Урок русского языка "Понятие о местоимении"
Оценка 4.9

Урок русского языка "Понятие о местоимении"

Оценка 4.9
docx
12.04.2022
Урок русского языка "Понятие о местоимении"
Понятие о местоимении.docx

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: Понятие о местоимении.

 

Цели:

  • сформировать понятие местоимение как самостоятельная часть речи, познакомить с особенностями личных местоимений;
  • развитие познавательных способностей;
  • орфографической зоркости, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, воспитывать интерес к изучению русского языка, нравственные качества, взаимовыручку, патриотизм.

 

Планируемыерезультаты:

1.     Предметные:

• формирование представлений о местоимении, как части речи;

• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;

• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

2.     Метапредметные (УУД)

• Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения.

• Регулятивные:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.

• Коммуникативные:

учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

·        Личностные:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;

развитие самостоятельности;

развитие интереса к изучению русского языка.

Оборудование: Учебно-методический комплект «Школа России», учебник «Русский язык» часть 2, В. П. Канакина, карточки для доски, презентация,  карточки-задания, тест .

 

 

 

 

 

Ход урока:

Этап урока

Действия учителя и детей

I

Организация внимания учащихся.

Прозвенел звонок. Внимание!

Проверь, Дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Настрой. Сегодня, ребята, у нас новая тема, но я думаю, что вы преодолеете все трудности и у вас всё получится.

Мотивация. 
- Ребята, как выдумаете, зачем нужно изучать русский язык?
- Вот этим мы и займёмся на уроке.

 

II

Актуализация ранее изученного.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа,

 

 

III

Чистописание.

- Установите закономерность и  определите, какую букву мы будем писать? 

где    клм   эю?   (я)

-Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой. (Ответы детей).

-Красиво пропишем соединения букв.

кя Яя ля ям

 

 

IV

Сообщение темы и целей урока.

- Прочитайте текст

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пикнет мышонок, лиса тут как тут.

- Какой это текст?

- Какая допущена речевая ошибка в каждом предложении?

- Как исправить?

- Прочитайте, что же получится, если мы исправим речевую ошибку.

- Какую часть речи мы использовали?

-Как вы думаете, о какой части речи мы будем сегодня говорить?
-Кто сформулирует тему урока?

- Итак, тема урока «Понятие о местоимении».

- Есть предположения, почему эта часть речи так называется? (выслушиваются версии детей).

- Что бы вам хотелось узнать об этой части речи?

Мы сегодня на уроке сделаем много интересных открытий, касающихся этой части речи. Сравним имя существительное с местоимением

 

 

 

 

 

Повторяется слово лиса

Заменить другими словами

 

Местоимение

О местоимении

 

 

 

 

 

На доску вывешиваются карточки

Местоимение

 

Имя существительное

 

V

Изучение нового материала.

Для начала необходимо выяснить, почему эта часть речи получила такое название.

- Вместо какой части речи мы употребили в предложениях местоимения? Назовите это существительное

- Почему же эта часть речи получила такое название?

Далее учитель напоминает, что слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса. В результате фонетических изменений начальное "в" отпало.

Вывод 1(слайд):

– Итак, первое открытие.

Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.

- Выясним, какова же роль местоимения в речи?
- Вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки.

-Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?
-Для чего же мы используем в речи местоимения?
Вывод 2(слайд):

Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

- Раз местоимения заменяют имена существительные, может быть у местоимения такое же значение, как и у существительного?

- Как вы думаете? Выясним.

Обучающимся предлагается текст (слайд).
Мама принесла его домой однажды вечером. Это создание было ещё совсем крохотное. Замёрзший и перепуганный он дико озирался по сторонам, и время от времени начинал громко плакать. Лишь к полуночи, выпив тёплого молока и, видимо, вконец, выбившись из сил, малыш заснул прямо на полу у тёплого камина.

-Кто же это "он"?
-Почему вы по-разному отвечаете?
- В чем же различие в значении местоимения и имени существительного?

Вывод 3(слайд):

Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

 

 

 

 

Имени существительного

Лиса

 

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки на доску

называет предмет

 
 


указывает на предмет

 

 

Знакомство с личными местоимениями.

- У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? (Я)

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? (мы)

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить? (Ты, вы)

 - Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? (Он, она)
- Если это группа лиц? (они)

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему? Перечислим еще раз все личные местоимения (слайд).

- Где подтвердим наши выводы?

– Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на страницах 49 – 50.

(Чтение правила в учебнике).
- Какой ещё можно сделать вывод на основе прочитанного правила?

Вывод 4.

Местоимения отвечают на те же вопросы, что и имена существительные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Все они указывают на лица)
Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

Кто? Что?

 

VI

Психофизиологическая пауза

А теперь тихонько встали, руки медленно подняли, пальцы сжать, потом разжать, наклониться вправо, влево, и садиться вновь за дело.

 

VII

Закрепление изученного.

1 группа  «Ты – редактор».
 Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.

2 группа «Интересная загадка»

Однажды …. шёл по лугу. Ко ….. пристала ласточка. …. кружилась около …… Ласточка задевала …… за плечо, кричала жалобно, словно ….. отнял у …. птенца, и …..просила отдать ….. обратно. ….. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, а ….посмеялся надо …..и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет….. в траве, а …..летает около человека и ловит…. на лету.

Выборочный диктант. Записать через запятую только местоимения.

Я лечу, лечу стрелой, только пыль взметаю.

Мы сегодня в лес пойдём за зелёной ёлкой.

Плещешь ты куда захочешь, ты морские камни точишь.

Весело промчались вы, детские года.

Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит.

Что за яблоко!  Оно соку спелого полно!

Срок пришёл. Плывёт она в пелене тумана.

В небо взлетают цветные огни,

Весть о победе разносят они.

- Назовите местоимения, которые вы записали (слайд).

- Среди записанных местоимений назовите те, которые указывают на говорящего, говорящих.

- Какие местоимения указывают на собеседника, собеседников?

Найди лишнее:

Я, они, на, ты 
Но, оно, она, они 
Я, Яна, ты, вы 
Он, она, они, оно 
Мы, я, вы, они 
Он, она, они, мы 
Я, яма, ты, он. 
Мы, вы, ты, они. 
Тебя, тебе, табун, тобой. 
К тебе, ко мне, к нам, к дому. 
Окно, око, оно, Ока.

ТЕСТ ПОДЧЕРКНИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

1. Местоимение:

а) это слово

б) часть речи

в) член предложения.

2. Местоимение:

а) отвечает на вопросы существительных

б) глаголов

в) нельзя задать вопрос

3. Местоимение:

а) обозначает предмет

б) признак предмета

в) указывает на предмет

4. Укажите местоимение:

а) ель

б) ем

в) ты

5.Найдите слова, которые не являются местоимениями:

а) ты, мы

б) она, он

в) в, о

6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

Дайте определение местоимению, пользуясь ответами на 1,2,3 вопросы теста.

МЕСТОИМЕНИЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ВМЕСТО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО, ОТВЕЧАЕТ НА ТЕ ЖЕ ВОПРОСЫ, ЧТО И СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, НО НЕ ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ, А УКАЗЫВАЕТ НА НЕГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

Какая тема урока?

Какие цели перед собой ставили?

Как вы считаете, что сегодня на уроке нам удалось…

А над чем ещё надо поработать…

 

Оцените свою работу. Поставьте соответствующий балл.

Быстро, правильно и самостоятельно – 5

Правильно, но медленно – 4

Правильно, но с помощью других – 3

Быстро, но неправильно - 2

Домашнее задание: упр.374, правило с. 49 – 50, или написать 5-7 предложений с местоимениями

 

 


Хитрые вопросы:
Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Он).
Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).
Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (Оно).
В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я)
Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я-мы)
К какому местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить неодушевлённый предмет? (мы-ло)
Какую букву и за какое местоимение нужно запрятать, чтобы получилось название животного? (За – я – ц).
Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? ( Я – всегда говорит о себе, но в алфавите последнее).
Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (Мы-шь)
Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы).
Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые? (Вы-мы-ты)

«Чей ряд быстрее?».

 Каждый ряд получает листок с 9 предложениями. Каждый ученик в одном предложении подчёркивает местоимение и передаёт следующему.

1.     Я остановился в недоумении.

2.     Они тоже бывают разные.

3.     Поздравляем вас  с праздником.

4.     Дружно пели мы песню.

5.     Видел ли ты сорокопута?

6.     Есть за что полюбить тебя.

7.     Вдруг она прыгнула в воду.

8.     Закинул он невод в море.

9.     Какого оно цвета?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ

1. Местоимение:


а) это слово

б) часть речи

в) член предложения.


2. Местоимение:


а) отвечает на вопросы существительных

б) глаголов

в) нельзя задатьвопрос


3. Местоимение:

а) обозначает предмет

б) признак предмета

в) указывает на предмет

4. Укажите местоимение:


а) ель

б) ем

в) ты


5.Найдите слова, которые не являются местоимениями:


а) ты, мы

б) она, он

в) в, о


6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

 

 

ТЕСТ

1. Местоимение:


а) это слово

б) часть речи

в) член предложения.


2. Местоимение:


а) отвечает на вопросы существительных

б) глаголов

в) нельзя задатьвопрос


3. Местоимение:

а) обозначает предмет

б) признак предмета

в) указывает на предмет

4. Укажите местоимение:


а) ель

б) ем

в) ты


5.Найдите слова, которые не являются местоимениями:


а) ты, мы

б) она, он

в) в, о


6.Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.

 

1 группа. «Ты – редактор»,

 

Замените повторяющееся слово дятел подходящими местоимениями.

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.

 

 

2 группа  «Интересная загадка».

 

Вписать в предложения подходящие по смыслу местоимения.

Однажды …. шёл по лугу. Ко ….. пристала ласточка. …. кружилась около …… Ласточка задевала …… за плечо, кричала жалобно, словно ….. отнял у …. птенца, и …..просила отдать ….. обратно. ….. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, а ….посмеялся надо …..и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет….. в траве, а …..летает около человека и ловит…. на лету.

 

 

1 группа. «Ты – редактор»,

 

Замените повторяющееся слово дятел подходящими местоимениями.

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.

 

 

2 группа  «Интересная загадка».

 

Вписать в предложения подходящие по смыслу местоимения.

Однажды …. шёл по лугу. Ко ….. пристала ласточка. …. кружилась около …… Ласточка задевала …… за плечо, кричала жалобно, словно ….. отнял у …. птенца, и …..просила отдать ….. обратно. ….. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, а ….посмеялся надо …..и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет….. в траве, а …..летает около человека и ловит…. на лету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок русского языка в 4 классе

Урок русского языка в 4 классе

Оборудование: Учебно-методический комплект «Школа

Оборудование: Учебно-методический комплект «Школа

Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой

Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой

В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса

В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса

Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? (Я) -

Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? (Я) -

Однажды …. шёл по лугу. Ко ….. пристала ласточка

Однажды …. шёл по лугу. Ко ….. пристала ласточка

К тебе, ко мне, к нам, к дому

К тебе, ко мне, к нам, к дому

VII Закрепление изученного

VII Закрепление изученного

Хитрые вопросы: Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Он)

Хитрые вопросы: Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Он)

ТЕСТ 1. Местоимение: а) это слово б) часть речи в) член предложения

ТЕСТ 1. Местоимение: а) это слово б) часть речи в) член предложения

Ты – редактор», Замените повторяющееся слово дятел подходящими местоимениями

Ты – редактор», Замените повторяющееся слово дятел подходящими местоимениями

Урок русского языка "Понятие о местоимении"

Урок русского языка "Понятие о местоимении"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2022