ГБОУ Школа № 1279 «Эврика» г. Москва
Урок по русскому языку.
Тема: «Текст - описание»
Учитель высшей категории
Шишкова Ольга Николаевна
Проект- конспект урока
Учебный предмет: Русский язык
УМК: «Школа России»
Класс: 3 класс
Тема урока: «Текст - описание»
Тип урока: объяснение нового материала
Цель урока:
Провести
наблюдение за особенностями текста описания. Подготовить учащихся к сочинению – описанию игрушки.
Задачи: формировать умение определять тему текста-описания;
озаглавливать текст; по заголовку определять, о чём текст; развивать речь и
мышление учащихся, прививать любовь к родной природе, развивать способность
видеть прекрасное в окружающем мире.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
- Распознавать тексты-описания среди других текстов, уметь наполнять текст подходящими по смыслу прилагательными, изменять форму слова, осознавать значение слов, передаваемое родовыми; понимать смысл соответствующих терминов.
- Сравнивать, классифицировать слова по указанным признакам.
- Использовать формы прилагательных в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.
- Выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения.
- Соблюдать литературные нормы в употреблении прилагательных.
- Применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми орфограммами.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений; пользоваться для тех же целей словарями учебника.
- Понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную.
- Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.
- Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. -- - определение цели, функций, участников, способов взаимодействия; - cтроить сообщения в устной и письменной форме, - развивать умение слушать и понимать других; - учить работать в группе и паре; - учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.
Регулятивные УУД:
– принимать и сохранять учебную задачу,
- работать по предложенному плану,
- использовать дополнительную литературу,
- учиться оценивать успешность своего задания - осуществлять само- и взаимопроверку,
- развивать умение высказывать свое предположение;
- осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки,
- оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.
Личностные УУД: – - - -- проявлять интерес к чтению текстов – описания, - ------ формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету
Оборудование: Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. Русский язык. 2 класс.
Карточки с изображением животных.
Карточки с пропущенными прилагательными и наборы прилагательных для работы в группах.
Презентация с заготовленными группами слов и текстами.
Видеопроектор.
Этапы урока и хронометраж:
№ п/п |
Этап урока |
Хронометраж |
|||
|
Мотивация к УД |
2 мин. |
|||
|
Постановка учебной задачи |
4 мин. |
|||
|
«Открытие» нового знания. |
10 мин. |
|||
|
Первичное закрепление. |
10 мин. |
|||
|
Закрепление знания в самостоятельной работе в группах. |
15 мин. |
|||
|
Рефлексия УД |
4 мин
|
|||
№ п/п
|
Этап урока |
Деятельность учителя и обучающихся |
Формируемые УУД |
||
|
Мотивация к УД. Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД Постановка учебной задачи Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог.
|
- Сегодня мы продолжим работу с текстами. Давайте вспомним, по каким правилам мы с вами организуем работу на уроке: работаем внимательно, не перебиваем друг друга, уважительно относимся к мнению товарища.
Учитель предлагает детям ряд слов с пропущенными буквами: …гурец, п…мидор, ин..й, с..лат, …рбуз, сах…р, инт…рес, ...диница. - Чем похожи все эти слова? (словарные, сущ., неодуш, ед.ч., нариц) - Какое из этих слов можно назвать лишним и почему? (единица – ж.р.) - Запишите слова в тетрадь, вставив пропущенную букву. - Поставьте ударение, вставленную букву подчеркните. (учащиеся выполняют, проверяем правильность выполнения задания) - А теперь соберите слово по первым буквам написанных словарных слов. Дети анализируют, собирают слово «описание». - Что означает это слово? (ответы детей) - Давайте посмотрим, что означает это слово в толковом словаре Ожегова? ОПИСАНИЕ – сочинение, изложение, в котором что-нибудь описывается. ОПИСАТЬ 1. Кого-то (что-то). Изобразить что-нибудь, рассказать о ком-чем-нибудь в письменной или устной форме (описать события, описать незнакомца). 2.Изложить сведения о чем-нибудь, охарактеризовать что-нибудь (описать местный говор).
|
Определять и высказывать правила поведения при совместной работе (Л) Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им (К) Продумывать последовательность действий на уроке. Осуществлять действия самоконтроля, оценивать свои достижения и трудности (Р)
Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, планировать общий способ для её решения, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р) Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П) Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого этикета, высказывать свое мнение, выслушивать и понимать другие точки зрения (К) |
||
|
Решение УЗ («открытие» детьми нового знания) Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог |
-Как вы думаете, когда мы хотим описать какой-либо предмет, явление или событие, какую часть речи мы будем использовать больше, чем другие? (прилагательные) - Давайте вспомним, что такое прилагательное и что оно обозначает? (Это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? И обозначает признак предмета). - А теперь перед вами будут группы слов. Ваша задача выбрать прилагательные и по ним определить, о каком предмете может идти речь.
Слайды с группами прилагательных:
- Сравните два текста (на доске): 1. Наступила весла. Все вокруг зазеленело. Прилетели птицы и начали вить гнезда. Ребята пускают кораблики по ручьям. 2. Весенние цветы очень хрупкие и нежные. Но они стойкие и очень красивые.
- Какой из них является текстом-описанием? Докажите свою точку зрения. - Каким по типу является первый текст?
|
Планировать общий способ действий, используя речь для регуляции своих действий(Р) Слушать и понимать речь других, работать в группе, выполнять различные роли (К) Вести целенаправленные наблюдения, извлекать информацию; читать учебник, слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений. Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний (П)
|
||
|
Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи) Цель: организовать первичное применение нового знания |
- Скажите, что мы можем сделать с текстом? (озаглавить) - Откройте учебники на стр. 95. Прочитайте текст упр. № 163. - Какой это по типу текст? (описание) - Как мы это докажем? (Много прилагательных, описываются снежинки). - А почему снежинка смелая? (Она может растаять, но все равно падает на землю) - Как мы можем озаглавить текст? (Снежинка) - Прочитайте текст в упр. 164. - О ком говорится в тексте? (о граче) - Прочитайте предложение, в котором дается описание грачей. - В каком предложении автор выразил свое отношение к птицам) - Как мы можем озаглавить текст? (Грачи) - А кто сделает вывод: как мы подбираем заголовок к текстам-описаниям? (По предмету, который описывается). - Запишите: упражнение № 164. Запишите заголовок, который мы придумали и спишите данный текст.
Далее подчеркиваем в первом предложении грамматическую основу.
ФИЗМИНУТКА: А теперь немножко разомнемся. Я буду говорить прилагательные. Если скажу прилагательное ж.р., то вверх ручки тянут девочки, если м.р., то мальчики. Хорошая, мягкий, красивая, сильный, молодое, маленькая, серый, злой, зеленая, простое. |
Представление о богатых возможностях русского языка (Л) Проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р) Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К) Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, делать умазаключения, выводы, обобщения (П) |
||
|
Самостоятельная работа (закрепление способа действия) Цель: закрепление нового способа действия |
- А теперь вы будете работать в группах по 4 человека. У вас есть лист с текстом, в котором пропущены прилагательные и несколько прилагательных, из которых вы сможете выбирать подходящие по смыслу, для того, чтобы составить текст-описание того предмета, который вам предложен на картинке. Выбранные прилагательные вы приклеиваете в окошки в тексте. (Детям выдается картинка с изображением животного и заготовка под текст описания с прилагательными)
Дети анализируют текст в соответствии с установкой, действуют по установленному способу действия, рассуждают и применяют рекомендации, наполняют текст прилагательными. Далее один из группы зачитывает текст, а остальные выбирают из трех картинок на слайде ту, которую описывала группа. Если угадывают правильно, значит текст составлен удачно.
Текст 1.
___________ лошадь с ________ гривой стоит в своем загоне. На ногах словно ______ чулочки надеты. Характер у лошади, наверное, _________ . Она смотрит на нас и как будто улыбается. Даны прилагательные: гнедая, вороная, коричневая, чёрные, белые, весёлый, вспыльчивый, задумчивый, грустный.
Текст 2. Корова стоит и смотрит на нас ___________ глазами. _________ рога торчат на голове. Окрас шерсти _______ с __________ пятнами. Характер у неё скорее всего ________ и ______________ . Даны прилагательные: чёрными, глупыми, умными, острые, тупые, белый, рыжий, серый, рыжими, спокойный, враждебный, миролюбивый.
Текст 3 . Этот пёс выглядит немного __________ и ___________ . Он лежит и смотрит на нас. Цвет шерсти его ___________ с ___________ пятнами. ___________ уши свисают по сторонам. Даны прилагательные: грустным, весёлым, радостным, белый, рыжий, рыжими, чёрными, чёрные, рыжие.
Тест 4.
Неторопливо идёт _________ корова на лугу. Цвет шкуры ____________ , на ___________ ноге словно __________ ленточка повязана. Даны прилагательные: задумчивая, грустная, весёлая, черно-белый, бело-рыжий, задней, передней, белая, зелёная, красная.
Текст 5.
У этого пса _________ и _________ взгляд. Сразу видно, что это ___________ собака. __________ уши ловят каждый звук. В окраске шерсти присутствуют ________ , ________ и __________ цвета. Даны прилагательные: строгий, дружелюбный, глупый, умный, служебная, чуткие, чёрные, зелёные, чёрный, белые, рыжие.
Текст 6.
По лугу несётся _________ конь. __________ грива развивается на ветру. На ногах словно ____________ чулочки надеты. Даны прилагательные: рыжий, вороной, пушистая, шелковистая, чёрные, белые.
Текст 7.
_____ глаза этого пса смотрят на нас. Цвет шерсти ________ . Пёс высунул язык и на морде его словно _____________ улыбка появилась. Даны прилагательные: умные, серые, нечуткие, строгие, коричневые, глупые, рыжий, коричневый, дружелюбная, декоративная, враждебная. |
Учение оформлять свои мысли в письменной форме (К) понимать информацию, предоставленную в нестандартном виде (П) Осуществлять действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки (Р) |
||
|
Рефлексия УД Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию собственной учебной деятельности |
У.: Что нового сегодня вы узнали? - Что ты называем текстом-описанием? - Слов какой части речи в тексте-описании много? - Вы все сегодня молодцы, и каждый урок мы с вами все вместе формируем свое учебное настроение и анализируем свои достижения. Сейчас у каждого из вас есть кружочки трех цветов. Синий цвет означает, что «у меня не все получалось, часто я испытывл(а) трудности. Зеленый цвет означает, что «у меня почти все получилось, хотя и были моменты, с которыми сам бы я не справился(лась). Красный цвет означает, что у меня практически все получилось, а с небольшими трудностями я справился(лась) вместе с товарищами. - Поднимите тот кружочек, который соответствует вашему мнению по итогам сегодняшнего урока. (дети поднимают кружочки)
Дети, отвечая на эти вопросы, систематизируют знания, выявляют новые сведения, выявляют трудности.
|
Элементы способности оценивать свои достижения и трудности (Л) Оценивать свои достижения и трудности (Р) Выполнять анализ, умение делать выводы (П) Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении (К) |
||
|
Домашнее задание Цель: систематизация и дополнение знаний |
У.: Новые знания помогут выполнить упр. 163 – устно дома подготовиться к письму по памяти, упр. 146, 147 письменно.
|
Ставить, понимать и сохранять учебную задачу. осуществлять действие самоконтроля (Р) Читать и понимать информацию, применять общий способ действия для решения конкретных практических задач (П) |
||
Литература:
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М., 2010
2. Деменева Н.Н. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС. – М., 2012
3. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – В., 2013
4. Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М., 2013
5. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 2 класс. М., 2016
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.