Конспект открытого урока по русскому языку на тему:
«Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Дата 29.01.14
Учитель: Дильмухаметова Е.А.
Класс: 3 «а»
Цели урока:
Дидактические:
- наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности.
Развивающие:
- развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
Воспитательные:
- воспитание навыка самостоятельности;
- формирование чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать!
- Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка.
- Запишем число: Двадцать девятое января.
Классная работа.
II. Чистописание
– Начинаем урок с чистописания. Для этой работы нужно подготовить пальчики:
Пальчиковая гимнастика
(Массаж кисти рук с помощью ручки)
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Строчка чистописания. Написание верхнего и нижнего соединений с гласной о:
об ов ог од ож оз ой ок
III. Словарная работа
На доске карточки со словарными словами с пропущенными буквами
огромный газета осина голубой волшебный рисунок орех хозяин всегда
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Его вы составите самостоятельно, соединив первые буквы имен существительных в данной группе словарных слов.
- Какое получилось слово? (прикрепляется карточка со словом горох). Запишем его с комментированием.
- Подумайте над лексическим значением этого слова.
Горох – это растение семейства бобовых.
- Давайте назовем грамматические признаки слова горох
Запись на доске: Горох (что?) - сущ., неодуш., м. р., ед. ч.
IV. Постановка и решение проблемной ситуации.
- Составим предложение со словом горох. Что такое горох? Давайте запишем на доске.
Горох – это растение.
- Где растет горох? Запишем.
Горох растет в поле.
- Что готовят из гороха? Запишем.
Из гороха варят суп.
- Прочитайте получившийся текст.
- Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова горох, необходимо его заменить другими словами)
- Давайте его отредактируем.
- Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)
На центральную доску прикрепляются карточки:
МЕСТО ИМЕНИ
- Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)
МЕСТОИМЕНИЕ
V. Сообщение темы и постановка целей урока
- Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении.
- Какие бы вы поставили перед собой цели? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)
I. Открытие нового.
- Переходим к реализации первой цели. Для этого мы поработаем с упр.592. на странице184
Прочитайте задание, что нужно сделать в упражнении?
- Проверяем упр.291. (один ребенок читает текст и называет подчеркнутые местоимения и слова, которые они заменяют)
- Давайте обобщим наши сведения о местоимении на данном этапе урока. Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.
- Прочитайте вывод в учебнике на стр. 183 Это определение надо выучить к следующему уроку.
Упражнения на укрепление глазных мышц
1. Повернулись к окну. Смотрим на снежинку, на дальние дома, на звёздочку, на кончик носа, на снежинку…( и т.д. – на каждый объект по 10-15 секунд)
2. "Стреляем глазами”.Глазки вверх, вниз, влево, вправо (повторить движение 5-6 раз)
3. "Колесо”. (Вращение глазами по кругу: 3 раза в левую сторону, 3 раза в правую сторону. Повторить упражнение 3-4 раза).
Физминутка.
- Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимений.
- На какой вопрос отвечает слово метель в первом предложении? А местоимение, его заменившее?
- Значит 1 сходство:
- местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но это относится только к личным местоимениям (на доске прикрепляется слово ЛИЧНЫЕ и табличка? МЕСТ = ?СУЩ)
- К личным местоимениям относятся местоимения я, ты, он, она, оно, они, вы, мы.
- Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я – 1 лица.
- На сколько человек может указывать местоимение я? Значит это местоимение ед. числа.
- Если я иду с Сашей, то, как скажем о себе? (мы)
- Я беседую с Никитой. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты – местоимение 2 лица.
- При беседе с Юлей и Егором я употреблю местоимение… (вы). Это местоимение множественного числа. Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?
- Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед. ч. могут иметь род)
Все вместе выучим правило.
Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
VI. Применение новых знаний на практике
- Переходим к применению новых знаний на практике. Для этого выполним задание на карточках????
1 вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на
речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать?
Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
VII. Закрепление
- Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
- Поиграем в игру "Четвёртое - лишнее". Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.
Я, они, на, ты (предлог)
Я, яма, ты, вы (имя существительное)
Он, она, они, оно (мн.ч.)
Мы, я, вы, они (ед.ч.)
Он, она, они, мы (1-е лицо)
Тестирование
Ф.И.____________________________________________________
1. Местоимение:
а) это слово б) часть речи в) член предложения.
2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет
4. Укажите местоимение:
а) ель б) ем в) ты
5. Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы б) она, он в) в, о
VIII. Итог
- С какой частью речи мы познакомились?
- Почему эта часть речи получила такое название?
- Что нового для себя узнали?
- Ребята, вы меня порадовали своей работой на уроке.
- Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь "вместе весело шагать по просторам..!"
IX. Домашнее задание
Самоанализ урока русского языка по теме
«Понятие о местоимении. Личные местоимения» в 3а классе, разработанный и проведённый учителем начальных классов ОСШ № 17
Дильмухаметовой Е.А.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
ЦЕЛИ:
Дидактические: -наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;
- формирование элементарных лингвистических компетенций.
Развивающие: - развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
- развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
Воспитательные: - воспитание навыка самостоятельности;
- формирование чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ, использование здоровьесберегающих методик.
Оборудование: дидактические карточки, проектор, экран, компьютер.
Урок дан по теме «Понятие о местоимении. Личные местоимения». Данный урок в разделе «Понятие о местоимении» первый. Раздел предусматривает изучение понятия о местоимении, личные местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного числа, раздельное написание местоимений с предлогами, наблюдение за ролью местоимений в речи, редактирование т.е. замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Структура урока:
1. Чистописание и словарная работа.
2. Постановка и решение проблемной ситуации.
3. Сообщение темы и постановка целей.
4. Открытие нового.
5. Применение новых знаний на практике.
6. Закрепление. Тестирование.
7. Итог.
Реализация целей проведена через организационную и обучающую деятельность учителя на уроке.
Организационная деятельность учителя включала в себя:
- рациональную организацию труда учащихся;
- использование мультимедийной доски,оформление на доске ключевых моментов;
- использование текста для редактирования;
- реализация основных психологических требований,
- дисциплинированность учащихся;
- регламентирование времени форм деятельности учащихся
- подведение промежуточного и общего итогов: завершенность дидактических моментов;
- объяснением и записью домашнего задания в дневник;
- выполнение плана урока.
Обучающая деятельность учителя на уроке была достаточной. Она состояла:
- в отборе содержания учебного материала;
- осуществление принципа научности;
- организация самостоятельной работы под руководством учителя;
- организация контроля за самостоятельной деятельностью учащихся;
- применение способов усвоения учебного материала через устную работу, работу на печатной основе, обучающую самостоятельную работу,
- в различных видах контроля ЗУН учащихся (индивидуальный устный опрос, письменный опрос).
В целях обеспечения индивидуального подхода учитель предусмотрел выбор содержания учебного материала, дифференциация сложности заданий в соответствии с учебными возможностями, зоной активного развития; определен оптимальный темп деятельности учащихся; применен прием педагогической диагностики обученности учащихся, их затруднений и ошибок.
На данном уроке развивались ОУУН учащихся:
1. На конкретном учебном материале раскрываются применения логических операций:
- сравнение,
- классификация
- систематизация,
- анализ,
- выделение главного,
- обобщение.
2. Формировался у учащихся навык:
- планирования предстоящих действий,
- самостоятельная работа,
- обобщенного способа организации деятельности учащихся
В работе на данном уроке использовались репродуктивные, развивающие, проблемные, словесно-индуктивные, наглядно-индуктивный, практико-дедуктивные методы. Их применение считаю целесообразным и эффективным с учетом частичной дифференциации по уровню познавательных интересов.
Цели и задачи урока учителем выполнены.
Домашнее задание составляет 1/3 часть объема работы, выполненной в классе.
Работа 5 учащихся оценена в соответствии с нормами устной работы, контроль результативности письменных работ будет осуществлен через проверку тетрадей.
Дети работали увлечённо, с интересом, давали полные ответы. Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной. Урок цели достиг.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.