Урок. Русский язык. 4 класс. Тема "Наречие как часть речи"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок. Русский язык. 4 класс. Тема_Наречие как часть речи_
Иконка файла материала Урок. Русский язык. 4 класс. Тема_Наречие как часть речи_.doc

План-конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе

по теме «Наречие как часть речи» с использованием элементов ТРИЗ

 

Программа: « Школа России»

Тип урока: урок изучения нового материала

Дата проведения: 24.10.2018г.

Уровень: школьный

Цель урока: сформировать у учащихся представление о наречии.

Дидактические задачи:

·       сформировать новое понятие – «наречие», выявить отличительные признаки наречия как части речи; развивать умение отличать наречие от слов других частей речи, развивать умение подбирать подходящие по смыслу наречия;

·       развивать фонематический слух, речь, внимание, мыслительную деятельность; развивать навыки правильного и выразительного чтения и письма, дальнейшее овладение языком при работе над антонимами и синонимами среди наречий;

·       воспитывать интерес к предмету, любовь к русской литературе, формировать у учащихся интерес к самостоятельному добыванию знаний; формировать коммуникативные компетенции.

Цель как деятельность учеников:

М/п: развитие умений анализировать свои действия и определять последовательность их выполнения для решения практических задач.

Применяемые технологии:

·       технология решения изобретательных задач

·       технология совместного обучения

·       технология модульного обучения

·       игровые технологии

Формируемые УУД

Личностные действия:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.

Регулятивные действия:

самостоятельно формулировать тему и цели урока, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия,  выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные действия:

вычитывать все виды текстовой информации; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию, строить рассуждения.

Коммуникативные действия: 

допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, формирование умений слышать и слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Формы организации познавательной деятельности:

·       фронтальная

·       в парах, в группах

·       индивидуальная.

Оборудование:

·        мультимедийный проектор

·        компьютер учителя

·        презентация

·        раздаточный материал

Планируемые результаты:

·       ученик научится распознавать слова-наречия, выделять наречия из словосочетаний и предложений, определять вопрос, на который отвечает наречие, давать характеристику наречию как части речи.

·       ученик учится организовывать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.

  • ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.

 

 


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия (УУД)

Приложение

1.      Организационный момент. Мотивация к уроку.

Цель: включить детей в деятельность; организовать самооценку предстоящей деятельности; воспитывать культуру поведения на уроке.

Приветствие, напутствие на работу.

Солнце на небе проснулось

Нам, ребята, улыбнулось

Встаньте, дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь

Я желаю вам успехов!

Проверьте готовность к уроку.

Оцените своё рабочее место

 

 

 

Приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют готовность рабочего места.

 

Личностные УУД:

-самоопределение к деятельности;

-включенность в учебную деятельность.

 

Регулятивные УУД:

-нацеливание на успешную деятельность.

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности, закрепить полученные знания.

Словарная работа.

- Ребята, предлагаю провести словарную работу, подбирая к словам ассоциации. Но сначала отгадайте эти слова.

Раскинулся мост
На семь верст.
В конце того моста
Золотая верста.
Что это?

- В слове «неделя» пишется безударная непроверяемая гласная «е», которую нужно запомнить. Какие ассоциации, помогающие запомнить правописание этого слова, у вас возникают?

Запись словарного слова в тетрадь, с обозначением непроверяемой гласной.

- Как называется особая форма воображения? (Если не догадаются, то на слайде появляется рисунок)

-Какие ассоциации, помогающие запомнить правописание этого слова, у вас возникают?

Составьте одно предложение с одним из этих слов.

 

Запись словарного слова в тетрадь, с обозначением непроверяемой безударной гласной.

 

 

Ответ детей: неделя.

Появляется слово.

 (варианты ответов: семь, день, месяц )

 


Ответ детей: мечта

 


Варианты ответов: лето, песни, вера, реки, рыба-меч

 

Неделя прошла быстро. Я мечтаю о летних каникулах.

Дети записывают слово: неделя.

 

 

 

Познавательные УУД:

-извлекать информацию, представленную в разных формах;

-устанавливать причинно-следственные связи;

 -строить рассуждения;

 -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-осуществлять анализ и синтез.

 

Коммуникативные УУД:

-владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.

 

Регулятивные УУД:

-самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка цели, планирование деятельности (самоопределение к деятельности).

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока, составление плана работы.

Игра «Найди признак»

Цель: повторить и закрепить умение определять части речи; определить тему урока.

-А я мечтаю, чтобы вы росли умными, сообразительными, грамотными. Сегодня мы вновь будем раскрывать тайны русского языка.

- Прочитайте группы однокоренных слов.

Что вы думаете о данных словах?

Какое задание можно предложить для этих слов?

Сгруппируйте и запишите слова по частям речи.

 

Модель «Если,  то…»

Закончи высказывание:  -если слово….. и ….., то оно является…..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-С какими трудностями вы столкнулись?

 -Какие слова вы не отнесли ни к одной известной вам части речи?

-Какие вопросы у вас возникли?

-На какой вопрос отвечают эти слова?

-Сравните свои формулировки с авторскими.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах, в заранее заготовленных карточках

 ( упр.384, с.133).

 

Сущ.

Прил.

Гл.

веселье

близость

верхушка

друг

дружба

весёлый

близкий

верхний

дружный

веселиться

приближаться

дружить

 

 

 

 

Если слово отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет, то оно является существительным.

-Если слово отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета, то оно является прилагательным.

- Если слово отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делал? и обозначает действие предмета, то оно является глаголом.

Некоторые слова относятся к незнакомой части речи.

-Весело, близко, вверх, сверху, дружно.

-Какая это часть речи?

-Что она обозначает?

-Как изменяется? и  т.д.

 

-Слова отвечают на вопрос:

-Как?

 

Учебник стр. 196.

Познавательные:

-умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельное достижение с восполнением недостающих компонентов;

-знаково- символическое моделирование- преобразование объектов из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объектов.

Личностные:

-мотивировать на достижение цели познания.

Коммуникативные:

-слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения;

- владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.

 

Регулятивные УУД:

-самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

-принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

 

Познавательные УУД:

--формирование проблемы;

-умение осуществлять поиск необходимой информации при работе с данным источником информации;

-подведение под понятие, выведение следствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

4. Открытие новых знаний.

Цели: активизировать знания, умения и навыки по теме урока; развивать умения самостоятельно искать необходимую информацию для решения задач.

Сформулируйте основной вопрос урока.

 

1. Происхождение слова «наречие» (работа с толковым словарем)

- Вы уже знаете, что раньше слово глагол обозначало «речь». Поэтому наречие – это слово, «при речи», при глаголе, «приглаголие».

2.Наблюдение по учебнику.

-Прочитайте текст, обратите внимание на выделенные слова. Попробуйте поставить к ним вопросы.

 

Взаимопроверка

(несколько тетрадей проверяет учитель)

 

Вопросы на понимание нового материла:

– Как называются выделенные слова?

– На какие вопросы они отвечают?

– От каких слов задавали вопросы?

– Запишите словосочетания, покажите стрелкой, от какого слова задавали вопрос.

Исследуем, наблюдаем.

-Попробуйте изменить выделенные слова по лицам и числам.

-Попробуйте изменить это слово по падежам. Получилось?

Как вы думаете, это самостоятельная или служебная часть речи? Почему?

– Можно ли изменить эти слова по родам, числам?

Сделайте вывод: что такое наречие?

-Давайте соберём всё, что мы узнали или знали о наречии.

 

 Работа по учебнику

Работа в парах

– Рассмотрите таблицу.

Что в ней выделено?

– Какие ещё вопросы, кроме названных вами, здесь представлены?

 

– Прочитайте подряд все вопросы и заучите их, как стихотворение. (Перед последним вопросом поставьте «и».

–От каких частей речи мы задаём вопросы? В какой колонке они названы?

– Прочитайте наречия и приведите свои примеры.

Составьте предложение с наречием. Проговорите своё предложение в группе.

-Наречия делают речь более точной, выразительной.

3.Обобщение знаний о наречии.

 –Прочитайте определение в рамке

 

 

 

 

 

4.Познавательная

физкультминутка

 ( с заданием)

- Какие пары наречий вы услышали?

 У дороги яблоня стоит.

А на ветке яблоко висит.

 Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко.…

А Мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко.…

А Улитка – далеко

 А Теленок озабочен, тем,
Что яблоко мало…

Назовите слова с противоположными значениями.

-Как называются слова с противоположным значением?

-Подберите к слову близко синоним-наречие.
- Составьте словосочетание с одним из этих слов.

 

-Как называется часть речи, которая отвечает на вопрос Как? Когда? Где?

 

- Что это за часть речи? Примечание. Если ученики определили, что наречие (название появилось на вводном уроке по частям речи), то вопрос может звучать так:

-Что такое наречие, какие у него есть признаки?

 

 

 

Упр. 385,стр.134

Ученики работают в парах по заданиям.

 

Если все выполнено правильно, то карандашом ставится « +»

 

 

-Это наречия.

-Отвечают на вопрос: как?

-Задавали вопрос от слов: шумит, бежит, ходит.

Шумит (как?) весело

 


Бежит (как?) весело.       И т.д.

-Я пою весело. Мы играем весело. Ты поёшь весело. Вы играете весело.

И т.д.

И.п. есть  кто? Что? Весело

Р.п. нет кого? Чего? Весело

-Нет, слово отвечает на вопрос: как?

А у падежей нет такого вопроса.

-Это самостоятельная часть речи, так как можно задать вопрос к слову.

 

-Наречия не изменяются.

 

-Наречие – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы Как? Где? Когда? Куда?,

Наречие не изменяется.

 

Упр. 386 стр.134-135

 

Выделены вопросы: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Откуда, почему, зачем?

-Где?, когда?, куда?, откуда?,

почему?, зачем? И как?

- От глаголов: увидел, встретил, шел, пришёл, сделать, говорить, слушать.

-Глаголы записаны в первой колонке.

 

 

 

 

 

Стр.135 учебника- дети читают определение

 

 

 

 

 

Дети встали.

Руки вверх.
Присели.

 

Встали, руки вверх.

 

Руки к груди.

 

Руки в стороны.

 

Сесть за парту.

 

- Низко- высоко, близко-далеко.

 

-Это слова- антонимы.

 

- Близко –рядом.

Нарисовал рядом, пролетел близко

 

 

 

Регулятивные УУД:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 

 

Личностные УУД:

- формирования мотивов достижения и социального признания.

 

 

Коммуникативные УУД:

- владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

-учёт разных мнений и умение обосновать собственное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

- синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельное достижение с восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-подведение под понятие, выведение следствий;

-построение логической цепи рассуждений;

-выдвижение гипотез и их обоснование;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

-волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

-способность к волевому усилию.

Познавательные УУД:

-структурирование знаний; извлекать информацию, представленную в разных формах.

 

 

Личностные УУД:

-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


5. Развитие учебно-языковых, речевых и правописных умений.  

Цели: развивать умения и навыки различных видов устной и письменной речи.

 

1.Работа в учебнике.

Цель: развивать умение отличать наречие от слов других частей речи

Как вы будете действовать, чтобы обнаружить наречие среди слов других частей речи?

 

Самоконтроль и самооценка.

-Оцените свою работу,

 пользуясь образцом, проверьте выполнение упражнения.

Кто не допустил ошибок, поставьте на полях «+», кто немного сомневается в своих знаниях – «?», кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться, поставьте «-».

Работа в учебнике.

Цель: развивать умение находить среди сочетаний слов сочетания глаголов с наречиями, графически

обозначать зависимость наречия от глагола

(несколько тетрадей проверяет учитель и выставляет оценки).

2. Проблемная ситуация

Игра «Найди главное слово»

Цель: познакомить с зависимостью наречий от других частей речи

- Даны словосочетания: летел вверх, сидел рядом, яйцо всмятку, чай вприкуску, очень интересно, слишком быстро.

 Определите часть речи главного слова. От каких частей речи может зависеть наречие?


- С какими частями речи дружит
наречие?

-Что называет наречие – предмет, действие или признак?

3 Обобщение по теме.

Работа в парах.

-Расскажите о наречии своему соседу, (вопросы задают по очереди).

 

 

 

4.Вывод урока.

-Что вы сегодня узнали о наречии? Составьте план устного  рассказа. Работа в парах.

 

 

Упр. 387,стр.135-136

 

-Задавать вопросы, изменять слова.

 

Дети выполняют упражнение и проверяют по образцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняется самопроверка.

 

 

 

Упр.388, стр.136.

Выборочное списывание с комментированием.

 (5 словосочетаний).

Работа в группах.

 

 

летел вверх          глагол+ наречие

сидел рядом         глагол+ наречие

яйцо всмятку        сущ.+ наречие

чай вприкуску      сущ.+ наречие

очень интересно   наречие+ прилаг.

слишком быстро   наречие+ наречие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективное выведение правила.

Наречие связано с глаголом, прилагательным, существительным, наречием.

 

-Наречие дружит с глаголом, прилагательным, наречием, существительным.

глагол+ наречие       признак действия

сущ.+ наречие          признак предмета

наречие+ прилаг.признак признака

 

- Что такое наречие?

- На какие вопросы отвечают наречия?

-Что обозначают наречия?

-С какой частью речи связаны наречия?

-Какую роль играют наречия в речи?

 

План рассказа « Что я узнал о наречии?».

Наречие-это..

Наречие отвечает на вопросы..

Наречие чаще всего поясняет..

Наречие часто называют..

 

Познавательные УУД:

-синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельное достижение с восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- построение логической цепи рассуждений;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружений и отличий от эталона;

-оценка- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

-осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД:

-формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

-умение договариваться , находить общее решение;

-умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

-умение слушать собеседника.

Регулятивные УУД:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

-планирование- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

 

Личностные УУД:

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

 

Коммуникативные УУД:

-умение договариваться, находить общее решение;

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


6. Подведение итогов. Рефлексия.

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

1.Игра «Да-нет»

Цель: обобщить полученные знания о наречии

1) Верно ли, что слова вверху, направо, однажды, весело – это наречия?
2) Наречие – это служебная часть речи.
3) Наречие отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? почему?
4) Наречие изменяется по родам и числам.
5) наречие называет признак действия, признак признака, признак предмета
6) Наречие – неизменяемая часть речи.

2.Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

Я знаю..

Я умею..

3. Выставление оценок за активность на уроке.

-Мне приятно было с вами работать.

4.Рефлексия

-Оцените свою работу, используя наречия: хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала, сегодня, правильно, навсегда, отлично, бесполезно.

На уроке мне было…..,

потому что……

Особенно……

-А ещё хочу подарить вам стихотворение.

Если будет вам желательно

Действие или признак пояснять,

Это значит: нужно обязательно

Вам наречие на помощь пригласить!

 

 

 

1)да

 

 

2)да

3)да

4)нет

5)да

6)да

 

-Я знаю, что такое наречие.

-Я знаю, зачем наречия нужны в речи.

-Я умею находить наречие в предложении.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выслушиваются сформулированные высказывания

Познавательные УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

 

 

 

Коммуникативные УУД:

- владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.

 

 

Регулятивные УУД:

-оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 

Личностные УУД:

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

 

Коммуникативные УУД:

- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

- владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения.

 

Регулятивные УУД:

-оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 

Познавательные УУД:

-осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


5.Домашнее задание.

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Выписать из учебника «Литературное чтение» 

10 словосочетаний с наречиями.

Собрать информацию о наречии, используя правило на странице 135.

 

И закончить урок хочу словами М. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

 

- Ребята, спасибо за хорошую работу на уроке!

 

Записывают задание на дом, задают вопросы.

 

Регулятивные УУД:

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено;

-волевая саморегуляция как  способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.

 

Познавательные УУД:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

Коммуникативные УУД:

-владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.