Урок русского языка на тему "Изменение глаголов по временам".
Оценка 4.7

Урок русского языка на тему "Изменение глаголов по временам".

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл—4 кл
18.04.2023
Урок русского языка на тему "Изменение глаголов по временам".
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о том, как изменяются глаголы совершенного и несовершенного вида по временам.
Урок.docx

УМК: «Школа России», учебник для общеобразовательных организаций «Русский язык» (Канакина В.П., Горецкий В.Г.), 4 класс.

Тема: Изменение глаголов по временам.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма проведения: урок – исследование.

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о том, как изменяются глаголы совершенного и несовершенного вида по временам.

Задачи урока:

Обучающие:

- знакомить учащихся с изменением глаголов совершенного и несовершенного вида по временам;

- обобщить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания о глаголе

- закрепить умение  выделять глагол среди других частей речи, изменять глаголы по временам.

Развивающие:

- развивать мышление учащихся

- развивать навыки самостоятельной деятельности при работе в парах,

- развивать речевые умения учащихся, интерес к предмету,

- расширять словарь,

- развивать интерес к родному языку.

Воспитывающие:

- воспитывать умение сотрудничать,

- воспитывать ответственность.

 

Планируемые результаты

Личностные

- Осознание роли языка и речи в жизни людей.

- Формирование самооценки.

Регулятивные

- Прогнозировать содержание темы урока.

- Удерживать цель деятельности до получения её результата.

- Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

- Правильно оценивать выполнение собственной работы.

Познавательные

- В ходе исследовательской работы осуществлять поиск новых знаний о родном языке.

- Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Коммуникативные

- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

- Уметь строить монологическое высказывание, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

- Выполнять правила работы в паре.

- Сотрудничать со сверстниками и учителем.

Предметные

- Овладение начальными представлениями о нормах русского языка, использование этих норм для успешного решения учебных задач.

- Распознавать неопределённую форму глагола.

- Выделять глаголы среди других частей речи.

- Определять грамматические признаки глаголов.

- Изменять глаголы по временам

 

 

Структура урока.

1. Организационный этап

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка целей и задач урока.

3. Актуализация знаний.

4. Фиксирование индивидуального затруднения. Выявление места и причины затруднения.

5. Построение проекта выхода из создавшейся ситуации.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности.

10. Домашнее задание.

 

Оборудование: интерактивная доска, презентация "Изменение глаголов по временам", карточки с вопросами глаголов, задания для работы в парах  («Распредели слова», «Измени глаголы по временам»), лист самооценки (для рефлексии).

 

Ход урока

1.Организационный этап

(слайд 1) - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы начинаем урок русского языка. Сегодня урок будет не совсем обычным. Мы станем исследователями. Но прежде выполним некоторую привычную нам работу.

 

Чистописание: глглгл

 

- В названии какой части речи употребляются эти сочетания букв? (глагол)

 

2.Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка целей и задач урока.

- Что вы знаете о глаголах? (слайд 2)

 

Словарная работа: выпишите из своих словариков глаголы, поставьте ударение, подчеркните ошибкоопасные места.

 

- В какой форме эти глаголы? (неопределённой)

- Какой морфологический признак присущ только глаголам? (время)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

 

3. Актуализация знаний.

- (на магнитной доске) Распределите вопросы в соответствии с временами глагола.

- Воспользовавшись подсказкой на магнитной доске, выполните задание в парах (листок номер 1)

(дети работают)

 

4.Фиксирование индивидуального затруднения. Выявление места и причины затруднения.

- Что интересного вы заметили? (не у всех глаголов есть форма настоящего времени)

- О глаголах вы знаете уже достаточно много. Но есть ещё у них нераскрытые тайны. Сегодня на уроке мы раскроем эти тайны. Мы будем исследователями. А каждый исследователь ставит перед собой вопрос по теме исследования. Какой вопрос поставим мы? (От любого ли глагола можно образовать все временные формы?) (слайд 3)

 

5. Построение проекта выхода из создавшейся ситуации.

- Предположите, как можно доказать данную гипотезу? (изменить различные глаголы по временам)

- (Слайд 4) Разгадайте ребус. (слайд  - писать). Образуйте однокоренное слово с приставкой НА (написать).

- Оба глагола в неопределённой форме. Поработайте в парах. Задание на листке 2. Измените данные глаголы по временам, используя подсказку на магнитной доске.

(дети работают)

- Вы провели исследование. Сделайте вывод. (Глаголы, отвечающие на вопрос «что сделать?» не образуют форму настоящего времени.) (Слайд 5)

 

Физкульминутка

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парты тихо сесть. (отключить доску)

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Любое исследование требует доказательства. Работаем в тетради и у доски. Из физкультминутки выпишите все глаголы в столбик. Измените их по временам. (Спрашивать у ребят, согласны ли они с отвечающим у доски)

- Почему от этих глаголов не удалось образовать форму настоящего времени? (они отвечают на вопрос что сделать?)

 

7. Включение в систему знаний и повторение.

- Выполним упражнение из учебника с. 76 №158

 

8. Рефлексия учебной деятельности.

- Сегодня на уроке мы были исследователями. Какой вопрос мы ставили перед собой в начале урока? (От любого ли глагола можно образовать форму настоящего времени?)

- Сформулируйте ответ. (включить доску)

- Наш урок подходит к концу. Оценим урок и свою работу на уроке. В этом нам поможет лист самооценки (лист 3) (слайд 6). (Спросить нескольких учащихся)

- Те ребята, кто был у доски, подайте свои тетради для проверки и выставления отметки.

- Хочу поблагодарить вас за участие в исследовании. Большинство ребят были активны и внимательны. Вы молодцы!

 

9. Домашнее задание.

- (Слайд 7) Уч.с. 76 №158. Второе задание – по желанию – придумать 5 любых глаголов и изменить их по временам.

(Слайд 8) Спасибо за урок.


 

УМК: «Школа России», учебник для общеобразовательных организаций «Русский язык» (Канакина

УМК: «Школа России», учебник для общеобразовательных организаций «Русский язык» (Канакина

Коммуникативные - Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

Коммуникативные - Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

Чистописание: глглгл - В названии какой части речи употребляются эти сочетания букв? (глагол) 2

Чистописание: глглгл - В названии какой части речи употребляются эти сочетания букв? (глагол) 2

Оба глагола в неопределённой форме

Оба глагола в неопределённой форме

Домашнее задание. - (Слайд 7)

Домашнее задание. - (Слайд 7)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2023