Урок русского языка
4 класс
Тема урока
Третье склонение имен существительных
Цель урока
Образовательная: создание условий для вовлечения учащихся в активную поисковую деятельность по исследованию языкового материала и установлению соответствия имен существительных трем типам склонения.
Задачи урока
Образовательные:
· организовать действия учащихся, направленные на усвоение умения распознавать имена существительные 3-го склонения;
· повторить правила написания мягкого знака на конце существительных после шипящих.
Развивающие:
· способствовать развитию логического мышления при решении примеров.
· содействовать развитию внимания через создание проблемных ситуаций
Воспитательные:
· содействовать воспитанию правдивости и честности через использование разных видов контроля.
· содействовать воспитанию товарищества, взаимовыручки, дисциплинированности, ответственности через вовлечение детей в парную и групповую работу
Тип урока
Урок «открытия» нового знания
Планируемые предметные результаты освоения материала
«Ученик научится»: определять принадлежность имен существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения;
«Ученик получит возможность научиться»: подбирать примеры существительных 3-го склонения; классифицировать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие.
Предметные
Метапредметные
Личностные
- обучающиеся в процессе практической работы выяснят причины образования 3 типов склонения (в основе которого лежит изменение слова по падежам и устойчивость падежных форм существительных (окончаний) и познакомятся со способом определения склонения имен существительных.
Познавательные: включение в активную познавательную деятельность по изучению особенностей частей речи русского языка через анализ, синтез, классификацию представленного языкового материала и знакомство со способом определения склонения имен существительных.
Коммуникативные: развитие речи, формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества, повышение самооценки собственного учебного труда.
Регулятивные: развитие умения прогнозировать результаты, планировать деятельность в процессе учебного сотрудничества, умение адекватно оценить свой вклад в совместные действия.
взаимоподдержка, доброжелательность, умение работать в парах, самостоятельность.
1. Мотивация учащихся к учебной деятельности
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Подтянулись, улыбнулись.
Друг на друга поглядели
И тихонько дружно сели.
2.Словарная работа.
Игра «Будь внимательным»
Распознавание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.
-Я называю по 2 слова, а вы записываете только то, написание которого нельзя проверить
Дерево, берёза; стакан, ведро; зерно, пшеница; ягода,черника; овца, заяц; командир, боец.
Проверка СЛАЙД
- На какие 2 группы можно разделить эти слова?
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
ко 2 склонению? (Слайд )
-Докажите.
Объясняют признаки 1-го склонения и 2-го склонения, приводят примеры
3. Самостоятельная работа Слайд )
-Распределите имёна существительные в 2 столбика, учитывая тип склонения.
(В каждом конверте 13 слов, где 3 слова лишних (3 склонения)).
Улыбка, сынишка, сын, дядя, карась, зверь, остров, ночь, солнце, храбрость, Витя, ладонь, бабочка.
Взаимопроверка
- Прочитайте слова из 1 группы. Почему вы их определили в эту группу?
- Прочитайте слова 2 группы. По какому признаку вы их определили в эту группу?
Зачитывают ответы
Выявление места и причины затруднения, постановка проблемы
- У каких слов не определили склонение?
(Слайд 8 )
- Почему?
Возникает проблема:
- В какую группу отнести слова: ночь, храбрость, ладонь?
Да, слова женского рода с нулевым окончанием
-Давайте проведем наблюдение и попробуем разобраться.
- Мы могли бы отнести слова ночь, храбрость, ладонь к 1-мусклонению?
- Тогда может быть это слова 2-го склонения?
-Давайте определим род имени сущ. Окончание.
- Итак, мы с вами определи, что это слова ж.р. с нулевым окончанием.
-Так к какому склонению определить слова данной группы?
- Правильно.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока(Слайд)
и определите задачи, которые мы с вами сегодня должны решить.
(Слайд)
- Итак, какими признаками должны обладать слова 3-го склонения?
- Давайте обратимся к учебнику и сверим наши выводы с правилом в учебнике на стр.97.
- Мы узнали, что в русском языке существует три типа склонений.
Составьте алгоритм (путь), как правильно различить тип склонения
(Слайд )
Ф и з м и н у т к а Слайд )
- Сейчас я проверю кто самый внимательный.
(проверка проводится в игровой форме). Если существительное относится к 1 склонению – приседаете, если ко 2-му – поднимаете руки, если к 3-му – подпрыгиваете
Морковь3, словарь2, телефон2, ласточка1,
метель3, мыло2, облако2, лошадь3, лошадка1, ладонь3(ладошка1, кисточка1, кисть3.)
4. Самостоятельная работа с самопроверкой (Слайд 14 )
- Перед вами слова, 5 существительных, одно из которых 3 склонения.
-Ваша задача: прочитав все 5 слов, найти существительные 3 склонения, записать его.
1. Пчела, бабочка, дедушка, лошадь, билет
2. Дыня, адрес, степь, стрела, сеялка
3. Вокзал, рожь, трава, речка, дорога
4. Юноша, пыль, багаж, берёза, судья
5. Дядя, сестра, мышь, мышка, вагон
СЛАЙД лошадь, степь, рожь, мышь, пыль
- Какие признаки у существительных 3-го склонения?
(Еще раз повторяют правило)
.
5. Работа с учебником. Упр. 171
6. Рефлексия.
1. Сегодня на уроке я узнал…
2. Я доволен своей работой, потому что…
1.Это я знаю и могу выполнить…
2.Этого я ещё не знаю (не умею)…
Домашнее задание.
Стр. 97, упр.172
Всем спасибо за урок.
Найдите подходящий для Вас курс
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.