Урок русского языка по теме "Что такое деепричастие"
Оценка 4.8

Урок русского языка по теме "Что такое деепричастие"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
09.12.2022
Урок русского языка по теме "Что такое деепричастие"
что такое деепричастие.docx

Технологическая карта урока

Предмет Русский язык

Дата 

Тема урока   Что такое деепричастие      

Тип урока   урок открытия нового знания.         

Цель урока    Деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия. Образовательная: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

Цели по содержанию: дать представление о деепричастии как части речи; показать общее между деепричастием и глаголом, деепричастием и наречием; учить отличать деепричастие от других частей речи  

Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока  Учебники.  Индивидиуальные карточки.  Мультимедиапроектор.  Выберите элемент.      

Формы работы с учащимися      Фронтальная.  Парная   Выберите элемент.  Выберите элемент. 

Основные понятия деепричастие, глагол, наречие, подлежащее, синтаксическая роль, грамматические признаки

Методы работы с учащимися    методы работы под руководством преподавателя.   проблемно-поисковые,                                                                

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.      Организационный этап. (1-2 мин)

 Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке

Приветствие, проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя. Готовят рабо­чее место, проверяют наличие необхо­димого оборудования. Психологиче­ски и эмоционально настраиваются на урок

Личностные:

смыслообразование (Я должен  посмотреть…)

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

 

 

 

2.      Этап проверки домашнего задания. (4-5 мин)

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Цель этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

 

- Прочитайте текст И. Соколова-Микитова из сборника «На теплой земле».

- О чем рассказывается в тексте?

- Как бы вы озаглавили текст?

- К какому стилю речи можно отнести этот текст?

- К какому типу речи относится текст ?

- Какие изобразительно-выразительные средства языка делают это описание таким ярким? (ученики находят в тексте эпитеты, метафоры)

-С чем сравнивает писатель наступление утра (С симфонией).

Симфония, -и, ж. 1. Большое музыкальное произведение для оркестра. Переносн. Гармоническое соединение. сочетание чего-нибудь. (симфония красок)

Найдите и выпишите глаголы, определите их грамматическое значение.

- Есть ли в тексте слова, похожие на глаголы, также обозначающие действие?

Отвечают на вопросы. Делают выво­ды и обобщения.  Находят и выписывают глаголы,  определяют их грамматическое значение. Участвуют в обсуждении. Проверяют по образцу.

 

Находят слова. Записывают тему урока. Определяют цели и задачи.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Регулятивные:

волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства

3.      Этап усвоения новых знаний или способов действий. (10 мин)

 Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств.

- Какое действие обозначают данные слова - основное или дополнительное? (добавочное по отношению к основному).

                    От какой части речи образованы деепричастия? (от глаголов: подчинять, нарастать, замирать, включать)

-Какие признаки глагола вы можете назвать у деепричастия? (общее лексическое значение, вид, переходность/непереходность, возвратные/невозвратные)

-Назовите эти признаки у деепричастий:

- Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении? (обстоятельство)

- От какого члена предложения зависит деепричастие?

-Изменяются ли деепричастия?

_Какая часть речи обладает схожими признаками? (наречие)

 

Отвечают на вопросы. Делают выво­ды и обобщения. Отмечают, что деепричастие обозна­чает добавочное действие, а глагол - основное. Записывают деепричастия, определяют грамматические признаки.

Делают синтаксический разбор предложения, определяют синтаксическую роль деепричастий. Находят сходство  с наречием.

 

Читают с материал п. 22, стр.165

Находят информацию , о которой не говорилось на у роке (написание не с деепричастиями)

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем   ориентиры действия в учебном материале

Коммуникативные:

понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы

4.      Этап проверки понимания учащимися нового материала. (15 мин)

Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Организует работу учащихся

Выполняют упр.231. Находят и выписывают деепричастия, называют признаки глагола и наречия у деепричастия.

 

Познавательные:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

выполнять учебные действия в устной и письменной речи

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

5.      Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий (10мин)

 Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать.

1.      Замените деепричастием сначала первый глагол, затем второй?

Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. 2) Снег падал на землю и покрывал ее пушистым ковром.3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу. (Обращается внимание детей на то, что одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются на письме запятыми.)

2.      Найдите в тексте грамматические ошибки, запишите исправленный вариант. Учитель подчеркивает, что действие, выраженное деепричастием, относится к подлежащему.

3.         1. Написав объявление о пропаже щенка, у меня разболелась голова.

4.      Деепричастный оборот: написав объявление. Основа предложения: разболелась голова. Сказуемое «разболелась» относится к подлежащему «голова». Деепричастие «написав» тоже должно относиться к слову «голова». Но в этом случае получается, что голова пишет объявление, а это неверно. Объявление пишет рассказчик, то есть «я».

5.      2 . Отдохнув у бабушки, мне очень захотелось встретится со своими друзьями. (Отдохнув у бабушки, я захотел встретиться со своими друзьями.)

6.      Пробежав два километра, у меня сердце готово было выскочить из груди.(Пробежав два километра, я почувствовал сильное сердцебиение)

 

Записывают предложения и поясняют свой выбор в соответствии с алгоритмом. (Сказуемое «разболелась» относится к подлежащему «голова». Деепричастие «написав» тоже должно относиться к слову «голова». Но в этом случае получается, что голова пишет объявление, а это неверно. Объявление пишет рассказчик, то есть «я».). Участвуют в об­суждении.

 

Познавательные:

выполнение действий по алгоритму

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией

Коммуникативные:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

6.      Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин)

 Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения.

1.      Задает домашнее задание с учетом уровня подготовки

Записывают, задают уточняющие вопросы

Познавательные:

структурирование знаний

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности

Регулятивные:

выполнять учебные действия в устной и письменной речи

Коммуникативные:

Выберите элемент.

7.      Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)

Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

-      Что нового вы узнали на уроке?

-  Что общего у деепричастия и глагола у деепричастия и наречия?

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель результаты, степень их освоения.

Отвечают на вопросы

Познавательные:

структурирование знаний

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности

Регулятивные:

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению

Коммуникативные:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

 

 

Источник: http://worksbase.ru/russkii/teoriya/171-narushenie-v-postroenii.html

Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: Пособие для учителей общеобразоват. организаций/М.: Просвещение, 2014.-192 с.

Е.А. Касатых. Русский язык. Поурочные разработки 7 класс. Пособие для учителей общеобразоват. организаций/М.: Просвещение, 2014.


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Этап проверки домашнего задания

Этап проверки домашнего задания

Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы

Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы

Организует работу учащихся Выполняют упр

Организует работу учащихся Выполняют упр

Деепричастный оборот: написав объявление

Деепричастный оборот: написав объявление

Что нового вы узнали на уроке? -

Что нового вы узнали на уроке? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2022