Урок русского языка № 4 по теме "Ситуация общения".
Оценка 4.7

Урок русского языка № 4 по теме "Ситуация общения".

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
29.06.2021
Урок русского языка № 4 по теме "Ситуация общения".
Урок для обучающихся 6 класса. Цель урока: создание условий для формирования навыков культуры общения у обучающихся. Задачи урока: 1.Дать представление о простом анализе речевых ситуаций; дать понятие речевого этикета и речевой ситуации. 2.Способствовать развитию умения выбирать интонацию в устной речи, привить учащимся навыки правильной культурной речи в разных ситуациях. 3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку, воспитывать культуру речи, уважительное отношение к сверстникам и старшим.
Урок № 4 Ситуация общения.docx

Урок № 3

Тема урока: Ситуация общения.

Цель урока: создание условий для формирования навыков культуры общения у обучающихся.

Задачи урока:

1.Дать представление о простом анализе речевых ситуаций; дать понятие речевого этикета и речевой ситуации.

2.Способствовать развитию умения выбирать интонацию в устной речи, привить учащимся навыки правильной культурной речи в разных ситуациях.

3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку, воспитывать культуру речи, уважительное отношение к сверстникам и старшим.

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц.

Метапредметные:

• познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

• регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

• коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают 
эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Ход урока.

1.Приветствие.  Этап эмоционального вхождения в урок.

 Эпиграф на доскеУ человека есть выбор лишь между хорошей культурой и тем, что мы условно называем отсутствием культуры и что на самом деле есть плохая культура. Человек в качестве человека не может существовать без культуры. (С. Аверинцев.)

На экране понятие речевой этикет  и его определение.

Речевой этикет – правила обращения людей друг к другу, формы приветствия, прощания, выражения просьбы и отказа.

 

-Сегодняшний урок посвящён секретам речевого общения. Обладаем ли мы культурой общения? Вопрос обширный, и ответить на него за один урок невозможно. Разговор будет продолжен не только в течение учёбы в школе, но и всей жизни.

 

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут… а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

 

«Спасибо, здравствуйте, простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

 

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

 

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошёл. Пока! Всего!»

 

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

 

Но имя что? Ведь суть не в нём.

Вам этот школьник не знаком?!

 

-Почему автор заканчивает стихотворение таким вопросом? (Ответы детей.)

2.Постановка учебной задачи.

– Прочитайте ещё один эпиграф к нашему уроку:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно предать, и продать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить. (В. Шефнер)

 

– Как вы понимаете слова поэта? (Ученики отвечают на вопрос.)

– Итак, правильно выбранное слово заставит человека поверить другому быстрее, чем долгие убеждения. И сегодня мы с вами научимся правильно вести себя в различных ситуациях общения.

Когда-то, в глубокой древности, люди верили, что слово может иметь магическую силу, и, если, к примеру, пожелать кому-то здоровья, то это непременно сбудется. А если сказать: «Доброе утро», «Добрый день», - то они обязательно будут добрыми.

 

Должен помнить ты везде,

Чтоб культурным быть:

КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ

Будет говорить.

 

-А что такое ЗДРАВСТВУЙТЕ? (Возможные ответы школьников: «Это пожелание здоровья (здравия)».) Неслучайно и сегодня в качестве приветствия военные говорят: «Здравия желаю!» Кстати, древние римляне при встрече произносили слово САЛЬВЕ, что означало: «Здравствуй, будь здоров!», ведь в латинском языке САЛЮС – здоровье, благо, спасенье, привет. Какое наше приветствие произошло от латинского слова САЛЮС?

-Послушайте текст, запишите ответ на вопрос: «Что значит здороваться?»

Учитель читает текст:

 «Здравствуйте!»

Что значит здороваться? Это, прежде всего, пожелать здоровья, долгих лет жизни. Это значит проявить доброжелательность и уважение, вежливость по отношению к встретившемуся, иногда незнакомому человеку.

В России в деревнях существует старая традиция: здороваться со всеми, кто идёт навстречу, даже с незнакомыми. Это знак уважения и расположения к людям.

Вот как рассказывает об этом писатель А. Крон.

« …Я одного деда спросил: «Чего здороваешься, знаешь меня что ли?», а он мне: «А зачем мне тебя знать? Я про тебя плохого не слыхал, ты про меня тоже, стало быть, ты добрый человек, и я добрый. Вот и будь здоров».

Что значит здороваться? Это значит подтвердить, что ты хорошо относишься к человеку. Фраза: «Он перестал со мной здороваться» - означает: «Он прервал со мной добрые отношения, знакомство».

Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, коротких словах привета заключён большой смысл: «Я вижу тебя, человек, ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю. Я желаю тебе самого доброго: мира, веселья и счастья».

Вот что значит простое, обыкновенное слово ЗДРАВСТВУЙ!»

-Запишите ответ на вопрос: «Что значит здороваться?»

3.Работа по теме урока.

-Представьте себе такую ситуацию.

Входит опоздавший ученик:

- Привет! Ой, чё сейчас было! Засмотрелся на тачку, вот и опоздал.

- Ребята, вам понравилась речь ученика? Почему? В чем была ошибка говорящего? (Ученики рассуждают, отмечают манеру общения.)

- Как вы бы назвали ситуацию, в которой возникает общение между говорящим и слушающим? (Ответы учеников: «Ситуация общения».)

-Как вы будете просить помочь решить задачу у мамы? А у учительницы? Одинаково? Значит, что важно учитывать? Ответы учеников: «Кому ты говоришь, о чем будешь говорить и что скажешь – удачное общение».)

– Если вы подойдете на перемене к учительнице с вопросом, вам помогут? А если попросите маму помочь, когда она будет на работе? Удачное время будет? Значит, что еще необходимо учитывать? (Возможные ответы учащихся: «ГДЕ и КОГДА состоится ситуация общения».)

– Если вы будете кричать при обращении, удачная ситуация общения сложится? Какой еще компонент важен? (Возможные ответы учеников: «КАК говорить».)

-Итак, мы с вами познакомились с компонентами речевой ситуации:

Надпись: как?
 

 

 

 


-Закрепим изученное:

1.Как называют того, кто говорит, отправляет, передает информацию?

 2.Как называют того, кто слушает, получает информацию?

-В каких ситуациях уместно использовать слова собеседник, партнёр, корреспондент? Дело в том, что обстановка, в которой происходит общение, может быть официальной (деловой, служебной) и неофициальной (бытовой, повседневной). Давайте попробуем самостоятельно в этом разобраться.

На доске слова: привет, добрый день, здравствуйте, салют, извините, не сердитесь, произошло недоразумение, пока, до встречи, будьте любезны.

Задание для 1-го варианта: укажите слова, уместные в официальной обстановке. (Добрый день, здравствуйте, извините,  произошло недоразумение, будьте любезны.)

Задание для 2-го варианта: укажите слова, уместные в неофициальной обстановке. (Привет, салют, не сердитесь, пока, до встречи.)

-Итак, очень важно не забывать главное: КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ будет говорить. Об этом следует помнить всегда и всем. А чтобы лучше усвоить правила приветствия, постарайтесь решить речевые задачи:

(Учитель проговаривает  заданные ситуации, дети после обсуждения предлагают свой вариант ответа, могут доказывать свою точку зрения.)

1.Утро. Ты проснулся. В комнату входит мама или бабушка, по-видимому, чем-то огорчённая. Употреби такую форму приветствия, которая, возможно, поднимет ей настроение. Какие добрые слова помогут в данной ситуации?

2.Ты входишь в класс. Учителя нет. Как поздороваешься?

3.Ситуация изменилась. В классе дети и учитель. Что скажешь?

4.В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Лариса Ивановна. Проходя мимо, ученик сказал: «Здравствуйте, Лариса Ивановна!» - всё в порядке?

– Представьте ситуацию: ученик через проезжую часть улицы кричит учителю: «Здравствуйте, Игорь Николаевич!» Как вы оцените такую ситуацию? (Возможные ответы учащихся: «Это неправильное приветствие, потому что ставит учителя в неловкое положение».)

– Словесная вежливость также должна быть уместной и соответствовать поведению говорящего. А каким тоном необходимо приветствовать кого-либо? (Возможные ответы учащихся: «Приветствие произносится искренне, внятно, с улыбкой».)

– Кто должен приветствовать первым? (Возможные ответы учащихся: «Младший первый приветствует старшего. А руку первым подает старший».)

– Какое бывает обращение? (Возможные ответы учащихся: «Обращение бывает уважительное и сердечное, например: «Уважаемый Николай Алексеевич!» или «Дорогая Нина Петровна!»)

– Чего нужно опасаться при обращении с просьбой? 
(Возможные ответы учащихся: «При обращении не стоит засорять речь несколькими формами сразу, например: «Будьте добры, пожалуйста, закройте дверь». Нужно выбрать одно».)

– А какими словами выражается благодарность? (Возможные ответы учащихся: «Словами «спасибо», «большое спасибо», «благодарю».)

– К чему, по-вашему, может привести неумение благодарить? (Возможные ответы учащихся: «Человек, не умеющий благодарить другого за помощь, может оказаться в одиночестве. С ним никто не будет дружить».)

– Формы прощания тоже бывают разными. От чего это зависит? (Возможные ответы учащихся: «Это зависит от того, с кем прощаешься и на какое время расстаешься. Например, учителю надо говорить: «До свидания!», а однокласснику мы говорим: «Пока!»)

-Помните, что самые первые приветственные слова задают тон всему разговору, поэтому произносить их нужно вежливо, уважительно или с дружеским расположением, а вовсе не цедить сквозь зубы или бросать фразы пренебрежительно. Ведь слово и поныне не утратило своего волшебства. Оно может ранить и исцелить, заставить радоваться или печалиться, сблизить людей или поссорить.

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

 

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчет кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.


4.Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Что такое ситуация общения?

-Почему мы не говорим всегда и со всеми одинаково?

-Почему необходимо учитывать ситуацию общения?

-Какие правила ведения диалога вы знаете?

-Умеете ли вы слушать собеседника? Как вы оценили бы себя в качестве собеседника?

-Очень важно суметь сказать вовремя добрые слова друг другу, не стесняться нежности и внимания. В наш стремительный век, когда общение сводится к обрывкам фраз по телефону, SMS-сообщениям, важно сохранить теплоту человеческого общения.

 

В небытие уходит часто

Извечный смысл давно забытых слов.

Всегда ли мы, роняя слово «Здравствуй»,

И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров?

 

Слова с рожденья ждёт жестокий выбор,

Не всякий возглас в речи выжить смог.

Но вот звучит на все века «Спасибо»,

Спаси, мол, брат, тебя за это Бог.

 

И так же срок нам видится немалый

С тех пор, как просьба речи принята:

Мы говорим по-прежнему:«Пожалуй»

С частицей величательною «Ста».

 

Касаются веков литые грани,

И снова в нас преемственность жива,

И из старинных лучших пожеланий

Кроятся наши добрые слова.

 

5.Домашнее задание:

- Очень часто при составлении диалога мы допускаем лексические ошибки, повторяя несколько раз слово «СКАЗАЛ». Какие синонимы этого слова можно использовать, чтобы избежать таких ошибок? (Ответы школьников.)

Вам предстоит дома поработать с небольшим текстом, оформить каждую реплику данного диалога, вставив вместо точек нужное слово.

- Здравствуйте, ребята! - … старичок.

- Здравствуйте, дедушка! - … мальчики.

- Мы, кажется, заблудились. Вы могли бы показать нам дорогу в поселок? - …они.

- А в какое место вам нужно идти?... старик.

- Мы из поселка Матвеевка, -…ребята.

- Ого! - … дед. – Вам придется долго идти до дома. Но ничего, я вас провожу.

- Большое вам спасибо! - … мальчики и пошли за стариком.

 

Использованные ресурсы:

1.Ватаева, М.А. Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме «Ситуация общения» /М.А.Ватаева. – Режим доступа: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-om-po-teme-situaciya-obscheniya-1340778.html (дата обращения: 07.08.2018).

2.Зеленова, О.Н. Конспект урока по русскому языку «Ситуация общения» 6 класс /О.Н.Зеленова. – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/russkij-jazyk/238997-konspekt-uroka-po-russkomu-jazyku-situacija-o.html (дата обращения: 07.08.2018).

3.Презентация «Общение и речь. Ситуация общения и её составные части» 6 класс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://uchitelya.com/russkiy-yazyk/76495-prezentaciya-obschenie-i-rech-situaciya-obscheniya-i-ee-sostavnye-chasti-6-klass.html (дата обращения: 07.08.2018).

4. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1[Текст]/[М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – С. 7-11.

5.Черкасова, Л.И. Урок русского языка в 6 классе. Секреты речевого общения /Л.И.Черкасова. – Режим доступа: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/urok-russkogo-yazika-dlya-klassa-na-temu-sekreti-rechevogo-obsch.html (дата обращения: 07.08.2018).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформить каждую реплику данного диалога, вставив вместо точек нужное слово. Желательно вставленные слова не повторять.

- Здравствуйте, ребята! - … старичок.

- Здравствуйте, дедушка! - … мальчики.

- Мы, кажется, заблудились. Вы могли бы показать нам дорогу в поселок? - …они.

- А в какое место вам нужно идти?... старик.

- Мы из поселка Матвеевка, -…ребята.

- Ого! - … дед. – Вам придется долго идти до дома. Но ничего, я вас провожу.

- Большое вам спасибо! - … мальчики и пошли за стариком.

Оформить каждую реплику данного диалога, вставив вместо точек нужное слово. Желательно вставленные слова не повторять.

- Здравствуйте, ребята! - … старичок.

- Здравствуйте, дедушка! - … мальчики.

- Мы, кажется, заблудились. Вы могли бы показать нам дорогу в поселок? - …они.

- А в какое место вам нужно идти?... старик.

- Мы из поселка Матвеевка, -…ребята.

- Ого! - … дед. – Вам придется долго идти до дома. Но ничего, я вас провожу.

- Большое вам спасибо! - … мальчики и пошли за стариком.

Оформить каждую реплику данного диалога, вставив вместо точек нужное слово. Желательно вставленные слова не повторять.

- Здравствуйте, ребята! - … старичок.

- Здравствуйте, дедушка! - … мальчики.

- Мы, кажется, заблудились. Вы могли бы показать нам дорогу в поселок? - …они.

- А в какое место вам нужно идти?... старик.

- Мы из поселка Матвеевка, -…ребята.

- Ого! - … дед. – Вам придется долго идти до дома. Но ничего, я вас провожу.

- Большое вам спасибо! - … мальчики и пошли за стариком.

Оформить каждую реплику данного диалога, вставив вместо точек нужное слово. Желательно вставленные слова не повторять.

- Здравствуйте, ребята! - … старичок.

- Здравствуйте, дедушка! - … мальчики.

- Мы, кажется, заблудились. Вы могли бы показать нам дорогу в поселок? - …они.

- А в какое место вам нужно идти?... старик.

- Мы из поселка Матвеевка, -…ребята.

- Ого! - … дед. – Вам придется долго идти до дома. Но ничего, я вас провожу.

- Большое вам спасибо! - … мальчики и пошли за стариком.

Оформить каждую реплику данного диалога, вставив вместо точек нужное слово. Желательно вставленные слова не повторять.

- Здравствуйте, ребята! - … старичок.

- Здравствуйте, дедушка! - … мальчики.

- Мы, кажется, заблудились. Вы могли бы показать нам дорогу в поселок? - …они.

- А в какое место вам нужно идти?... старик.

- Мы из поселка Матвеевка, -…ребята.

- Ого! - … дед. – Вам придется долго идти до дома. Но ничего, я вас провожу.

- Большое вам спасибо! - … мальчики и пошли за стариком.

Оформить каждую реплику данного диалога, вставив вместо точек нужное слово. Желательно вставленные слова не повторять.

- Здравствуйте, ребята! - … старичок.

- Здравствуйте, дедушка! - … мальчики.

- Мы, кажется, заблудились. Вы могли бы показать нам дорогу в поселок? - …они.

- А в какое место вам нужно идти?... старик.

- Мы из поселка Матвеевка, -…ребята.

- Ого! - … дед. – Вам придется долго идти до дома. Но ничего, я вас провожу.

- Большое вам спасибо! - … мальчики и пошли за стариком.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок № 3 Тема урока: Ситуация общения

Урок № 3 Тема урока: Ситуация общения

Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных…

Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных…

И в лучшем случае «здорово»

И в лучшем случае «здорово»

Послушайте текст, запишите ответ на вопрос: «Что значит здороваться?»

Послушайте текст, запишите ответ на вопрос: «Что значит здороваться?»

Закрепим изученное: 1.Как называют того, кто говорит, отправляет, передает информацию? 2

Закрепим изученное: 1.Как называют того, кто говорит, отправляет, передает информацию? 2

Возможные ответы учащихся: «Это неправильное приветствие, потому что ставит учителя в неловкое положение»

Возможные ответы учащихся: «Это неправильное приветствие, потому что ставит учителя в неловкое положение»

Почему необходимо учитывать ситуацию общения? -Какие правила ведения диалога вы знаете? -Умеете ли вы слушать собеседника?

Почему необходимо учитывать ситуацию общения? -Какие правила ведения диалога вы знаете? -Умеете ли вы слушать собеседника?

Использованные ресурсы: 1.Ватаева,

Использованные ресурсы: 1.Ватаева,

Оформить каждую реплику данного диалога, вставив вместо точек нужное слово

Оформить каждую реплику данного диалога, вставив вместо точек нужное слово
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2021