Урок развития речи "Зима. Описание природы"
Оценка 4.9

Урок развития речи "Зима. Описание природы"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
27.02.2022
Урок развития речи "Зима. Описание природы"
Урок развития речи
Урок развития речи. Зима..docx

                                                     Урок развития речи

Тема: Зима. Описание природы.                                                                                                                                                                                                                                                            Цель:  подготовить учащихся к написанию сочинения-миниатюры – описанию зимнего пейзажа)      

  Задачи:                                                                                                                                                                             

обучающие:                                                                                                                            а)познакомить с особенностями сочинения - описания зимнего пейзажа.                                                                                    б) рассмотреть роль метафор, сравнений, эпитетов и олицетворений как выразительных средств при описании зимнего пейзажа;                                                                                                                               в) обратить внимание на то, что без специальных наблюдений описать картину природы нельзя;                                                                                                                                                                 г) указать пути написания сочинения-описания, углубив теоретические знания и расширив практические умения                                                                                                                                                                      

развивающие:                                                                                                                                                                        а) сформировать интерес к написанию сочинения-описания;                                                                                                                                            б) активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению теоретических знаний и формировать умение определять границы сочинения-описания по заданной теме;                                        в ) организовать исследовательскую деятельность учащихся на уроке,                                                 на основе анализа литературных образцов;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               г) развивать творческое мышление и  умение логически последовательно, точно, красочно и эмоционально излагать свои мысли;                                                                               воспитательные:                                                                                                                                       а)формировать эстетический вкус на примере образцов живописи, музыки и художественного слова;                                                                                                                                                                                                      б) воспитывать чувство любви к природе.

Словарная работа (пейзаж, метафора, олицетворение, эпитет, сравнение)

Тип урока: урок развития речи, интегрированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.                                                                       Образовательная технология: технология развивающего обучения с элементами личностно-ориентированной.

Оборудование: 

1)      Тексты литературных образцов. Пейзажные миниатюры на тему: «Зима.  Снег.»

2)      Репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег»

3)      Музыка Г. Свиридова «Вальс» к повести А.С. Пушкина «Метель».

4)      «Русская речь», 6 класс Е.И.Никитина, М., «Дрофа» 2013г. (учебник по развитию речи)

5)      Рабочие листы.                                        5

 

 

 

Надо описывать предметы так,                 

чтоб они дышали живыми красками,

чтоб можно было увидеть, услышать их.

Н.В.Гоголь

                                                        Основное содержание урока

                                                            Оргмомент.                                                                                                                                                       Учитель называет тему урока, цель, обращает внимание  на эпиграф к уроку, указывает на раздаточный материал и рабочие листы, которые ребята должны  заполнять в течение урока. Выполнять задания можно будет  как самостоятельно, так и с соседом по парте. За лучший ответ ученик будет получать жетон-снежинку. Таким образом, в конце урока определим самую творческую личность.                                                                                                                                                              

Учащиеся записывают тему урока.

                                            (Зима. Описание зимней природы)

-Что такое описание?                                                                                                                                                                           -Что лежит в основе описания? (учебник, параграф 9,стр. 68)                                                                                            –В основе описания лежит перечень признаков предметов или явлений, которые воспринимаются одновременно)

Эмоциональный настрой учащихся.

Зима! Хороша наша русская зима! Каждый год, принося с собой морозы и  метели, раскрашивает узорами деревья и дома, погружает землю в зимнюю сказку. Снег укрывает землю белым и пушистым одеялом, преображая мир, делая его чище и светлее.

Этапы подготовки к написанию зимней пейзажной миниатюры

I. Работа над содержанием пейзажного стихотворения, приемами описания предметов изображения.

А)Предлагаю прочитать стихотворение и определить его тему.                                                                                          Слайд№1 

Закружила, завьюжила,                                                                                                                                Все дома замела.                                                                                                                                                 И узорные кружева                                                                                                                                                          Разбросала зима.                                                                                                                                      Белым снегом рассыпчатым                                                                                                               Нарядила кусты,                                                                                                                                        Крепким льдом переливчатым                                                                                                                                 Заковала мосты.                                                                                                                                                               Белый жемчуг развесила                                                                                                                               На деревья в лесу,                                                                                                                              Пеленой занавесила                                                                                                                                                                    Всю былую красу                                                                                                                                         И игольчатым инеем                                                                                                                                             Из снежинок живых                                                                                                                                                                            Улеглась белым инеем                                                                                                                                               На ресницах твоих.

Б)Работа над содержанием стихотворения и средствами выразительности 

-Какое настроение создаёт у вас этот поэтический пейзаж                                                                                  чем это стихотворение?  Какой тип речи представляет этот текст?                                                                      -Для того, чтобы описать природу, совсем не обязательно описывать много предметов. Что является  предметом описания зимней природы в этом стихотворении?                                                        Найдите ключевые слова. ( ДОМА,КУСТЫ, МОСТЫ, ДЕРЕВЬЯ,…)                                                            -Что еще может стать предметом описания зимней природы?

Небо-

Солнце –

Воздух

-С помощью каких глаголов автор передает действия зимы.                                                          Найдите их в тексте и выпишите в столбик вместе с существительными (предметами), на которые направлено действие.                                                                                                                         -А теперь посмотрим, как описывает эти предметы автор стихотворения.                              Запишите рядом с этими существительными прилагательные, характеризующие их.

 Закружила                                                                                                                                                                                            Завьюжила                                                                                                                                                               Замела (что?) +дома                                                                                                                                                             Разбросала (что?) +кружева (какие?)+ узорные                                                                                                                                         Нарядила (что?) +кусты)чем?+(снегом) каким? +белым, +рассыпчатым                                                                                                   Заковала (что?)+ мосты (чем?)+ льдом(каким?) +переливчатым                                                                                                                              Развесила(что?)+ жемчуг (куда?) +на деревья; жемчуг(какой?) +белый  и т.п.        

-Какая часть речи чаще употребляется при описании?  Вы, наверное, это уже подметили?

-Какие еще слова и выражения показались вам интересными, необычными?

                                                                                                                                                                      -Какие изобразительно-выразительные средства применил поэт, чтобы изобразить зимний пейзаж в этом стихотворении?                                                                                                                                  

 -Какие синонимы можно подобрать к слову «ЗИМА, учитывая ее возможности, описанные в этом стихотворении? Запишите  их. (ВОЛШЕБНИЦА, ЧАРОДЕЙКА, ФЕЯ, КОЛДУНЬЯ)                                                

. -Что является главным атрибутом зимы у нас в Сибири? Без чего зиму трудно себе представить? (без снега)                                                                                                              

 

II. Поучимся  у мастеров!. (Анализ литературных образцов )                                     

 Проверка домашнего задания. (Нужно было подготовить выразительное чтение отрывков о снеге и найти средства выразительности, которые использовал автор)

1.(Звучит литературный монтаж о снеге, заранее подготовленный учащимися совместно с учителем)                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Слайд №2                                                                                                                                                                                                          

1.Белый снег пушистый                                         В воздухе кружится                                                                                                                                                                          И на землю тихо                                                                                                                                                                             Падает, ложится.                                                                                                                                                И на утро снегом                                                                                                                                                                             Поле забелело,                                                                                                                                             Точно пеленою                                                                                                                                                                  Все его одело.                                                                                                                                                                          И. Суриков                                                                                                                                                                                      

2. Снег идет на белых лапках                                         Тихо, радостно. Впервые                                                 Все столбы надели шапки                                                                              Чуть направо снеговые.                                                                                             Ткут снежинки покрывало                                                       И на землю стелют робко.                                                           Никуда теперь не стало                                                         Ни дороги и ни тропки.                                                          Л.Фадеева

3. Посмотри-ка, мама, в сад                                                                                                                 Хлопья снежные летят.                           Сколько падает цветков,                                    Белоснежных лепестков.                                                                                     С. Капутикян                                                                          

4.Белый пух на нашей речке-                        Всюду снега намело!                               На заборах, на крылечке                                                      Все блестит и все бело!                                     Е.Трутнева

5. На деревья, на аллеи                                                                             Снег летит муки белее,                                                                 Легкий-легкий, чистый-чистый,                                                       Мягкий, хрупкий и пушистый.                    Первый снег, светлый снег,                                    Как же радует он всех!                                                                         И. Мельничук

6. Снег летает и сверкает                                                                В золотом сиянье дня.                                                                         Словно пухом устилает                                                                                                 Все долины и поля                                                                                                           С. Дрожжин

7.Тихо-тихо сказку напевая,                                                                                                                                                            Проплывает в сумерках зима.                                                                                                                                                      Теплым одеялом землю укрывая,                                                                                                                                                      и деревья, и дома        

8.    Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную октябрьскую землю: «Ой, извините!» И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.                                                               Первый снег. Он лежит словно просто для красоты, чтобы подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля.                               Небо серое, снежок белый и легкий.                                                    

2. Работа над лексическими средствами выразительности.

-Сколько существует различных, непохожих друг на друга способов описать состояние природы.  Давайте сделаем вывод: какие  художественные средства используют авторы в прочитанных стихотворениях для создания зимнего пейзажа? Выписываем их в таблицу. (Метафора, олицетворение, сравнения, эпитеты.)

а) –Что называется сравнением? СРАВНЕНИЕ-это один из приемов художественной речи.                                                                                                                           -Из анализируемых отрывков выпишите в рабочие листы сравнения вместе с союзами.(Текст №1,№6,№5)                                                                                                                                            -----Вспомните  и запишите другие союзы, с которыми употребляются сравнения. (как, словно, точно, будто.)

Выпишите их в таблицу в рабочих листах, а потом озвучьте. 

б) -МЕТАФОРА-это скрытое  сравнение. Мы найдем ее в выражениях, в которых слова употреблены в переносном значении. Из текстов выпишите метафоры.  №3,№6                                                                                                                          

 в) -ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ -особый вид метафоры, изображение неживых предметов как живых существ. Дети выписывают олицетворения. №2,№6,№7)

                                                                                                                                                                              

Сравнения

Олицетворения

Метафоры

Эпитеты

Словно пухом устилает.

Снег летит муки белее.

Поле забелело,                                                                                                                                             Точно пеленою все его одело.(№1,№4,№5)                    как, словно, точно .будто                                                                                                                                                                                                                                                               

№2,№6,№7 Ткут снежинки покрывало                                                       И на землю стелют робко. Снег идет на белых лапках. Столбы надели шапки.                                                                                                                       

Белый пух. Цветков, белоснежных лепестков

Змеиный след велосипедиста. Теплым одеялом землю укрывая (№3,№6) Проплывает в сумерках зима

Снег робок и тих.

Снег мягкий, хрупкий, пушистый.

                     (По результатам работы-жетоны-снежинки)

                                                                                                                          

III. Работа над репродукцией картины А. Пластова «Первый снег»  

1.В природе есть свои праздники. Один из них – праздник первого снега. Очарованию первого снега, еще нежного, робкого посвящена картина русского художника Е. Пластова .  Посмотрим на снег глазами художника. Рассмотрите репродукцию картины и ее фрагмент. 

Слайд №3 

      (Звучит 1 куплет и припев  песни «Снег кружится, летает, летает», ребята рассматривают картину)

2. Беседа по картине

-Кого мы видим на картине?

- А что прежде всего привлекает ваше внимание на картине? И почему?

 

-(Прежде всего привлекает внимание падающий белый пушистый снег. Он покрывает всё: и дома, и землю, и забор, и ребятишек. Очень интересно наблюдать за тем, как они радуются первому снегу)

-Какие краски гармонично сочетаются на картине?                                                                                                                                                                                                 -Как вы думаете, почему она  называется «Первый снег»?                                                                                                               

- (Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко в воздушном танце ложатся первые крупные пушистые снежинки, покрывая её ровным белым одеялом).                                                                                       -Какое чувство вызывает у вас этот пейзаж?                                                                                                        -Подберите, пожалуйста,  определение к слову «снег» и запишите их в рабочие листы.  (пушистый, белый, мохнатый, мелкий,  крупный,  искристый, сияющий)                                                          -Молодцы!

 

3. Сравнительный анализ стихотворения и картины А. Пластова

- «Все познается в сравнении»- этот афоризм древнего китайского философа Конфуция особенно справедлив, когда мы заводим речь о художественном творчестве.                                             

-А теперь я предлагаю прослушать стихотворение и еще раз внимательно взглянуть на картину художника  А. Пластова. Подумайте, что объединяет их?

      Снег падал тихо, чуть дыша,                                                                                                                                                             Все превращая в сказку.                                                                                                                                                           Устав от серого дождя,                                                                                                                                                                                         Земля меняла краску.                                                                                                                                                              Кружился легкий-легкий пух                                                                                                                                               И рассыпался мелом.                                                                                                                                  Толпились  стайки белых мух-                                                                                                                                                      Мир становился белым.                                                                                                                                                                

-А объединяет их одно слово – «пейзаж».                                                                                                                                                                            

-Что такое пейзаж? Давайте уточним значение этого термина.                                                                  (Пейзаж в литературном произведении - это словесное описание природы (полей, леса, рек. Это изображение городских и сельских видов).

-А в чем разница?  (Художник передает увиденное при помощи красок, а поэты и писатели рисуют его словами.)              

     Физкультминутка.                                                                                                                                                                                       

-А теперь давайте немножко отдохнем. Выполнение упражнений.

                             

                                          IY Коллективный разбор неудачного сочинения   

А) Наше знакомство с секретами написания сочинения-описания продолжается. Перед вами два текста. Предлагаю их прочитать и ответить, в каком более ярко, достоверно и убедительно нарисован пейзаж?

              1.Снова наступает снежная зима. Из-за леса доносился шум ивой деревьев. Издалека виднеется черный лес, в котором не было слышно разноголосых птиц. Только хвойный лес зеленеет и над ним простирается печальное голубое небо.

2. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек.                                                        

(Звучит музыка Г. Свиридова «Вальс» к повести А.С.Пушкина «Метель», ребята анализируют тексты и делают выводы

-В чем , по-вашему, главная причина недостатка текста №1?                                                                                                              - Что позволяет утверждать, что его автор не умеет наблюдать окружающую природу?

Б )Работа с учебником «Русская речь» 6кл.                                                         

-Существует закон воздействия писательского слова на читателя. Прочитайте слова К. Паустовского(Упр.81, стр.69) и ответьте на вопрос:                                                                               -Что необходимо для того, чтобы научиться описывать природу?

Помните! Без специальных наблюдений описать любую картину природы нельзя!!!

                            Y. Композиция описания. Составление плана

 

-Тексты описания природы, как и любые другие, имеют свою композицию.                                             Вспомните, какова композиция сочинения-описания?

(Чтение теоретического материала параграфа 9,стр.68, 70.

 

План.

                                                                                                                                                               

1.Общее описание природы или впечатление от нее.

2.Затем описание, переходящее  на что – то более частное, узкое. Например, от описания морозного зимнего утра можно перейти к описанию тонких веточек деревьев, склонившихся под тяжестью снега.)

 3 Сочинение можно закончить описанием настроения, чувств и эмоций, возникших в связи     с увиденной картиной.

В рабочих картах даны композиционные части сочинения-описания.

                                                                                                                                         

Y.Рефлексия

 

-А теперь давайте подведем итог нашего урока.                                                                                       -Чему мы учились сегодня на уроке?

-Какой материал на уроке показался наиболее сложным?

 

-Для чего при описании природы необходимо использовать различные художественно – изобразительные средства выразительности?

 

(При описании природы необходимо использовать художественно – изобразительные средства выразительности, чтобы ярче, красочнее описать природу).


- А теперь, ребята, давайте подведем итоги, подсчитаем свои жетоны-снежинки и по их  количеству определим самую активную и творческую личность.

 

 

                                         YI/Домашнее задание

 

 Домашнее задание будет следующим: опишите в художественном стиле один из характерных штрихов зимней природы. Для этого нужно собрать материал по теме и написать по наблюдениям  сочинение-описание.. Еще раз обратите внимание на слова Н.В. Гоголя, которые стали эпиграфом к нашему уроку. Представьте на миг, что вы- художники. В руках у вас волшебные кисти и краски. Эти кисти и краски – слова.

 

Примерные темы сочинений :  1.Каким я видел снег вчера вечером.                                                                                                                                                                                                                                 2. Деревья в снегу. и т. д. (Смотри упр.87, стр.75)


 

Урок развития речи Тема : Зима

Урок развития речи Тема : Зима

Надо описывать предметы так, чтоб они дышали живыми красками, чтоб можно было увидеть, услышать их

Надо описывать предметы так, чтоб они дышали живыми красками, чтоб можно было увидеть, услышать их

Из снежинок живых

Из снежинок живых

Проверка домашнего задания. (Нужно было подготовить выразительное чтение отрывков о снеге и найти средства выразительности, которые использовал автор) 1

Проверка домашнего задания. (Нужно было подготовить выразительное чтение отрывков о снеге и найти средства выразительности, которые использовал автор) 1

Выпишите их в таблицу в рабочих листах, а потом озвучьте

Выпишите их в таблицу в рабочих листах, а потом озвучьте

Сравнительный анализ стихотворения и картины

Сравнительный анализ стихотворения и картины

Б )Работа с учебником «Русская речь» 6кл

Б )Работа с учебником «Русская речь» 6кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2022