Конструкт пробного урока по русскому языку
по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46 специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Класс: 2
ФИО учителя класса:
УМК: «Школа России».
Тема урока: Слова с удвоенными согласными.
Тип урока: Усвоение новых знаний и способов действий.
Планируемые результаты:
Личностные: демонстрируют познавательный интерес уроку русского языка, принятие и освоение социальной роли обучающегося, сформированность мотивов учебной деятельности.
Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (способность принимать и сохранять цель деятельности при решении типовых учебных и практических задач под руководством учителя; выполнять задания учебника по предложенному учителем плану; выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; оценивать результат деятельности посредством ответов на вопросы учителя; адекватно оценивать и контролировать собственное поведение); познавательные УУД (умения: с помощью учителя отличать новое от уже известного, использовать знаково-символические средства для организации своих познавательных процессов; устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями; соотносить новую информацию с известным понятиям); коммуникативные УУД (умения: готовность слушать собеседника и вступать в диалог; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу полным ответом; участвовать в диалоге на уроке; соблюдать нормы речевого этикета в учебном взаимодействии; использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач).
Предметные: обучающиеся овладевают основами грамотного письма слов с удвоенными согласными; используют знания в области русского языка и сформированные грамматико-орфографические умения для решения устных и практических задач посредством работы по определению слогов в слове, ударения, написания соединений и отдельных элементов букв, составление простых предложений; умеют работать с орфографическим словарем в парах и находить слова по названию.
Цель: формирование представления о словах с удвоенными согласными и способе их переноса посредством выполнения упражнений учебника, игровой деятельности.
Задачи:
Воспитательная: побуждать познавательный интерес уроку русского языка, способствовать принятию и освоению социальной роли обучающегося, формированию мотивов учебной деятельности.
Коррекционно-развивающая: развитие регулятивных УУД (способность принимать и сохранять цель деятельности при решении типовых учебных и практических задач под руководством учителя; выполнять задания учебника по предложенному учителем плану; выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; оценивать результат деятельности посредством ответов на вопросы учителя; адекватно оценивать и контролировать собственное поведение); познавательных УУД (умения: с помощью учителя отличать новое от уже известного, использовать знаково-символические средства для организации своих познавательных процессов; устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями; соотносить новую информацию с известным понятиям); коммуникативных УУД (умения: готовность слушать собеседника и вступать в диалог; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу полным ответом; участвовать в диалоге на уроке; соблюдать нормы речевого этикета в учебном взаимодействии; использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач).
Образовательная: способствовать формированию основ грамотного письма по теме удвоенные согласные; развивать умения использования знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения устных и практических задач, посредством работы по определению слогов в слове, лексического ударения, написания соединений и отдельных элементов букв, умения переносить слова с удвоенными согласными, составлять простые предложения); развивать умения работать с орфографическим словарем в парах и находить слова по названию.
Принципы обучения и воспитания:
- Принцип доступности
- Принцип наглядности
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип деятельности
- Принцип психологической комфортности
Методы обучения и воспитания:
- Методы получения новых знаний: беседа, демонстрация
- Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения, практическая работа
- Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение
- Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание
- Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательных содержанием
- Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований
- Методы организации взаимодействия детей и накопления социального опыта: временная работа в парах
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная
Обеспечение урока:
1 Информационное
обеспечение
1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. Министерство образования и науки Российской
Федерации. Документ с изменениями внесенными: приказом Минобрнауки России от 18
мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373
1.2 Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)
1.3 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10).
1.4 Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 1-4 классы. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 27 с интернатом» Каменск – Уральского городского округа.
1.5 Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы "Школа России". 1-4 классы
1.6 Учебник по предмету «Литературное чтение», УМК «Школа России», 3 класс, в 2.ч – 1 ч. Плешаков А.А.
2 Оборудование:
2.1 Демонстрационное:
2.2 Индивидуальное:
Структура (план) урока (в соответствии с типом урока):
1 Мотивация к учебной деятельности (2 минуты)
2 Актуализация опорных знаний (7 минут)
3 Выявление проблемы (5 минут)
4 Решение проблемы (9 минут)
5 Первичное закрепление (10 минут)
6 Информация о домашнем задании (2 минуты)
7 Рефлексия (5 минут)
Итого: 40 минут
Макет доски:
|
11 ноября. Классная работа. Презентаця
|
|
Ход урока:
Этапы урока |
Образовательные задачи |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Формы организации деятельности |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля |
Планируемые результаты |
1. Мотивация к учебной деятельности. |
собрать внимание детей; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность |
беседа, создание ситуации успеха, предъявление педагогических требований, демонстрация |
- Доброе утро, ребята! Меня зовут Светлана Алексеевна, сегодня урок русского языка мы проведем вместе. - Предлагаю настроиться на урок и выполнить упражнение «Заяц-кольцо-цепочка»; «1 - 2 - 3 - 4 - Дышим»; -Проверим готовность к уроку, на партах должны лежать учебник, тетрадь, дневник и пишущие принадлежности. - Тихо сядет 1, 2, 3 ряд. |
Приветствие
Выполнение упражнения
Проверка готовности к уроку |
Ф
|
Учебник, тетрадь, дневник, пишущие пренадлежности |
СК |
Личностные: демонстрируют познавательный интерес уроку русского языка, принятие и освоение социальной роли обучающегося, сформированность мотивов учебной деятельности. Метапредметные Регулятивные: (выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности) |
2. Актуализация опорных знаний. |
актуализировать имеющиеся знания обучающихся по пройденной теме
|
беседа, упражнение |
- Ребята, на каждом уроке русского языка мы убеждаемся, что русский язык сложен и интересен. Вот и сегодня предлагаю помогать друг другу и узнать еще один секрет русского языка. - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, и с таким же хорошим настроением предлагаю начать работать на уроке. - Для того чтобы красиво и правильно мы умели писать, предлагаю отгадать загадку и узнать, какое словарное слово мы узнаем и напишем, а точнее название какого дня недели. - Для кого-то он рабочий, Для кого-то выходной. Отдохнуть и мне охота, Начинается … . - Спасибо, ребята, сегодня мы познакомимся и пропишем слово суббота, что оно обозначает? *На слайде слово, выделены нижние соединения, ударение, они будут появляться на протяжении обсуждения * - Суббота - это слово обозначает название 6 дня недели (между пятницей и воскресеньем). - Ребята, сколько слогов в слове суббота? (3) - На какой слог падает ударение? (2) - На какую гласную падает ударение? (о) - Ребята, послушайте, как звучит слово суббота (произношу с выделением букв Б) - Что заметили? (звук б как будто произносится дважды) - Какие буквы выделены в слове красным? (две ББ) - А зачем они выделены? (орфограмма, нужно запомнить написание) - А что такое орфограмма? (написание слов в соответствии с правилами орфографии) - Как мы подчеркиваем орфограмму? (карандашом, линией) - Обратите внимание на слайд, для того, чтобы правильно писать соединения букв, просмотрите, как пишется слово суббота, особенно обратите внимание на нижние соединения плавная наклонная прямая (выделю красным на слайде). - … - Предлагаю теперь положить перед собой тетрадь, открыть её, взять синюю ручку и написать дату и классную работу (сегодня 7 декабря). -Кто готов, руку на локоток . - Теперь поставим точку с красной строки и с заглавной буквы пропишем слово Суббота три раза, первое слово с заглавной буквы эс, второе и третье слово со строчной буквы эс.
|
Отгадывание загадки
Знакомство со словарным словом
Ответы на вопросы учителя
Запись слова СУББОТА |
Ф |
Презентация, пишущие принадлежности , тетрадь |
ОК
|
Личностные: демонстрируют познавательный интерес уроку русского языка, принятие и освоение социальной роли обучающегося, сформированность мотивов учебной деятельности. Предметные: обучающиеся овладевают основами грамотного письма слов с удвоенными согласными; используют знания в области русского языка и сформированные грамматико-орфографические умения для решения устных и практических задач посредством работы по определению слогов в слове, ударения, написания соединений и отдельных элементов букв, составление простых предложений; Метапредметные: : регулятивные УУД (выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности); познавательные УУД (умения: использовать знаково-символические средства для организации своих познавательных процессов; устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями; соотносить новую информацию с известным понятиям); коммуникативные УУД (умения: готовность слушать собеседника и вступать в диалог; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу полным ответом; участвовать в диалоге на уроке; соблюдать нормы речевого этикета в учебном взаимодействии; использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач). |
3. Выявление проблемы |
Определить проблему |
беседа, демонстрация, создание ситуации успеха, предъявление педагогических требований |
- Мы с вами заметили, что слово суббота пишется с двумя согласными бб. - Посмотрите на слово, как мы можем называть эту орфограмму? У нас две буквы б пишется, это согласные буквы (удвоенные согласные). - Ребята, эту орфограмму мы сегодня изучим, поэтому темой нашего урока будем: Удвоенная согласная. - А много ли слов с удвоенными согласными, как вы думаете? - Например, слово аллея, почему мы можем ошибиться в написании слова аллея? (проговариваем слово и слышится один звук л, а пишется две буквы эль) - Сегодня на уроке мы сможем научиться писать и запоминать, как пишутся слова с удвоенными согласными - Поэтому целью урока будет: научиться писать и запоминать слова с удвоенными согласными. |
Вступают в диалог
Формулируют тему
Главный вопрос урока
|
Ф |
Карточки-тема, шифр |
ОК, СК |
Личностные: демонстрируют познавательный интерес уроку русского языка, принятие и освоение социальной роли обучающегося, сформированность мотивов учебной деятельности. Метапредметные: регулятивные УУД (способность принимать и сохранять цель деятельности при решении типовых учебных и практических задач под руководством учителя) познавательные УУД (умения: устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями); коммуникативные УУД (умения: готовность слушать собеседника и вступать в диалог; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу полным ответом; участвовать в диалоге на уроке; соблюдать нормы речевого этикета в учебном взаимодействии). |
4. Решение проблемы. |
освоение новых знаний и способов действий |
беседа, демонстрация, упражнения, повторение, создание ситуации успеха, стимулирование занимательных содержанием, предъявление педагогических требований |
- Для того чтобы познакомиться со словами с удвоенными согласными предлагаю обратить внимание на слайд. - На слайде будет изображение, а вам нужно отгадать, что это за слово и найти в нем удвоенную согласную. *на слайде изображение слова и написание-значение* ПРОФЕССИЯ - это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь(с) - Какие профессии вы увидели? (повар, пилот, ветеринар, продавец, сварщик, каменщик).
- В тетради запишите это слово с красной строки с заглавной буквы. ВОЖЖИ - часть упряжи, состоящая из верёвок, ремней (ж) - Вот так выглядят на лошади
ССОРА – разногласия между людьми, когда не могут договориться (с)
- Для того чтоб узнать еще больше слов с удвоенными согласными и проявить внимательность, предлагаю открыть учебник на с. 117 и найти упр. 188 - Посмотрите внимательно, какие слова мы уже сегодня обсуждали и записали? (профессия, вожжи, ссора).
- О каких словах мы еще не говорили, кто хочет прочитать и назвать удвоенную согласную (класс, перрон, ванна, килограмм, грипп, касса, тонна, доллар, шоссе, аппетит)? КЛАСС - помещение в школе; группа объектов по одному признаку, например, класс млекопитающих животных ПЕРРОН – площадка, возле которой останавливаются поезда на железнодорожной станции ВАННА – предмет, в котором моются КИЛОГРАММ – чтобы узнать вес предметов существуют специальные единицы измерения, например, 5 килограмм мандаринов ТОННА - чтобы узнать вес предметов существуют специальные единицы измерения, тонна больше чем килограмм, например, 4 тонны весит машина ГРИПП – вирус, который попадает через дыхательные пути и вызывает кашель, насморк, повышает температуру тела КАССА – в театре, кинотеатре есть касса, в ней продают билеты, в магазине на кассе продают продукты и выдают чек. ДОЛЛАР – это денежная единица США (соединенных штатов Америки), в России рубль, там доллар. ШОССЕ - дорога для автомобилей (рельсовые - поезд и тд. не могут ездить) АППЕТИТ - желание поесть (+изображение предметов на слайде). - Ребята, мы узнали много слов с удвоенными согласными, а для того, чтоб знать, как проверять написание таких слов, предлагаю прочитать правило в учебнике в желтой рамке. -Прочитайте его про себя, 1 минуту на работу. - Кто готов, поднимите руку, чтобы вас было видно. *учитель читает правило вслух* - Ребята, обратите внимание, какие слова выделены жирным шрифтом, кто может прочитать их? (удвоенные согласные - орфограмма) - Ребята, если в слове мы увидим удвоенные согласные, мы должны подчеркнуть их карандашом и линией? Почему? (потому что это орфограмма) - Ребята, а как мы можем проверить правильное написание слова с удвоенной согласной? Где найти? (в орфографическом словаре). - Спасибо за ваши ответы, мы познакомились со словами с удвоенной согласной, теперь мы знаем, что в таких словах существует орфограмма «удвоенные согласные» ее нужно подчеркивать и можно проверить написание этих слов в орфографическом словаре. |
Отвечают на вопросы учителя
Предполагают значения слов
Выполнение упражнения 188 устно
Чтение правила
Предположение значений слов
Отвечают на вопросы учителя
|
Ф |
Презентация, пишущие принадлежности, учебник |
ОК |
Личностные: демонстрируют познавательный интерес уроку русского языка, принятие и освоение социальной роли обучающегося, сформированность мотивов учебной деятельности.
Метаепредметные: регулятивные УУД (способность принимать и сохранять цель деятельности при решении типовых учебных и практических задач под руководством учителя; выполнять задания учебника по предложенному учителем плану; выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;; адекватно оценивать и контролировать собственное поведение); познавательные УУД (умения: с помощью учителя отличать новое от уже известного, устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями; соотносить новую информацию с известным понятиям); коммуникативные УУД (умения: готовность слушать собеседника и вступать в диалог; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу полным ответом; участвовать в диалоге на уроке; соблюдать нормы речевого этикета в учебном взаимодействии; использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач).
Предметные: обучающиеся овладевают основами грамотного письма слов с удвоенными согласными; используют знания в области русского языка и сформированные грамматико-орфографические умения для решения устных и практических задач: составление простых предложений;
|
5. Первичное закрепление. |
закрепление нового материала. |
беседа, упражнения, практическая работа, повторение, создание ситуации успеха, поощрение и порицание, стимулирование занимательных содержанием, предъявление педагогических требований, временная работа в парах |
- Для того чтобы потренироваться в работе со словарями, предлагаю нам работать в парах и пробовать находить правильное написание слов в орфографическом словаре. - Какие правила работы в парах знаете? - работать должны оба -один говорит, другой слушает - свое несогласие нужно высказывать вежливыми словами - работать шепотом, не мешая остальным - Ребята, для того, чтобы поработать со словарем предлагаю обратить внимание на карточки. - Что мы видим? (три слова) - В этих слова пропущены буквы, либо одна согласная, либо удвоенная, в парах вам нужно найти слово в словаре и почеркнуть правильный вариант написания, как в образце, посмотрите. ОБРАЗЕЦ: Гра(м\мм)атика, ке(ф\фф)ир, гру(п\пп)а
- Вы работаете в парах, распределите обязанности, один будет искать слово, другой подчеркивать в карточке, на работу 3 минуты, кто закончил руку на локоток. - Предлагаю проверить свои работы глядя на слайд. -У все три ответа совпали, поднимите руку, пожалуйста, вот как хорошо вы умеете работать в парах, у тех кто не все сделал верно, думаю, что все еще получится, мы ведь только учимся. - Передайте словари на первые парты, спасибо, что работали по поднятой руке. - Для того чтоб запомнить слова с удвоенной согласной предлагаю обратить внимание на упр. 189, отложите карточки на край парты и придвиньте к себе учебник. - Предлагаю прочитать слова из упражнения по цепочке и предположить, что они обозначают (на слайде будут появляться слова и их значение, к которым будет возможность, я подберу изображение) - Чтобы запомнить эти слова нам нужно их записать, но не обычным образом, а так как мы бы их переносили. - Вы помните, как нужно переносить слова с удвоенной согласной? (если кто-то ответит, то сразу дам задание, после его выполнения прочитаем правило вслух, если не ответили, даю правило и восстанавливают слова для справок в тексте, проговаривают вслух, затем приступают к упражнению)
При переносе слов с удвоенными согласными одна буква остается на строке, а другую переносят.
Для справок: на строке, одна, переносят * - Попробуйте зачеркнуть неверные варианты, которые не соответствуют правилу переноса слов с удвоенной согласной буквой Задание: ДРОЖ-ЖИ, ЖУ-ЖЖАТЬ, АЛ-ЛЕЯ, СУМ-МА, ГА-ММА, ДОЛ-ЛАР, МАС-СА Правильный ответ: ДРОЖ-ЖИ, * - Ребята, мы вспомнили правило переноса удвоенных согласных теперь можем приступить к выполнению упражнения - Но нам предстоит красиво и аккуратно писать слова, предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику. (гимнастика с ручкой-покатать, передавать из одной в другую…) - Предлагаю придвинуть тетради и написать упр.189. - Первое слово сделаем вместе: суббота мы перенесем так суб – бота, записываем через черточку как на образце. - С красной строки поставьте точку и с заглавной буквы запишите слово, подчеркните орфограмму - по образцу, поставьте запятую и самостоятельно запишите по образцу остальные слова. - На работу 5 минут, приступайте к написанию, кто готов руку на локоток. - Теперь предлагаю обменяться тетрадями и проверить соседа по парте, на слайде образец, как нужно было написать, если слово написано правильно, по образцу и подчеркнуты удвоенные согласные, ставим над словом плюс, если орфограмма не подчеркнута подчеркните её. *проверка по слайду* - Мы познакомились с новыми словами с удвоенной согласной, вспомнили как переносить слова с удвоенной согласной, даже попытались найти слова в словаре и подчеркивали орфограмму, которую сегодня узнали - Мы замечательно справились с упражнением! - Предлагаю повернуться лицом к соседу и похвалить за работу на уроке, сказать вежливое слово, например, Рома, ты молодец, что справился! *если справимся быстро и останется время упр. 190 - прочитаем сочетания слов, слова для справок и устно заменим их друг на друга, затем выберем слово и составим с ним простое предложение, выслушаем варианты каждого и запишем одно* |
Работа в парах со словарем
Работа в карточке
Проверка ответов
Выполнение упр. 189
Восстановление правила переноса слов
Взаимопроверка
|
Ф |
пишущие принадлежности, учебник, тетрадь |
ОК ВК |
Личностные: демонстрируют познавательный интерес уроку русского языка, принятие и освоение социальной роли обучающегося, сформированность мотивов учебной деятельности.
Предметные: обучающиеся овладевают основами грамотного письма слов с удвоенными согласными; используют знания в области русского языка и сформированные грамматико-орфографические умения для решения устных и практических задач посредством работы по определению слогов в слове, ударения, написания соединений и отдельных элементов букв, составление простых предложений; умеют работать с орфографическим словарем в парах и находить слова по названию. Метапредметные: регулятивные УУД (способность принимать и сохранять цель деятельности при решении типовых учебных и практических задач под руководством учителя; выполнять задания учебника по предложенному учителем плану; выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; оценивать результат деятельности посредством ответов на вопросы учителя; адекватно оценивать и контролировать собственное поведение); познавательные УУД (умения: с помощью учителя отличать новое от уже известного, использовать знаково-символические средства для организации своих познавательных процессов; устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями; соотносить новую информацию с известным понятиям); коммуникативные УУД (умения: готовность слушать собеседника и вступать в диалог; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу полным ответом; участвовать в диалоге на уроке; соблюдать нормы речевого этикета в учебном взаимодействии; использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач).
|
6. Информация о домашнем задании. |
дать информацию о домашнем задании обучающимся. |
предъявление педагогических требований |
- Домашним заданием будет работа в тетрадях (раздам их) - откройте стр. 38 найдите номер 3 (нужно прочитать и записать слова в алфавитном порядке) - сначала идет буква А значит первое слово напишем Аллея, потом С суббота… - Эти слова нужно разделить чертой, как мы их будем переносить (на примере слова суббота показываю детям как делить) - А затем составить с один выбранным словом предложение и записать его в строке. - Что будем делать сначала? … |
Тетрадь для практических работ
|
Ф |
презентация |
ОК, СК |
Метапредметные: регулятивные УУД (выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; адекватно оценивать и контролировать собственное поведение); коммуникативные УУД (умения: готовность слушать собеседника и вступать в диалог)
|
7. Рефлексия. |
самооценка результатов деятельности, подведение итогов. |
беседа, повторение, создание ситуации успеха, поощрение и порицание |
-Ребята, с какой новой орфограммой мы сегодня познакомились? (удвоенная согласная) - Кто помнить, какую цель мы ставили перед собой? (подсказка на слайде) - Мы познакомились со словами с удвоенной согласной и писали их в тетради, какое слово вам запомнилось? (в учебнике подсказка) - А как мы можем проверить написание слова с удвоенной согласной? (с помощью словаря) - Еще мы сегодня вспомнили как переносить слова с удвоенной согласной и даже составили предложение. - Ребята, с помощью этих фраз мы сможем оценить свою работу на уроке и знаний, которые обрели - Предлагаю выбрать фразу и продолжить ее *Сегодня я узнал … Сегодня я писал… Сегодня я подчеркивал… Сегодня я находил…* - Спасибо за развернутые ответы - Мне было комфортно находиться с вами на уроке, и я бы отметила … за активную работу, за внимательное выполнение заданий…, за бережную работу со словарем…, за громкое чтение новых слов… - Если вам тоже было комфортно находиться на уроке, и вы справились с заданиями поднимите класс вверх, если у вас были трудности в выполнении заданий, поднимите класс вниз
|
презентация
|
Ф |
презентация |
ОК, СК |
Личностные: демонстрируют познавательный интерес уроку русского языка, принятие и освоение социальной роли обучающегося, сформированность мотивов учебной деятельности. Предметные: обучающиеся овладевают основами грамотного письма слов с удвоенными согласными Метапредметные: регулятивные УУД (выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; оценивать результат деятельности посредством ответов на вопросы учителя; адекватно оценивать и контролировать собственное поведение); познавательные УУД (умения: с помощью учителя отличать новое от уже известного, соотносить новую информацию с известным понятиям); коммуникативные УУД (умения: готовность слушать собеседника и вступать в диалог; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу полным ответом; участвовать в диалоге на уроке; соблюдать нормы речевого этикета в учебном взаимодействии; использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач). |
Тема: Удвоенная согласная
Цель: научиться писать и запоминать слова с удвоенными согласными
1 |
- Доброе утро, ребята! Меня зовут Светлана Алексеевна, сегодня урок русского языка мы проведем вместе. - Предлагаю настроиться на урок и выполнить упражнение «Заяц-кольцо-цепочка»; «1 - 2 - 3 - 4 - Дышим»; -Проверим готовность к уроку, на партах должны лежать учебник, тетрадь, дневник и пишущие принадлежности. - Тихо сядет 1, 2, 3 ряд. |
|||
2 |
- Ребята, на каждом уроке русского языка мы убеждаемся, что русский язык сложен и интересен. Вот и сегодня предлагаю помогать друг другу и узнать еще один секрет русского языка. - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, и с таким же хорошим настроением предлагаю начать работать на уроке. - Для того чтобы красиво и правильно мы умели писать, предлагаю отгадать загадку и узнать, какое словарное слово мы узнаем и напишем, а точнее название какого дня недели. - Для кого-то он рабочий, Для кого-то выходной. Отдохнуть и мне охота, Начинается … . - Спасибо, ребята, сегодня мы познакомимся и пропишем слово суббота, что оно обозначает? *На слайде слово, выделены нижние соединения, ударение, они будут появляться на протяжении обсуждения * - Суббота - это слово обозначает название 6 дня недели (между пятницей и воскресеньем). - Ребята, сколько слогов в слове суббота? (3) - На какой слог падает ударение? (2) - На какую гласную падает ударение? (о) - Ребята, послушайте, как звучит слово суббота (произношу с выделением букв Б) - Что заметили? (звук б как будто произносится дважды) - Какие буквы выделены в слове красным? (две ББ) - А зачем они выделены? (орфограмма, нужно запомнить написание) - А что такое орфограмма? (написание слов в соответствии с правилами орфографии) - Как мы подчеркиваем орфограмму? (карандашом, линией) - Обратите внимание на слайд, для того, чтобы правильно писать соединения букв, просмотрите, как пишется слово суббота, особенно обратите внимание на нижние соединения плавная наклонная прямая (выделю красным на слайде). - Предлагаю теперь положить перед собой тетрадь, открыть её, взять синюю ручку и написать дату и классную работу (сегодня 7 декабря).
-Кто готов, руку на локоток . - Теперь поставим точку с красной строки и с заглавной буквы пропишем слово Суббота три раза, первое слово с заглавной буквы эс, второе и третье слово со строчной буквы эс
|
|||
3 |
- Мы с вами заметили, что слово суббота пишется с двумя согласными бб. - Посмотрите на слово, как мы можем называть эту орфограмму? У нас две буквы б пишется, это согласные буквы (удвоенные согласные). - Ребята, эту орфограмму мы сегодня изучим, поэтому темой нашего урока будем: Удвоенная согласная. - А много ли слов с удвоенными согласными, как вы думаете? - Например, слово аллея, почему мы можем ошибиться в написании слова аллея? (проговариваем слово и слышится один звук л, а пишется две буквы эль) - Сегодня на уроке мы сможем научиться писать и запоминать, как пишутся слова с удвоенными согласными - Поэтому целью урока будет: научиться писать и запоминать слова с удвоенными согласными. |
|||
4 |
- Для того чтобы познакомиться со словами с удвоенными согласными предлагаю обратить внимание на слайд. - На слайде будет изображение, а вам нужно отгадать, что это за слово и найти в нем удвоенную согласную. *на слайде изображение слова и написание-значение* ПРОФЕССИЯ - это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь(с) - Какие профессии вы увидели? (повар, пилот, ветеринар, продавец, сварщик, каменщик).
- В тетради запишите это слово с красной строки с заглавной буквы. ВОЖЖИ - часть упряжи, состоящая из верёвок, ремней (ж) - Вот так выглядят на лошади
ССОРА – разногласия между людьми, когда не могут договориться (с)
- Для того чтоб узнать еще больше слов с удвоенными согласными и проявить внимательность, предлагаю открыть учебник на с. 117 и найти упр. 188 - Посмотрите внимательно, какие слова мы уже сегодня обсуждали и записали? (профессия, вожжи, ссора). - О каких словах мы еще не говорили, кто хочет прочитать и назвать удвоенную согласную (класс, перрон, ванна, килограмм, грипп, касса, тонна, доллар, шоссе, аппетит)? КЛАСС - помещение в школе; группа объектов по одному признаку, например, класс млекопитающих животных ПЕРРОН – площадка, возле которой останавливаются поезда на железнодорожной станции ВАННА – предмет, в котором моются КИЛОГРАММ – чтобы узнать вес предметов существуют специальные единицы измерения, например, 5 килограмм мандаринов ТОННА - чтобы узнать вес предметов существуют специальные единицы измерения, тонна больше чем килограмм, например, 4 тонны весит машина ГРИПП – вирус, который попадает через дыхательные пути и вызывает кашель, насморк, повышает температуру тела КАССА – в театре, кинотеатре есть касса, в ней продают билеты, в магазине на кассе продают продукты и выдают чек. ДОЛЛАР – это денежная единица США (соединенных штатов Америки), в России рубль, там доллар. ШОССЕ - дорога для автомобилей (рельсовые - поезд и тд. не могут ездить) АППЕТИТ - желание поесть (+изображение предметов на слайде). - Ребята, мы узнали много слов с удвоенными согласными, а для того, чтоб знать, как проверять написание таких слов, предлагаю прочитать правило в учебнике в желтой рамке. -Прочитайте его про себя, 1 минуту на работу. - Кто готов, поднимите руку, чтобы вас было видно. *учитель читает правило вслух* - Ребята, обратите внимание, какие слова выделены жирным шрифтом, кто может прочитать их? (удвоенные согласные - орфограмма) - Ребята, если в слове мы увидим удвоенные согласные, мы должны подчеркнуть их карандашом и линией? Почему? (потому что это орфограмма) - Ребята, а как мы можем проверить правильное написание слова с удвоенной согласной? Где найти? (в орфографическом словаре). - Спасибо за ваши ответы, мы познакомились со словами с удвоенной согласной, теперь мы знаем, что в таких словах существует орфограмма «удвоенные согласные» ее нужно подчеркивать и можно проверить написание этих слов в орфографическом словаре. |
|||
5 |
- Для того чтобы потренироваться в работе со словарями, предлагаю нам работать в парах и пробовать находить правильное написание слов в орфографическом словаре. - Какие правила работы в парах знаете? - работать должны оба -один говорит, другой слушает - свое несогласие нужно высказывать вежливыми словами - работать шепотом, не мешая остальным - Ребята, для того, чтобы поработать со словарем предлагаю обратить внимание на карточки. - Что мы видим? (три слова) - В этих слова пропущены буквы, либо одна согласная, либо удвоенная, в парах вам нужно найти слово в словаре и почеркнуть правильный вариант написания, как в образце, посмотрите. ОБРАЗЕЦ: Гра(м\мм)атика, ке(ф\фф)ир, гру(п\пп)а
- Вы работаете в парах, распределите обязанности, один будет искать слово, другой подчеркивать в карточке, на работу 3 минуты, кто закончил руку на локоток. - Предлагаю проверить свои работы глядя на слайд. -У все три ответа совпали, поднимите руку, пожалуйста, вот как хорошо вы умеете работать в парах, у тех кто не все сделал верно, думаю, что все еще получится, мы ведь только учимся. - Передайте словари на первые парты, спасибо, что работали по поднятой руке. - Для того чтоб запомнить слова с удвоенной согласной предлагаю обратить внимание на упр. 189, отложите карточки на край парты и придвиньте к себе учебник. - Предлагаю прочитать слова из упражнения по цепочке и предположить, что они обозначают (на слайде будут появляться слова и их значение, к которым будет возможность, я подберу изображение) - Чтобы запомнить эти слова нам нужно их записать, но не обычным образом, а так как мы бы их переносили. - Вы помните, как нужно переносить слова с удвоенной согласной? (если кто-то ответит, то сразу дам задание, после его выполнения прочитаем правило вслух, если не ответили, даю правило и восстанавливают слова для справок в тексте, проговаривают вслух, затем приступают к упражнению)
При переносе слов с удвоенными согласными одна буква остается на строке, а другую переносят. Для справок: на строке, одна, переносят - Ребята, мы вспомнили правило переноса удвоенных согласных теперь можем приступить к выполнению упражнения - Но нам предстоит красиво и аккуратно писать слова, предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику. (гимнастика с ручкой-покатать, передавать из одной в другую…) - Предлагаю придвинуть тетради и написать упр.189. - Первое слово сделаем вместе: суббота мы перенесем так суб – бота, записываем через черточку как на образце. - С красной строки поставьте точку и с заглавной буквы запишите слово, подчеркните орфограмму - по образцу, поставьте запятую и самостоятельно запишите по образцу остальные слова. - На работу 5 минут, приступайте к написанию, кто готов руку на локоток. - Теперь предлагаю обменяться тетрадями и проверить соседа по парте, на слайде образец, как нужно было написать, если слово написано правильно, по образцу и подчеркнуты удвоенные согласные, ставим над словом плюс, если орфограмма не подчеркнута подчеркните её. *проверка по слайду* - Мы познакомились с новыми словами с удвоенной согласной, вспомнили как переносить слова с удвоенной согласной, даже попытались найти слова в словаре и подчеркивали орфограмму, которую сегодня узнали - Мы замечательно справились с упражнением! - Предлагаю повернуться лицом к соседу и похвалить за работу на уроке, сказать вежливое слово, например, Рома, ты молодец, что справился! *если справимся быстро и останется время упр. 190 - прочитаем сочетания слов, слова для справок и устно заменим их друг на друга, затем выберем слово и составим с ним простое предложение, выслушаем варианты каждого и запишем одно* |
|||
6 |
- Домашним заданием будет работа в тетрадях (раздам их) - откройте стр. 38 найдите номер 3 (нужно прочитать и записать слова в алфавитном порядке) - сначала идет буква А значит первое слово напишем Аллея, потом С суббота… - Эти слова нужно разделить чертой, как мы их будем переносить (на примере слова суббота показываю детям как делить) - А затем составить с один выбранным словом предложение и записать его в строке. - Что будем делать сначала? … |
|||
7 |
-Ребята, с какой новой орфограммой мы сегодня познакомились? (удвоенная согласная) - Кто помнить, какую цель мы ставили перед собой? (подсказка на слайде) - Мы познакомились со словами с удвоенной согласной и писали их в тетради, какое слово вам запомнилось? (в учебнике подсказка) - А как мы можем проверить написание слова с удвоенной согласной? (с помощью словаря) - Еще мы сегодня вспомнили как переносить слова с удвоенной согласной и даже составили предложение. - Ребята, с помощью этих фраз мы сможем оценить свою работу на уроке и знаний, которые обрели - Предлагаю выбрать фразу и продолжить ее *Сегодня я узнал … Сегодня я писал… Сегодня я подчеркивал… Сегодня я находил…* - Спасибо за развернутые ответы - Мне было комфортно находиться с вами на уроке, и я бы отметила … за активную работу, за внимательное выполнение заданий…, за бережную работу со словарем…, за громкое чтение новых слов… - Если вам тоже было комфортно находиться на уроке, и вы справились с заданиями поднимите класс вверх, если у вас были трудности в выполнении заданий, поднимите класс вниз |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.