Урок подготовлен учителем русского языка и литературы Галоян Т.А.
ПЛАН УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ
Запись на доске.
ТЕМА УРОКА: «Причастие. Причастный оборот»
ЦЕЛИ УРОКА: 1. проверить степень усвоения изученного материала о причастии и причастном обороте;
2. активизировать самостоятельную деятельность учащихся по умению обобщать сведения о причастии.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающие: - знать, что такое причастие и причастный оборот;
- уметь отличать причастия от прилагательного, уметь правильно образовывать причастия;
- выработать умения видеть определяемое слово, причастие и зависимые от него слова;
- находить причастные обороты в тексте и выделять их знаками препинания.
Развивающие: - развивать умение работать в группе, развитие творческой активности учащихся и познавательного интереса.
Воспитательные: - воспитывать чувство коллективизма, ответственности, толерантность и дружбу между учениками.
Методы ведения урока: тренировочные упражнения, творческие задания группам, самостоятельная работа с тестами.
Оборудование урока: учебники, тетради, индивидуальные тесты, музыкальное сопровождение.
Вид урока: обобщение знаний.
Форма урока: урок-практикум.
ЭПИГРАФ К УРОКУ
ПРИЧАСТИЕ - это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного.
(В. Даль)
№ п/п |
Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП |
Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется |
1. |
Проблемная ситуация. |
Этап 1. Актуализация знаний. Работа с эпиграфом урока, комментарии учащихся. |
2. |
Театрализация |
Этап 2. Игровая технология. В театральной форме ведется представление о причастии как теме урока. |
3. |
Личностно-ориентированная технология |
Этап 3.Умение ориентироваться в изученном материала и строить логически правильный ответ с учетом индивидуальных способностей. |
4. |
Тестирование |
Этап 4.Вариативность тестовых заданий, целенаправленная и экономная форма регулярного индивидуального контроля знаний. |
5. |
Подвижная пауза. |
Этап 5.Здоровьесберегающие технологии. |
6. |
Ситуация успеха. |
Этап 6.Подведение итогов урока. |
ХОД УРОКА
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю. (П. Чесноков)
I. Урок начинаю с того, что зачитываю загадку и спрашиваю: «О чем эта загадка?» (О причастии)
Обращаю внимание учащихся на эпиграф, записанный на доске. Как понять смысл этого высказывания? Что значит «причастный»?
(Имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь).
Далее сообщаю тему и цель урока.
II.Учащиеся подготовили сценки по ролям. Выходит ученик с табличкой на груди «ПРИЧАСТИЕ» и с цветными шариками, он сообщает все, что знает о причастии:
ПРИЧАСТИЕ - это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? Причастия бывают действительные и страдательные, совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Причастия обычно изменяются по родам, числам и падежам. В предложении причастие обычно является определением.
Потом ученица приводит примеры с шариками, сообщает признаки шариков по форме (круглый, продолговатый, маленький, большой), по цвету (красный, зеленый) –
это прилагательные. Затем определяет признаки по действию, для этого подбрасывает шарик, дети следят за полетом шарика и от глагола «летит» образовывают причастие «летящий»; от глагола «опускается» - причастие «опускающийся». Затем прокалывает шарик, шарик лопается и дети от глагола «лопнул» образовывают причастие «лопнувший». Последний шарик ученица выбрасывает в окно, и ученики от глагола «улетел» образовывают причастие «улетевший».
Затем прикрепляется магнитиком на доску табличка «ПРИЧАСТИЕ».
Выходят две ученицы в роли действительного и страдательного причастия с соответствующими табличками на груди.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ: «Я - действительное причастие. Я всегда действую само, поэтому и называюсь действительным. Я могу действовать в настоящем и прошедшем времени, изменяться по родам, числам и падежам».
СТРАДАТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ: «А я всеми униженное, всеми обиженное, никем не привеченное, почти не замеченное - бедное Страдательное причастие. Я - объект, на который действовали и действуют со стороны.
И главное - никакого просвета, никаких надежд. Даже будущего времени у нашего брата, ПРИЧАСТИЯ, не бывает! А как прикажите жить без будущего?»
Ученицы прикрепляют таблички к доске и садятся по своим местам.
Далее спрашиваю: В каком времени могут употребляться действительные и страдательные причастия? (В настоящем и прошедшем).
Прикрепляю к доске заранее подготовленные таблички: ДПНВ, ДППВ, СПНВ, СППВ. Прошу класс расшифровать эти заглавные буквы. Учащиеся расшифровывают (Действительные причастия настоящего времени, действительные причастия прошедшего времени и т.д.).
Спрашиваю: С каким новым словом мы познакомились, когда учились зашифровывать слова начальными буквами? Как это называется в грамматике
Ответ: АББРЕВИАТУРА.
III. Далее продолжаю работать с учащимися, спрашиваю: Как образуются действительные причастия настоящего времени? При помощи каких суффиксов?
(-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-).
При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени? (-вш-, -ш-).
При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени? (-ем-, -ом-, -им-).
При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени? (-нн-, -енн-, -ённ-, -т-).
Учащиеся по желанию выходят к доске, находят заранее подготовленные таблички с суффиксами причастий и прикрепляют их магнитиками к доске под соответствующие действительные или страдательные причастия.
Затем приводят примеры. Предлагают им найти заранее подготовленные таблички с примерами и прикрепить под соответствующее причастие. В результате на доске появляется большая таблица образования причастий.
Таблица образования причастий
Открываю доску, внутри которой заранее записаны задания с разными видами работ. К доске одновременно выходят по 2-3 ученика и работают по принципу работы с тестом. Класс тоже работает, все записывают по вариантам в тетради задания.
I. Задание. Какие из данных слов являются причастием?
(отметить волнистой линией).
I вариант II вариант
1) белый платок 1) белеющий платок
2) горящие поленья 2) горячая сковорода
3) шумный поток 3) торопливая походка
4) шумевший поток 4) торопившийся на урок
II. Задание. В каком случае у причастия должен быть суффикс - СЯ?
Мальчик, собирающ... грибы Человек, интересующ... меня
Мальчик.собирающ... в школу Человек, интересующ... мною
III. Задание. Указать словосочетание «прил. + сущ.»
1) зимняя дорога 1) растаявший лед
2) зимующие птицы 2) замолкшие голоса
3) замерзшая река 3) голубенький кувшин
4) раскрытая книга 4) запертая дверь
IV. Задание. Указать словосочетание «прич. + сущ.»
1) бушующее море 1) летящий самолет
2) сидящие на дереве 2) спускающийся к берегу
3) зеркальная поверхность 3) удивительный дом
4) выполнивший задание 4) удивляющийся всему
V. Задание. Определить действительные и страдательные причастия.
1) играющий ребенок 1) закрывший книгу
2) посаженное дерево 2) забытое правило
3) открывающий книгу 3) горящий костер
4) открытая книга 4) посланное письмо
VI. Задание. В данных предложениях произвести синтаксический разбор.
1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.
(Обращаю внимание на порядок слов - инверсия).
2) Люблю дымок опаленной жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез.
(Обращаю внимание на наличие главных членов предложения - односоставное).
VII. Задание. Определить причастный оборот.
1) Бурное море, освещенное неяркими лучами солнца, бешено мчит свои волны на берег.
2) Человек, успешно преодолевший свою лень, может многого добиться.
VIII. Задание. Объяснить постановку знаков препинания в первом предложении и отсутствие их во втором.
1) Листва, сорванная с деревьев, закружилась в воздухе.
2) Сорванная с деревьев листва закружилась в воздухе.
Пока учащиеся работают у доски, задаю вопрос классу:
Когда и для чего употребляются причастия? (Употребляются в художественной литературе для более образного и красочного описания явлений, предметов и т.д.).
А теперь послушаем, что нам скажут ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО и ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.
Выходят две ученицы с соответствующими табличками: «Определяемое слово» и «Причастный оборот».
ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО: «Я - определяемое слово. От меня задается вопрос к причастию. Я люблю стоять перед причастием, но не всегда это получается».
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ: «А я люблю, чтобы у меня были зависимые слова, и тогда я буду называться причастным оборотом. Если в предложении я буду стоять позади определяемого слова, то меня должны выделять особой интонацией в устной речи, а в письменной - запятыми. Другими словами, меня должны обособлять. В предложении я являюсь определением, и меня подчеркивают волнистой линией».
Учитель:
- А теперь посмотрим, как поработали наши ребята у доски. Правильно они сделали разбор предложений или допустили ошибки?
Отвечающие у доски определяют предложения по наличию главных членов: односоставные или двусоставные, по цели высказывания – повествовательные, по наличию второстепенных членов предложения - распространенные.
Подчеркивают главные и второстепенные члены предложения, определяют, чем выражены определения в этих предложениях, есть ли в них причастные обороты, называют их, выделяют запятыми.
Подведение итогов по теме «ПРИЧАСТИЕ» с помощью вопросов и заданий
1. На письменном столе лежали фразы, вырезанные аккуратно из разных газет.
2. Статья была аккуратно вырезана.
Каким членом предложения является полное причастие?
Каким членом предложения является краткое причастие?
Ответ: полные причастия относятся к существительному, являются определением.
Изменяются по родам, числам и падежам.
Краткие причастия являются сказуемыми. Изменяются по числам, а в ед. числе по родам.
Вопрос: Сколько -н- пишется в полных и кратких причастиях?
Ответ: В полных причастиях пишется -нн-, если у причастия есть приставка или зависимое слово.
В кратких причастиях пишется -н-.
Учитель:
- Благодарю всех за урок.
Домашнее задание: (повторить).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.