План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе
по теме «Наречие как часть речи» с использованием элементов ТРИЗ
Программа: « Школа России»
Тип урока: урок изучения нового материала
Дата проведения: 24.10.2018г.
Уровень: школьный
Цель урока: сформировать у учащихся представление о наречии.
Дидактические задачи:
· сформировать новое понятие – «наречие», выявить отличительные признаки наречия как части речи; развивать умение отличать наречие от слов других частей речи, развивать умение подбирать подходящие по смыслу наречия;
· развивать фонематический слух, речь, внимание, мыслительную деятельность; развивать навыки правильного и выразительного чтения и письма, дальнейшее овладение языком при работе над антонимами и синонимами среди наречий;
· воспитывать интерес к предмету, любовь к русской литературе, формировать у учащихся интерес к самостоятельному добыванию знаний; формировать коммуникативные компетенции.
Цель как деятельность учеников:
М/п: развитие умений анализировать свои действия и определять последовательность их выполнения для решения практических задач.
Применяемые технологии:
· технология решения изобретательных задач
· технология совместного обучения
· технология модульного обучения
· игровые технологии
Формируемые УУД
Личностные действия:
сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.
Регулятивные действия:
самостоятельно формулировать тему и цели урока, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные действия:
вычитывать все виды текстовой информации; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию, строить рассуждения.
Коммуникативные действия:
допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, формирование умений слышать и слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Формы организации познавательной деятельности:
· фронтальная
· в парах, в группах
· индивидуальная.
Оборудование:
· мультимедийный проектор
· компьютер учителя
· презентация
· раздаточный материал
Планируемые результаты:
· ученик научится распознавать слова-наречия, выделять наречия из словосочетаний и предложений, определять вопрос, на который отвечает наречие, давать характеристику наречию как части речи.
· ученик учится организовывать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Приложение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент. Мотивация к уроку. Цель: включить детей в деятельность; организовать самооценку предстоящей деятельности; воспитывать культуру поведения на уроке. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приветствие, напутствие на работу. Солнце на небе проснулось Нам, ребята, улыбнулось Встаньте, дети, подтянитесь И друг другу улыбнитесь Я желаю вам успехов! Проверьте готовность к уроку. Оцените своё рабочее место |
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность рабочего места.
|
Личностные УУД: -самоопределение к деятельности; -включенность в учебную деятельность.
Регулятивные УУД: -нацеливание на успешную деятельность.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности, закрепить полученные знания. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Словарная работа. - Ребята, предлагаю провести словарную работу, подбирая к словам ассоциации. Но сначала отгадайте эти слова. Раскинулся
мост - В слове «неделя» пишется безударная непроверяемая гласная «е», которую нужно запомнить. Какие ассоциации, помогающие запомнить правописание этого слова, у вас возникают? Запись словарного слова в тетрадь, с обозначением непроверяемой гласной. - Как называется особая форма воображения? (Если не догадаются, то на слайде появляется рисунок) -Какие ассоциации, помогающие запомнить правописание этого слова, у вас возникают? Составьте одно предложение с одним из этих слов.
Запись словарного слова в тетрадь, с обозначением непроверяемой безударной гласной.
|
(варианты ответов: семь, день, месяц )
Ответ детей: мечта
Варианты ответов: лето, песни, вера, реки, рыба-меч
Неделя прошла быстро. Я мечтаю о летних каникулах. Дети записывают слово: неделя.
|
Познавательные УУД: -извлекать информацию, представленную в разных формах; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения; -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; -осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные УУД: -владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.
Регулятивные УУД: -самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Постановка цели, планирование деятельности (самоопределение к деятельности). Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока, составление плана работы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра «Найди признак» Цель: повторить и закрепить умение определять части речи; определить тему урока. -А я мечтаю, чтобы вы росли умными, сообразительными, грамотными. Сегодня мы вновь будем раскрывать тайны русского языка. - Прочитайте группы однокоренных слов. Что вы думаете о данных словах? Какое задание можно предложить для этих слов? Сгруппируйте и запишите слова по частям речи.
Модель «Если, то…» Закончи высказывание: -если слово….. и ….., то оно является…..
-С какими трудностями вы столкнулись? -Какие слова вы не отнесли ни к одной известной вам части речи? -Какие вопросы у вас возникли? -На какой вопрос отвечают эти слова? -Сравните свои формулировки с авторскими. |
Работа в парах, в заранее заготовленных карточках ( упр.384, с.133).
Если слово отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет, то оно является существительным. -Если слово отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета, то оно является прилагательным. - Если слово отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делал? и обозначает действие предмета, то оно является глаголом. Некоторые слова относятся к незнакомой части речи. -Весело, близко, вверх, сверху, дружно. -Какая это часть речи? -Что она обозначает? -Как изменяется? и т.д.
-Слова отвечают на вопрос: -Как?
Учебник стр. 196. |
Познавательные: -умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; -анализ объектов с целью выделения признаков; -выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельное достижение с восполнением недостающих компонентов; -знаково- символическое моделирование- преобразование объектов из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объектов. Личностные: -мотивировать на достижение цели познания. Коммуникативные: -слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; -умение с помощью вопросов получать необходимые сведения; - владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.
Регулятивные УУД: -самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; -принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; -адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Познавательные УУД: --формирование проблемы; -умение осуществлять поиск необходимой информации при работе с данным источником информации; -подведение под понятие, выведение следствий. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Открытие новых знаний. Цели: активизировать знания, умения и навыки по теме урока; развивать умения самостоятельно искать необходимую информацию для решения задач. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сформулируйте основной вопрос урока.
1. Происхождение слова «наречие» (работа с толковым словарем) - Вы уже знаете, что раньше слово глагол обозначало «речь». Поэтому наречие – это слово, «при речи», при глаголе, «приглаголие». 2.Наблюдение по учебнику. -Прочитайте текст, обратите внимание на выделенные слова. Попробуйте поставить к ним вопросы.
Взаимопроверка (несколько тетрадей проверяет учитель)
Вопросы на понимание нового материла: – Как называются выделенные слова? – На какие вопросы они отвечают? – От каких слов задавали вопросы? – Запишите словосочетания, покажите стрелкой, от какого слова задавали вопрос. Исследуем, наблюдаем. -Попробуйте изменить выделенные слова по лицам и числам. -Попробуйте изменить это слово по падежам. Получилось? – Как вы думаете, это самостоятельная или служебная часть речи? Почему? – Можно ли изменить эти слова по родам, числам? Сделайте вывод: что такое наречие? -Давайте соберём всё, что мы узнали или знали о наречии.
Работа по учебнику Работа в парах – Рассмотрите таблицу. Что в ней выделено? – Какие ещё вопросы, кроме названных вами, здесь представлены?
– Прочитайте подряд все вопросы и заучите их, как стихотворение. (Перед последним вопросом поставьте «и». –От каких частей речи мы задаём вопросы? В какой колонке они названы? – Прочитайте наречия и приведите свои примеры. Составьте предложение с наречием. Проговорите своё предложение в группе. -Наречия делают речь более точной, выразительной. 3.Обобщение знаний о наречии. –Прочитайте определение в рамке
4.Познавательная физкультминутка ( с заданием) - Какие пары наречий вы услышали? У дороги яблоня стоит. А на ветке яблоко висит. Ну,
кому какое дело? Только Конь сказал, что низко.… А Мышонок – высоко. Воробей сказал, что близко.… А Улитка – далеко А
Теленок озабочен, тем, Назовите слова с противоположными значениями. -Как называются слова с противоположным значением? -Подберите
к слову близко синоним-наречие.
|
-Как называется часть речи, которая отвечает на вопрос Как? Когда? Где?
- Что это за часть речи? Примечание. Если ученики определили, что наречие (название появилось на вводном уроке по частям речи), то вопрос может звучать так: -Что такое наречие, какие у него есть признаки?
Упр. 385,стр.134 Ученики работают в парах по заданиям.
Если все выполнено правильно, то карандашом ставится « +»
-Это наречия. -Отвечают на вопрос: как? -Задавали вопрос от слов: шумит, бежит, ходит.
Бежит (как?) весело. И т.д. -Я пою весело. Мы играем весело. Ты поёшь весело. Вы играете весело. И т.д. И.п. есть кто? Что? Весело Р.п. нет кого? Чего? Весело -Нет, слово отвечает на вопрос: как? А у падежей нет такого вопроса. -Это самостоятельная часть речи, так как можно задать вопрос к слову.
-Наречия не изменяются.
-Наречие – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы Как? Где? Когда? Куда?, Наречие не изменяется.
Упр. 386 стр.134-135
Выделены вопросы: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Откуда, почему, зачем? -Где?, когда?, куда?, откуда?, почему?, зачем? И как? - От глаголов: увидел, встретил, шел, пришёл, сделать, говорить, слушать. -Глаголы записаны в первой колонке.
Стр.135 учебника- дети читают определение
Дети встали. Руки вверх.
Встали, руки вверх.
Руки к груди.
Руки в стороны.
Сесть за парту.
- Низко- высоко, близко-далеко.
-Это слова- антонимы.
- Близко –рядом. Нарисовал рядом, пролетел близко |
Регулятивные УУД: -целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные УУД: - формирования мотивов достижения и социального признания.
Коммуникативные УУД: - владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; -учёт разных мнений и умение обосновать собственное.
Познавательные УУД: - синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельное достижение с восполнением недостающих компонентов; -выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; -подведение под понятие, выведение следствий; -построение логической цепи рассуждений; -выдвижение гипотез и их обоснование; -структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД: -волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; -способность к волевому усилию. Познавательные УУД: -структурирование знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах.
Личностные УУД: -формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Развитие учебно-языковых, речевых и правописных умений. Цели: развивать умения и навыки различных видов устной и письменной речи.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Работа в учебнике. Цель: развивать умение отличать наречие от слов других частей речи – Как вы будете действовать, чтобы обнаружить наречие среди слов других частей речи?
Самоконтроль и самооценка. -Оцените свою работу, пользуясь образцом, проверьте выполнение упражнения. Кто не допустил ошибок, поставьте на полях «+», кто немного сомневается в своих знаниях – «?», кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться, поставьте «-». Работа в учебнике. Цель: развивать умение находить среди сочетаний слов сочетания глаголов с наречиями, графически обозначать зависимость наречия от глагола (несколько тетрадей проверяет учитель и выставляет оценки). 2. Проблемная ситуация Игра «Найди главное слово» Цель: познакомить с зависимостью наречий от других частей речи - Даны словосочетания: летел вверх, сидел рядом, яйцо всмятку, чай вприкуску, очень интересно, слишком быстро. Определите часть речи главного слова. От каких частей речи может зависеть наречие?
-Что называет наречие – предмет, действие или признак? 3 Обобщение по теме. Работа в парах. -Расскажите о наречии своему соседу, (вопросы задают по очереди).
4.Вывод урока. -Что вы сегодня узнали о наречии? Составьте план устного рассказа. Работа в парах.
|
Упр. 387,стр.135-136
-Задавать вопросы, изменять слова.
Дети выполняют упражнение и проверяют по образцу.
Выполняется самопроверка.
Упр.388, стр.136. Выборочное списывание с комментированием. (5 словосочетаний). Работа в группах.
летел вверх глагол+ наречие сидел рядом глагол+ наречие яйцо всмятку сущ.+ наречие чай вприкуску сущ.+ наречие очень интересно наречие+ прилаг. слишком быстро наречие+ наречие
Коллективное выведение правила. Наречие связано с глаголом, прилагательным, существительным, наречием.
-Наречие дружит с глаголом, прилагательным, наречием, существительным.
наречие+
прилаг.
- Что такое наречие? - На какие вопросы отвечают наречия? -Что обозначают наречия? -С какой частью речи связаны наречия? -Какую роль играют наречия в речи?
План рассказа « Что я узнал о наречии?». Наречие-это.. Наречие отвечает на вопросы.. Наречие чаще всего поясняет.. Наречие часто называют..
|
Познавательные УУД: -синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельное достижение с восполнением недостающих компонентов; -выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - построение логической цепи рассуждений; -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружений и отличий от эталона; -оценка- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; -осознание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: -формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: -умение договариваться , находить общее решение; -умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; -способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; -умение слушать собеседника. Регулятивные УУД: -целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; -планирование- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Личностные УУД: -развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Коммуникативные УУД: -умение договариваться, находить общее решение; -способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; - рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Подведение итогов. Рефлексия. Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Игра «Да-нет» Цель: обобщить полученные знания о наречии 1) Верно ли, что слова вверху, направо, однажды,
весело – это наречия? 2.Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке. Я знаю.. Я умею.. 3. Выставление оценок за активность на уроке. -Мне приятно было с вами работать. 4.Рефлексия -Оцените свою работу, используя наречия: хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала, сегодня, правильно, навсегда, отлично, бесполезно. На уроке мне было….., потому что…… Особенно…… -А ещё хочу подарить вам стихотворение. Если будет вам желательно Действие или признак пояснять, Это значит: нужно обязательно Вам наречие на помощь пригласить! |
1)да
2)да 3)да 4)нет 5)да 6)да
-Я знаю, что такое наречие. -Я знаю, зачем наречия нужны в речи. -Я умею находить наречие в предложении.
Выслушиваются сформулированные высказывания |
Познавательные УУД: - анализ объектов с целью выделения признаков; -выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
Коммуникативные УУД: - владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.
Регулятивные УУД: -оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные УУД: -развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Коммуникативные УУД: - рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий; - владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.
Регулятивные УУД: -оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД: -осознанное построение речевого высказывания в устной форме; -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Домашнее задание. Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Выписать из учебника «Литературное чтение» 10 словосочетаний с наречиями. Собрать информацию о наречии, используя правило на странице 135.
И закончить урок хочу словами М. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».
- Ребята, спасибо за хорошую работу на уроке!
|
Записывают задание на дом, задают вопросы.
|
Регулятивные УУД: -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; -волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.
Познавательные УУД: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД: -владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; - рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.