Урок русского языка на тему: "Омонимы. Паронимы"
Оценка 4.9

Урок русского языка на тему: "Омонимы. Паронимы"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
13.12.2023
Урок русского языка на тему: "Омонимы. Паронимы"
Урок русского языка "Омонимы. паронимы". 5 класс
5.66_Омонимы. Паронимы.docx

Дата:

Класс: 5

Учитель:

Предмет: Русский язык

 

Тема: «Омонимы. Паронимы»

 

1.        Контролируемые элементы содержания

 

·           Синонимы. Антонимы. Омонимы

 

2.        Контролируемые умения

 

·           Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования: осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи, для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей; стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие

 

3.        Проверяемые элементы содержания

 

·           Омонимы

·           Паронимы

 

4.        Предметные умения

 

·           Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов, подбор синонимов и антонимов. определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря); распознавать однозначные и многозначные слова, многозначные слова и омонимы, слова-паронимы; различать прямое и переносное значение слова; характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия; проводить лексический анализ слова (в рамках изученного)

 

5.        Личностные результаты

 

·           Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира

·           Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия

·           Проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России

 

6.        Функциональная грамотность

 

·           Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

Тип урока: Урок освоения новых знаний и умений

Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/fa255e16

 

 

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

1.        Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

 

1.1    Мотивация на учебную деятельность

 

Разгадав ребус, ты узнаешь тему урока.

              

 

1.2    Актуализация опорных знаний

- С каким разделом языка мы сейчас знакомимся? (Лексикологией)

- А что изучает лексика? (Словарный состав языка)

- Объясните опорную схему:

                                      лексическое значение            

                                   (изучает лексикология)

Слово имеет                   грамматическое значение 

                                   (изучает морфология)

Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово)

А если значение слова непонятно, где можно его узнать или уточнить?

Толковый словарь является нашим   незаменимым помощником при изучении родного языка, он пригодится нам в исследовании слов и их лексических значений.

 

1.3    Целеполагание

- Предположите, какой будет тема   урока.

- Сформулируйте и запишите тему урока, отразив в ней наши новые знания.

- Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке.

- Что узнаем? Чему мы должны научиться? Чему научимся?

Как будем работать? Что получим в результате?

 

2          Освоение нового материала

 

2.1    Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Омонимы

Ознакомься с теоретическим материалом по теме.

Омонимы — слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению

Слово омоним произошло от греч. homos — одинаковый + onyma — имя.

Больше всего омонимов среди существительных и глаголов.

Пример:
1. ОТСТОЯТЬ — защитить (отстоять друга).
2. ОТСТОЯТЬ — простоять (отстоять очередь).
3. ОТСТОЯТЬ — находиться на некотором расстоянии от кого-, чего-л. (аэропорт отстоит от города на пять километров).

Пример:
1. ЛУК — заимств. Огородное растение с острым вкусом.
2. ЛУК — иск.-рус. Ручное оружие для метания стрел, изготовленное из гибкого, упругого стержня (обычно деревянного), стянутого в дугу тетивой.

Запишите в тетрадь определение «Омонимов» и пример.

Омонимы

Омоформы

Омофоны

Омографы

слова одной части речи, различающиеся значением 

слова разных частей речи, различающиеся значением 

различаются написанием и значением 

различаются ударением и значением 

почитать родителей –
почитать книгу

острая пила (сущ.) –
с удовольствием пила (гл.)

полОскать бельё –
полАскать ребёнка

рыцарский зАмок –
ржавый замОк

 

Паронимы

Ознакомься с теоретическим материалом по теме.

 

Посмотрите на эти два слова: виноватый – виновный. Похожие слова, правда? Почти одинаковые. И если вы попробуете объяснить, в чём разница, то может получиться не сразу. Зато если Вы захотите образовать с ними словосочетания, будет легче. Например, как Вы скажете: взгляд виноватый или виновный? Конечно, виноватый! А теперь закончите: Подсудимый признаётся… виновным!

Посмотрим на другую пару: ёлочный – еловый. Это, безусловно, однокоренные слова, но не синонимы. Если мы говорим об иголках, то употребим слово еловые. Но игрушки на новогодней ёлке мы назовём ёлочными, а не еловыми.

Такие слова: однокоренные, сходные и по написанию, и по звучанию, но различные по значению называются паронимы. Пусть вас не обманывает название: паронимов может быть не пара, но и тройка, и четвёрка

Например: вырастить – нарастить – отрастить. Или рыболовецкий – рыболовный – рыбацкий.

Употребление одного паронима вместо другого – распространённая ошибка! Чаще всего это связано с тем, что человек недостаточно точно знает лексическое значение этих слов или их сочетаемость с другими.

Как этого избежать? Обратиться к словарю паронимов или к толковому словарю, внимательно прочитать значение слова и примеры употребления.

Посмотрите на предложение:

Какой искусственный пианист!

Если мы хотим подчеркнуть, что кто-то замечательно играет на пианино, то нам нужно использовать слово искусный вместо искусственный, так как искусственный означает ненастоящий, ненатуральный, а слово искусный – умелый, знающий своё дело. Таким образом, обратившись к словарным статьям, мы смогли выбрать из пары паронимов нужный и не допустить ошибки в их употреблении.

Посмотрим на другое предложение.

Начинается отборный/отборочный матч по футболу.

Какое слово следует выбрать? Посмотрим в толковый словарь, чтобы узнать лексические значения этих паронимов. Слово отборный означает «отобранный из числа других как лучший по качеству». Слово отборочный означает «созданный, служащий для отбора». Второе слово гораздо лучше подходит для нашего предложения. Кроме того, в примерах употребления слово отборочный написано «отборочные соревнования».

Итак, для того, чтобы правильно использовать паронимы в своей речи, будьте внимательны и уточняйте лексическое значение слов в толковом словаре.

 

2.2. Проверка первичного усвоения

Определи какие пары слов являются омонимами, синонимами, антонимами.

3          Применение изученного материала.

 

3.1    Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

 

1)        Среди перечисленных слов найди омонимы.

мокрый – сухой

печь (пироги) – (русская) печь

мужской – мужественный

бегемот – гиппопотам

 

2)        В каком из следующих слов в приставке нужно писать букву О?

н..лететь

д..писать

н..резать

з..рисовать

 

3)        Найди слово, в котором допущена ошибка.

расщедриться

збрить

безжизненный

сгинуть

 

4)        Найди синонимы.

вечер – ночь

дом – жилище

близкий – далекий

 

3.2    Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

    - Паронимы играют большую роль в нашей речи. Многие поэты и писатели

      противопоставляют в своих текстах паронимы, заставляя читателя чувствовать разные

      грани слова. Послушайте, как обыгрываются паронимы в детском стихотворении:

 

                           Я сегодня так расстроен!

                           Позвала меня сестра

                           И сказала: «Ты невежда!

                          Ты не знаешь дважды два!»

                          Я обиделся, надулся,

                          Ну, конечно, нагрубил.

                          И услышал от сестрёнки:

                          «Ты невежа, Михаил!»

 

   -Какие паронимы здесь употреблены? (Невежда, невежа)

   -Каково лексическое значение этих слов?

       Невежда – малообразованный человек, неуч.

       Невежа – грубый, невоспитанный человек.

 

3.3    Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

      Найди омонимы

·            горький лук – лук охотника;

·            подземный ключ – ключ от входной двери;

·            кисть рябины – кисть для рисования:

·            шуба из норки – мышиные норки

3.4    Систематизация знаний и умений

·            Составление схемы «Сходства-отличия омонимов и многозначных слов»

·           

   - Теперь представим, что мы писатели. Нам нужно к именам существительным добавить

    подходящие по смыслу прилагательные из скобок. ( Работа по вариантам).

                1 вариант.                                                                    2 вариант.

   Воздух, край (лесной, лесистый);                         Луг, кинофильм (цветной, цветистый);
   вдох, вздох (неожиданный, сильный).                 Гость, дом ( высокий, высотный).

Проверим!

 

4.        Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

4.1 Диагностика/самодиагностика

Работа по карточкам.

 

   Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу паронимы.

 

  1.Мой отец –…  хозяин.2. В стране отмечается     …   рост. 3. Встреча президентов …

     держав прошла успешно. 4. Мне нужен твой …    совет. 5. В процессе работы был ..   

    достигнут.. … и был..  подписан.. … о сотрудничестве.

 

Слова для справок: экономный, экономический; дружеский, дружественный; договор, договоренность.

 

5.        Подведение итогов, домашнее задание

 

5.1    Рефлексия

·           сегодня я узнал…

·           было интересно…

·           было трудно…

·           я выполнял задания…

·           я понял, что…

 

5.2 Домашнее задание.  Из ряда паронимов выбрать одну-две-три пары, объяснить значение каждого слова (можно пользоваться словарем), придумать словосочетание с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима. Понятливый – понятный, соседний - соседский, сытный - сытый, обидный – обидчивый, невежественный – невежливый, жесткий – жестокий.


 

Скачано с www.znanio.ru

Дата: Класс: 5 Учитель:

Дата: Класс: 5 Учитель:

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА 1

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА 1

Оскать бельё – полАскать ребёнка рыцарский зАмок – ржавый замОк

Оскать бельё – полАскать ребёнка рыцарский зАмок – ржавый замОк

Применение изученного материала

Применение изученного материала

Систематизация знаний и умений ·

Систематизация знаний и умений ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2023