Урок русского языка для 3 класса УМК "Школа России" по теме "Текст - описание"
Оценка 5

Урок русского языка для 3 класса УМК "Школа России" по теме "Текст - описание"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл—3 кл
06.03.2023
Урок русского языка  для 3 класса УМК "Школа России" по теме "Текст - описание"
Через наблюдение и анализ языкового материала происходит знакомство с одним из типов текста - текста - описания с последующей тренировкой в составлении текстов данного вида.
Урок русского языка по теме Текст - описание.doc

ГБОУ Школа № 1279 «Эврика» г. Москва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок по русскому языку.

Тема: «Текст - описание»

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель высшей категории

Шишкова Ольга Николаевна

 

 

 

 

Проект- конспект урока

Учебный предмет: Русский язык

УМК: «Школа России»

Класс: 3 класс

Тема урока: «Текст - описание»

Тип урока: объяснение нового материала

 

Цель урока:

Провести наблюдение за особенностями текста описания. Подготовить учащихся к сочинению – описанию игрушки.
Задачи: формировать умение определять тему текста-описания; озаглавливать текст; по заголовку определять, о чём текст; развивать речь и мышление учащихся, прививать любовь к родной природе, развивать способность видеть прекрасное в окружающем мире.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

- Распознавать тексты-описания среди других текстов, уметь наполнять текст подходящими по смыслу прилагательными, изменять форму слова, осознавать значение слов, передаваемое родовыми; понимать смысл соответствующих терминов.

- Сравнивать, классифицировать слова по указанным признакам.

- Использовать формы прилагательных в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.

- Выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения.

- Соблюдать литературные нормы в употреблении прилагательных.

- Применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми орфограммами.

 

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений; пользоваться для тех же целей словарями учебника.

- Понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную.

- Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.

- Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД: 

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.                                                                                                       -- - определение цели, функций, участников, способов взаимодействия;                                                                                                                             - cтроить сообщения в устной и письменной форме,                                                                                                                                                         - развивать умение слушать и понимать других;                                                                                                                                                                -  учить работать в группе и паре;                                                                                                                                                                                         - учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Регулятивные УУД:

 – принимать и сохранять учебную задачу,

 -  работать по предложенному плану,

-  использовать дополнительную литературу,

-  учиться оценивать успешность своего задания  - осуществлять само- и взаимопроверку,

-  развивать умение высказывать свое предположение;

- осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки,

- оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя,  адекватно воспринимать её.

 

Личностные УУД:                                                                                                                                                                                         – - - -- проявлять интерес к чтению текстов – описания,                                                                                                                                      - ------ формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- создать   условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету

 

Оборудование:                                                                                                                                                                                                                          Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. Русский язык. 2 класс.   

  Карточки с изображением животных.

  Карточки с пропущенными прилагательными и наборы прилагательных для работы в группах.

  Презентация с заготовленными группами слов и текстами.

  Видеопроектор.

 

Этапы урока и хронометраж:

№ п/п

Этап урока

Хронометраж

  1.  

Мотивация к УД

2 мин.

  1.  

Постановка учебной задачи

4 мин.

  1.  

«Открытие» нового знания.

10 мин.

  1.  

Первичное закрепление.

10 мин.

  1.  

Закрепление знания в самостоятельной работе в группах.

15 мин.

  1.  

Рефлексия УД

4 мин

 

 

 

№ п/п

 

Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся

Формируемые УУД

  1.  

Мотивация к УД.

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

Постановка учебной задачи

Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог.

 

- Сегодня мы продолжим работу с текстами. Давайте вспомним, по каким правилам мы с вами организуем работу на уроке: работаем внимательно, не перебиваем друг друга, уважительно относимся к мнению товарища.

 

Учитель предлагает детям ряд слов с пропущенными буквами:

…гурец, п…мидор, ин..й, с..лат, …рбуз, сах…р, инт…рес, ...диница.

- Чем похожи все эти слова?

(словарные, сущ., неодуш, ед.ч., нариц)

- Какое из этих слов можно назвать лишним и почему?

(единица – ж.р.)

- Запишите слова в тетрадь, вставив пропущенную букву. - Поставьте ударение, вставленную букву подчеркните.

(учащиеся выполняют, проверяем правильность выполнения задания)

- А теперь соберите слово по первым буквам написанных словарных слов.

Дети анализируют, собирают слово «описание».

- Что означает это слово?

(ответы детей)

- Давайте посмотрим, что означает это слово в толковом словаре Ожегова?

ОПИСАНИЕ – сочинение, изложение, в котором что-нибудь описывается.

ОПИСАТЬ 1. Кого-то (что-то). Изобразить что-нибудь, рассказать о ком-чем-нибудь в письменной или устной форме (описать события, описать незнакомца).

2.Изложить сведения о чем-нибудь, охарактеризовать что-нибудь (описать местный говор).

 

Определять и высказывать правила поведения при совместной работе (Л)

Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им (К)

Продумывать последовательность действий на уроке. Осуществлять действия самоконтроля, оценивать свои достижения и трудности (Р)

 

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, планировать общий способ для её решения, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р)

Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П)

Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого этикета, высказывать свое мнение, выслушивать и понимать другие точки зрения (К)

  1.  

Решение УЗ («открытие» детьми нового знания)

Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

-Как вы думаете, когда мы хотим описать какой-либо предмет, явление или событие, какую часть речи мы будем использовать больше, чем другие?

(прилагательные)

- Давайте вспомним, что такое прилагательное и что оно обозначает?

(Это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? И обозначает признак предмета).

- А теперь перед вами будут группы слов. Ваша задача выбрать  прилагательные и по ним определить, о каком предмете может идти речь.

 

Слайды с группами прилагательных:

 

  1. Режет, черный, крупа, черствый, кушать, съедобный. (Хлеб)
  2. Мягкий, падает, суп, искриться, пушистый, белый. (Снег)

 

- Сравните два текста (на доске):

1. Наступила весла. Все вокруг зазеленело. Прилетели птицы и начали вить гнезда. Ребята пускают кораблики по ручьям.

2. Весенние цветы очень хрупкие и нежные. Но они стойкие и очень красивые.

 

- Какой из них является текстом-описанием? Докажите свою точку зрения.

- Каким по типу является первый текст?

 

Планировать общий способ действий, используя речь для регуляции своих действий(Р)

Слушать и понимать речь других, работать в группе, выполнять различные роли (К)

Вести целенаправленные наблюдения, извлекать информацию; читать учебник, слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений. Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний (П)

 

  1.  

Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)

Цель: организовать первичное применение нового знания

- Скажите, что мы можем сделать с текстом?

(озаглавить)

- Откройте учебники на стр. 95.

Прочитайте текст упр. № 163.

- Какой это по типу текст?

(описание)

- Как мы это докажем?

(Много прилагательных, описываются снежинки).

- А почему снежинка смелая?

(Она может растаять, но все равно падает на землю)

- Как мы можем озаглавить текст?

(Снежинка)

- Прочитайте текст в упр. 164.

- О ком говорится в тексте?

(о граче)

- Прочитайте предложение, в котором дается описание грачей.

- В каком предложении автор выразил свое отношение к птицам)

- Как мы можем озаглавить текст?

(Грачи)

- А кто сделает вывод: как мы подбираем заголовок к текстам-описаниям?

(По предмету, который описывается).

- Запишите: упражнение № 164. Запишите заголовок, который мы придумали и спишите данный текст.

 

Далее подчеркиваем в первом предложении грамматическую основу.

 

ФИЗМИНУТКА: А теперь немножко разомнемся. Я буду говорить прилагательные. Если скажу прилагательное ж.р., то вверх ручки тянут девочки, если м.р., то мальчики.

Хорошая, мягкий, красивая, сильный, молодое, маленькая, серый, злой, зеленая, простое.

Представление о богатых возможностях русского языка (Л)

Проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р)

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К)

Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, делать умазаключения, выводы, обобщения (П)

  1.  

Самостоятельная работа (закрепление способа действия)

Цель: закрепление нового способа действия

- А теперь вы будете работать в группах по 4 человека.

У вас есть лист с текстом, в котором пропущены прилагательные и несколько прилагательных, из которых вы сможете выбирать подходящие по смыслу,  для того, чтобы составить текст-описание того предмета, который вам предложен на картинке. Выбранные прилагательные вы приклеиваете в окошки в тексте.

(Детям выдается картинка с изображением животного и заготовка под текст описания с прилагательными)

 

Дети анализируют текст в соответствии с установкой, действуют по установленному способу действия, рассуждают и   применяют рекомендации, наполняют текст прилагательными.

Далее один из группы зачитывает текст, а остальные выбирают из трех картинок на слайде ту, которую описывала группа. Если угадывают правильно, значит текст составлен удачно.

 

Текст 1.

___________ лошадь с ________ гривой стоит в своем загоне. На ногах словно ______ чулочки надеты. Характер у лошади, наверное, _________ . Она смотрит на нас и как будто улыбается.

Даны прилагательные: гнедая, вороная, коричневая, чёрные, белые, весёлый, вспыльчивый, задумчивый, грустный.

 

Текст 2.

Корова стоит и смотрит на нас ___________ глазами. _________ рога торчат на голове. Окрас шерсти _______ с __________ пятнами. Характер у неё скорее всего ________ и ______________ .

Даны прилагательные: чёрными, глупыми, умными, острые, тупые, белый, рыжий, серый, рыжими,  спокойный, враждебный, миролюбивый.

 

Текст 3 .                                                 

Этот пёс выглядит немного __________ и ___________ . Он лежит и смотрит на нас. Цвет шерсти его ___________ с ___________ пятнами. ___________ уши свисают по сторонам.

Даны прилагательные: грустным, весёлым, радостным, белый, рыжий, рыжими, чёрными, чёрные, рыжие.

 

 

Тест 4.

 

Неторопливо идёт _________ корова на лугу. Цвет шкуры ____________ , на ___________ ноге словно __________ ленточка повязана.

Даны прилагательные: задумчивая, грустная, весёлая, черно-белый, бело-рыжий, задней, передней, белая, зелёная, красная.

 

Текст 5.

У этого пса _________ и _________ взгляд. Сразу видно, что это ___________ собака. __________ уши ловят каждый звук. В окраске шерсти присутствуют ________ , ________ и __________ цвета.

Даны прилагательные: строгий, дружелюбный, глупый, умный, служебная, чуткие, чёрные, зелёные, чёрный, белые, рыжие.

 

Текст 6.

По лугу несётся _________ конь. __________ грива развивается на ветру. На ногах словно ____________ чулочки надеты.

Даны прилагательные: рыжий, вороной, пушистая, шелковистая, чёрные, белые.

 

Текст 7.

_____ глаза этого пса смотрят на нас. Цвет шерсти ________ . Пёс высунул язык и на морде его словно _____________ улыбка появилась.

Даны прилагательные: умные, серые, нечуткие, строгие, коричневые, глупые, рыжий, коричневый, дружелюбная, декоративная, враждебная.

Учение оформлять свои мысли в письменной форме (К)

понимать информацию, предоставленную в  нестандартном виде (П)

Осуществлять действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки (Р)

  1.  

Рефлексия УД

Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию собственной учебной деятельности

У.: Что нового сегодня вы узнали?

- Что ты называем текстом-описанием?

- Слов какой части речи в тексте-описании много?

- Вы все сегодня молодцы, и каждый урок мы с вами все вместе формируем свое учебное настроение и анализируем свои достижения. Сейчас у каждого из вас есть кружочки трех цветов.

Синий цвет означает, что «у меня не все получалось, часто я испытывл(а) трудности.

Зеленый цвет означает, что «у меня почти все получилось, хотя и были моменты, с которыми сам бы я не справился(лась).

Красный цвет означает, что у меня практически все получилось, а с небольшими трудностями я справился(лась) вместе с товарищами.

- Поднимите тот кружочек, который соответствует вашему мнению по итогам сегодняшнего урока.

(дети поднимают кружочки)

 

Дети, отвечая на эти вопросы, систематизируют знания, выявляют новые сведения, выявляют трудности.

 

 

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности (Л)

Оценивать свои достижения и трудности (Р)

Выполнять анализ, умение делать выводы (П)

Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении (К)

  1.  

Домашнее задание

Цель: систематизация и дополнение знаний

У.: Новые знания помогут выполнить упр. 163 – устно дома подготовиться к письму по памяти, упр. 146, 147 письменно.

 

 

Ставить, понимать и сохранять учебную задачу. осуществлять действие самоконтроля (Р)

Читать и понимать информацию, применять общий способ действия для решения конкретных практических задач (П)

 

 

 

Литература:

1.      Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М., 2010

2.      Деменева Н.Н. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС. – М., 2012

3.      Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – В., 2013

4.      Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М., 2013

5.      В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 2 класс. М., 2016


ГБОУ Школа № 1279 «Эврика» г. Москва

ГБОУ Школа № 1279 «Эврика» г. Москва

Проект- конспект урока Учебный предмет :

Проект- конспект урока Учебный предмет :

Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу, - работать по предложенному плану, - использовать дополнительную литературу, - учиться оценивать успешность своего задания - осуществлять…

Регулятивные УУД: – принимать и сохранять учебную задачу, - работать по предложенному плану, - использовать дополнительную литературу, - учиться оценивать успешность своего задания - осуществлять…

Этап урокаДеятельность учителя и обучающихсяФормируемые

Этап урокаДеятельность учителя и обучающихсяФормируемые

Определять и высказывать правила поведения при совместной работе (Л)

Определять и высказывать правила поведения при совместной работе (Л)

Цель: организовать первичное применение нового знания -

Цель: организовать первичное применение нового знания -

Самостоятельная работа (закрепление способа действия)

Самостоятельная работа (закрепление способа действия)

Текст 2. Корова стоит и смотрит на нас ___________ глазами

Текст 2. Корова стоит и смотрит на нас ___________ глазами

Неторопливо идёт _________ корова на лугу

Неторопливо идёт _________ корова на лугу

По лугу несётся _________ конь

По лугу несётся _________ конь

Рефлексия УД Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию собственной учебной деятельности

Рефлексия УД Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию собственной учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2023