Тема урока: Наречие как часть речи
Предмет: русский язык
Класс: 7 класс
Базовый учебник: «Русский язык, 7 класс». М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, О. М. Александрова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба.- М., Просвещение, 2011.
Цель урока: создать условия для развития критического мышления посредством активного включения учащихся в познавательный процесс через усвоение морфологических признаков и синтаксических функций наречий.
Тип урока. Урок «открытия» нового знания
Технологии: здоровье - сбережения, проблемного обучения, развивающего обучения
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться определять наречия по их грамматическим признакам
УУД:
коммуникативные:: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать)
регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования наречий
Личностные: Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
Виды деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах сильный — слабый по конструированию словосочетаний с наречиями с последующей взаимопроверкой, написание лингвистического описания (рассуждения) по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая
Ход урока
1. Организационный момент.
Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте гостей! Присаживайтесь.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга понимает. Чувствует и слышит.
Замедленно,
почти что на весу,
Плывут снежинки тихо, беззаботно.
Ловлю – они повсюду – на носу,
На лбу, ресницы трогают щекотно!
Мороз кусает! Что его укус –
Знакомые проделки и повадки!
Смеюсь! Снежинки пробую на вкус –
Пломбирны, восхитительны и сладки!
Восторженность! Волшебная пора –
Метель очаровала белизною!
Счастливый, я стою среди двора,
И кружатся снежинки надо мною!
Осип Беленький
– Скажите, пожалуйста, каким чувством наполнено это стихотворение?
- Чувством радости, счастья, восторженности!
- Ребята, а вы не заметили в этом стихотворении какое-то необычное слово?
- Пломбирны.
- Есть ли такое слово в русском языке?
- Нет.
- Значит, его придумал сам автор. И во время экзаменационной работы, при написании сочинения, имеем ли мы право менять это слово, если мы цитируем автора? ( конечно нет. Это авторская позиция, и мы все слова пишем так, как дает автор)
- А как вы думаете, почему снежинки именно «пломбирны»?
- По вкусу напоминают мороженое, пломбир.
- Я надеюсь, что благодаря этому стихотворению, очень позитивному, наполненному целой бурей положительных чувств и эмоций, мне удалось поднять вам настроение.
2. Актуализация полученных знаний.
– Давайте рассмотрим первую строфу стихотворения. Скажите, благодаря каким словам мы ощущаем, как снежинки падают? (Замедленно, на весу, тихо, беззаботно.)
- К какой части речи относятся эти слова? (Наречия)
- Почему вы так решили? (Они отвечают на вопрос (как?)
- Сформулируйте тему нашего урока. («Наречие как часть речи»)
- Правильно, сегодня мы рассмотрим тему «Наречие как часть речи». Запишем тему урока «Наречие как часть речи».
- На какой вопрос отвечают наречия? (Как?)
- Значит, если слово отвечает на вопрос (как?), то оно является наречием?
- Являются ли наречиями слова: без отдыха, с радостью? (Нет).
- Так достаточно ли одного вопроса для того, чтобы понять, какой частью речи является слово?
( Не достаточно).
- Можно ли спутать наречие с другими частями речи? (Можно)
3. Сообщение темы и целей урока.
- Какие цели вы поставите перед собой?
– Перед вами лежат листочки, на которых сформулированы цели нашего урока. Выберите то, что вам близко на данный момент.
|
1. Я узнаю, что такое наречие. |
|
2. Я научусь определять основные грамматические признаки наречия. |
|
3. Я научусь находить наречия в тексте. |
|
4. Я узнаю, какую роль выполняют наречия в нашей речи. |
Карточки с задачами я кладу вам на парты, они будут перед вами на протяжении всего урока, чтобы в конце урока мы сделали вывод о том, насколько мы с ними справились.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем заполнять листы исследования. Будем записывать в них все то, что узнаем на уроке о наречии. - Вспомните и запишите всё, что вы уже знаете о наречии. Работа ведётся в группах, каждая группа работает на листе ватмана.
- Сегодня мы только начинаем изучение наречия.
В ходе нашего исследования мы сделаем выводы, которые предлагаю записывать в
Лист НАБЛЮДЕНИЙ
Наречия обозначают
Отвечают на вопросы
Относятся
Член предложения
Отличие от других частей речи
Цель употребления в речи
4.Ознакомление с новым материалом.
Как вы думаете, почему наречие так назвали?
- Итак, давайте знакомиться с Госпожой Наречие!
(Выступление ученицы в роли Госпожи Наречие).
- Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - наречие. Я еще совсем молода, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень – речь -. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родилась позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверена в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением.
5. Исследовательская работа.
Когда мы с вами даём определение любой части речи, мы говорим не только о том, на какие вопросы она отвечает. А ещё обязательно говорим о том, что она обозначает. То есть, о грамматическом значении. Каково же грамматическое значение наречий?
- Давайте узнаем об этом. Проанализируем записанные словосочетания.
Нас будет интересовать: Какие вопросы задаём к зависимому слову?
Что обозначает зависимое слово?
Словосочетание Частное значение (в данном случае) Общее значение (как часть речи)
ВМЕСТЕ на доске:
Раздавался (где?) вдали – обозначает место (признак действия)
Интересный (как?) чрезвычайно - обозначает меру (признак признака)
Принимая (как?) постепенно – обозначает способ действия (признак добавочного действия)
Ехать (куда?) далеко – обозначает место (признак действия)
Приехать (когда?) завтра – обозначает время действия (признак действия)
Выглянуло (откуда?) сзади – место, признак действия
Дом (какой? где?) напротив – обозначает место (признак предмета)
Долго (как?) очень – обозначает степень (признак признака)
Вывод: наречие – самостоятельная часть речи, оно обозначает признак действия (резко встать), признак признака (довольно интересный, очень хорошо), признак предмета (чтение вслух).
-Определите, какими частями речи являются главные слова в словосочетаниях. Какие выводы мы можем сделать?
Вывод: наречие чаше всего будет относится к глаголу, также может относится к прилагательному , существительному, особым формам глагола
7 вопросов – просто чудо!
Их запомнить можно так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? И Как?
-А к каким членам предложения мы можем задать эти вопросы? (К обстоятельствам) Обратите внимание, в словосочетании дом напротив правомерным будет и вопрос какой? Значит наречие может быть и ….? (определением)
Задание: перепишите предложение и подчеркните наречие как член предложения.
Женщина рассмеялась и пошла вниз.
Кофе по-турецки готовится особым способом.
Вывод: наречие в предложении является обстоятельством, реже определением
Задание. Прочитайте стихотворение.
И однажды к тебе я приду
Навсегда, навсегдой, навсегду.
Я тебя за собой увлеку
Вдалеке, вдалекой, вдалеку.
Мы поселимся вместе с тобой
Наверху, наверхе, наверхой.
Найдите наречия. Что попытался сделать автор с наречием? (Автор попытался просклонять наречие)
Как будет выглядеть исправленный вариант?
И однажды к тебе я приду навсегда.
Я тебя за собой увлеку далеко. (Уместна замена вдалеке на далеко, тк вопрос куда?)
Мы поселимся вместе с тобой наверху.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
(Иван Захарович Суриков)
- Выпишите из этого предложения наречие вместе с тем словом, от которого оно зависит.
Тихо падает
- Попробуем изменить форму слов.
Тихо падают
Тихо падаем
Тихо падали
-Какой вывод можем сделать?
- Форма глагола меняется, а наречие остаётся неизменным.
- Сделайте вывод.
Вывод: наречие не изменяется.
- А как этот факт отражается на строении слова?
- У наречий нет окончания.
- А теперь проверим ваши знания, выполнив задание.
- Сейчас мы запишем пары предложений, надо определить, какими частями речи являются одинаковые слова: наречиями или предлогами.1. Вокруг стояла тишина. (Наречие). 2.Туристы расположились вокруг костра.
Физминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Работа по учебнику стр.91
6.Развитие речи. Исследовательская работа
1. Наречие – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а ещё она живописует глагол. (А.С. Пушкин)
2. Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. (М.Горький)
3. Без наречий утратилась бы живописность, эмоционально-экспрессивная окраска, точность авторских характеристик. (П.С. Пустовалов, лингвист)
– Скажите, что общего в этих суждениях? (Писатели и лингвисты говорят об огромной роли наречий: без них наша речь была бы беднее)
– Я думаю, что вы сейчас это докажите. Проведём исследовательскую работу. Перед вами лежит текст. Это отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Бирюк».
(Текст лежит у каждого на партах)
Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Надо мною неслись длинные серые облака. Ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом. Тени быстро густели. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.
– Скажите, какую роль играют наречия в данном тексте. (Наречия помогают более точно нарисовать картину приближающейся грозы. Тургенев детально показывает изменения в природе) Наречия помогают более точно и конкретно характеризовать действия и признаки, придавать тексту выразительность и эмоциональность
Согласны вы с А.С. Пушкиным, который сказал: «Наречия живописуют глагол»? Послушайте этот же текст без наречий. (Читает учитель).
И.С. Тургенев дал великолепное словесное описание грозы.
7.Этап закрепления
Работа с фразеологизмами.
- Все знают, что эмоциональность и выразительность речи придают фразеологизмы. - Вспомните, что такое фразеологизмы?
Задание: Найдите в сказке фразеологизмы, выпишите их и подберите к ним наречие -синоним.
Сказка.
В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Всё лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зёрнами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.
Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:
- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!
А Муравей ей в ответ:
- Ты, соседка, всё лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!
Сломя голову – быстро, рукой подать – близко, куры не клюют – много, спустя рукава – плохо.
8. Подведение итогов.
Достигли поставленных целей в начале урока ?
- Давайте вспомним, что называется наречием?
(Наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? куда? когда? где? почему? для чего? в какой степени?)
-Чем наречия отличаются от всех других частей речи?
(Наречие - неизменяемая часть речи. Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний).
-А какую синтаксическую роль выполняют наречия в предложении? (Обстоятельство).
9. Рефлексия.
- Назовите наречия – ассоциации с нашим уроком.
Урок прошел …, …, ….
10. Домашнее задание. (По группам)
1. Выучить правило. Стр.92.
2. Упр.219,221
Пожелания гостям с использованием наречий
Подберите наречия к пожеланиям гостям нашего урока.
Мы Вам желаем ……. .
1.
________________ не болеть. (никогда)
2. ________________ выглядеть. (великолепно)
3. ________________улыбаться. (чаще)
4. ________________ быть преданными своему делу. (всегда)
5. Живите____________________________________ (счастливо)
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно
Литературно-худо́жественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стильвоздействует на воображение, психику и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. Эстетическая. В художественномпроизведении слово не только несёт определённую информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов.
На ваших столах лежат карточки с предложениями. Если выделенное слово – наречие, то напротив него поставьте букву Н, если не наречие – поставьте прочерк.
1. Я очень люблю весну
2. Он лениво потянулся
3. Туман медленно исчезает
4. Солнце слегка коснулось воды
1. Прогремел гром
2. Это платье красивое
3. Стол стоит крепко
4. Руки работают ловко
5. Она смотрела вдаль
6. Отец закрыл окно
7. Звездное небо
8. Лес закончился неожиданно
9. Все громко кричали
10. Задачу решить легко
11. Листья плавно опустились
Приложение
|
1. Я узнаю, что такое наречие. |
|
2. Я научусь определять основные грамматические признаки наречия. |
|
3. Я научусь находить наречия в тексте. |
|
4. Я узнаю, какую роль выполняют наречия в нашей речи. |
Правила работы в группе
1.Думай, слушай, высказывайся.
2. Говори спокойно ясно, только по делу.
3. Уважай мнение других.
4. Записывай идеи.
5.Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
6. В группе равные возможности успеха.
7. Не бери всю инициативу на себя.
8.Помогай товарищам, если они об этом просят.
7.Точно выполняй возложенную на тебя роль.
9. Не жди подсказки.
10. Успех команды зависит от каждого.
|
1. Я узнаю, что такое наречие. |
|
2. Я научусь определять основные грамматические признаки наречия. |
|
3. Я научусь находить наречия в тексте. |
|
4. Я узнаю, какую роль выполняют наречия в нашей речи. |
Замедленно,
почти что на весу,
Плывут снежинки тихо, беззаботно.
Ловлю – они повсюду – на носу,
На лбу, ресницы трогают щекотно!
Мороз кусает! Что его укус –
Знакомые проделки и повадки!
Смеюсь! Снежинки пробую на вкус –
Пломбирны, восхитительны и сладки!
Восторженность! Волшебная пора –
Метель очаровала белизною!
Счастливый, я стою среди двора,
И кружатся снежинки надо мною!
Осип Беленький
Лист НАБЛЮДЕНИЙ
Наречия обозначают |
|
Отвечают на вопросы |
|
Относятся |
|
Член предложения |
|
Отличие от других частей речи |
|
Цель употребления в речи |
|
Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Надо мною неслись длинные серые облака. Ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом. Тени быстро густели. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.
Сказка.
В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Всё лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зёрнами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.
Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:
- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!
А Муравей ей в ответ:
- Ты, соседка, всё лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!
Пожелания гостям с использованием наречий
Подберите наречия к пожеланиям гостям нашего урока.
Мы Вам желаем ……. .
1. ________________
не болеть.
2. ________________ выглядеть.
3. ________________улыбаться.
4. ________________ быть преданными своему делу.
5. Живите____________________________________
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.