Конспект урока русского языка по теме «Разбор слова по составу». Урок - «Путешествие в страну Частей слова» 3 класс
УМК: «Школа России». Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Тема. Разбор слова по составу
Цель : повторить и закрепить знания учащихся по теме «Состав слова».
Тип урока: урок-закрепление знаний умений и навыков Вид урока: урок обобщения и систематизации.
Форма урока: урок-путешествие. Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию навыков в разборе слов по составу. Задачи:
Образовательные: формировать умение разбирать слова по составу, образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок, добиться понимания и воспроизведения алгоритма разбора слов по составу; развивать умения выделять корень, приставку и суффикс в словах, формировать навык грамотного письма.
Развивающие: развивать память, внимание, мышление, фантазию, воображение и речь учащихся, расширять словарный запас.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство взаимопомощи и коллективизма, воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову.
Оборудование : учебник «Русский язык» 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, интерактивная доска, презентация PowerPoint, карточки для «живых» схем и для групповой работы, таблицы, схемы, , геометрические фигурки для оценки работы групп, смайлики для рефлексии.
. Формировать УУД:
Задачи, направленные на формирование:
1. Регулятивные осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах, группах; уметь договариваться в паре и группах в ходе работы над заданием; учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности; коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока; учиться оценивать свои достижения в работе.
2. Познавательные пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами; сравнивать и сопоставлять между собой родственные слова; строить рассуждение по теме урока под руководством учителя.
3. Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностных результатов: формирование ценностного отношения к русскому языку; формирование уважительного отношения к результату труда одноклассников; формирование эстетических потребностей; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные: Понимать и воспроизводить алгоритм разбора слов по составу, выделять в словах корень, приставку и суффикс.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия Однокоренные слова, корень, суффикс, приставка, состав слова, морфема, основа слова.
Ход урока:
I.Организация класса.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
слушаем внимательно!
- Приветствуем всех, кто нашёл время и сегодня пришёл к нам на урок!
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
- Ребята, урок предстоит необычный, но, думаю, он будет интересным.
«В мире много интересного ,нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело!»
-Ребята, вы любите путешествовать?
Для того чтобы узнать , в какое путешествие мы с вами сегодня отправимся, вы должны найдите лишнее слово на доске и объясните свой выбор: ПРИСТАВКА, СУФФИКС, ГЛАГОЛ, КОРЕНЬ..
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Повторить всё о частях слова и учиться правильно разбирать слова по составу).
Тема урока: Разбор слова по составу.
-Догадайтесь, в какое путешествие мы с вами сегодня отправимся? (Слайд №1 )
Путешествие в страну Частей слова
(Звучит шум морского прибоя)
- Вы правы, мы отправимся в морское путешествие. Как к любому путешествию нам надо подготовиться. Итак, начнём.
ІІ. Актуализация опорных знаний
1. Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте и скажите о чем идет речь в стихотворении?
Слово делится на части, ах какое это счастье!
Может каждый грамотей делать слово из частей!
На конце любого слова что – то долго ищет Вова
Изменяемая часть с другим словом держит связь
Все же он её найдет даже в рамочку возьмет
Перед главной частью слова строго пишется она
И при помощи той части образуются слова
После главной части слова обозначен уголком он
Его если заменить другое слово можно получить.
- Так о чем же идет речь в стихотворении? (о частях слова: корень, приставка, окончание, суффикс)
3. Сказка о составе слова . - Так вот! В одном домике – слове жили приставка, корень, суффикс и окончание. А слово это было ЗАГАДКА. Жили оно дружно, одной семьей, жили – не тужили, пока не поссорились. Заявил как- то корень: -Я среди вас самый главный, вы без меня ничего не значите. На мне весь дом держится. Я – корень слова!. Обиделись все, но перечить не стали. Корень, он и есть корень: значимая, главная часть слова. Только зачем же задираться? Спорить не стали, а просто взяли и ушли из родного домика ЗАГАДКА, но не пропали! Окончание пошло в гости к предложению. - Что такое окончание? ( Окончание – изменяемая часть, которая служит для связи слов в предложении). Суффикс тоже нашел себе друзей и менял их самым необычным образом - Были одни слова, а образовались другие? - Что такое суффикс? ( Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов) . Приставка не скучала, подружилась с другими словами. - Что такое приставка? ( Приставка - Это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов). *Лексическое значение слова приставка – приставить то, что приставлено, присоединено к чему – либо. Один корень остался. Сидит злой, нелюдимый, все его домика сторонятся, уж очень неприятное слово стал обозначать – ГАД. Понял, что без друзей ничего не значит. Пришел к ним и попросил прощения. - Ребята, как вы думаете, простили его друзья? Конечно, простили. Они были очень добрыми и умели прощать. Все вместе они вернулись в свой любимый домик. Вот они и встретились! КОРЕНЬ В корне – смысл, но не весь. Главный, но не полный
ПРИСТАВКА Потому приставка есть. Смысл она дополнит.
СУФФИКС Рад я в этом ей помочь, После корня встать не прочь!
Ну и что ж, что после корня, -
Все равно я всех проворней!
ОКОНЧАНИЕ Я слова все свяжу, хоть и временно,
Ведь не даром всю жизнь
Беззаветно служу
Я родному морфемному племени!
- О какой части слова забыли?
ОСНОВА Без окончания – часть слова, называюсь я основа.
4.Пальчиковая гимнастика.
- Запас продуктов на борту есть. Но я предлагаю еще засолить капусту. Готовы? Начинаем. (Пальчиковая гимнастика «Капуста»)
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту мнем, мнем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту трем, трем.
В баночку кладем и пробуем.
5.Каллиграфическая минутка.
- А сейчас запишем число в тетрадях, которые на сегодня превращаются в бортовые журналы.
- Морское путешествие требует особой выносливости, потренируемся переносить морскую качку и завязывать морские узлы.
-Для мы должны написать буквы Вв и выполнить некоторые задания.
Задания:
§ подберите слова с буквами Вв;
§ составте предложение с одним из этих слов;
§ выделите подлежащее и сказуемое.
3. Словарная работа.
-Молодцы, вижу, что вы успешно справились с заданием и готовы к путешествию.
- Как называется наш корабль, вы узнаете, если в вставите правильно буквы в словах и объясните орфограммы, (Слайд)
- Орфограммы веселились и пробелы получились,
Быстро их восстановите, буквы правильно впишите.
Проверка по слайду. ( Бригантина)
- Предлагаю провести путешествие под девизом «Только смелым покоряются моря»
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
- Конечно же, вам не терпится узнать, куда мы отправимся. Узнаете вы это из волшебного облака.
( Слайд « Страна Частей слова» )
- Мы отправимся в страну Частей слова.
- Как вы думаете, что мы будем делать, путешествуя по этой стране? (Разбирать слова по составу, образовывать новые слова при помощи суффикса и приставки)
IV.Повторение и закрепление основных знаний, умений и навыков
1. Мозговой штурм (Разминка для ума)
- Перед отправкой проверим готовность нашего судна , а заодно проверим себя.
– А поможет нам «Разминка для ума».
Отвечайте хором, быстро.
- Какое слово получилось в домашнем задании? (Рассказчик)
- Общая часть родственных слов это … (корень)
- Как найти в слове корень? (Подобрать родственные слова).
- Какие слова называются родственными? (это слова, которые имеют один корень и близкие по значению).
- какой корень в слове подсказка? (сказ)
- часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов это… (приставка)
- Какая приставка в слове рассвет? (Рас-)
- Какой сейчас месяц?
- часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов это… (суффикс)
- Какой суффикс вы выделили в слове лётчик?(-чик)
- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении называется…(окончание)
- часть слова без окончания называется…(Основа)
- Молодцы! Проверили себя и готовность судна.
Если вы не против, я буду вашим капитаном. Согласны?
2.Выбор боцманов в группах
- Тогда вы будете матросами. Но одной мне не справиться. Надо выбрать в каждой группе боцмана.
Боцман – это должность младшего командного состава экипажа судна, непосредственный начальник палубной команды. Это помощник капитана. Он отвечает за порядок на корабле, чтобы работа хорошо продвигалась. На крупных военных кораблях может быть несколько боцманов.
(Выбор боцманов в группах)
- Курс на Страну Частей слова. Поднять якорь! ( Слайд)
3. Упражнения на отработку навыка находить в слове корень, подбирать однокоренные слова.
Якорь поднят, но что-то мешает нашему кораблю, он не может сдвинуться.
( С помощью сотового телефона имитировать звонок)
- Из машинного отделения поступило сообщение « На борту лишний груз».
« Лишний груз». (Работа в группах) ( Слайд)
Задание: Выбросить лишний груз за борт и записать однокоренные слова.
Выделить корень слова.
- Курс на остров Корень!
«Больше слов» (Работа в группах)
- Здесь нас ждёт ещё одно задание:
Подберите как можно больше однокоренных слов, запишите их, выделите корень.
1 группа 2 группа 3 группа
вода свет море
Проверка.
- Какую часть слова называют корнем?
- Как в слове определить корень?
Оценка групп
- Мы покидаем остров Корень и плывём дальше.
4.Упражнения на отработку навыка образовывать слова при помощи приставки, находить в словах приставки и окончания.
Причаливаем к острову Приставки. ( Звонок)
- Однако радист сообщает, что на борт поступила радиограмма.
«Радиограмма»
Из-за помех и сильной качки некоторые буквы потерялись.
Задание: восстановите текст.
..летел ветер. На рыбацком судне ..рвал паруса. Рыбак.. нуждаются в помощи. Спасите рыбак…( Слайд )
- Какие части слова вставляли?(Приставку и окончание)
- Что такое окончание?
- Как в слове найти окончание?
- Молодцы! Справились отлично.
«Помощь рыбакам» (Работа в группах)
Теперь надо спешить на помощь рыбакам. Отправляем 3 шлюпки. ( Слайд )
Каждый ряд получает лодочки из бумаги со словом.
Задание: Используя подходящие по смыслу приставки, образуйте новые слова от слов:
1 группа 2 группа 3 группа
ходить – писать – ехать -
Проверка по группам
Оценка групп
- Какую часть слова называют приставкой?
Местные жители острова Приставки предлагают нам отдохнуть.
Физкультминутка.
Физминутка. 1.2- топай, топай. 3,4-хлопай, хлопай. 1,2-улыбнись.3-4- подтянись. Высоко попрыгали, ножками подрыгали. Крикнули « Привет» друг другу. Повернулися по кругу. А теперь все дружно вместе Начинаем бег на месте. Быстро, быстро побежали. Всё закончили, устали.
Разминку закончили.
5.Упражнения на отработку навыка образовывать слова при помощи суффикса.
- Продолжим путь. Плывём к острову Суффиксы.
«Гном и Великан» (Работа в группах)
- На этом острове живут Гном и Великан. Они постоянно ссорятся потому, что не могут поделить между собой некоторые предметы. Давайте поможем им.
Превратите предметы для гнома в маленькие, а для великана в большие.
Слова: нос, стол, дом.
Проверка
Оценка работы групп
- Какую часть слова называют суффиксом?
6.Разбор слов по составу.
- И последнее задание от всех жителей страны Частей слова.
- Но прежде чем приступить к выполнению этого задания, мы должны вспомнить порядок разбора слова по составу. Кто расскажет в какой последовательности надо выполнять разбор слова по составу?
Помни,
при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
«Живая схема»
Задание: Разобрать слова по составу и сделать «живую» схему одного из них.
1 группа – кошка, пришкольный, настольный.
2 группа – горка, переходник, морской.
3 группа – лесной, записка, горный.
Проверка
Оценка работы групп
- Вот и заканчивается наше путешествие по стране Частей слова.
Тест «Состав слова».(Слайд)
Чтобы благополучно вернуться домой нам необходимо пройти тест «Состав слова».(Слайд)
Проверка
Оценка работы групп
- Если вы правильно ответили на все вопросы, то получили слово ЗНАТОКИ.
V. Итог урока
- Понравился вам урок?
- В гостях у каких частей слова мы побывали?
- Какую часть слова называют корнем?
- Какую часть слова называют приставкой?
- Какую часть слова называют суффиксом?
- Какую часть слова называют окончанием?
- Что такое основа слова?
- А теперь оцените свою работу на уроке.
На экране слова:
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
Дети показывают смайлики, которые им больше подходят к окончанию урока).
Оценивание работы групп (Оценивают боцманы)
Оценивание учащихся учителем.
Учитель: Я благодарю вас за успешную работу на уроке. Предлагаю вам подарить улыбку друг другу.
- Молодцы, ребята!
VI. Домашнее задание
По выбору:
1) Упражнение 168
2) Сочинить сказку о частях слова.
Дополнительные упражнения.
1. Разобрать по составу слова: Берёзка, розочка, пригородный, лисий.
2. Игра «Хитрые вопросы»
1) Как большой дом превратить в маленький? (добавить суффикс –ик-)
2) Как из маленького хвостика сделать большой? ( отнять суффикс –ик-) 3) Можно ли превратить рыбу в человека?( добавить суффиксы –а- и -к-) 4) Можно ли из одного стола построить комнату? (добавить суффикс –ов- и окончание –ая)
5) Что нужно отнять у лесника, чтобы получилась роща? (отнять суффикс –ник-)
Литература
1. Волина, В. Веселая грамматика / В. Волина. – М. : Знание, 1995.
2. Иванов, С. В. Русский язык. 3 класс : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / С. В. Иванов [и др.]. – М. :Вентана-Граф, 2014.
3. Беседы с учителем. 3 класс четырехлетней начальной школы / под.ред. Л. Е. Журовой. – М. :Вентана-Граф, 2010
4. Интернет ресурсы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.