Технологическая карта урока
Предмет Русский язык
Дата
Тема урока Что такое деепричастие
Тип урока урок открытия нового знания.
Цель урока Деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия. Образовательная: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
Цели по содержанию: дать представление о деепричастии как части речи; показать общее между деепричастием и глаголом, деепричастием и наречием; учить отличать деепричастие от других частей речи
Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока Учебники. Индивидиуальные карточки. Мультимедиапроектор. Выберите элемент.
Формы работы с учащимися Фронтальная. Парная Выберите элемент. Выберите элемент.
Основные понятия деепричастие, глагол, наречие, подлежащее, синтаксическая роль, грамматические признаки
Методы работы с учащимися методы работы под руководством преподавателя. проблемно-поисковые,
Содержание этапов урока |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
1. Организационный этап. (1-2 мин) Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке |
||
Приветствие, проверка готовности к уроку |
Приветствуют учителя. Готовят рабочее место, проверяют наличие необходимого оборудования. Психологически и эмоционально настраиваются на урок |
Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть…) Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
|
2. Этап проверки домашнего задания. (4-5 мин) Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Цель этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. |
||
- Прочитайте текст И. Соколова-Микитова из сборника «На теплой земле». - О чем рассказывается в тексте? - Как бы вы озаглавили текст? - К какому стилю речи можно отнести этот текст? - К какому типу речи относится текст ? - Какие изобразительно-выразительные средства языка делают это описание таким ярким? (ученики находят в тексте эпитеты, метафоры) -С чем сравнивает писатель наступление утра (С симфонией). Симфония, -и, ж. 1. Большое музыкальное произведение для оркестра. Переносн. Гармоническое соединение. сочетание чего-нибудь. (симфония красок) Найдите и выпишите глаголы, определите их грамматическое значение. - Есть ли в тексте слова, похожие на глаголы, также обозначающие действие? |
Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Находят и выписывают глаголы, определяют их грамматическое значение. Участвуют в обсуждении. Проверяют по образцу.
Находят слова. Записывают тему урока. Определяют цели и задачи. |
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства |
3. Этап усвоения новых знаний или способов действий. (10 мин) Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств. |
||
- Какое действие обозначают данные слова - основное или дополнительное? (добавочное по отношению к основному). От какой части речи образованы деепричастия? (от глаголов: подчинять, нарастать, замирать, включать) -Какие признаки глагола вы можете назвать у деепричастия? (общее лексическое значение, вид, переходность/непереходность, возвратные/невозвратные) -Назовите эти признаки у деепричастий: - Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении? (обстоятельство) - От какого члена предложения зависит деепричастие? -Изменяются ли деепричастия? _Какая часть речи обладает схожими признаками? (наречие)
|
Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Отмечают, что деепричастие обозначает добавочное действие, а глагол - основное. Записывают деепричастия, определяют грамматические признаки. Делают синтаксический разбор предложения, определяют синтаксическую роль деепричастий. Находят сходство с наречием.
Читают с материал п. 22, стр.165 Находят информацию , о которой не говорилось на у роке (написание не с деепричастиями) |
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале Коммуникативные: понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы |
4. Этап проверки понимания учащимися нового материала. (15 мин) Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. |
||
Организует работу учащихся |
Выполняют упр.231. Находят и выписывают деепричастия, называют признаки глагола и наречия у деепричастия.
|
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности Регулятивные: выполнять учебные действия в устной и письменной речи Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
5. Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий (10мин) Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать. |
||
1. Замените деепричастием сначала первый глагол, затем второй? Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. 2) Снег падал на землю и покрывал ее пушистым ковром.3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу. (Обращается внимание детей на то, что одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются на письме запятыми.) 2. Найдите в тексте грамматические ошибки, запишите исправленный вариант. Учитель подчеркивает, что действие, выраженное деепричастием, относится к подлежащему. 3. 1. Написав объявление о пропаже щенка, у меня разболелась голова. 4. Деепричастный оборот: написав объявление. Основа предложения: разболелась голова. Сказуемое «разболелась» относится к подлежащему «голова». Деепричастие «написав» тоже должно относиться к слову «голова». Но в этом случае получается, что голова пишет объявление, а это неверно. Объявление пишет рассказчик, то есть «я». 5. 2 . Отдохнув у бабушки, мне очень захотелось встретится со своими друзьями. (Отдохнув у бабушки, я захотел встретиться со своими друзьями.) 6. Пробежав два километра, у меня сердце готово было выскочить из груди.(Пробежав два километра, я почувствовал сильное сердцебиение)
|
Записывают предложения и поясняют свой выбор в соответствии с алгоритмом. (Сказуемое «разболелась» относится к подлежащему «голова». Деепричастие «написав» тоже должно относиться к слову «голова». Но в этом случае получается, что голова пишет объявление, а это неверно. Объявление пишет рассказчик, то есть «я».). Участвуют в обсуждении.
|
Познавательные: выполнение действий по алгоритму Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
6. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин) Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения. |
||
1. Задает домашнее задание с учетом уровня подготовки |
Записывают, задают уточняющие вопросы |
Познавательные: структурирование знаний Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности Регулятивные: выполнять учебные действия в устной и письменной речи Коммуникативные: Выберите элемент. |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин) Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. |
||
- Что нового вы узнали на уроке? - Что общего у деепричастия и глагола у деепричастия и наречия? |
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель результаты, степень их освоения. Отвечают на вопросы |
Познавательные: структурирование знаний Личностные: самооценка на основе критерия успешности Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
Источник: http://worksbase.ru/russkii/teoriya/171-narushenie-v-postroenii.html
Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: Пособие для учителей общеобразоват. организаций/М.: Просвещение, 2014.-192 с.
Е.А. Касатых. Русский язык. Поурочные разработки 7 класс. Пособие для учителей общеобразоват. организаций/М.: Просвещение, 2014.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.