеся записывают определение)

Что же такое сострадание? (Учащиеся записывают определение)

Представьте себе, что и вы увидели нищую, убогую старушку на улице, которая просит у прохожих милостыню

Представьте себе, что и вы увидели нищую, убогую старушку на улице, которая просит у прохожих милостыню

Наша учительница Нина Николаевна всегда рассказывает разные истории на английском языке, а нам из-за нашей дисциплины не успевает объяснить новый материал

Наша учительница Нина Николаевна всегда рассказывает разные истории на английском языке, а нам из-за нашей дисциплины не успевает объяснить новый материал

Урок развития речи в 7 классе Искусство быть другим

Урок развития речи в 7 классе Искусство быть другим
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2022