Тема урока: «Глагол как часть речи»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Урок русского языка по теме «Глагол как часть речи» ориентирован на УМК под редакцией Т.А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой. Предлагаемый мною урок является предпоследним в серии уроков по теме «Глагол». Это урок обобщения и систематизации знаний. Так как большая часть программного материала по изучению этой части речи в той или иной степени знакома ученикам из курса начальной школы и повторялась в начале учебного года, я решила сконцентрировать внимание на темах, которые вызывают наибольшие трудности. В первую очередь, это изменение глаголов в настоящем, будущем, прошедшем времени. Изучение глагола значительно продвигает речевое развитие учащихся. Глагол обозначает не просто действие, а действие как активный процесс. Он выражает движение, развитие и сообщает высказыванию конкретность, динамичность, энергию.
Для более доступного понимания материала я использовала информационно – коммуникационную технологию. Именно использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею.
Цель урока:
обобщение знаний о грамматических особенностях глагола, его роли в языке.
Задачи урока:
Для закрепления материала использовались следующие формы работы:
фронтальный опрос, работа в парах, самостоятельная, индивидуальная работа.
Оборудование:
1) Компьютер
2) Телевизор
Планируемые результаты учебного занятия.
Обучающийся научится:
· Опознавать глаголы в тексте.
· Отличать глаголы от других самостоятельных частей речи.
· Определять время, лицо и число глаголов.
· Грамотно употреблять глаголы в речи.
Обучающийся получит возможность научится:
· Научиться отличать глагол от других частей речи.
· Определять морфологические признаки глаголов.
· Использовать глаголы в речи.
· Узнавать синтаксическую роль глаголов.
· Объяснять языковые явления.
Технологическая карта урока.
Тема урока: |
Глагол как часть речи. |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Цель деятельности учителя
|
Углубить знания учащихся о глаголе, выработать умения правильно писать личные окончания глаголов; совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; определять морфологические признаки глагола. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): возможность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.). Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы обучения |
Эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Оборудование |
Компьютер, телевизор. |
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация по теме урока. |
Основные понятия
|
Морфологические признаки части речи, глагол. |
Метапредметные связи: |
Литературное чтение. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов), понимание содержания звучащей речи, составление речевого высказывания, чтение текстов. |
Ресурсы учебной деятельности |
Учебник, рабочая тетрадь.
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся. |
Формы организации взаимодействия. |
1. Мотивация к учебной деятельности.
|
· Создает положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность. |
· Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
Индивидуальная. |
2. Актуализация и пробное учебное действие.
|
· Учитель предлагает вспомнить правила работы при письме (Слайд1), (Приложение 1: «Правило правильной посадки учащегося на уроке») · Записать число в тетрадях и выполнить задание (Слайд2). · Провести самопроверку. (Слайд 3) |
· Отвечают на вопросы. Вспоминают правила посадки при письме. Записывают в тетрадях число. · Выполняют письменно в тетрадях задание.
· Выполняют самопроверку. · Записывают тему урока в тетрадь. |
Индивидуальная, фронтальная. |
3. Тема и цель урока. |
· Учитель предлагает сформулировать тему сегодняшнего урока (Слайд 4) · обозначить цели урока (Слайд 5) . |
· Учащиеся называют тему урока и записывают в тетрадь.
· Строят понятные для партнера высказывания. · Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. |
Фронтальная. |
4.Работа по теме урока.
|
· Предлагает ответить на вопросы (Слайд 6,7) · Сделайте вывод, на какие вопросы отвечает глагол. · Рассмотреть (Слайд 8) и сделать вывод о каком признаке глагола идет речь. · Выполнить задание в тетрадях. (Слайд 9,10). · Провести взаимопроверку (Слайд 11). · Просит разгадать загадку (Слайд 12). · Сделать вывод, как могут изменяться глаголы. Организует работу в парах. (Слайд13,14), (Приложение 2; «Как работать в паре»). · Предлагает списать глаголы, распределяя их по столбикам: гл. 1 лица, гл. 2 лица и гл. 3 лица. Указать число глагола. (Слайд15) · Провести самопроверку . (Слайд16) · Предлагает рассмотреть слайд и сделать вывод, как изменяются глаголы в прошедшем времени. (Слайд 17). · Подобрать к картинкам подходящие по смыслу глаголы, поставьте их в прошедшее время, укажите род. (Слайд 18). · Предлагает выполнить задание: списать, подчеркнуть глаголы как члены предложения (Слайд 19). · Провести взаимопроверку. (Слайд 20). · Предлагает обобщить, сделать вывод о глаголе как части речи (Слайд 21). · Сравнить вывод с правилом в учебнике (учебник ст.97). |
· Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. · В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. · Выполняют письменное задание в тетрадях. · Проводят взаимопроверку.
· Выполняют работу в парах.
· Проводят проверку.
· Выполняют задание в тетрадях.
· Проводят взаимопроверку.
· Делают выводы.
· Работают по учебнику. |
Индивидуальная, фронтальная.
Групповая.
|
Подведение итогов |
· Предлагает ответить на вопросы. · Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности (Слайд21). |
· Отвечают на вопросы.
· Самооценка учащимися своей деятельности. |
Индивидуальная, фронтальная. |
Домашнее задание |
Параграф 106 (правило), упражнение 606,607 (на выбор) (Слайд 22). |
|
|
Приложение 1.
Правило правильной посадки учащегося на уроке.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Приложение 2.
Как работать на уроке в паре.
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.
5. Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.