Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Человеком надо быть всегда»

Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Человеком надо быть всегда»

Разработки уроков
doc
Русский язык
7 кл—11 кл
27.11.2019
Материалы урока можно использовать на уроках развития речи не только в 7 классах, но и в 8-11 кл.
Урок русского языка в 7 классе.doc

Тема урока: «Подготовка к сочинению-рассуждению  на морально-этическую тему

                                      «Человеком надо быть всегда»

Класс: 7

Цель урока:

сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).

Задачи:

образовательные:

1) расширение и углубление знаний по культуре речи;

2) повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка,

развивающие:

1) развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений;

2)развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;

3) формирование умения проводить содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;

4) формирование умения писать сочинение-рассуждение (задание 15.3)

Воспитательные: формирование нравственных качеств учащихся;

Методы, технологии:

1.                                                                   Критическое мышление

2.                                                                  Информационно-коммуникативные технологии.

3.                                                                  Дискуссия.

Формы: коллективная и индивидуальная

Методические приемы: выразительное чтение, слово учителя, индивидуальная беседа, работа со словом, работа со словарной статьей, работа по вопросам, анализ эпизодов текста.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Технология проведения:

 Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе:

а) игровые (технологии имитационного моделирования) и коммуникативно – исследовательские технологии. Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы.

б) Коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.

Ценность технологии – в наличии разных точек зрения, создание собственного продукта творчества. Итогом мастерской оказываются новые вопросы, над которыми ребёнок размышляет, находится в поиске ответов, формирует собственную культуру мысли, действия.

Оборудование:

 запись песни «О доброте»

 минусовка песни  «Дорогою добра»

мультимедийный проектор,

 презентация

 компьютер.

                           

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

                                          Ход урока

 

1.      Приветствие. Организация класса.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуй!», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Вот видите, мы поздоровались и «на капельку радостней сделалась жизнь».

2.      Слово учителя.

-Сегодня я предлагаю вам побывать в творческой мастерской, где вы будете работать по группам и каждый подготовит материал для написания домашнего сочинения. И сегодня в гостях у нас учителя нашей школы и ваши родители.

Я надеюсь, сможем плодотворно поработать, интересно пообщаться и поговорить о важных проблемах. Ну а для того, чтобы вы поняли, о чем будет сегодняшний разговор, я предлагаю вашему вниманию схему, которую нужно восстановить:

 

 

Конечно, это рассуждение. Мы будем рассуждать о проблеме, поднятой Еленой Габовой в рассказе «Не пускайте рыжую на озеро». И как итог на втором урока вы попробуете себя в качестве писателей и напишите мини-сочинение – рассуждение. Тема урока «Сочинение-рассуждение на тему…»
- Какие задачи мы поставим перед собой? (Мы должны в конце урока написать мини-сочинение на тему..)

- Над какой задачей мы будем работать в первую очередь? (Повторять тип речи – рассуждение)

Вспомним теоретический материал и ответим на вопросы:
- Что из себя представляет текст- рассуждение?
- Как строится текст - рассуждение?

(Материал для учителя: Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Рассуждение отличается от означающих отвлечен­ные понятия).

Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логи­чески мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение не­обходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с кото­рым вы не согласны.

Как строится текст-рассуждение и каковы основные требова­ния к его построению?

В нем обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2) доказательство (или опровержение) этой мысли, т. е. аргументы: а) ..., б) ..., в) ... и т. д., сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение.

Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным. Аргументы - убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее сформулированы, тем неотразимее все рассуждение и бесспорнее вывод.)

 

Запишем число и тему урока.

Подготовка к сочинению- размышлению ….«Человеком надо быть всегда»

 

Показ фрагмента мультфильма «Рыжий, рыжий, конопатый».

 

-Как вы думаете, о чем мы будем размышлять на уроке?

 

-Как ребята относятся к герою мультфильма? Почему?

 

 

3.      Беседа.

Какие ассоциации возникают у вас при слове «Рыжий»? Сравните свои ассоциации со значением слова «рыжий» в толковом словаре Ожегова.

 

РЫЖИЙ, -ая, -ее; рыж, рыжа, рыже. 1. Цвета меди, красно-желтый. Рыжая белка. Рыжая лиса. Р. парик. 2. С волосами такого цвета, рыжеволосый. 3. рыжий, -его, м. То же, что клоун [первонач. всегда выступавший в парике рыжего цвета] (разг.). * Что я - рыжий? (разг.) - вопрос, означающий:я не дурак, не глупее, не хуже других. || сущ. рыжесть, -и, ж. (к 1 и 2 знач.)

 

Что вы представляете, когда слышите слово "рыжий"? (Цвет волос).

Всегда ли рыжий - это только цвет волос?

Наверное, вы все слышали, а может, произносили фразу: «А что я рыжий что ли?» Что означает эта фраза? (Не такой, как все).

Записать на доске: рыжие волосы, рыжая судьба.

Посмотрим, чем отличаются эти два выражения друг от друга?
(Первое выражение имеет прямое значение).

Каким выразительным средством является? (Эпитетом).
Второе выражение имеет переносное значение (Метафора - не такая, как у всех).

Как считаете, трудно ли быть рыжим, т.е. не таким, как все?

Запишем тему сочинения «Человеком надо быть всегда»

 

Как вы понимаете эти слова?

-В последнее время мы часто слышим слово толерантность. Что оно обозначает подготовила вторая группа

В переводе с лат. слово толерантность означает «терпение, понимание и принятие другого человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, также это слово означает прощение, снисхождение, готовность к примирению».

·         Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)

·         Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

·         Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

·         Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

Учитель: что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.
Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.
16 ноября отмечается Международный день толерантности.

 

Еще древнегреч. философ Платон говорил: «Основа всякой мудрости – терпение».

16 ноября отмечается Международный день толерантности.

кратко ,

1 группа- создаем образ толерантного человека с помощью прилагательных и причастий

2 группа- создаем образ интолерантного человека

3 группа- что включает в себя слово доброта

·          

Качества:

  • Терпимый
  • Бессердечный
  • Конфликтный
  • Сострадательный
  • Прощающий
  • Вспыльчивый
  • Желающий что-либо делать вместе
  • Милосердный
  • Злорадствующий
  • Лживый
  • Уважающий права других
  • Раздражительный
  • Принимающий другого таким, какой он есть
  • Завистливы
  • Оскорбляющий других
  • Злорадствующий
  • понимающий,
  • поддерживающий других

 

Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности? 

Дети: нет, ссоримся…

Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?

Поддержать в трудную минуту?

Вы хотите узнать толерантен ли наш класс? Проведем небольшую анкету. 

 Я буду зачитывать различные ситуации отношений между учениками, а вы должны отметить те, которые присуще нашему классу. Т. о мы выясним насколько наш класс толерантен.

1.Ребята, обращаясь к друг другу, используют унизительные клички

2.В разговоре друг с другом дети обращаются по именам.

3.Ребята сваливают вину за проигрыш в соревнованиях на кого – то из одноклассников.

4.Все относятся друг к другу с уважением и пониманием.

5.Ребята рисуют злые карикатуры друг на друга.

6.Ребята поддразнивают одноклассников, привлекают внимание к его ошибкам.

7.Ребята не высмеивают ошибки или внешние особенности других.

8.Ученики угрожают ребятам, которые меньше или слабее.

9.Ребята с удовольствием помогают друг другу в учебе

Добиться, чтобы класс был толерантен, чтобы каждый в классе чувствовал себя комфортно можно, если каждый будет относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями… Потому что у нас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, уважать, принимать такими какие есть, т.е. быть толерантными. Мне очень хочется , чтобы в нашем классе никогда не возникала ситуация в которой кто – то будет отвергнут коллективом.

А сейчас мне хочется прочитать стихотворение, которое называется:

« Про всех на свете»

Все – все,

Все на свете,

На свете нужны,

И Мошки не меньше нужны,

чем Слоны,

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников,-

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела у Кошки без Мышки,

У Мышки без Кошки

Не лучше делишки!

И если мы с кем – то не очень дружны,

Мы все – таки очень

Друг другу нужны!

А если нам кто – нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Учитель: Мы разные, но жизнь каждого из нас, счастье и успех зависят от благополучия, счастья всех!

Если мы будем придерживаться правила «Не оценивайте людей, а цените их»! все будет хорошо.

 

 

Сегодня мы продолжим знакомиться с рассказом современной писательницы Е. В. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро».

 

4.      Выступление 1 группы.

 

Первая группа подготовила небольшое сообщение об авторе рассказа.

Елена Васильевна Габова - автор книг для детей и подростков. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборник повестей и рассказов, утверждающих доброту, совестливость и уважение к людям.

 

Нашему уроку я дала такое имя: «Человеком надо быть всегда». Как вы понимаете эти слова?

 

Подумайте, какие вопросы мы будем обсуждать на уроке? (выбрать вопросы, названные детьми, и прикрепить к магнитной доске)

 

 

-Требование к сочинению-рассуждению предполагает не только умение дать определение, но и умение привести убедительные доказательства. Сегодня мы будем учиться приводить аргументы, которые будут убедительными.

 

5. Выступление 2 группы

-Еще издавна люди стремились к добру. Эту мысль они отразили в пословицах.

Пословицы о доброте

 

-Опишите случай, когда вы проявляли доброту.

6. Физминутка (н и нн в причастиях)

7. Фронтальная беседа по рассказу «Не пускайте рыжую на озеро»

 

 

-Назовите действующих лиц.

-Как одноклассники называют Свету Сергееву? О чем это говорит? Кто, на ваш взгляд, является главным героем рассказа?

- Вы считаете, что именно этот герой главный в рассказе? Почему вы так считаете?

- Какие средства создания образов рассказа помогает нам понять взаимоотношения героев?

(Средства создания образов рассказа: в портрете, пейзаже, речи героев).

- Как портретное описание раскрывает образ Светы?

- Что можем сказать о рассказчике? Как описание природы его характеризует?

- Как ведут себя одноклассники по отношению к Свете? Как можно объяснить их поведение? Как речь характеризует их самих?

Какой мы увидели героиню в начале рассказа?
(Отрывок фильма, где Габова сама читает свой рассказ - начало, описание девочки).

На самом ли деле Светка была так некрасива, чтобы только за это не любить её? (Нет. У неё была толстая коса, разве это плохо? А глаза - блестящие, зелёные - это тоже красиво).

Найдите описание девушки в конце рассказа (На сцене появилась золотоволосая красавица), зачитайте.

Какой художественный прием использует автор, чтобы описать внешность девушки? (В начале рассказа она дурнушка, в конце – красавица. Основной прием – антитеза).

(На экране фотографии рыжих девушек).

Ещё за что презирали Светку? (За бедность).

Почему же семья жила в бедности? (Отец бросил их, в семье трое детей).

У нормального человека бедность вызвала бы сострадание, жалость, у этого класса - наоборот. Какой же вывод можно сделать, какой это класс? (Целый класс бездушных, жестоких , эгоистических людей).

Трудно ли было девочке среди одноклассников? Докажите примерами из текста.

Прочитайте следующую строчку: Светка на девочек не обижалась, привыкла, наверное. Как думаете, можно ли привыкнуть к унижениям, оскорблениям, а, может, здесь что-то другое? (Конечно, Светка была старшей в семье, оставшись без отца, она научилась сдерживать слёзы, страдать так, что никто этого не замечал, и чтобы не увидела этого мать, у неё и так хватало трудностей).

Но мы должны назвать главную причину того, почему Светка не обижалась на одноклассников. Эта черта характера многим помогает выстоять, жить и добиваться многого - это умение прощать. Может, вы не согласитесь с этим? (Мнения учеников).

А как рассказчик характеризует класс, прочитайте эту строчку: нас, дружных, 25 душ. Согласны ли вы с тем, что класс дружный? (Конечно, нет, их дружба заключалась в том, чтобы хорошо развлечься, а мало кто любовался природой, наслаждался свежим воздухом. Они давно уже изгнали из «своего круга» Свету, это постоянно подчеркивается в рассказе: «бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала»).

А как вы думаете, где кульминация, наиболее напряжённый момент в рассказе? (Когда Женька выбросил сумку Светы на берег, ей ничего не оставалось, как покинуть теплоход). Да, безжалостность ребят просто поражает в этом эпизоде.

Понимал ли рассказчик, что Женька не прав? (Понимал).

Понимал ли он, почему Светка так бедно одета? (Да).

Понимал ли он, что у Светки особенный, красивый голос, когда та пела на озере? (Да, конечно, он говорил, что даже озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце  подчинялось).

То есть, рассказчик понимает Светку, но почему же он ни разу не остановил бездушных одноклассников, не защитил её? Может, он чего-то испугался? Он просто слабовольный, молча осуждает действия одноклассников, боится высказать своё мнение - такое поведение мы называем малодушием - это синоним слабохарактерности, слабоволия.

Когда ещё смалодушничал рассказчик? Не нашёл в себе мужества, воли? (Не подошёл к ней в Мариинском театре, потому что ему стыдно за своё прошлое).

А что же делать, чтобы воспоминания не мучили и не терзали душу? Ответить на этот вопрос поможет нам эпиграф урока - читаем эпиграф. (Нужно жить, творя добро, нужно помогать тем, кто слабее, защищать того, кто нуждается).

Почему же Светка не пошла в 10 класс? (Видимо, она устала от такого отношения, от оскорблений и, наверное, захотела учиться любимому делу-пению).

С какими другими литературными произведениями перекликается этот рассказ? (Повесть Железникова «Чучело», Платонова «Юшка»).

А как вы думаете, из какой сказки пришла к нам Света Сергеева? (На память приходит «Гадкий утёнок» Андерсена, «Золушка» Перро).

Что же пугает нас в рассказе Е. Габовой? (Подростковая жестокость, невнимание к людям, несправедливость одноклассников). Вот это и есть основные проблемы, которые поднимает в рассказе писательница.

Ребята, а когда заканчивается Масленица, в какой день? Заканчивается она в воскресенье, день этот называется «Прощённым воскресеньем».

Что это значит? (Ответы детей). Да, не зря существует такой прекрасный праздник, как масленица, в эти дни люди очищаются духовно, находят гармонию с собой и окружающими, прощают старые обиды и просят прощения за свои плохие поступки.

Как считаете, можно ли это произведение привести в качестве аргументов на ОГЭ и ЕГЭ?

Быть всегда человеком – это и легко, и трудно. Быть самим собой легко, но защищать интересы других трудно. Помните, что только добрые люди оставляют свой след на Земле.

«Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело» — вот девиз, 
Который души возвышает. А зло их сталкивает вниз.

 

8. Групповая работа

Проследите динамику поведения героев рассказа, подчеркнув ключевые слова в тексте, характеризующие:

1 группа – Свету Сергееву;

2 группа – рассказчика;

3 группа – одноклассников.

 

6. Размышление

 

7. Рефлексия

-Чему учились? Какие задачи ставились? Достигли мы их?

-В жизни мы часто совершаем ошибки. Очень хочется изменить все и всех. Проходит время, и ты понимаешь, что единственный человек на земле, которого мы в силах изменить, это мы сами. Надо быть добрыми. Ведь добро творит чудеса.

-Мы увидели…..( внутренний мир добрых людей)

-Мы услышали…..(основную мысль  притчи)

- Исследовали……( как проявляется доброта)

-Оцените работу. Сдайте, пожалуйста,  оценочные листы

 

8. Домашнее задание

-Написать сочинение-рассуждение «Человеком надо быть всегда»

-Благодарю за теплый, доверительный разговор, за умные мысли.

 

Закончить наш урок мне хотелось бы словами  В.Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.»
Пусть эти слова будут вашим жизненным девизом. Сделайте доброе дело, помогите тому, кто нуждается в помощи, и вы будете сильнее. Дающий человек, дарящий, помогающий всегда сильнее жестокого, равнодушного. Мне очень хочется, чтобы вы были сильными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Ребята, обращаясь к друг другу, используют унизительные клички

2.В разговоре друг с другом дети обращаются по именам.

3.Ребята сваливают вину за проигрыш в соревнованиях на кого – то из одноклассников.

4.Все относятся друг к другу с уважением и пониманием.

5.Ребята рисуют злые карикатуры друг на друга.

6.Ребята поддразнивают одноклассников, привлекают внимание к его ошибкам.

7.Ребята не высмеивают ошибки или внешние особенности других.

8.Ученики угрожают ребятам, которые меньше или слабее.

9.Ребята с удовольствием помогают друг другу в учебе

 

1.Ребята, обращаясь к друг другу, используют унизительные клички

2.В разговоре друг с другом дети обращаются по именам.

3.Ребята сваливают вину за проигрыш в соревнованиях на кого – то из одноклассников.

4.Все относятся друг к другу с уважением и пониманием.

5.Ребята рисуют злые карикатуры друг на друга.

6.Ребята поддразнивают одноклассников, привлекают внимание к его ошибкам.

7.Ребята не высмеивают ошибки или внешние особенности других.

8.Ученики угрожают ребятам, которые меньше или слабее.

9.Ребята с удовольствием помогают друг другу в учебе

 

1.Ребята, обращаясь к друг другу, используют унизительные клички

2.В разговоре друг с другом дети обращаются по именам.

3.Ребята сваливают вину за проигрыш в соревнованиях на кого – то из одноклассников.

4.Все относятся друг к другу с уважением и пониманием.

5.Ребята рисуют злые карикатуры друг на друга.

6.Ребята поддразнивают одноклассников, привлекают внимание к его ошибкам.

7.Ребята не высмеивают ошибки или внешние особенности других.

8.Ученики угрожают ребятам, которые меньше или слабее.

9.Ребята с удовольствием помогают друг другу в учебе

 

 

Основные части сочинения- рассуждения:

1.   Тезис (мысль, которая будет доказываться)

2.   Доказательства

3.   Вывод

 

 

Основные части сочинения- рассуждения:

1.     Тезис (мысль, которая будет доказываться)

2.     Доказательства

3.     Вывод

 

 

Основные части сочинения- рассуждения:

1.     Тезис (мысль, которая будет доказываться)

2.     Доказательства

3.     Вывод

 

 

Основные части сочинения- рассуждения:

1.     Тезис (мысль, которая будет доказываться)

2.     Доказательства

3.     Вывод

 

 

Основные части сочинения- рассуждения:

1.     Тезис (мысль, которая будет доказываться)

2.     Доказательства

3.     Вывод

 

 

Основные части сочинения- рассуждения:

1.     Тезис (мысль, которая будет доказываться)

2.     Доказательства

3.     Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Терпимый
  • Бессердечный
  • Конфликтный
  • Сострадательный
  • Прощающий
  • Вспыльчивый
  • Желающий что-либо делать вместе
  • Милосердный
  • Злорадствующий
  • Лживый
  • Уважающий права других
  • Раздражительный
  • Принимающий другого таким, какой он есть
  • Завистливы
  • Оскорбляющий других
  • Злорадствующий
  • понимающий,
  • поддерживающий других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)