Урок русского языка "Разряды наречий"
Оценка 4.8

Урок русского языка "Разряды наречий"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
23.12.2021
Урок русского языка "Разряды наречий"
Урок русского языка "Разряды наречий", 6 класс по учебнику Быстровой
Севрикеева Л.А. Разряды наречий.docx

 

 

Русский язык

Разряды наречий

6 класс

 

 

                                                    Севрикеева Любовь Анатольевна,

                                              учитель русского языка и литературы

                                               МБОУ «Старо-Матакская СОШ»

                                               Алькеевского района РТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Разряды наречий (6 класс)

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.

Содержательная: формирование знаний о разрядах наречий.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные: обучающийся научится определять разряды наречий в предложениях и текстах; обучающийся получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной теме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные: обучающийся научится определять смысловую принадлежность наречий, группировать их по их значению, задавать вопросы, на которые они отвечают; обучающийся получит возможность научиться находить в предложениях и текстах наречия.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.

Оборудование: учебник русского языка Быстровой Е.А., Кибиревой Л.В., часть 1, проектор, карточки «Лист самооценки»

Ход урока

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

 

Учитель. Здравствуйте, ребята! 

Прочтите пословицу, спроецированную на экране.

Тяжело в учении — легко в бою.

Как вы ее понимаете?

Ученик.  Учиться чему-либо тяжело, но приобретенные навыки позволят в дальнейшем легко и правильно справляться с освоенным делом.

Ученик.  Употребив эту пословицу, можно ободрить, обнадежить человека, испытывающего трудности в незнакомом деле.

Ученик. Эта фраза из бессмертной "Науки побеждать" великого полководца А.В. Суворова стала народной пословицей. В ней заключена мудрая истина: если хочешь добиться чего- то в жизни - учись, тренируйся, готовь себя к грядущим испытаниям, даже если это и нелегко.

Ученик.  Пословица означает, что сложно и нелегко учиться чему — либо, или приобретать знания, но когда ты смог все выучить, или научиться как положено, то обязательно достигнешь успеха, или победы.

Учитель.   Вы готовы получать новые знания, чтобы достигнуть успеха? Готовы учиться?

Ученики. Готовы!

2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Тогда, проверим домашнее задание.

Те, кто выполнял упражнения 135 и 132 сравните свои ответы с эталоном, спроецированным на экран.

Эталон к упражнению 135.

Спишите пословицы, вставляя наречия – антонимы.

1.Мягко стелет, да жёстко спать.2. Сначала подумай, потом сделай.  3.Легко пообещать, трудно слово сдержать. 4.Тяжело в учении – легко в бою. 5.Думай ввечеру, что делать поутру. 6.Кто мало говорит, тот много делает. 7.Не взлетай высоко, не будешь падать низко. 8. Делай хорошо, а плохо само получится.

Эталон к упражнению 132.

Спишите предложения. Задайте вопросы к наречиям.

1) Никита повернул (куда?) направо, к речке. 2) (где?) Дальше, где речка загибалась, едва виднелись мальчишки. 3) Никита опустил скамейку на снег, сел на неё (как?) верхом, (как?) крепко взялся за верёвку, скамейка сама пошла с горы. И (как?) вдруг (где?) там, где снег обрывался над кручей, скамейка пронеслась по воздуху и скользнула на лёд. 4) Аркадий Иванович был невыносимый человек: (когда?) всегда веселился, (когда?) всегда подмигивал, не говорил (когда?) никогда (как?) прямо, а (как?) так, что сердце ёкало.

Учитель. А те, кто выписал из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» семь предложений с наречиями, подойдите ко мне. Ребята, выберите самый лучший ответ, посоветуйтесь между собой и решите, кто из вас будет читать эти предложения. 

Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил упражнение 135 без ошибок. У кого-нибудь возникли затруднения при выполнении этого упражнения?

Ученик 1. Я допустил ошибку в подборе наречия-антонима в 3 предложении Легко пообещать, тяжело слово сдержать. Ошибка   тяжело, потому что есть антонимы: легко - тяжело и легко-трудно. Я написал тяжело слово сдержать, а надо трудно слово сдержать. 

Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил без ошибок упражнение 132. Какие трудности у вас возникли при выполнении этого задания?

Ученик. Трудностей не было.

Учитель. Ребята, а теперь давайте послушаем выписанные из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» семь предложений с наречиями.

Ученик. 1. Это были два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно (наречие) выпущенные семинаристы. 2. "Вот, смотрите, какие молодцы! на Сечь их скоро (наречие) пошлю". 3. Все три всадника ехали молчаливо (наречие). 4. Слеза тихо (наречие) круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло (наречие) понурилась. 5. Все было чисто (наречие), вымазано цветной глиною. 6. Молодые казаки ехали смутно(наречие) и удерживали слезы, боясь отца, который, с своей стороны, был тоже несколько смущен. 7. Он вскоре (наречие) захрапел, и за ним последовал весь двор; все, что ни лежало в разных его углах, захрапело и запело.

Учитель. Оцените работу. 

Ученик. Хорошая работа.  В каждом предложении есть наречия.

Ученик.  Молодец, с работой справился, наречия нашел в предложениях.

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.

Лист самооценки ученика (цы) 6 класса по теме «Разряды наречий» ФИ________________________________________

Домашнее задание

упражнение № 135 , упражнение № 132, задание “ Творческое задание….

 

Составление алгоритма

 

Карточка № 1

 

Упражнение 142

 

Карточка № 2

 

 

Оцените уровень освоения домашнего задания по принципу: если задание выполнено правильно, ставьте «+», если были недочеты, ставьте «?»

На каком уровне вы усвоили пройденный материал?

Ученики. Удовлетворительно. Нам необходимо работать над ошибками.

Ученики. Не забываем оценивать свою познавательную деятельность в течение урока. Продолжим.

Ученики. Да!

3 этап. Выявление места и причины затруднения

Учитель. Спишите с доски в тетрадь предложения. Найдите в них наречия и выпишите.

       Над нашими головами быстро неслось небольшое грозовое облако прямо к туче, которая синела, росла ежеминутно и заволокла уже полнеба с правой стороны.  Засверкали змеистые, ослепительные молнии, и мгновенно вслед за ними раздавались оглушительные громовые удары.

Эталон

Быстро, прямо, ежеминутно, мгновенно, уже, вслед.

Учитель. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. Я не написал уже, так как думал, что уже не наречие.

Ученик. Я не написала вслед, потому что подумал, что это существительное.

Учитель. Можете ли вы объяснить свои ошибки?

Ученик. Нет. Мы не знаем являются ли эти слова наречиями.

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученики. Находить в тексте наречия и определять их значения.

Учитель. Как сформулируем тему урока?

Ученики. Разряды наречий.

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученики. Мы выбираем метод   наблюдения (работу с учебником).

5 этап. Реализация построения проекта.

Учитель. Прочитайте наречия каждого столбика из упражнения 138.

Легко

Просто

Вкусно

Быстро

шумно

 

Утром

Сегодня

Однажды

Давно

весной

Вблизи

Справа

Повсюду

Наверху

сбоку

Учитель. Что вы можете сказать?

Ученик. Наречия в первом столбике отвечают на вопрос как?

Ученик. Наречия во втором столбике отвечают на один и тот же вопрос когда? Ученик. В третьем столбике все отвечают на вопрос где?

Учитель. Прочитайте параграф 20. Что вы узнали из прочитанного материала?

Ученик.  По значению наречия делятся на разряды.

Ученик.    Наречия одного разряда отвечают на один и тот же вопрос.

 Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм.

Учитель. 1 группа, представьте свой алгоритм.

Группа 1.

Алгоритм 1.

сколько?                        
сколько раз?
в какой степени?
в какой мере?
насколько?

 

Меры

и степени

качества 

как?
каким образом?

 

образа и способа действия

зачем?  для чего ?с какой целью?

 

цели

 

 

 

где?  куда?  откуда?

 

места

когда?  как долго?  как часто?  с каких пор ?до каких пор?

 

времени

 

почему?  отчего? по какой причине?

причины

 

Учитель. 2 группа, теперь вы.

2 группа.

Алгоритм 2.

меры и степени качества

сколько?  сколько раз?  в какой степени? в какой мере? насколько?

образа и способа действия

как? каким образом?

места

где?  куда?  откуда?

времени

когда?  как долго?  как часто?  с каких пор ?до каких пор?

причины

почему?  отчего? по какой причине?

цели

зачем?  для чего ?с какой целью?

 

Учитель. Итак, ребята, как вы думаете, какой алгоритм лучший?

Ученики. У 2 группы, потому что он удобный, так как представлен в таблице.

Учитель. Запишем его в тетрадь. 

Учитель. Давайте закрепим алгоритм.  Прочитайте предложения, записанные на доске, объясните, используя алгоритм.  

     На одного сердит, а на другого косо глядит. Радости быстро забываются, а печали никогда. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Все назло да наперекор, да людям в укор. На одном полозе далеко не уедешь.

Ученик.  На одного сердит, а на другого косо глядит. Глядит как? косо – наречие образа и способа действия

Ученик.   Радости быстро забываются, а печали никогда. Забываются как долго? быстро- наречие времени.

Ученик.  Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Сделать когда? сегодня- наречие времени.

Ученик.  Все назло да наперекор, да людям в укор. Наперекор с какой целью? назло – наречие цели.

Ученик.   На одном полозе далеко не уедешь. Не уедешь   куда?  далеко- наречие места.

Учитель. Можете ли вы теперь объяснить те ошибки, которые допустили в начале урока?

Ученики. Можем!

Ученик. Я допустил ошибку.  Я не написал уже, так как не смог определить наречие.        Над нашими головами быстро неслось небольшое грозовое облако прямо к туче, которая синела, росла ежеминутно и заволокла уже полнеба с правой стороны.  Заволокла  когда?  уже –  наречие времени.

Учитель. Я допустил ошибку, не выписал вслед.  Засверкали змеистые, ослепительные молнии, и мгновенно вслед за ними раздавались оглушительные громовые удары.  Раздавались как?  вслед – наречие образа и способа действия.

6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Теперь будем работать над закреплением и выполним упражнение фронтально 140.  Составьте словосочетания с данными наречиями. Задайте к ним вопросы, определите разряд.

Ученик. Ехать (как?) – верхом –наречие образа и способа действия.

Ученик.  Пришёл (как?) внезапно – наречие образа и способа действия.

Ученик.  Крайне (как?) плохо – наречие образа и способа действия.

Ученик. Идти (куда?) вперёд – наречие места.

Ученик.  Не учился (где?) нигде - наречие места.

Ученик.  Услышать (откуда?) издалека – наречие места.

Ученик.  Сделал (зачем?) умышленно – наречие цели.

Ученик. Оторвать (зачем?) нарочно – наречие цели.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения, при выполнении этого задания?

Ученик. Да. Нужно еще поработать.

Учитель. Продолжаем закреплять. Поработаем в группах. Выполните упражнение 143. Прочитайте предложения. Найдите наречия, задайте к ним вопросы и определите их разряды по значению

Учитель. Ребята, внимательно слушаем 1 группу.

Учитель. Выберите выступающего. Слушаем.

Ученик. Бродит (как?) Одиноко – наречие образа действия. Согревает (где?) Всюду – наречие места. Ударит (как?) громко – наречие образа действия.

Учитель. Дальше 2 группа продолжает. Слушаем.

Ученик. Качается (куда?)  туда –наречие места. Снимает (сколько?) дважды –наречие меры и степени. Ходит (где?) тут –наречие места.

Учитель. Кто- то может дополнить?

Ученик. Качается (куда?) туда, качается (куда?) сюда – наречия места.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения, при выполнении работы в группах?

Ученик. Нет. Мы работали в команде, подсказывали друг другу. Например, мой одноклассник сделал ошибку в предложении. Бродит одиноко огненное око. Бродит (где?) одиноко, а правильно бродит (как?) одиноко. Это наречие образа и способа действия.

Учитель. Продолжаем закрепление. Поработаем в парах. Упражнение 141. Подберите к фразеологизмам наречие- синоним. Определите разряды наречий.

Учитель. Прочитайте, что у вас получилось.

Ученик.  После дождичка в четверг. – Когда? никогда- наречие времени.

Ученик.  Через час по чайной ложке. – Как? медленно – наречие образа и способа действия.

Ученик.   Яблоку негде упасть. – Как? тесно – образа и способа действия.

Учитель. Кто может дополнить?

Ученик.  Шагу негде ступить. –Как?  тесно- наречие образа и способа действия.

Ученик.  Воробью по колено. - Как? мелко – наречие образа действия.

Ученик. Изо дня в день – Как долго? ежедневно –наречие времени.

 Учитель. Испытывали ли вы затруднения работая в парах?

Ученик. Да. Но, мы уже увереннее выполняем задание.

7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель: Вы уверены в своих умениях?

Ученики. Да!

 Учитель. Тогда откройте карточку 1. Найдите ошибки в предложениях и запишите их в исправленном виде. Определите разряд наречия.

Карточка 1.

Обратно идёт снег. Мы живём недалеко. Не берись за это дело вперёд меня. Охотник сильно расстроился. Поверните потом налево. Собака шла около хозяина.

Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске.

Эталон к карточке 1.

Обратно идёт снег. – Опять (наречие времени) идёт снег.

Мы живём недалеко. – Мы живём рядом (наречие места).

Не берись за это дело вперёд меня. – Не берись за это дело раньше (наречие времени)  меня.

Охотник сильно расстроился. – Охотник очень (наречие меры и степени) расстроился.

Поверните потом налево. – Поверните затем (наречие цели) налево.

Собака шла около хозяина. – Собака шла рядом (наречие места) с хозяином.

 

Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения испытали на данном этапе?

Ученик. С заданием справился, пользоваться алгоритмом.

Учитель. Оцените свою деятельность и поставьте оценку в карточку самооценки.

  8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик. Еще мало выполнили практических заданий.

Учитель. Тогда выполните упражнение №142. Прочитайте. Выпишите выделенные наречия вместе со словами, к которым они относятся. Укажите разряды наречий. 

   Учитель.  Проверьте по эталону.

     Эталон к упражнению 142.

Вызывает (почему?) почему-то - наречие причины, вызывает (когда?) всегда - наречие времени, становится (в какой степени?) так тепло – наречие меры и степени качества, становится (насколько?) так радостно –меры и степени качества, был (когда?) когда-то – наречие времени, неприличным (в какой степени?) крайне – наречие меры и степени, ставит (сколько раз?) дважды- наречие меры и степени качества, образовалась (в какой степени?) едва –наречие меры и степени.

Учитель. Какие затруднения вы испытывали во время выполнения задания?

Ученик. Нет, мы с ним легко справились.

Учитель. Теперь выполним самостоятельно по карточке №2.

    Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, определите разряды наречий.

     У нас давно когда(то) ж..ла кошка. Она уд..вительно иску(с,сс)но ловила мышей и н..когда их не ела. И совершенно по-человечески знала что поймав мыш.. сделала дело заслуж..вающ..е похвалы. Она являлась с мышью в зубах и пр..зывно мурлыкая тёрлась о ноги. Потом подняв хвост обх..дила нас и каждый долж..н был её п..гладить и похв..лить. Затем она бросала мыш.. и равн..душно уходила.

Учитель. Проверьте себя по эталону.

      У нас давно когда - то жила кошка. Она удивительно искусно ловила мышей и никогда их не ела. И совершенно по - человечески знала, что, поймав мышь, сделала нечто заслуживающее похвалы. Она являлась с мышью в зубах и, как-то особенно, призывно мурлыкая, терлась об ноги. Потом, подняв хвост, обходила всех нас, и каждый должен был ее погладить и похвалить. Потом она бросала мышь и равнодушно уходила.

 

Учитель. Поднимите руки те, кто все выполнил задание без ошибок? Какие затруднения вы испытывали?

Ученик.  Знаки препинания пропустил, деепричастный оборот не выделил.

Ученик. У меня нет дефиса в словах когда-то, по-человечески.

Учитель. Вы можете объяснить, почему совершили ошибки, не поставив дефис?

Ученики. Нет! Мы не знаем, как эти слова пишутся правильно. 

Учитель. А значит какая будет тема следующего урока?

 Учитель. Правописание наречий.

9 этап. Этап рефлексии.

Учитель. Что нового узнали на этом уроке?

Ученик.   Я уроке я узнал, что такое наречие и каких разрядов они бывают.

Ученик.  Я узнал, что наречия бывают следующих разрядов: образа и способа действия, меры и степени качества, времени, места, причины, цели.

Учитель.  Чему научились на уроке?

Ученик.  Я научился определять разряд наречий.

Учитель.  Давайте и дальше обмениваться мыслями, знаниями, с увлечением познавая непознанное. Будем беречь наше право на знание!

Запишите домашнее задание:

1.     Параграф 20. Упражнение 147. Списать текст, вставляя буквы. Определить разряд наречий.

2.     Упражнение 150. Списать предложения, вставить пропущенные буквы. Определить разряд наречий.

3.     Составить небольшой рассказ о школьном соревновании «ГТО всем классом», используя наречия разных разрядов.

Учитель. Вы сегодня отлично поработали! Все очень старались! Спасибо за активную работу на уроке! До свидания

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Русский язык Разряды наречий 6 класс

Русский язык Разряды наречий 6 класс

Тема урока : Разряды наречий (6 класс)

Тема урока : Разряды наречий (6 класс)

Оборудование: учебник русского языка

Оборудование: учебник русского языка

Мягко стелет, да жёстко спать

Мягко стелет, да жёстко спать

Учитель. Ребята, а теперь давайте послушаем выписанные из повести

Учитель. Ребята, а теперь давайте послушаем выписанные из повести

Оцените уровень освоения домашнего задания по принципу: если задание выполнено правильно, ставьте «+», если были недочеты, ставьте «?»

Оцените уровень освоения домашнего задания по принципу: если задание выполнено правильно, ставьте «+», если были недочеты, ставьте «?»

Ученики. Мы выбираем метод наблюдения (работу с учебником)

Ученики. Мы выбираем метод наблюдения (работу с учебником)

Учитель. 2 группа, теперь вы

Учитель. 2 группа, теперь вы

На одного сердит, а на другого косо глядит

На одного сердит, а на другого косо глядит

Ученик. Пришёл (как?) внезапно – наречие образа и способа действия

Ученик. Пришёл (как?) внезапно – наречие образа и способа действия

Ученик. Через час по чайной ложке

Ученик. Через час по чайной ложке

Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок

Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок

Затем она бросала мыш.. и равн

Затем она бросала мыш.. и равн

Параграф 20. Упражнение 147. Списать текст, вставляя буквы

Параграф 20. Упражнение 147. Списать текст, вставляя буквы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2021