Урок русского языка 2 класс "Удвоенные согласные"

  • Документация
  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для вас представлен урок русского языка 2 класса по теме: "Удвоенные согласные"
Иконка файла материала 07.12.docx

Конструкт пробного урока по русскому языку

по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

студентки группы 46 специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Класс: 2

ФИО учителя класса:

УМК: «Школа России».

Тема урока: Слова с удвоенными согласными.

Тип урока: Усвоение новых знаний и способов действий.

Планируемые результаты:

Личностные: демонстрируют познавательный интерес уроку русского языка, принятие и освоение социальной роли обучающегося, сформированность мотивов учебной деятельности.

Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (способность принимать и сохранять цель деятельности при решении типовых учебных и практических задач под руководством учителя;  выполнять задания учебника по предложенному учителем плану; выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; оценивать результат деятельности посредством ответов на вопросы учителя; адекватно оценивать и контролировать собственное поведение); познавательные УУД (умения: с помощью учителя отличать новое от уже известного, использовать знаково-символические средства для организации своих познавательных процессов; устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями; соотносить новую информацию с известным понятиям); коммуникативные УУД (умения: готовность слушать собеседника и вступать в диалог; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу полным ответом; участвовать в диалоге на уроке;  соблюдать нормы речевого этикета в учебном взаимодействии; использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач).

Предметные: обучающиеся овладевают основами грамотного письма слов с удвоенными согласными; используют знания в области русского языка и сформированные грамматико-орфографические умения для решения устных и практических задач посредством работы по определению слогов в слове, ударения, написания соединений и отдельных элементов букв, составление простых предложений; умеют работать с орфографическим словарем в парах и находить слова по названию.

Цель: формирование представления о словах с удвоенными согласными и способе их переноса посредством выполнения упражнений учебника, игровой деятельности.

Задачи:

Воспитательная: побуждать познавательный интерес уроку русского языка, способствовать принятию и освоению социальной роли обучающегося, формированию мотивов учебной деятельности.

Коррекционно-развивающая: развитие  регулятивных УУД (способность принимать и сохранять цель деятельности при решении типовых учебных и практических задач под руководством учителя;  выполнять задания учебника по предложенному учителем плану; выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; оценивать результат деятельности посредством ответов на вопросы учителя; адекватно оценивать и контролировать собственное поведение); познавательных УУД (умения: с помощью учителя отличать новое от уже известного, использовать знаково-символические средства для организации своих познавательных процессов; устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями; соотносить новую информацию с известным понятиям); коммуникативных УУД (умения: готовность слушать собеседника и вступать в диалог; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу полным ответом; участвовать в диалоге на уроке;  соблюдать нормы речевого этикета в учебном взаимодействии; использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач).

Образовательная: способствовать формированию основ грамотного письма по теме удвоенные согласные; развивать умения использования знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения устных и практических задач, посредством работы по определению слогов в слове, лексического ударения, написания соединений и отдельных элементов букв, умения переносить слова с удвоенными согласными, составлять простые предложения); развивать умения работать с орфографическим словарем в парах и находить слова по названию.

Принципы обучения и воспитания:

- Принцип доступности

- Принцип наглядности

- Принцип систематичности и последовательности

- Принцип деятельности

- Принцип психологической комфортности

Методы обучения и воспитания:

- Методы получения новых знаний: беседа, демонстрация

- Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения, практическая работа

- Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение

- Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание

- Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательных содержанием

- Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований

- Методы организации взаимодействия детей и накопления социального опыта: временная работа в парах

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная

Обеспечение урока:

1 Информационное обеспечение
1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373

1.2 Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)

1.3 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10).

1.4 Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 1-4 классы. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 27 с интернатом» Каменск – Уральского городского округа.

1.5 Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы "Школа России". 1-4 классы

1.6 Учебник по предмету «Литературное чтение», УМК «Школа России», 3 класс, в 2.ч – 1 ч. Плешаков А.А.

2 Оборудование:

2.1 Демонстрационное:

2.2 Индивидуальное:

Структура (план) урока (в соответствии с типом урока): 

1 Мотивация к учебной деятельности (2 минуты)

2 Актуализация опорных знаний (7 минут)

3 Выявление проблемы (5 минут)

4 Решение проблемы (9 минут)

5 Первичное закрепление (10 минут)

6 Информация о домашнем задании (2 минуты)

7 Рефлексия (5 минут)

Итого: 40 минут

Макет доски:

 

11 ноября.

Классная работа.

Презентаця

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

Этапы урока

Образовательные задачи

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

 

Формы организации деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля

Планируемые результаты

1. Мотивация к учебной деятельности.

собрать внимание детей; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность

беседа, создание ситуации успеха, предъявление педагогических требований, демонстрация

- Доброе утро, ребята! Меня зовут Светлана Алексеевна, сегодня урок русского языка мы проведем вместе.

- Предлагаю настроиться на урок и выполнить упражнение «Заяц-кольцо-цепочка»; «1 - 2 - 3 - 4 - Дышим»;

-Проверим готовность к уроку, на партах должны лежать учебник, тетрадь, дневник и пишущие принадлежности.

- Тихо сядет 1, 2, 3 ряд.

Приветствие

 

Выполнение упражнения

 

Проверка готовности к уроку

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник, тетрадь, дневник, пишущие пренадлежности

СК
ОК

Личностные:

демонстрируют познавательный интерес уроку русского языка, принятие и освоение социальной роли обучающегося, сформированность мотивов учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: (выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности)

2. Актуализация опорных знаний.

актуализировать имеющиеся знания обучающихся по пройденной теме

 

беседа, упражнение

- Ребята, на каждом уроке русского языка мы убеждаемся, что русский язык сложен и интересен. Вот и сегодня предлагаю помогать друг другу и узнать еще один секрет русского языка.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, и с таким же хорошим настроением предлагаю начать работать на уроке.

-  Для того чтобы красиво и правильно мы умели писать, предлагаю отгадать загадку и узнать,  какое словарное слово мы узнаем и напишем, а точнее название какого дня недели.

- Для кого-то он рабочий,

  Для кого-то выходной.

  Отдохнуть и мне охота,

  Начинается … .

- Спасибо, ребята, сегодня мы познакомимся и  пропишем слово суббота, что оно обозначает?

*На слайде слово, выделены нижние соединения, ударение, они будут появляться на протяжении обсуждения *

- Суббота -  это слово обозначает название 6 дня недели (между пятницей и воскресеньем).

- Ребята, сколько слогов в слове суббота? (3)

- На какой слог падает ударение? (2)

- На какую гласную падает ударение? (о)

- Ребята, послушайте, как звучит слово суббота  (произношу с выделением букв Б)

- Что заметили?  (звук б как будто произносится дважды)

- Какие буквы выделены в слове красным? (две ББ)

- А зачем они выделены? (орфограмма, нужно запомнить написание)

- А что такое орфограмма? (написание слов в соответствии с правилами орфографии)

- Как мы подчеркиваем орфограмму? (карандашом, линией)

- Обратите внимание на слайд, для того, чтобы правильно писать соединения букв, просмотрите, как пишется слово суббота, особенно обратите внимание на нижние соединения плавная наклонная прямая (выделю красным на слайде).

- …

- Предлагаю теперь положить перед собой тетрадь, открыть её, взять синюю ручку и написать дату и классную работу (сегодня 7 декабря).

-Кто готов, руку на локоток .

- Теперь поставим точку с красной строки и с заглавной буквы пропишем слово Суббота три раза, первое слово с заглавной буквы эс, второе и третье слово со строчной буквы эс.

 

 

 

 

Отгадывание загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство со словарным словом

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись слова СУББОТА

Ф

Презентация, пишущие принадлежности

,

тетрадь

ОК
СК

 

Личностные: демонстрируют познавательный интерес уроку русского языка, принятие и освоение социальной роли обучающегося, сформированность мотивов учебной деятельности.

Предметные:

обучающиеся овладевают основами грамотного письма слов с удвоенными согласными; используют знания в области русского языка и сформированные грамматико-орфографические умения для решения устных и практических задач посредством работы по определению слогов в слове, ударения, написания соединений и отдельных элементов букв, составление простых предложений; Метапредметные: : регулятивные УУД (выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности); познавательные УУД (умения: использовать знаково-символические средства для организации своих познавательных процессов; устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями; соотносить новую информацию с известным понятиям); коммуникативные УУД (умения: готовность слушать собеседника и вступать в диалог; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу полным ответом; участвовать в диалоге на уроке;  соблюдать нормы речевого этикета в учебном взаимодействии; использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач).

3. Выявление проблемы

Определить проблему

беседа, демонстрация, создание ситуации успеха, предъявление педагогических требований

- Мы с вами заметили, что слово суббота пишется с двумя согласными бб.

- Посмотрите на слово, как мы можем называть эту орфограмму? У нас две буквы б пишется, это согласные буквы (удвоенные согласные).

- Ребята, эту орфограмму мы сегодня изучим, поэтому темой нашего урока будем: Удвоенная согласная.

- А много ли слов с удвоенными согласными, как вы думаете?

- Например, слово аллея, почему мы можем ошибиться в написании слова аллея? (проговариваем слово и слышится один звук л, а пишется две буквы эль)

- Сегодня на уроке мы сможем научиться писать и запоминать, как пишутся слова с удвоенными согласными

- Поэтому целью урока будет:    научиться писать и запоминать слова с удвоенными согласными.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Вступают в диалог

 

 

Формулируют тему

 

 

 

 

 

Главный вопрос урока

 

Ф

Карточки-тема, шифр

ОК, СК

Личностные:

демонстрируют познавательный интерес уроку русского языка, принятие и освоение социальной роли обучающегося, сформированность мотивов учебной деятельности.

Метапредметные:

регулятивные УУД (способность принимать и сохранять цель деятельности при решении типовых учебных и практических задач под руководством учителя) познавательные УУД (умения: устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями); коммуникативные УУД (умения: готовность слушать собеседника и вступать в диалог; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу полным ответом; участвовать в диалоге на уроке;  соблюдать нормы речевого этикета в учебном взаимодействии).

4. Решение проблемы.

освоение новых знаний и способов действий

беседа, демонстрация, упражнения, повторение, создание ситуации успеха, стимулирование занимательных содержанием, предъявление педагогических требований

- Для того чтобы познакомиться со словами с удвоенными согласными предлагаю обратить внимание на слайд.

- На слайде будет изображение, а вам нужно отгадать, что это за слово и найти в нем удвоенную согласную.

*на слайде изображение слова и написание-значение*

ПРОФЕССИЯ -  это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь(с)

- Какие профессии вы увидели? (повар, пилот, ветеринар, продавец, сварщик, каменщик).

https://illustrators.ru/uploads/illustration/image/893837/main_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84.jpg

- В тетради запишите это слово с красной строки с заглавной буквы.

ВОЖЖИ - часть упряжи, состоящая из верёвок, ремней (ж)  

- Вот так выглядят на лошади

https://theveonline.com/wordpress/wp-content/uploads/2016/02/inside-rein-1024x681.jpg https://img.alicdn.com/imgextra/i2/2914735433/TB2QxvDkutTMeFjSZFOXXaTiVXa_!!2914735433.jpg

ССОРА –  разногласия между людьми, когда не могут договориться (с)

https://media.image.infoseek.co.jp/isnews/photos/toushin1/toushin1_14455_0.jpg

- Для того чтоб узнать еще больше слов с удвоенными согласными и проявить внимательность, предлагаю открыть учебник на с. 117 и найти упр. 188

- Посмотрите внимательно, какие слова мы уже сегодня обсуждали и записали?

(профессия, вожжи, ссора).

 

 

 

 

 

 

 

- О каких словах мы еще не говорили, кто хочет прочитать и назвать удвоенную согласную (класс, перрон,  ванна,  килограмм,  грипп, касса, тонна,  доллар,  шоссе, аппетит)?

КЛАСС - помещение в школе; группа объектов по одному признаку, например, класс млекопитающих животных

ПЕРРОН – площадка, возле которой останавливаются поезда на железнодорожной станции

ВАННА – предмет, в котором моются

КИЛОГРАММ – чтобы узнать вес предметов существуют специальные единицы измерения, например, 5 килограмм мандаринов

ТОННА - чтобы узнать вес предметов существуют специальные единицы измерения, тонна больше чем килограмм, например, 4 тонны весит машина

ГРИПП – вирус, который попадает через дыхательные пути и вызывает кашель, насморк, повышает температуру тела

КАССА – в театре, кинотеатре есть касса, в ней продают билеты, в магазине на кассе продают продукты и выдают чек.

ДОЛЛАР – это денежная единица США (соединенных штатов Америки), в России рубль, там доллар.

ШОССЕ - дорога для автомобилей (рельсовые - поезд и тд. не могут ездить)

АППЕТИТ - желание поесть

(+изображение предметов на слайде).

- Ребята, мы узнали много слов с удвоенными согласными, а для того, чтоб знать, как проверять написание таких слов, предлагаю прочитать правило в учебнике в желтой рамке.

-Прочитайте его про себя, 1 минуту на работу.

- Кто готов, поднимите руку, чтобы вас было видно.

*учитель читает правило вслух*

- Ребята, обратите внимание, какие слова выделены жирным шрифтом, кто может прочитать их? (удвоенные согласные - орфограмма)

- Ребята, если в слове мы увидим удвоенные согласные, мы должны подчеркнуть их карандашом и линией? Почему? (потому что это орфограмма)

- Ребята, а как мы можем проверить правильное написание слова с удвоенной согласной? Где найти? (в орфографическом словаре).

- Спасибо за ваши ответы, мы познакомились со словами с удвоенной согласной, теперь мы знаем, что в таких словах существует орфограмма «удвоенные согласные» ее нужно подчеркивать и можно проверить написание этих слов в орфографическом словаре.

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагают значения слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение упражнения 188 устно

 

 

 

 

 

Чтение правила

 

 

 

 

 

 

Предположение значений слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

Ф
И

Презентация, пишущие принадлежности, учебник

ОК
СК

Личностные:

демонстрируют познавательный интерес уроку русского языка, принятие и освоение социальной роли обучающегося, сформированность мотивов учебной деятельности.

 

Метаепредметные:

регулятивные УУД (способность принимать и сохранять цель деятельности при решении типовых учебных и практических задач под руководством учителя;  выполнять задания учебника по предложенному учителем плану; выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;; адекватно оценивать и контролировать собственное поведение); познавательные УУД (умения: с помощью учителя отличать новое от уже известного, устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями; соотносить новую информацию с известным понятиям); коммуникативные УУД (умения: готовность слушать собеседника и вступать в диалог; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу полным ответом; участвовать в диалоге на уроке;  соблюдать нормы речевого этикета в учебном взаимодействии; использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач).

 

Предметные:

обучающиеся овладевают основами грамотного письма слов с удвоенными согласными; используют знания в области русского языка и сформированные грамматико-орфографические умения для решения устных и практических задач: составление простых предложений;

 

5. Первичное закрепление.

закрепление нового материала.

беседа, упражнения, практическая работа, повторение, создание ситуации успеха, поощрение и порицание, стимулирование занимательных содержанием, предъявление педагогических требований, временная работа в парах

 - Для того чтобы потренироваться в работе со словарями, предлагаю нам работать в парах и пробовать находить правильное написание слов в орфографическом словаре.

- Какие правила работы в парах знаете?

- работать должны оба

-один говорит, другой слушает

- свое несогласие нужно высказывать вежливыми словами

- работать шепотом, не мешая остальным

- Ребята, для того, чтобы поработать со словарем предлагаю обратить внимание на карточки.

- Что мы видим? (три слова)

- В этих слова пропущены буквы, либо одна согласная, либо удвоенная, в парах вам нужно найти слово в словаре и почеркнуть правильный вариант написания, как в образце, посмотрите.

ОБРАЗЕЦ:

Гра(м\мм)атика, ке(ф\фф)ир, гру(п\пп)а

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/107/505/107505133_RSSRRRyoSR_13_v_RRRRyoS.jpg

- Вы работаете в парах, распределите обязанности, один будет искать слово, другой подчеркивать в карточке, на работу 3 минуты, кто закончил руку на локоток.

- Предлагаю проверить свои работы глядя на слайд.

-У все три ответа совпали, поднимите руку, пожалуйста, вот как хорошо вы умеете работать в парах, у тех кто не все сделал верно, думаю, что все еще получится, мы ведь только учимся.

- Передайте словари на первые парты, спасибо, что работали по поднятой руке.

- Для того чтоб запомнить слова с удвоенной согласной предлагаю обратить внимание на упр. 189, отложите карточки на край парты и придвиньте к себе учебник.

- Предлагаю прочитать слова из упражнения по цепочке и  предположить, что они обозначают (на слайде будут появляться слова и их значение, к которым будет возможность, я подберу изображение)

- Чтобы запомнить эти слова нам нужно их записать, но не обычным образом, а так как мы бы их переносили.

- Вы помните, как нужно переносить слова с удвоенной согласной? (если кто-то ответит, то сразу дам задание, после его выполнения прочитаем правило вслух, если не ответили, даю правило и восстанавливают слова для справок в тексте, проговаривают вслух, затем приступают к упражнению)

 

При переносе слов с удвоенными согласными одна буква остается на строке, а другую переносят.

 

Для справок: на строке, одна, переносят

*

- Попробуйте зачеркнуть неверные варианты, которые не соответствуют правилу переноса слов с удвоенной согласной буквой

Задание: ДРОЖ-ЖИ, ЖУ-ЖЖАТЬ, АЛ-ЛЕЯ, СУМ-МА, ГА-ММА, ДОЛ-ЛАР, МАС-СА

Правильный ответ: ДРОЖ-ЖИ, ЖУ-ЖЖАТЬ, АЛ-ЛЕЯ, СУМ-МА, ГА-ММА,  ДОЛ-ЛАР, МАС-СА

*

- Ребята, мы вспомнили правило переноса удвоенных согласных теперь можем приступить к выполнению упражнения

- Но нам предстоит красиво и аккуратно писать слова, предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику.

(гимнастика с ручкой-покатать, передавать из одной в другую…)

- Предлагаю придвинуть тетради и написать упр.189.

- Первое слово сделаем вместе:  суббота мы перенесем так суб – бота, записываем через черточку как на образце.

- С красной строки поставьте точку и с заглавной буквы запишите слово, подчеркните орфограмму - по образцу, поставьте запятую и самостоятельно запишите по образцу остальные слова.

- На работу 5 минут, приступайте к написанию, кто готов руку на локоток.

- Теперь предлагаю обменяться тетрадями и проверить соседа по парте, на слайде образец, как нужно было написать, если слово написано правильно, по образцу и подчеркнуты удвоенные согласные, ставим над словом плюс, если орфограмма не подчеркнута подчеркните её.

*проверка по слайду*

- Мы познакомились с новыми словами с удвоенной согласной, вспомнили как переносить слова с удвоенной согласной, даже попытались найти слова в словаре и подчеркивали орфограмму, которую сегодня узнали

- Мы замечательно справились с упражнением!

- Предлагаю повернуться лицом к соседу и похвалить за работу на уроке, сказать вежливое слово, например, Рома, ты молодец, что справился!

*если справимся быстро и останется время упр. 190

- прочитаем сочетания слов, слова для справок и устно заменим их друг на друга, затем выберем слово и составим с ним простое предложение, выслушаем варианты каждого и запишем одно*

 

 

 

Работа в парах со словарем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в карточке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение упр. 189

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстановление правила переноса слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка

 

 

 

 

Ф
П

пишущие принадлежности, учебник, тетрадь

ОК

ВК
СК

Личностные:

демонстрируют познавательный интерес уроку русского языка, принятие и освоение социальной роли обучающегося, сформированность мотивов учебной деятельности.

 

Предметные:

обучающиеся овладевают основами грамотного письма слов с удвоенными согласными; используют знания в области русского языка и сформированные грамматико-орфографические умения для решения устных и практических задач посредством работы по определению слогов в слове, ударения, написания соединений и отдельных элементов букв, составление простых предложений; умеют работать с орфографическим словарем в парах и находить слова по названию.

Метапредметные:

регулятивные УУД (способность принимать и сохранять цель деятельности при решении типовых учебных и практических задач под руководством учителя;  выполнять задания учебника по предложенному учителем плану; выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; оценивать результат деятельности посредством ответов на вопросы учителя; адекватно оценивать и контролировать собственное поведение); познавательные УУД (умения: с помощью учителя отличать новое от уже известного, использовать знаково-символические средства для организации своих познавательных процессов; устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями; соотносить новую информацию с известным понятиям); коммуникативные УУД (умения: готовность слушать собеседника и вступать в диалог; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу полным ответом; участвовать в диалоге на уроке;  соблюдать нормы речевого этикета в учебном взаимодействии; использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач).

 

 

6. Информация о домашнем задании.

дать информацию о домашнем задании обучающимся.

предъявление педагогических требований

- Домашним заданием будет работа в тетрадях (раздам их)

- откройте стр. 38 найдите номер 3 (нужно прочитать и записать слова в алфавитном порядке)

- сначала идет буква А значит первое слово напишем Аллея, потом С суббота…

- Эти слова нужно разделить чертой, как мы их будем переносить (на примере слова суббота показываю детям как делить)

- А затем составить с один выбранным словом предложение и записать его в строке.

- Что будем делать сначала? …

Тетрадь для практических работ

 

Ф

презентация

ОК, СК

Метапредметные:

регулятивные УУД (выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; адекватно оценивать и контролировать собственное поведение); коммуникативные УУД (умения: готовность слушать собеседника и вступать в диалог)

 

7. Рефлексия.

самооценка результатов деятельности, подведение итогов.

беседа, повторение, создание ситуации успеха, поощрение и порицание

 

-Ребята, с какой новой орфограммой мы сегодня познакомились? (удвоенная согласная)

-  Кто помнить, какую цель мы ставили перед собой? (подсказка на слайде)

- Мы познакомились со словами с удвоенной согласной и писали их в тетради, какое слово вам запомнилось? (в учебнике подсказка)

- А как мы можем проверить написание слова с удвоенной согласной? (с помощью словаря)

- Еще мы сегодня вспомнили как переносить слова с удвоенной согласной и даже составили предложение.

- Ребята, с помощью этих фраз мы сможем оценить свою работу на уроке и знаний, которые обрели

- Предлагаю выбрать фразу и продолжить ее

*Сегодня я узнал …

Сегодня я писал…

Сегодня я подчеркивал…

Сегодня я находил…*

- Спасибо за развернутые ответы

- Мне было комфортно находиться с вами на уроке, и я бы отметила … за активную работу, за внимательное выполнение заданий…, за бережную работу со словарем…, за громкое чтение новых слов…

- Если вам тоже было комфортно находиться на уроке, и вы справились с заданиями поднимите класс вверх, если у вас были трудности в выполнении заданий, поднимите класс вниз

 

презентация

 

 

 

 

 

Ф

презентация

ОК, СК

Личностные:

демонстрируют познавательный интерес уроку русского языка, принятие и освоение социальной роли обучающегося, сформированность мотивов учебной деятельности.

Предметные:

обучающиеся овладевают основами грамотного письма слов с удвоенными согласными

Метапредметные:

регулятивные УУД (выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; оценивать результат деятельности посредством ответов на вопросы учителя; адекватно оценивать и контролировать собственное поведение); познавательные УУД (умения: с помощью учителя отличать новое от уже известного, соотносить новую информацию с известным понятиям); коммуникативные УУД (умения: готовность слушать собеседника и вступать в диалог; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу полным ответом; участвовать в диалоге на уроке;  соблюдать нормы речевого этикета в учебном взаимодействии; использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач).

 

 


 

 

 

Тема: Удвоенная согласная 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Цель: научиться писать и запоминать слова с удвоенными согласными


1

- Доброе утро, ребята! Меня зовут Светлана Алексеевна, сегодня урок русского языка мы проведем вместе.

- Предлагаю настроиться на урок и выполнить упражнение «Заяц-кольцо-цепочка»; «1 - 2 - 3 - 4 - Дышим»;

-Проверим готовность к уроку, на партах должны лежать учебник, тетрадь, дневник и пишущие принадлежности.

- Тихо сядет 1, 2, 3 ряд.

2

- Ребята, на каждом уроке русского языка мы убеждаемся, что русский язык сложен и интересен. Вот и сегодня предлагаю помогать друг другу и узнать еще один секрет русского языка.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, и с таким же хорошим настроением предлагаю начать работать на уроке.

-  Для того чтобы красиво и правильно мы умели писать, предлагаю отгадать загадку и узнать,  какое словарное слово мы узнаем и напишем, а точнее название какого дня недели.

- Для кого-то он рабочий,

  Для кого-то выходной.

  Отдохнуть и мне охота,

  Начинается … .

- Спасибо, ребята, сегодня мы познакомимся и  пропишем слово суббота, что оно обозначает?

*На слайде слово, выделены нижние соединения, ударение, они будут появляться на протяжении обсуждения *

- Суббота -  это слово обозначает название 6 дня недели (между пятницей и воскресеньем).

- Ребята, сколько слогов в слове суббота? (3)

- На какой слог падает ударение? (2)

- На какую гласную падает ударение? (о)

- Ребята, послушайте, как звучит слово суббота  (произношу с выделением букв Б)

- Что заметили?  (звук б как будто произносится дважды)

- Какие буквы выделены в слове красным? (две ББ)

- А зачем они выделены? (орфограмма, нужно запомнить написание)

- А что такое орфограмма? (написание слов в соответствии с правилами орфографии)

- Как мы подчеркиваем орфограмму? (карандашом, линией)

- Обратите внимание на слайд, для того, чтобы правильно писать соединения букв, просмотрите, как пишется слово суббота, особенно обратите внимание на нижние соединения плавная наклонная прямая (выделю красным на слайде).

- Предлагаю теперь положить перед собой тетрадь, открыть её, взять синюю ручку и написать дату и классную работу (сегодня 7 декабря).


-Кто готов, руку на локоток .

- Теперь поставим точку с красной строки и с заглавной буквы пропишем слово Суббота три раза, первое слово с заглавной буквы эс, второе и третье слово со строчной буквы эс

 

3

- Мы с вами заметили, что слово суббота пишется с двумя согласными бб.

- Посмотрите на слово, как мы можем называть эту орфограмму? У нас две буквы б пишется, это согласные буквы (удвоенные согласные).

- Ребята, эту орфограмму мы сегодня изучим, поэтому темой нашего урока будем: Удвоенная согласная.

- А много ли слов с удвоенными согласными, как вы думаете?

- Например, слово аллея, почему мы можем ошибиться в написании слова аллея? (проговариваем слово и слышится один звук л, а пишется две буквы эль)

- Сегодня на уроке мы сможем научиться писать и запоминать, как пишутся слова с удвоенными согласными

- Поэтому целью урока будет:    научиться писать и запоминать слова с удвоенными согласными.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

4

- Для того чтобы познакомиться со словами с удвоенными согласными предлагаю обратить внимание на слайд.

- На слайде будет изображение, а вам нужно отгадать, что это за слово и найти в нем удвоенную согласную.

*на слайде изображение слова и написание-значение*

ПРОФЕССИЯ -  это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь(с)

- Какие профессии вы увидели? (повар, пилот, ветеринар, продавец, сварщик, каменщик).

https://illustrators.ru/uploads/illustration/image/893837/main_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84.jpg

- В тетради запишите это слово с красной строки с заглавной буквы.

ВОЖЖИ - часть упряжи, состоящая из верёвок, ремней (ж)  

- Вот так выглядят на лошади

https://theveonline.com/wordpress/wp-content/uploads/2016/02/inside-rein-1024x681.jpg https://img.alicdn.com/imgextra/i2/2914735433/TB2QxvDkutTMeFjSZFOXXaTiVXa_!!2914735433.jpg

ССОРА –  разногласия между людьми, когда не могут договориться (с)

https://media.image.infoseek.co.jp/isnews/photos/toushin1/toushin1_14455_0.jpg

- Для того чтоб узнать еще больше слов с удвоенными согласными и проявить внимательность, предлагаю открыть учебник на с. 117 и найти упр. 188

- Посмотрите внимательно, какие слова мы уже сегодня обсуждали и записали?

(профессия, вожжи, ссора).

- О каких словах мы еще не говорили, кто хочет прочитать и назвать удвоенную согласную (класс, перрон,  ванна,  килограмм,  грипп, касса, тонна,  доллар,  шоссе, аппетит)?

КЛАСС - помещение в школе; группа объектов по одному признаку, например, класс млекопитающих животных

ПЕРРОН – площадка, возле которой останавливаются поезда на железнодорожной станции

ВАННА – предмет, в котором моются

КИЛОГРАММ – чтобы узнать вес предметов существуют специальные единицы измерения, например, 5 килограмм мандаринов

ТОННА - чтобы узнать вес предметов существуют специальные единицы измерения, тонна больше чем килограмм, например, 4 тонны весит машина

ГРИПП – вирус, который попадает через дыхательные пути и вызывает кашель, насморк, повышает температуру тела

КАССА – в театре, кинотеатре есть касса, в ней продают билеты, в магазине на кассе продают продукты и выдают чек.

ДОЛЛАР – это денежная единица США (соединенных штатов Америки), в России рубль, там доллар.

ШОССЕ - дорога для автомобилей (рельсовые - поезд и тд. не могут ездить)

АППЕТИТ - желание поесть

(+изображение предметов на слайде).

- Ребята, мы узнали много слов с удвоенными согласными, а для того, чтоб знать, как проверять написание таких слов, предлагаю прочитать правило в учебнике в желтой рамке.

-Прочитайте его про себя, 1 минуту на работу.

- Кто готов, поднимите руку, чтобы вас было видно.

*учитель читает правило вслух*

- Ребята, обратите внимание, какие слова выделены жирным шрифтом, кто может прочитать их? (удвоенные согласные - орфограмма)

- Ребята, если в слове мы увидим удвоенные согласные, мы должны подчеркнуть их карандашом и линией? Почему? (потому что это орфограмма)

- Ребята, а как мы можем проверить правильное написание слова с удвоенной согласной? Где найти? (в орфографическом словаре).

- Спасибо за ваши ответы, мы познакомились со словами с удвоенной согласной, теперь мы знаем, что в таких словах существует орфограмма «удвоенные согласные» ее нужно подчеркивать и можно проверить написание этих слов в орфографическом словаре.

5

- Для того чтобы потренироваться в работе со словарями, предлагаю нам работать в парах и пробовать находить правильное написание слов в орфографическом словаре.

- Какие правила работы в парах знаете?

- работать должны оба

-один говорит, другой слушает

- свое несогласие нужно высказывать вежливыми словами

- работать шепотом, не мешая остальным

- Ребята, для того, чтобы поработать со словарем предлагаю обратить внимание на карточки.

- Что мы видим? (три слова)

- В этих слова пропущены буквы, либо одна согласная, либо удвоенная, в парах вам нужно найти слово в словаре и почеркнуть правильный вариант написания, как в образце, посмотрите.

ОБРАЗЕЦ:

Гра(м\мм)атика, ке(ф\фф)ир, гру(п\пп)а

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/9/107/505/107505133_RSSRRRyoSR_13_v_RRRRyoS.jpg

- Вы работаете в парах, распределите обязанности, один будет искать слово, другой подчеркивать в карточке, на работу 3 минуты, кто закончил руку на локоток.

- Предлагаю проверить свои работы глядя на слайд.

-У все три ответа совпали, поднимите руку, пожалуйста, вот как хорошо вы умеете работать в парах, у тех кто не все сделал верно, думаю, что все еще получится, мы ведь только учимся.

- Передайте словари на первые парты, спасибо, что работали по поднятой руке.

- Для того чтоб запомнить слова с удвоенной согласной предлагаю обратить внимание на упр. 189, отложите карточки на край парты и придвиньте к себе учебник.

- Предлагаю прочитать слова из упражнения по цепочке и  предположить, что они обозначают (на слайде будут появляться слова и их значение, к которым будет возможность, я подберу изображение)

- Чтобы запомнить эти слова нам нужно их записать, но не обычным образом, а так как мы бы их переносили.

- Вы помните, как нужно переносить слова с удвоенной согласной? (если кто-то ответит, то сразу дам задание, после его выполнения прочитаем правило вслух, если не ответили, даю правило и восстанавливают слова для справок в тексте, проговаривают вслух, затем приступают к упражнению)

 

При переносе слов с удвоенными согласными одна буква остается на строке, а другую переносят.

Для справок: на строке, одна, переносят

- Ребята, мы вспомнили правило переноса удвоенных согласных теперь можем приступить к выполнению упражнения

- Но нам предстоит красиво и аккуратно писать слова, предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику.

(гимнастика с ручкой-покатать, передавать из одной в другую…)

- Предлагаю придвинуть тетради и написать упр.189.

- Первое слово сделаем вместе:  суббота мы перенесем так суб – бота, записываем через черточку как на образце.

- С красной строки поставьте точку и с заглавной буквы запишите слово, подчеркните орфограмму - по образцу, поставьте запятую и самостоятельно запишите по образцу остальные слова.

- На работу 5 минут, приступайте к написанию, кто готов руку на локоток.

- Теперь предлагаю обменяться тетрадями и проверить соседа по парте, на слайде образец, как нужно было написать, если слово написано правильно, по образцу и подчеркнуты удвоенные согласные, ставим над словом плюс, если орфограмма не подчеркнута подчеркните её.

*проверка по слайду*

- Мы познакомились с новыми словами с удвоенной согласной, вспомнили как переносить слова с удвоенной согласной, даже попытались найти слова в словаре и подчеркивали орфограмму, которую сегодня узнали

- Мы замечательно справились с упражнением!

- Предлагаю повернуться лицом к соседу и похвалить за работу на уроке, сказать вежливое слово, например, Рома, ты молодец, что справился!

*если справимся быстро и останется время упр. 190

- прочитаем сочетания слов, слова для справок и устно заменим их друг на друга, затем выберем слово и составим с ним простое предложение, выслушаем варианты каждого и запишем одно*

6

- Домашним заданием будет работа в тетрадях (раздам их)

- откройте стр. 38 найдите номер 3 (нужно прочитать и записать слова в алфавитном порядке)

- сначала идет буква А значит первое слово напишем Аллея, потом С суббота…

- Эти слова нужно разделить чертой, как мы их будем переносить (на примере слова суббота показываю детям как делить)

- А затем составить с один выбранным словом предложение и записать его в строке.

- Что будем делать сначала? …

7

-Ребята, с какой новой орфограммой мы сегодня познакомились? (удвоенная согласная)

-  Кто помнить, какую цель мы ставили перед собой? (подсказка на слайде)

- Мы познакомились со словами с удвоенной согласной и писали их в тетради, какое слово вам запомнилось? (в учебнике подсказка)

- А как мы можем проверить написание слова с удвоенной согласной? (с помощью словаря)

- Еще мы сегодня вспомнили как переносить слова с удвоенной согласной и даже составили предложение.

- Ребята, с помощью этих фраз мы сможем оценить свою работу на уроке и знаний, которые обрели

- Предлагаю выбрать фразу и продолжить ее

*Сегодня я узнал …

Сегодня я писал…

Сегодня я подчеркивал…

Сегодня я находил…*

- Спасибо за развернутые ответы

- Мне было комфортно находиться с вами на уроке, и я бы отметила … за активную работу, за внимательное выполнение заданий…, за бережную работу со словарем…, за громкое чтение новых слов…

- Если вам тоже было комфортно находиться на уроке, и вы справились с заданиями поднимите класс вверх, если у вас были трудности в выполнении заданий, поднимите класс вниз