Урок русского языка в 10 классе по теме: «Обобщение по теме «Лексика и фразеология».
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная,
групповая, фронтальная и др.
Оборудование урока: мультимедийная презентация,
раздаточный материал для учеников.
Цель:
· Систематизировать изученное по лексике и фразеологии.
· Обучать анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок).
· Отработать навыки решения заданий в тестах ЕГЭ.
· Развивать культуру устной и письменной речи.
· Развивать монологическую речь учащихся, умение использовать в своей речи фразеологические обороты.
· Воспитывать осознанное отношение к изучаемому.
- число, классная работа
1.Проверка ДЗ. Прежде чем перейти к основной части нашего урока, мы выполним словарную работу. Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ есть такое задание . На столах листы со словами. Ваша задача: в течение 2 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2 мин. расставляют ударение).
Сливовый, красивее, закупорить, позвонит, вероисповедание, дефис, начал, отрочество, договоренность, облегчить, средства, шофер, клала, оптовый, прозорлива, банты, шарфы, каталог, жалюзи, аэропорты, плодоносить.
Проверьте себя (На доске слайд с правильными ответами).
(правильно: слИвовый, красИвее, закУпорить, ,позвонИт, вероисповЕдание, дефИс, ,нАчал, Отрочество, договорЁнность, облегчИть, срЕдства, шофЁр, клАла, оптОвый, прозорлИва, бАнты, шАрфы, каталОг, жалюзИ, аэропОрты, плодоносИть).
Спасибо за работу.
2.Новая тема.
Рассмотрим таблицу. Это то, чем мы будем заниматься сегодня.
Назовите тему урока, раздел русского языка….
Сегодня мы повторяем раздел «Лексика и фразеология». Запись. Какие цели и задачи мы поставим перед собой на этом уроке?
(Ответы учеников: систематизировать изученное, выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу).
Теперь каждый конкретизирует, что он знает по этой теме. Для этого заполним таблицу:
№ |
Информация |
Я знаю
|
Я не знаю |
1 |
Что включает в себя понятие «лексическое значение слова»? |
|
|
2. |
Лексические понятия, умение находить, пользоваться ими: паронимы антонимы синонимы __________________________________ Диалектизм
метафора эпитет аллегория литота гипербола олицетворение антитеза. |
|
|
3. |
Что такое фразеологизм? |
|
|
3. Обобщение знаний по теме.
Слово учителя:
Теперь мы переходим к основной части нашего урока: повторяем изученное по теме
«Лексика».
-Что такое лексика? (Словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы,
а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения).
-Как называется раздел языкознания, где изучается лексика? (Лексикология).
-Что включает в себя понятие «лексическое значение слова»?
(Это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на
данном языке).
Слово учителя:
Лексическое значение устанавливает связь между словом и называемым им предметом, явлением, понятием, действием, качеством, числом:
рьяный – очень усердный, повстречать – случайно встретить. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (действий, признаков), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет (действие, признак).
Продолжаем знакомиться с лексическим значением слов.
Интерпретация, менталитет. Как вы понимаете значения этих слов?
Интерпретация – лат. Посредничество 1. Истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо. 2.В искусстве актера, режиссера, музыканта и т.п. - творческое раскрытие какого-либо художественного произведения, определяющееся идейно-художественным замыслом и индивидуальными особенностями артиста.
Менталитет – лат. Образ мыслей, душа. 1. Совокупность мировоззренческих (идеологических,религиозных, эстетических, психологических, этических и т.п.) представлений, характерных для отдельной личности и народа в целом. 2. О складе ума, характере мышления.
(Учащиеся пытаются дать толкование словам. Далее учитель, помогая учащимся правильно сформулировать свои мысли, дает толкование слов). Ученики записывают в тетради составленные словосочетания).
В дальнейшей работе учащиеся дают определения таким
лексическим понятиям, как паронимы, антонимы, метафора, диалектизмы,
эпитеты, аллегория, литота, гипербола, олицетворение, антитеза.
Самостоятельная работа учащихся (запись на инд. листы)
1) Определите в предложениях ошибки, связанные со смешением паронимов:
1.Командир части отправил родителям солдата благодарное письмо.
2. Дом покидали хозяева, отправляясь на отдых, и слуги одевали чехлы на мебель.
3. Прозаик написал удачливое произведение о современной жизни.
4. Я являюсь абонементом сотовой связи Мегафон.
Ответ: (на слайде)
Запишите предложения в исправленном виде.
А теперь следующее задание, более сложное, это работа
с текстом.
(Организация сопутствующего повторения).
(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?». (3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что насобъединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняяпривлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут
поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей
уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё
нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто
такие формальные связи хуже одиночества.
(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные
моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны
в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше,
это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более
глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты
и направляющие развитие событий в совсем иное русло.
(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя
и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и
любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за
которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если
после наших продолжительных усилий такого не случается, то
напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши
взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном
человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно
и искусственно.
(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны
пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто
мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и
продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов,
требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не
должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и
подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди,
любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей
индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного
храма.
(По Е. Сикирич*)
* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист,
философ, психолог, общественный деятель.
Задания к тексту.
1. Укажите предложение, в котором используются антонимы.
1) 5
2) 2
3) 3
4) 12
2. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста..
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте
на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру
термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой
соответствующую цифру.
Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии
с приведёнными в бланке образцами.
«Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека
понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует (А)_____
(«разъединяет» – «объединяет»). Синтаксическое средство – (Б)_____
(в предложениях 4, 13), троп – (В)_____ («они – две колонны,
поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16)
и лексическое средство – (Г)_____ («делать первый шаг» в предложении
9) помогают автору выразить своё отношение к сущности
рассматриваемых понятий».
Список терминов:
1) фразеологизм
2) литота
3) ряды однородных членов
4) ирония
5) метафора
6) антонимы
7) синтаксический параллелизм
8) экспрессивный повтор
9) восклицательные предложения
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
|
|
|
|
К разделу «Лексика» примыкает и раздел «Фразеология». На экзамене вам встретятся задания, которые требуют знаний этого раздела. А что мы называем фразеологизмами? Приведите примеры. (Это устойчивые сочетания, они делают нашу речь яркой, выразительной. Например, обвести вокруг пальца, водить за нос, похожи как две капли воды).
Укажите предложение с фразеологизмом.
а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.
б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.
в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.
г) В луже сидеть – любимое занятие свиней.
Верный ответ – в. Выражение «сесть в лужу» - фразеологизм со значением
«опозориться», синтаксически неделимое словосочетание, являющееся в предложении
сказуемым.
- Теперь я предлагаю вам решить фразеологические загадки.
1. Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя
высказаться.
2. Ее толкуют в ступе или носят в решете те люди, которые занимаются
бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.
3. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают
доверчивые люди.
4. Он в голове несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него
бросают слова и деньги.
Итог урока.
Обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока.
Я узнала….вспомнила…..
Теперь я знаю, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрела.... Я научилась...
Я поняла…
Мне захотелось...
Меня воодушевило...
Итак, русский неизмеримо богат. Нет такого слова, явления, понятия, которое
невозможно было бы выразить русским языком. Он насыщен синонимами, омонимами,
паронимами, фразеологизмами. Появляются новые слова, исчезают или заменяются
другими устаревшие. На этом уроке мы закрепили знания по лексике. Поработали
над текстом. Рассмотрели типы заданий ЕГЭ по лексике и фразеологии. Вернемся к
таблице…..что ещё надо повторить ….
В заключении я предлагаю вам решить тестовые задания, проверить и оценить
свои знания.
1. Укажите лишнее
слово в ряду синонимов.
1)тщетно 2) тщательно 3) бессмысленно 4) напрасно
2. Укажите предложение с фразеологизмом.
1) Спектакль всем очень понравился.
2) Зрители приняли спектакль восторженно.
3) Спектакль вызвал восторг у публики.
4) Мы пришли в восторг от спектакля.
3. Какое слово имеет значение «публичная распродажа, при которой покупателем
становится тот, кто предложит более высокую цену»?
1) конкурс 2) вакансия 3) аукцион 4) сделка
4. Какое из четырех слов относится к устаревшим.
1) парусник 2) стражник 3) рубеж 4) дозор.
5.Какое из перечисленных слов имеет значение «недавно появившееся в языке
слово»?
1) архаизм 2) фразеологизм 3) неологизм 4) диалектизм
6. Значение какого слова определено неверно?
1) адресант – лицо, отправляющее письмо
2) аукцион – публичная распродажа
3) дезинформировать – сообщить искаженные или ложные сведения
4) импорт – вывоз товара из страны для продажи
7. В каком значении употреблено выделенное слово в предложении?
Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель
осмелел и вошел в комнату.
1) не известный другим
2) являющийся секретом, скрываемый
3) многозначительный
4) заключающий в себе тайну, загадочный
8. Каково лексическое значение слова деликатный?
1) тонкий, изысканный 2) главный в отношениях
3) важный, необходимый в обращении
4) затруднительный, требующий чуткого отношения
9. В каком предложении выделенное слово употреблено в переносном значении?
1) добыча серебра – трудоемкий процесс
2) утрами мороз серебром покрывал траву, дорогу, крыши изб
3) Савельич вынул из кармана длинный вязаный кошелек, полный серебра.
4) мундир был расшит серебром.
Домашнее задание.
1. Написать
сочинение по прочитанному тексту, высказать свое мнение по поднятой в тексте
проблеме.
1 – 2
2 – 4
3 – 3
4 – 2
5 – 3
6 – 4
7 – 4
8 – 1
9 – 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.