Технологическая карта занятия
ФИО учителя Половина МВ
Дата проведения занятия 8-А____________________, 8-Б_______________________
Учебный предмет Русский язык
Класс 8 «Б»
Тема занятия№3 Повторение. Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи. Практикум
Место и роль занятия в изучаемой теме Урок повторения материала, изученного в 5-7 классах
Цель занятия Актуализация знаний и умений по теме «НЕ и НЕ с разными частями речи», обобщение и систематизация знаний, развитие метапредметных навыков.
Тип занятия Урок актуализации знаний и умений, урок-практикум
Инновационные технологии Проблемный диалог, работа в группах
Материально-технические средства – ноутбук, проектор, презентация
Этапы урока |
Задачи этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма взаимодействия |
Универсальные учебные действия |
|||
Личностные |
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
|||||
1. Организационный этап |
Организовать учащихся в начале урока. |
При входе учащимся раздаёт листы с названиями разных частей речи. Приветствует учащихся, подводит учащихся к определению темы урока: - Скажите, пожалуйста, какие правила орфографии вызывают у вас наибольшее затруднение? |
Приветствуют учителя, записывают в тетрадь число, отвечают на поставленные вопросы, записывают тему урока. |
Фронтальная. |
|
|
Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
2. Воспроизведение знаний, умений и навыков учащихся в области разборов |
Закрепить навыки фонетического, словообразовательного, морфемного, морфологического, синтаксического и пунктуационного разборов |
Предлагает учащимся произвести разборы: Однажды я ловил рыбу на небольшом озере, заросшем1,2,3 кувшинками4.
Проверка правильности выполнения разборов на доске.
Беседа по вопросам: ?-С каких точек зрения мы охарактеризовали слово заросшем? ?-Какой характеристики не хватает? При необходимости обратиться к с. 3 учебника. |
Выполнят разборы у доски и на местах.
Учащиеся проверяют разборы, выполненные на доске, составляя связный рассказ.
Отвечают на вопросы учителя. |
Фронтальная.
Фронтальная.
Фронтальная. |
|
Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.). |
Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
3. Рефлексия |
Обратить внимание учащихся на важность произведения разборов. |
Беседа по вопросам: ?-Зачем нужно выполнять различные разборы? ?-В какой ситуации вам пригодятся эти умения? |
Отвечают на вопрос. Делают вывод важности разносторонней характеристики слова на уроках русского языка. |
Фронтальная. |
Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
|
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4. Физминутка |
Активировать внимание учащихся |
Предлагает игру «Хлопки» |
Повторяют за учителем хлопки |
|
|
|
|
|
5. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Мотивировать учащихся на повторение материала по теме «НЕ с разными частями речи». |
Предлагает учащимся составить устное высказывание по теме «Повторенье – мать ученья» с двумя аргументами в пользу свое точки зрения.
?-Что нужно определить в первую очередь при встрече с орфограммой? Почему? |
Высказывают своё мнение по предложенной пословице, сопровождая его двумя аргументами.
Отвечают на вопрос учителя. |
Фронтальная. |
Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. |
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. |
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
6. Актуализация знаний |
Повторить правила по правописанию НЕ с разными частями речи. |
В соответствии с полученными в начале урока карточками делит учащихся на группы: Имя существительное, Имя прилагательное, Имя числительное, Местоимение, Глагол, Причастие, Деепричастие, Наречие. Предлагает учащимся с помощью опорных сигналов оформить правила написания НЕ с разными частями речи и воспроизвести их на доске в следующей очередности: Имя числительное, Глагол, Деепричастие, Местоимение, Имя существительное, Имя прилагательное, Наречие, Причастие. |
Учащиеся работают в группах, составляя опорные сигналы для правильного написания НЕ с разными частями речи, записывают опорные сигналы на доске в соответствии с предложенной очередностью, приводя по одному примеру на каждый пункт правила (с обозначением орфограммы). Остальные делают записи в тетрадях. |
Групповая. |
|
Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование). |
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. |
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
7. Обобщение и систематизация знаний |
Систематизировать знания по теме «НЕ с разными частями речи». |
Беседа по вопросам: ?-Какие части речи не требуют орфограммы с НЕ? ?-Что объединяет все оставшиеся правила написания НЕ с разными частями речи? Обратите внимание на неопределённые местоимения. ?-Какие правила можно объединить? Почему? ?-Какие два пункта отличают правописание НЕ с причастиями?
?-Чем может являться НЕ? |
Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопрос учителя. |
Фронтальная. |
|
Структурирование знаний. |
|
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
8. Применение знаний и умений |
Отработать умения правописания НЕ с разными частями речи. |
Предлагает составить таблицу «Не с разными частями речи» ?-Какие столбцы, по вашему мнению, должны быть включены в таблицу?
Предлагает, используя материал § 5, заполнить таблицу. ?-Какие ячейки остались незаполненными. Приведите свои примеры.
Предлагает озвучить записанное в таблицу с объяснением орфограммы. |
Составляют таблицу.
Заполняют таблицу, используя материал § 5
Озвучивают собственные записи. |
Фронтальная.
Индивидуальная.
Фронтальная. |
|
Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов. |
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. |
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция |
Проконтролировать усвоение материала урока. |
Тестовая работа. Учитель читает сочетания слов, учащиеся на слух записывают номера сочетаний слов, в которых НЕ пишется слитно (1 вариант) или раздельно (2 вариант): 1) это вовсе не утешительно, 2) не исправленная мною ошибка, 3) так вести себя нехорошо, 4) не организованная вовремя работа, 5) комната небольшая, но уютная, 6) непуганые птицы, 7) очень неглупо, 8) не желая сознаваться, 9) книга не издана, 10) говорить неправду, 11) не у кого спросить, 12) писать небрежно. |
По вариантам записывают номера сочетаний слов со слитным или раздельным написанием НЕ со словами. Самоконтроль. Коррекция. |
Работа по вариантам. |
|
Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. |
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. |
|
13) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Дать домашнее задание с инструкцией по выполнению.. |
Предлагает выполнить дома упр. 32, объясняет алгоритм выполнения. |
Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. |
Фронтальная. |
|
|
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. |
|
14) Рефлексия. Выставление оценок. |
Оценить результаты урока. |
Предлагает закончить фразы: Сегодня на уроке я повторил…, вспомнил…, понял… . |
Заканчивают фразы, предложенные учителем. Подают дневники. |
Фронтальная. |
|
|
|
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.