Аннотация.
Современному обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, сотрудничеству для достижения совместного результата. И сегодня в начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Урок осуществляет в первую очередь задачу системности, использованию ИКТ в образовательном процессе в младших классах с применением мультимедийного проектора, компьютера, материалов ЭОР, дидактического материала.
Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания: мир прекрасен, познаваем, в том числе и сам ученик активная часть этого мира.
Урок содержит:
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
2. Выдвижение версий решения проблемы.
3. Актуализация имеющихся знаний.
4. Составление плана решения проблемы.
5. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
Он связан с жизнью учащихся, что позволяют сделать процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным. В ходе таких уроков дети учатся ставить цель и планировать свою работу, проводить анализ. Урок развития знаний и способов действий / решение учебной задачи. Тема: Имя существительное. Дательный падеж.
Содержание урока соответствует образовательной программе и используется для обогащения субъективного опыта учащихся. В ходе проведения урока использовались разные методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемный. Применялись формы обучения активные и интерактивные. Урок разработан на основе личностно – ориентированного, деятельностного подхода к обучению (Е. В. Бондаревская, О.С. Газман) с применением современных технологий: проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельниковой), продуктивное чтение (Н.Н.Светловской). Создавались условия для усвоения знаний учащимися посредством специально организованного диалога, формируя познавательную мотивацию. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам. Происходит развитие умственных способностей учащихся, самостоятельности, креативного мышления; оно способствует развитию познавательной активности детей, осознанности знаний, обеспечивает более прочное усвоение учебного материала.
Данный урок - составляющий в системе, если мы хотим сформировать познавательную мотивацию, научить детей решать проблемы, самостоятельно добывать знания, прочно усваивать материал.
ФИО (полностью) |
Шепелева Людмила Вячеславовна |
Место работы |
МОУ «Хребтовская средняя общеобразовательная школа» |
Должность |
учитель |
Направление |
начальные классы |
Класс |
3 класс |
Тема урока |
Урок русского языка 105. Имя существительное. Дательный падеж. |
УМК |
«Школа России» |
Раздел |
«Имя существительное». |
Цель деятельности учителя |
Создание условий для развития умения распознавать дательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. |
Тип урока |
Развитие знаний и способов действий / решение учебной задачи |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: сформировать умение определять падежи имен существительных; научить составлять словосочетания, употребив существительное в нужной падежной форме; расширить словарный запас учащихся. Личностные: уметь проводить самооценку своей учебной деятельности; понимать причину успеха/неуспеха в учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Коммуникативные: высказывать своё предположение, осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке. Познавательные: освоить умение различать падежи имен существительных по вопросу и предлогам; формировать умение использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям. |
Характеристика класса |
В классе обучается 11 учеников: 6 девочек и 5 мальчиков. Неполных семей – 2, многодетных – 5, опекаемых – нет, малообеспеченных – 5. Психологически класс адаптирован к обучению в общеобразовательном учреждении. Дети подвижные, активные. С уровнем развития ниже среднего – 3 ученика, средним – 5 учеников, выше среднего – 3 ученика. Коллектив принимает активное участие во всех предложенных мероприятиях. |
Методы и формы обучения |
Методы: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый. Формы: индивидуальная, коллективная, фронтальная, парная, в малых группах, дифференцированная, самостоятельная |
Образовательные ресурсы |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование |
Русский язык В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, 2 часть; компьютерная презентация «Дательный падеж»; музыкальные колонки; ноутбук; мультимедийный проектор; документ-камера; система голосования «Живой опрос»; карточки «Рефлексия урока» (смайлики); Учебник, с. 46–47. Таблица «Падежи имен существительных», словари. |
Основные понятия |
Имя существительное. Дательный падеж. Вопросы: кому? чему? Предлоги: по, к. Окончания имен существительных в дательном падеже. Словосочетания. Предложения. Составление текста |
Количество часов |
В неделю – 5 часов, в год - 175 часов |
Технология |
Технология проблемно-диалогического обучения (Е. Л. Мельниковой) |
Этапы урока |
ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
I. Организационный момент. Мотивация |
Компьютерная презентация |
Приветствует детей, эмоционально настраивает на урок, создает ситуацию успеха |
Дети приветствуют учителя, друг друга, эмоционально настраиваются на урок |
Личностные: принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения. Регулятивные: обеспечение организации учебной деятельности. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. |
Документ - камера |
Организует проверку домашнего задания, показывает на экране лучшие работы Подводит к формированию темы и целей урока |
Проверяют правильность выполнения работы, применения знаний на практике |
Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
.3..Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. Составление плана решения проблемы. |
Презентация |
Учитель предоставляет материал для анализа и обобщения |
Постановка темы и задач урока, составление плана деятельности. |
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов, умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование цели и проблемы. |
4.Выдвижение версий решения проблемы. Актуализация имеющихся знаний. Поиск решения проблемы – открытие нового знания. |
Компьютерная презентация |
Учитель предоставляет материал для анализа и обобщения |
Вспоминают правила оформления записи в тетради. |
Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки |
5.Физминутка |
Компьютерная презентация |
Организует выполнение упражнений |
Выполняют задание, осуществляют профилактику утомления |
|
6. Решение проблемы и применение новых знаний на практике. Самостоятельная работа. Взаимопроверка |
Учебник Система голосования «Живой опрос» |
Организует выполнения заданий, систему голосования |
Выполняют самостоятельную работу, совершают взаимопроверку выполнения, голосуют, определяя падежи имен существительных. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Самооценка. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других Познавательные: моделирование, решение задач, построение логической цепи рассуждений преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: совместное с учителем обнаружение и формулирование учебной задачи, владение навыком самостоятельной работы, контроль и оценка своих действий, владение навыками самоанализа Личностные: осмысление учебной деятельности на основе познавательных интересов, осознание практической значимости материала |
7. Зарядка для глаз |
Компьютерная презентация |
Выполняет вместе с детьми |
Движения глазами. Профилактика заболевания глаз |
|
8. Домашнее задание |
Учебник с.46. у.84 |
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания, проверяет записи в дневнике |
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи |
Познавательные: преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |
9.. Рефлексия деятельности
|
Компьютерная презентация Составление кластера |
Организует рефлексию с помощью составления кластера, карточек рефлексии
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, озвучивают трудности |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
Результаты урока Обучающиеся на уроке поставили цели и задачи и добились поставленных результатов. Были активны, мотивированы. Ответы были полными, грамотными. «Сильные» обучающиеся помогали «слабым», помогали активизировать их работу, участвуя в работе в парах, малых группах. Тестирование выявило детей, допустивших ошибки, но большая часть детей ответила на поставленные вопросы правильно, а это значит, что материал усвоили в полном объеме. Дите учились анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, оценивать свою работу и одноклассников, учились извлекать информацию из иллюстраций, текстов, составлять кластер. Цели достигнуты. |
Этапы урока |
Содержание деятельности учителя
|
Содержание деятельности обучающегося |
Планируемые результаты |
I. Орг. момент. Мотивация |
Приветствие. Игра «Доскажи словечко» -Громко прозвенел звонок. Начинается …...(урок) Девочки за парты сели, Мальчики за парты ….(сели). На меня все посмотрели. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не ….(теряем) А девиз у нас такой: Ты в стороночке не ….(стой) Слово вам я говорю И от вас словечка жду! Упражнение: 1. Солнышко – тучка. 2. Покатать ручку между ладонями. - Теперь откройте свои тетради и запишите число и классная работа. - Проговорим девиз письма: «Красиво и грамотно пишет тот, кто правильно сидит». |
Психологически настраиваются на урок, показывают готовность к уроку, приветствуют учителя, выполняют пальчиковую гимнастику, оформляют начало работы в тетради, контролируют правильную посадку.
|
Личностные: принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения. Регулятивные: обеспечение организации учебной деятельности. |
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
|
Презентация (слайд 1). Организует орфографическую минутку чистописания : Сороконо…ка, Белосне..ка, застё..ка - Чему учат нас эти слова?
Презентация (слайд 2). Восстановление схемы- опоры «Имя существительное» -Что исчезло с экрана? |
Дети анализируют орфографическую цепочку, применяют правило, подбирая проверочные слова, проговаривают правило правописания парных согласных и заглавной буквы, записывают слова, проговаривая Дети составляют схему, отвечая на вопросы: Что обозначает? На |
Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, высказывание своего мнения и аргументирование своей точки зрения, сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, контроль правильности оформления |
|
-Какие падежи отработали? - Кто сделал все верно и хотел бы показать свою работу всем? (Работа с документ – камерой) - Оцените свою деятельность (Выбирают сигнальную карточку): не справился (грустный смайлик); справился, но что – то не получилось (задумавшийся смайлик); справился полностью, готов к работе (счастливый смайлик). |
какие вопросы отвечает? Как изменяется?
Выполняют рефлексию |
записи, формирование самооценки деятельности. |
3.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками. Составление плана решения проблемы. |
Презентация (слайд 3) -Для чего нам эти строки? -Если б я названия падежам давал, Я б тогда дарительный……..назвал. А еще как размечтаюсь, Я Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу, А еще ………? |
Дети восстанавливают говорящую страницу о дательном падеже, называют тему урока, ставят цель и задачи, строят план деятельности |
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов, умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование цели и проблемы. |
4.Выдвижение версий решения проблемы. Актуализация имеющихся знаний. Поиск решения проблемы – открытие нового знания. |
Учебник с.46 у.82 - Разделитесь на 2 группы, рассмотрите материал упражнения, -Попробуйте составить схему – опору «Дательный падеж»
Используем документ – камеру.
|
Дети сами могут предложить свою версию определения дательного падежа, работают в группах, строят схему. Приводят свои примеры. Результаты работы выносят на экран, анализируют, делают выводы
|
Познавательные: умение добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, умение сотрудничать в группе Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
5..Физминутка
|
Презентация (слайд 4). - Наклоните голову к правому плечу. Наклоните голову к левому плечу. Повернитесь к соседу справа, к соседу слева. Повернитесь к учителю. Погладьте себя по голове. Улыбнитесь одноклассникам, учителю. - Чем привлек нас текст физминутки? |
Выполняют задание, осуществляют профилактику утомления
Находят слова в дательном падеже. |
|
6. Решение проблемы и применение новых знаний на практике.
Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
|
Учебник с.46, у.83 - Чем привлекает нас материал упражнения?
С.46, у.85 -Определите падеж выделенных слов. -Как вы действовали? -Проверьте себя на с.84 учебника. - Оцените свою деятельность (Выбирают сигнальную карточку): не справился (грустный смайлик); справился, но что – то не получилось (задумавшийся смайлик); справился полностью, готов к работе (счастливый смайлик). - Тогда проведем «Живой опрос» «Определи падеж существительного», Возьмите пульты. Желаю успехов. (Система голосования) |
Дети угадывают басни, называют мораль, находят слова в дательном падеже, доказывая постановкой вопроса и поиском предлога. Подтверждают сравнением 1.находят слово от которого задают вопрос. 2.подбирают слова, определяют падеж. 3.выполняют взаимопроверку и рефлексию..
Дети участвуют в живом опросе, определяют падеж имени существительного. Знакомятся с результатами. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Самооценка. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других Познавательные: моделирование, решение задач, построение логической цепи рассуждений, преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: совместное с учителем обнаружение и формулирование учебной задачи, владение навыком самостоятельной работы, контроль и оценка своих действий, владение навыками самоанализа Личностные: осмысление учебной деятельности на основе познавательных интересов, осознание практической значимости материала |
7. Зарядка для глаз
|
Презентация (слайд5), музыкальные колонки - А сейчас повторяйте движения, которые увидите на экране только глазами. |
Выполняют задание, осуществляют профилактику утомления глаз |
|
8. Домашнее задание.
|
- Откройте дневники и запишите домашнее задание: учебник с.47 упр.84, повторить правило и алгоритм определения падежей имен существительных. |
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи |
Познавательные: преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |
9. Рефлексия деятельности
|
Презентация (слайд 6) - Давайте объединим наши знания в кластер, вы будете помогать. Составление кластера
-Как вы действовали? - Оцените свою деятельность (Выбирают сигнальную карточку): не справился (грустный смайлик); справился, но что – то не получилось (задумавшийся смайлик); справился полностью, готов к работе (счастливый смайлик). Обсуждение результатов рефлексии Презентация (слайд 7) - Спасибо за работу на уроке! |
Учащиеся подводят итог чему научились, чего достигли, какие возникали трудности. - Сегодня я … Оценивают работу на уроке свою и одноклассников.
|
Регулятивные: контроль и оценка своих действий, владение навыками самоанализа Личностные: смыслообразование Коммуникативные: умение выражать мысли Познавательные: рефлексия
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.