Донбасс – говорит по-русски. «Русский язык»
Цели:
· привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету;
· повысить общую языковую культуру;
· углубить и расширить знания, получаемые на уроках.
· развивать интерес к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.
Оборудование: музыкальное сопровождение, проектор, ребусы.
Ход мероприятия:
I. Организация
Неделя начальной школы
Нас радует каждый год
Готовимся к ней мы заранее
У нас дел уж невпроворот.
Ведущий:
Конечно, с детства ты знаком,
С великим Русским языком,
Но, чтобы грамотным прослыть,
Уметь красиво говорить
И хорошо учиться,
С ним стоит подружиться.
Да, между прочим, он сейчас
Ждёт не дождётся в гости нас.
И сам открыть тебе готов
Секреты звуков, букв и слов.
Ведущий:
- Дорогие друзья! Сегодня мы отправимся в далекий путь – Царство Русского Языка. Путь будет долгий и интересный. Всякие трудности предстоят нам на пути, но с нами будут наши верные помощники – наши знания!
- Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям.
Русский язык – необыкновенный язык и мы в этом убедимся.
- Посмотрите, какой славный паровозик ожидает нас!
(Звучит песня)
1. Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех.
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
2. Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
3. Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
4. Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищу
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
5. Люблю язык я русский.
Он нужен мне, как небо.
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне. И мир открылся в них.
6. Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
7. Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык - я онемею.
Утратив русский - стану я глухой.
8. Конечно, с детства ты знаком,
С великим Русским языком,
Но, чтобы грамотным прослыть,
Уметь красиво говорить
И хорошо учиться,
С ним стоит подружиться.
9. Да, между прочим, он сейчас
Ждёт не дождётся в гости нас.
И сам открыть тебе готов
Секреты звуков, букв и слов.
Звучит песня «Учат в школе»
Ведущий:
- Итак, наша паровоз прибыл на первую станцию «Грамматика. Гласные и согласные».
10. Грамматика, грамматика
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Пусть трудна, но без нее
Плохо было бы житье.
11. Люблю тебя, грамматика.
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.
12. Надо дружить с грамматикой.
Учить правила, и, если не лениться,
Можно всему - всему научиться.
Ведущий:
- Представители каждой команды подойдите к своим столам.
Конкурс 1
«Весёлый наборщик»
Примечания: В течение 5-ти минут участникам нужно из букв, составляющих слово ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЯ, придумать как можно больше слов, имён существительных в ед.ч. (радио, компания, род, ком, мак, кора, пара, тара, око, яма, мания, пар, ток, кот, карта, парта, тело, мода, дом, том и т.д.)
Проверка: Когда заканчивается время, участник с наименьшим количеством слов говорит первое слово, если слово повторилось у других участников, они его вычёркивают. Так по возрастающему количеству слов прочитываются все слова. Победителем становится тот, у кого оказалось больше не зачёркнутых слов.
Задание для болельщиков:
«Весёлая грамматика»
Отгадай загадки:
Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Кто она? (ворона) |
Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки. (яблоко) |
Невидимкой, осторожно Он является ко мне, И рисует, как художник, Он узоры на окне. (мороз) |
Я не будильник, но бужу, Я с бородой и в шпорах. С большою важностью хожу И вспыльчив, словно порох. (петух) |
Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи – Меня в них ищи. (капуста) |
С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, Хвостик кочечком. (собака) |
Русская красавица Стоит на поляне, В зелёной кофточке, В белом сарафане. (береза) |
На бахче у нас растёт, Как разрежешь- сок течёт. Свеж и сладок он на вкус, Называется… (арбуз) |
Ежедневно В шесть утра, Я трещу: -Вставать пора! (будильник) |
Пишет он, когда диктуют, Он и чертит и рисует. А сегодня вечерком Он раскрасит мне альбом. (карандаш) |
Эту зелень ты не тронь: Жжётся больно, как огонь Неприятна, некрасива, Называется… (крапива) |
Красный нос в землю врос, А зелёный хвост снаружи. Нам зелёный хвост не нужен, Нужен только красный нос. (морковь) |
Рыжий молокозавод День жуёт и ночь жуёт: Ведь траву не так легко Переделать в молоко. (корова) |
Через поле и лесок Подаётся голосок. Он бежит по проводам- Скажешь здесь, А слышат там. (телефон) |
У нашей Катюшки Прямо на макушке Не жуки, не птички Держат две косички. (бантики) |
Конкурс
«Лото пословиц»
(делу – время, потехе - час)
Конкурс 2
«Грамматический бой»
1. Подчеркни твёрдые согласные в скороговорке:
ЛЕТЕЛИ ЛЕБЕДИ С ЛЕБЕДЯТАМИ.
2. Расшифруй слова, подчеркни «лишнее» слово:
ЫТКАВ, МИДОПОР, РОТПО, КОРОМВЬ (тыква, помидор, топор, морковь)
____________________________________________________
3. Раздели текст на предложения. Поставь точку там, где это необходимо:
ПОДУЛА ЗИМА ХОЛОДОМ СВЕРКАЕТ ПЕРВЫЙ ЧИСТЕНЬКИЙ СНЕЖОК ПОЛЕТЕЛИ ЛИСТЬЯ С ДЕРЕВЬЕВ РУМЯНИТ ЩЕКИ ЛЕГКИЙ МОРОЗ.
Ведущий.
- Наш паровозик отправляется дальше (звучит музыка).
- Итак, подъезжаем ко второй станции «Пунктуация».
Песня
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
И много интересного
Узнаем вновь, друзья.
А солнце ярко светит,
И радостно всем нам.
Мы станем чуть умнее,
Все беды пополам.
Припев:
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Все слова исправим, друг!
Точки, запятые, знаки дорогие,
Орфограммы, сочетания –
- Где вы, интересные задания?
13. (?):
Разные вопросы задаю я всем:
-Как?
-Откуда?
-Сколько?
-Почему?
-Зачем?
-Где?
-Куда?
-Какая?
-Отчего?
-О ком?
-Что?
-Кому?
-Который?
-Чья?
-Каким?
-О чём?
Вот какой я мастак.
Вопросительный знак!
14. (!):
-Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение, победу, торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
(А. Тетивкин)
15.Точка
У меня особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка —
Вывод прост:
Это значит — Точка…
Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
И хотя же я твердыня
В книге и в тетради,
Без особого груда
Нужно со мной поладить,
Если только мысли
Нить
От воды избавить.
Если Точку
Не забыть
Вовремя поставить.
16. (...):
- Я - многоточие, (пауза)
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками...
(А. Шибаев)
17. (:):
Я - двоеточие.
Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастое
Ходит, знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам,
Что к чему...
18 (-):
Я - тире, (пауза)
Лягу палочкой на строчку:
-Проходите по мосточку.
19 (« ») - 2 уч-ся:
Мы - кавычки.
О нас есть такие стихи:
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят...
20 ( ( ) ) - 2 уч-ся:
- Мы - скобки.
Словам раскрываем объятия:
- Ждём в гости вас.
Милые братья!
Просмотр отрывка мультфильма «В стране невыученных уроков».
Задание. Расставить знаки препинания.
Просмотр отрывка мультфильма «В стране невыученных уроков» и проверка задания.
Ведущий.
- Наш паровозик отправляется дальше (звучит музыка).
- Итак, мы прибыли на третью станцию «Веселинка». (учитель английского языка проводит разминку).
Ведущий.
- Наш паровозик отправляется дальше (звучит музыка).
- Итак, вот мы приехали к последней четвертой станции «Словообразование» (работа команд).
Конкурс 3
«Блиц - опрос для команд»
1. Какие слова не делятся для переноса:
а) весна;
б) осень;
в) арбуз;
г) мак
2. Сколько гласных звуков в русском языке:
а) 10
б) 6
в) 12
г) 33
3. Какой знак надо поставить в конце предложения: Какая погода будет завтра
а) точка
б) восклицательный знак
в) вопросительный знак
г) запятая
4. Какое слово в словаре стоит впереди других:
а) утро
б) вечер
в) день
г) ночь
5. Укажи слово, в котором два слога:
а) строй
б) сарай
в) всплеск
г) ария
Задание для болельщиков (разгадывание ребусов).
Подведение итогов конкурсов команд (Победила ДРУЖБА).
Ведущий.
- Сегодняшнее наше мероприятие, посвящённое Дню Русского языка, завершим замечательным стихотворением, которое называется…
«Выучи русский язык»
21:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
22
Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!
23.
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.