Урок русского языка «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе», 4 класс

  • docx
  • 19.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок русского языка 31.01.docx

                                  Урок русского языка 4 класс

Тема: «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе».

Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж.

Задачи:

Образовательные:

создать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе;

совершенствовать умение склонять имена прилагательные женского рода;

способствовать обогащению словарного запаса;

•способствовать развитию навыков составлять словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных

Развивающие:

•развивать орфографическую зоркость;

•развивать речь детей;

•развивать мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы

Воспитательные:

•содействовать воспитанию интереса к русскому языку;

•воспитывать умение работать в коллективе;

•воспитывать чувство любви, бережное отношение к природе

 

Планируемые предметные результаты:

•познакомятся с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе;

•научатся склонять имена прилагательные женского рода;

•научатся составлять словосочетания с данными именами прилагательными, выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных

 

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

•поиск и выделение необходимой информации;

 

                                                           2

•преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

•анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

•синтез

Коммуникативные УУД:

•умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД:

•постановка учебной задачи;

•сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

•оценивание качества и уровня усвоения материала

Личностные УУД:

•нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

 

Оборудование: учебник русского языка 4 класс II часть. Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др., компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки, средство обратной связи (светофор).

 

 

                                             Ход урока:

I. Организационный момент.

Психологический настрой.                                                                                                         На фоне лирической музыки:
– Настал новый день. Подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните …
– Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей.
– Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
– Откроем рабочие тетрадки и запишем сегодняшнее число (31 января).                 

Посмотрите налево – НАЧИНАЕТСЯ, посмотрите направо – УРОК, посмотрите назад РУССКОГО ЯЗЫКА

Какое предложение у вас получилось?

- Легкий или трудный для вас урок русского языка?  - Почему?

- Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка?

Слайд-2          

  Виды речевой деятельности:

·        Говорим  (кликнуть мышкой)

·        Читаем  (кликнуть мышкой)

·        Пишем   (кликнуть мышкой)

·        Слушаем (кликнуть мышкой)                                   

- Что вам на уроках делать легче?  - Почему?

- Что труднее? - Почему?

- Что нужно знать, чтобы писать грамотно?

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.

Русский язык  в умелых  руках и в опытных  устах  красив,  певуч  и   выразителен.

 Александр Иванович Куприн (писатель «Слон», «Барбос и Жулька»)

- Какие слова нам помогают делать нашу речь красивой, выразительной (прилагательные). Они «раскрашивают наш текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами.

 -Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета.)

-На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

-С какой частью речи всегда связано имя прилагательное? (С именем существительным.)

-Как изменяются имена прилагательные? (По родам, числам, падежам.)

-Как можно определить род, число, падеж имени прилагательного? (По имени существительному.)

- С какими прилагательными мы с вами уже познакомились? (м.р., ср.р.).

 

Задание на слайде: Вставить вместо   *      подходящие по смыслу прилагательные. ---Определить род,  падеж  имен  прилагательных.

- Пришёл     *    январь с    * морозом.      *   поле  спит       под       *    покрывалом.

ПРОВЕРКА

IV. Создание проблемной ситуации. Целеполагание.

 

-Ребята, какое время года описано в предложениях?   (Зима.)               

-А какая она, зима?   (Снежная, холодная, волшебная, вьюжная, морозная, сказочная..)

-Ребята, обратите внимание, как подробно мы охарактеризовали зиму.

-К какой части речи относятся названные нами слова?  (Имена прилагательные.)

-Обратите внимание на названные нами прилагательные. В форме какого рода они стоят? Докажите.

-Как называется изменение по вопросам имен существительных и прилагательных? (Склонением.)

-Сформулируйте тему нашего урока. («Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе».»)   

 

V. Работа над новым материалом.

 

познакомимся…

1)-Сегодня на уроке мы

                                                                              (со склонением имен прилагательных женского рода в единственном  числе)

                                                            (4 слайд)

научимся…

-Сегодня на уроке мы                

 

(склонять имена прилагательные женского рода; определять их падеж;

узнаем, какие окончания имеют эти имена прилагательные в разных падежах)

2)Работа по учебнику.  - Найдите на странице 29 №58

-Назовите по таблице окончания имен прилагательных женского рода в каждом падеже.

 

И.п.         -ая,  - яя 

Р.п.          -ой,  -ей

Д.п.         -ой,  -ей

В.п.        -ую, -юю

Т.п.        -ой,  - ей

               -ою, -ею

П.п.        -ой, -ей   

-Какой сделаем вывод?  (Имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на вопрос (какой?) и имеют окончания (-ой), (-ей).)  

-Обратите внимание: имена прилагательные женского рода в творительном падеже имеют окончания -ою, -ею. Они чаще встречаются в поэтической речи или в разговорной.

Правил легче нет на свете:

Что в вопросе – то в ответе?

Какая? –ая, -яя.

Какой? –ой, -ей.

Какую? –ую, юю.

 

С. А. Есенин «Берёза»

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

 

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 

Проверка по эталону.

Имена прилагательные ж.р., ед.ч.

И.п.       какая?        -ая,     -яя

 


Р.п.

Д.п.      какой?       -ой,     -ей

Т.п.

П.п.

 

В.п.      какую?         -ую,  -юю

-Хорошо! Молодцы! Справились с заданием.

VI. Работа по теме урока.

-Следующее задание.

1.Нужно просклонять прилагательные «морозная» (погода).

    -Выделить окончания имен прилагательных.

-Кто пойдет к доске?

-Пожалуйста, Оксана. (Ученица работает у доски, остальные дети- в тетрадях. )

-Кто все закончит, нужно посигналить.

 

2. Следующее упражнение. Нужно определить падеж прилагательных, выделить окончания.                                                            ( 6 слайд)

Беспечную (В.п.) кукушку, шустрой (Р.п.) синички, о пугливой (П.п.) пеночке, заботливой (Т.п.) ласточкой, серебристой (Д.п.)чайке, голубая (И.п.) сойка, о голодной (П.п.) вороне, молодой  (Р.п.) сойки.

-Как в данном случае определить падеж прилагательного? (По падежу существительного определить падеж прилагательного.)

-В каких падежах окончание прилагательных одинаковое? (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)

VII. Физкультминутка.

Дети берут карточки , на которых записаны слова. Задача найти пару, соединив существительное и подходящее по смыслу прилагательное, чтобы получилось словосочетание.

VIII. Продолжение работы по теме.

3.Выборочный диктант.

-А сейчас мы с вами продолжаем работу по теме. Я буду диктовать предложения. Ваша задача записать словосочетания (существительное + прилагательное) женского рода.

 

 

     Толстой коркой покрылись реки. Только в проруби видна прозрачная вода. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. Плоские лещи лежат без малейшего движения.

     Сазаны нашли мягкую ямку. А зубастой щуке не спится. Она глотает сонную рыбу.

-Какие словосочетания выписали?

(толстой коркой,  прозрачная вода,  в глубокой тишине,  мягкую ямку, зубастой щуке,  сонную рыбу.

4.Дифференцированная работа. Работа по карточкам.

Карточка желтого цвета-задание легкого уровня, карточка зеленого цвета-задание среднего уровня, карточка красного цвета-задание сложного уровня.

- Продолжим работу. У вас будут разные задания. Прочитайте задания, спросите кому что не понятно.

 

Задание легкого уровня

Задание среднего уровня

Задание сложного уровня

Поставить имена прилагательные в нужном падеже. Выделить окончания. Определить род имени прилагательного.

 

Мы приехали в (соседний) деревню. Днем купались в (теплый) реке. Сидели под (раскидистый) березой. Пахло (свежий) травой.

 

-Напишите ответы на вопросы. Определите род и падеж имен прилагательных. Выделите окончания.

 

Куда вошли ребята? (березовая роща). Кого увидели дети? (проворная белка). Чему все радовались? (солнечная погода).

Исправить ошибки. Определить род и падеж имен прилагательных. Выделить окончания.

 

Как харашо в березовай рощи. Мы шли по ускай тропинки. Налител реский ветер. Мы услышали стрекот проворнай сароки.

-Кто все закончил, проверяем. На обратной стороне карточки (дети об этом не знают) записан правильный вариант выполнения задания.

-Сколько ошибок исправила?  (11)                                                     

 

 

Самопроверка по эталону.

5.Игра «Заказ»

-А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определенном роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.

На доске:                                                                (7 слайд)

в синем море

у соседней опушки

по хорошей дороге

поздней осенью

около упавшего дуба

на письменном столе

ранним утром

 

                                               Требуется

Имя прилагательное ср.р. в Т.п.  (ранним утром)

Имя прилагательное ж.р. в Р.п.  (у соседней опушки)

Имя прилагательное ж. р. в Д.п. (по хорошей дороге)

                                                      

Имя прилагательное м.р. в Р.п. (около упавшего дуба)

Имя прилагательное ср.р. в П.п. (в синем море)

Имя прилагательное ж.р. в Т.п. (поздней осенью)

Имя прилагательное м.р. в П.п. (на письменном столе)

 

К.Д.Паустовский говорил: «…волшебство русского языка родилось от волшебства природы…»

-Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

Но описать и рассказать о природе России невозможно без особых слов.

-Какую часть речи я имею в виду? (Имя прилагательное)

-Вам, ребята, нужно вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.

7.Фронтальная работа.                                                  (8 слайд)

 

Прочитайте текст.

__________ природа окружает нас. В ________ глуши можно увидеть и __________ сосну, и _________ березу. А как радуешься _______ птице, затерявшейся в __________лесу!

                                                           11

 

Слова для справок: удивительный, лесной, пушистый, стройный, певчий, густой.

 

IХ. Подведение итогов урока.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? Назовите эти окончания.

-Мы с вами подвели итоги, а сейчас рефлексия.

Х. Рефлексия «Лесенка».

-Как вы оцените свою работу на уроке?

-На какую ступеньку «Лесенки» вы бы поставили себя?

 

Дети прикрепляют свои фотографии на одну из ступенек.

-У вас на столах лежат снежинки. На них вы поставьте себе оценку, которую, как вы считаете, заслужили. Соберите, пожалуйста, тетради. Положите в них снежинки, карточки. Я проверю их и завтра скажу вам оценки.

-Ребята, вы работали так хорошо, что я весь урок любовалась и гордилась вами. Всем спасибо за урок!

Прекрасный день!                                                              

Урока подошел конец.

Пусть каждый скажет про себя:

Какой я молодец!

 

Домашнее задание: посмотрите на двери, на которой тоже спряталась снежинка. Прочитайте предложение.

Жила-была снежинка. Скажите, что так начинается? (сказка). А какая снежинка? Вам нужно письменно рассказать сказку о снежинке.

 

 

 

 

 

Видео

https://youtu.be/yPYTksTrq08


 

Скачано с www.znanio.ru