Урок русского языка № 4 по теме "Ситуация общения".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.06.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок для обучающихся 6 класса. Цель урока: создание условий для формирования навыков культуры общения у обучающихся. Задачи урока: 1.Дать представление о простом анализе речевых ситуаций; дать понятие речевого этикета и речевой ситуации. 2.Способствовать развитию умения выбирать интонацию в устной речи, привить учащимся навыки правильной культурной речи в разных ситуациях. 3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку, воспитывать культуру речи, уважительное отношение к сверстникам и старшим.
Иконка файла материала Урок № 4 Ситуация общения.docx

Урок № 3

Тема урока: Ситуация общения.

Цель урока: создание условий для формирования навыков культуры общения у обучающихся.

Задачи урока:

1.Дать представление о простом анализе речевых ситуаций; дать понятие речевого этикета и речевой ситуации.

2.Способствовать развитию умения выбирать интонацию в устной речи, привить учащимся навыки правильной культурной речи в разных ситуациях.

3. Содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку, воспитывать культуру речи, уважительное отношение к сверстникам и старшим.

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц.

Метапредметные:

• познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

• регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

• коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают 
эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Ход урока.

1.Приветствие.  Этап эмоционального вхождения в урок.

 Эпиграф на доскеУ человека есть выбор лишь между хорошей культурой и тем, что мы условно называем отсутствием культуры и что на самом деле есть плохая культура. Человек в качестве человека не может существовать без культуры. (С. Аверинцев.)

На экране понятие речевой этикет  и его определение.

Речевой этикет – правила обращения людей друг к другу, формы приветствия, прощания, выражения просьбы и отказа.

 

-Сегодняшний урок посвящён секретам речевого общения. Обладаем ли мы культурой общения? Вопрос обширный, и ответить на него за один урок невозможно. Разговор будет продолжен не только в течение учёбы в школе, но и всей жизни.

 

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут… а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

 

«Спасибо, здравствуйте, простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

 

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

 

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошёл. Пока! Всего!»

 

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

 

Но имя что? Ведь суть не в нём.

Вам этот школьник не знаком?!

 

-Почему автор заканчивает стихотворение таким вопросом? (Ответы детей.)

2.Постановка учебной задачи.

– Прочитайте ещё один эпиграф к нашему уроку:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно предать, и продать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить. (В. Шефнер)

 

– Как вы понимаете слова поэта? (Ученики отвечают на вопрос.)

– Итак, правильно выбранное слово заставит человека поверить другому быстрее, чем долгие убеждения. И сегодня мы с вами научимся правильно вести себя в различных ситуациях общения.

Когда-то, в глубокой древности, люди верили, что слово может иметь магическую силу, и, если, к примеру, пожелать кому-то здоровья, то это непременно сбудется. А если сказать: «Доброе утро», «Добрый день», - то они обязательно будут добрыми.

 

Должен помнить ты везде,

Чтоб культурным быть:

КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ

Будет говорить.

 

-А что такое ЗДРАВСТВУЙТЕ? (Возможные ответы школьников: «Это пожелание здоровья (здравия)».) Неслучайно и сегодня в качестве приветствия военные говорят: «Здравия желаю!» Кстати, древние римляне при встрече произносили слово САЛЬВЕ, что означало: «Здравствуй, будь здоров!», ведь в латинском языке САЛЮС – здоровье, благо, спасенье, привет. Какое наше приветствие произошло от латинского слова САЛЮС?

-Послушайте текст, запишите ответ на вопрос: «Что значит здороваться?»

Учитель читает текст:

 «Здравствуйте!»

Что значит здороваться? Это, прежде всего, пожелать здоровья, долгих лет жизни. Это значит проявить доброжелательность и уважение, вежливость по отношению к встретившемуся, иногда незнакомому человеку.

В России в деревнях существует старая традиция: здороваться со всеми, кто идёт навстречу, даже с незнакомыми. Это знак уважения и расположения к людям.

Вот как рассказывает об этом писатель А. Крон.

« …Я одного деда спросил: «Чего здороваешься, знаешь меня что ли?», а он мне: «А зачем мне тебя знать? Я про тебя плохого не слыхал, ты про меня тоже, стало быть, ты добрый человек, и я добрый. Вот и будь здоров».

Что значит здороваться? Это значит подтвердить, что ты хорошо относишься к человеку. Фраза: «Он перестал со мной здороваться» - означает: «Он прервал со мной добрые отношения, знакомство».

Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, коротких словах привета заключён большой смысл: «Я вижу тебя, человек, ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю. Я желаю тебе самого доброго: мира, веселья и счастья».

Вот что значит простое, обыкновенное слово ЗДРАВСТВУЙ!»

-Запишите ответ на вопрос: «Что значит здороваться?»

3.Работа по теме урока.

-Представьте себе такую ситуацию.

Входит опоздавший ученик:

- Привет! Ой, чё сейчас было! Засмотрелся на тачку, вот и опоздал.

- Ребята, вам понравилась речь ученика? Почему? В чем была ошибка говорящего? (Ученики рассуждают, отмечают манеру общения.)

- Как вы бы назвали ситуацию, в которой возникает общение между говорящим и слушающим? (Ответы учеников: «Ситуация общения».)

-Как вы будете просить помочь решить задачу у мамы? А у учительницы? Одинаково? Значит, что важно учитывать? Ответы учеников: «Кому ты говоришь, о чем будешь говорить и что скажешь – удачное общение».)

– Если вы подойдете на перемене к учительнице с вопросом, вам помогут? А если попросите маму помочь, когда она будет на работе? Удачное время будет? Значит, что еще необходимо учитывать? (Возможные ответы учащихся: «ГДЕ и КОГДА состоится ситуация общения».)

– Если вы будете кричать при обращении, удачная ситуация общения сложится? Какой еще компонент важен? (Возможные ответы учеников: «КАК говорить».)

-Итак, мы с вами познакомились с компонентами речевой ситуации:

Надпись: как?
 

 

 

 


-Закрепим изученное:

1.Как называют того, кто говорит, отправляет, передает информацию?

 2.Как называют того, кто слушает, получает информацию?

-В каких ситуациях уместно использовать слова собеседник, партнёр, корреспондент? Дело в том, что обстановка, в которой происходит общение, может быть официальной (деловой, служебной) и неофициальной (бытовой, повседневной). Давайте попробуем самостоятельно в этом разобраться.

На доске слова: привет, добрый день, здравствуйте, салют, извините, не сердитесь, произошло недоразумение, пока, до встречи, будьте любезны.

Задание для 1-го варианта: укажите слова, уместные в официальной обстановке. (Добрый день, здравствуйте, извините,  произошло недоразумение, будьте любезны.)

Задание для 2-го варианта: укажите слова, уместные в неофициальной обстановке. (Привет, салют, не сердитесь, пока, до встречи.)

-Итак, очень важно не забывать главное: КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ будет говорить. Об этом следует помнить всегда и всем. А чтобы лучше усвоить правила приветствия, постарайтесь решить речевые задачи:

(Учитель проговаривает  заданные ситуации, дети после обсуждения предлагают свой вариант ответа, могут доказывать свою точку зрения.)

1.Утро. Ты проснулся. В комнату входит мама или бабушка, по-видимому, чем-то огорчённая. Употреби такую форму приветствия, которая, возможно, поднимет ей настроение. Какие добрые слова помогут в данной ситуации?

2.Ты входишь в класс. Учителя нет. Как поздороваешься?

3.Ситуация изменилась. В классе дети и учитель. Что скажешь?

4.В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Лариса Ивановна. Проходя мимо, ученик сказал: «Здравствуйте, Лариса Ивановна!» - всё в порядке?

– Представьте ситуацию: ученик через проезжую часть улицы кричит учителю: «Здравствуйте, Игорь Николаевич!» Как вы оцените такую ситуацию? (Возможные ответы учащихся: «Это неправильное приветствие, потому что ставит учителя в неловкое положение».)

– Словесная вежливость также должна быть уместной и соответствовать поведению говорящего. А каким тоном необходимо приветствовать кого-либо? (Возможные ответы учащихся: «Приветствие произносится искренне, внятно, с улыбкой».)

– Кто должен приветствовать первым? (Возможные ответы учащихся: «Младший первый приветствует старшего. А руку первым подает старший».)

– Какое бывает обращение? (Возможные ответы учащихся: «Обращение бывает уважительное и сердечное, например: «Уважаемый Николай Алексеевич!» или «Дорогая Нина Петровна!»)

– Чего нужно опасаться при обращении с просьбой? 
(Возможные ответы учащихся: «При обращении не стоит засорять речь несколькими формами сразу, например: «Будьте добры, пожалуйста, закройте дверь». Нужно выбрать одно».)

– А какими словами выражается благодарность? (Возможные ответы учащихся: «Словами «спасибо», «большое спасибо», «благодарю».)

– К чему, по-вашему, может привести неумение благодарить? (Возможные ответы учащихся: «Человек, не умеющий благодарить другого за помощь, может оказаться в одиночестве. С ним никто не будет дружить».)

– Формы прощания тоже бывают разными. От чего это зависит? (Возможные ответы учащихся: «Это зависит от того, с кем прощаешься и на какое время расстаешься. Например, учителю надо говорить: «До свидания!», а однокласснику мы говорим: «Пока!»)

-Помните, что самые первые приветственные слова задают тон всему разговору, поэтому произносить их нужно вежливо, уважительно или с дружеским расположением, а вовсе не цедить сквозь зубы или бросать фразы пренебрежительно. Ведь слово и поныне не утратило своего волшебства. Оно может ранить и исцелить, заставить радоваться или печалиться, сблизить людей или поссорить.

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

 

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчет кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.


4.Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Что такое ситуация общения?

-Почему мы не говорим всегда и со всеми одинаково?

-Почему необходимо учитывать ситуацию общения?

-Какие правила ведения диалога вы знаете?

-Умеете ли вы слушать собеседника? Как вы оценили бы себя в качестве собеседника?

-Очень важно суметь сказать вовремя добрые слова друг другу, не стесняться нежности и внимания. В наш стремительный век, когда общение сводится к обрывкам фраз по телефону, SMS-сообщениям, важно сохранить теплоту человеческого общения.

 

В небытие уходит часто

Извечный смысл давно забытых слов.

Всегда ли мы, роняя слово «Здравствуй»,

И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров?

 

Слова с рожденья ждёт жестокий выбор,

Не всякий возглас в речи выжить смог.

Но вот звучит на все века «Спасибо»,

Спаси, мол, брат, тебя за это Бог.

 

И так же срок нам видится немалый

С тех пор, как просьба речи принята:

Мы говорим по-прежнему:«Пожалуй»

С частицей величательною «Ста».

 

Касаются веков литые грани,

И снова в нас преемственность жива,

И из старинных лучших пожеланий

Кроятся наши добрые слова.

 

5.Домашнее задание:

- Очень часто при составлении диалога мы допускаем лексические ошибки, повторяя несколько раз слово «СКАЗАЛ». Какие синонимы этого слова можно использовать, чтобы избежать таких ошибок? (Ответы школьников.)

Вам предстоит дома поработать с небольшим текстом, оформить каждую реплику данного диалога, вставив вместо точек нужное слово.

- Здравствуйте, ребята! - … старичок.

- Здравствуйте, дедушка! - … мальчики.

- Мы, кажется, заблудились. Вы могли бы показать нам дорогу в поселок? - …они.

- А в какое место вам нужно идти?... старик.

- Мы из поселка Матвеевка, -…ребята.

- Ого! - … дед. – Вам придется долго идти до дома. Но ничего, я вас провожу.

- Большое вам спасибо! - … мальчики и пошли за стариком.

 

Использованные ресурсы:

1.Ватаева, М.А. Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме «Ситуация общения» /М.А.Ватаева. – Режим доступа: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-om-po-teme-situaciya-obscheniya-1340778.html (дата обращения: 07.08.2018).

2.Зеленова, О.Н. Конспект урока по русскому языку «Ситуация общения» 6 класс /О.Н.Зеленова. – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/russkij-jazyk/238997-konspekt-uroka-po-russkomu-jazyku-situacija-o.html (дата обращения: 07.08.2018).

3.Презентация «Общение и речь. Ситуация общения и её составные части» 6 класс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://uchitelya.com/russkiy-yazyk/76495-prezentaciya-obschenie-i-rech-situaciya-obscheniya-i-ee-sostavnye-chasti-6-klass.html (дата обращения: 07.08.2018).

4. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1[Текст]/[М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – С. 7-11.

5.Черкасова, Л.И. Урок русского языка в 6 классе. Секреты речевого общения /Л.И.Черкасова. – Режим доступа: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/urok-russkogo-yazika-dlya-klassa-na-temu-sekreti-rechevogo-obsch.html (дата обращения: 07.08.2018).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформить каждую реплику данного диалога, вставив вместо точек нужное слово. Желательно вставленные слова не повторять.

- Здравствуйте, ребята! - … старичок.

- Здравствуйте, дедушка! - … мальчики.

- Мы, кажется, заблудились. Вы могли бы показать нам дорогу в поселок? - …они.

- А в какое место вам нужно идти?... старик.

- Мы из поселка Матвеевка, -…ребята.

- Ого! - … дед. – Вам придется долго идти до дома. Но ничего, я вас провожу.

- Большое вам спасибо! - … мальчики и пошли за стариком.

Оформить каждую реплику данного диалога, вставив вместо точек нужное слово. Желательно вставленные слова не повторять.

- Здравствуйте, ребята! - … старичок.

- Здравствуйте, дедушка! - … мальчики.

- Мы, кажется, заблудились. Вы могли бы показать нам дорогу в поселок? - …они.

- А в какое место вам нужно идти?... старик.

- Мы из поселка Матвеевка, -…ребята.

- Ого! - … дед. – Вам придется долго идти до дома. Но ничего, я вас провожу.

- Большое вам спасибо! - … мальчики и пошли за стариком.

Оформить каждую реплику данного диалога, вставив вместо точек нужное слово. Желательно вставленные слова не повторять.

- Здравствуйте, ребята! - … старичок.

- Здравствуйте, дедушка! - … мальчики.

- Мы, кажется, заблудились. Вы могли бы показать нам дорогу в поселок? - …они.

- А в какое место вам нужно идти?... старик.

- Мы из поселка Матвеевка, -…ребята.

- Ого! - … дед. – Вам придется долго идти до дома. Но ничего, я вас провожу.

- Большое вам спасибо! - … мальчики и пошли за стариком.

Оформить каждую реплику данного диалога, вставив вместо точек нужное слово. Желательно вставленные слова не повторять.

- Здравствуйте, ребята! - … старичок.

- Здравствуйте, дедушка! - … мальчики.

- Мы, кажется, заблудились. Вы могли бы показать нам дорогу в поселок? - …они.

- А в какое место вам нужно идти?... старик.

- Мы из поселка Матвеевка, -…ребята.

- Ого! - … дед. – Вам придется долго идти до дома. Но ничего, я вас провожу.

- Большое вам спасибо! - … мальчики и пошли за стариком.

Оформить каждую реплику данного диалога, вставив вместо точек нужное слово. Желательно вставленные слова не повторять.

- Здравствуйте, ребята! - … старичок.

- Здравствуйте, дедушка! - … мальчики.

- Мы, кажется, заблудились. Вы могли бы показать нам дорогу в поселок? - …они.

- А в какое место вам нужно идти?... старик.

- Мы из поселка Матвеевка, -…ребята.

- Ого! - … дед. – Вам придется долго идти до дома. Но ничего, я вас провожу.

- Большое вам спасибо! - … мальчики и пошли за стариком.

Оформить каждую реплику данного диалога, вставив вместо точек нужное слово. Желательно вставленные слова не повторять.

- Здравствуйте, ребята! - … старичок.

- Здравствуйте, дедушка! - … мальчики.

- Мы, кажется, заблудились. Вы могли бы показать нам дорогу в поселок? - …они.

- А в какое место вам нужно идти?... старик.

- Мы из поселка Матвеевка, -…ребята.

- Ого! - … дед. – Вам придется долго идти до дома. Но ничего, я вас провожу.

- Большое вам спасибо! - … мальчики и пошли за стариком.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также