Урок русского языка в 10 классе «Научный стиль и его характерные особенности».
Урок строится на основе литературоведческого материала «Художественное своеобразие лирики Ф.И.Тютчева». Практическая часть включает задания, направленные на подготовку к ЕГЭ по русскому языку и литературе.
I. Урок можно начать с интриги: учитель читает название научного издания по очень специальной проблеме: «Микрофоссилии докембрия России» и просит «перевести» его. Вряд ли кто-то из учащихся сможет сделать это. Безусловно, после пояснения учителя
(микрофоссилии – остатки, а докембрий – древнейший период развития Земли) станет ясно, что является предметом изучения данной работы.
Можно привести еще один интересный пример: в повести В.Берестова «Приключений не будет» содержится любопытное наблюдение, которое совершенно справедливо в отношении стилей речи, или «разных манер пользоваться языком»: «Нельзя предсказать, что именно откроется при раскопках. Но, конечно же, и на этот раз будут, выражаясь языком науки, широко представлены остеологические материалы и фрагментированная керамика, или, попросту говоря, обглоданные кости и битая посуда».
II. Постановка цели и задач.
Профессор Г.О. Винокур, главные работы которого посвящены стилистике русского языка, писал: «… стили представляют собой не что иное, как разные манеры пользоваться языком».
После такого вступления становится хорошо понятной цель урока: выяснить, каковы отличительные особенности научного стиля и с помощью каких языковых средств выражаются эти особенности. Конкретным результатом работы на уроке должна стать обобщающая таблица «Научный стиль речи» (Макет таблицы распечатан для каждого ученика). Увеличить объем предъявляемой информации, повысить интерес к изучаемому материалу позволяют мультимедийный проектор и интерактивная доска, на которой сразу высвечивается план характеристики любого функционального стиля речи.
1. Цель использования функционального стиля речи.
2. Сфера использования стиля речи.
3. Разновидности функционального стиля (если есть).
4. Характерные особенности стиля речи.
5. Языковые средства.
6. Жанры.
III. Следующий этап урока - углубление и обобщение знаний по пунктам 1 – 3 предложенного плана - предполагает совместную деятельность учащихся. Определение цели использования научного стиля не вызывает затруднений, ребята быстро перечисляют: сообщение, передача научной информации; обучение основам знаний; развитие интереса к науке.
Для уточнения сведений о разновидностях научного стиля десятиклассники обращаются к учебнику А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». Самостоятельная работа с теоретическим материалом позволяет охарактеризовать собственно научный стиль (или подстиль) как наиболее строгий и точный. Диссертации, монографии, статьи в научных журналах написаны таким стилем. Адресат собственно научного подстиля – специалист в данной области. Научно-учебный подстиль, которым написаны учебники, пособия, доступен и понятен студентам или школьникам. Его цель – изложение основ науки, обучение. Научно-популярным стилем пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги. Сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых. Адресат этой разновидности - любой человек, интересующийся наукой. Тексты подстилей различаются; например, в собственно научном подстиле практически не употребляется экспрессивно окрашенная лексика, тогда как в научно-популярной разновидности эмоциональных слов большое количество.
Этот этап урока заканчивается кратким обобщением о сфере использования данного стиля в научной сфере деятельности человека: науке, технике, образовании.
IV. Выявление характерных особенностей научного стиля и языковых средств их выражения – работа сложная и трудоемкая, требующая предварительной подготовки. Поэтому группе сильных учащихся заранее было предложено провести наблюдения над указанными текстами и представить результаты работы в виде сообщения в сопровождении презентации.
Поскольку на уроках литературы в этот период изучается творчество Ф.И.Тютчева, то все примеры, иллюстрирующие особенности научного стиля, взяты учащимися из статьи учебника литературы для 10 класса под редакцией В.И.Коровина, а также из учебного пособия для поступающих в вузы «Русская литература 19-20 веков» издательства Московского университета и литературоведческих статей о творчестве поэта. Такая интеграция плодотворна: она, во-первых, позволяет углубить знания учащихся об особенностях лирики Тютчева; во-вторых, сэкономить учебное время; в-третьих, закрепляет представление о неразрывной связи двух предметов – русского языка и литературы, то есть русской словесности. И самое главное - учащимся необходимо применять знания, умения, компетенции, то есть действовать, в новой, незнакомой ситуации.
В результате совместной работы были определены характерные черты научного стиля. Логичность изложения.
Научный текст отличается подчеркнутой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно.
Эта логичность достигается повтором слова как средства связи, использованием наречий, указывающих на последовательность развития мысли: сначала, прежде всего, потом, затем, далее и т.п. Подчеркнутая логичность проявляется в употреблении вводных слов и вводных предложений: во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, итак, как уже было сказано выше и т.п.
Следующий текст об особенностях изображения природы в лирике Тютчева иллюстрирует эту черту научного стиля.
Природа в поэзии Тютчева, во-первых, всегда является активным «действующим лицом», во-вторых, воспринимается и изображается как некая система символов космической жизни. Эта система символов выполняет посредническую функцию, связывает мир человеческой души с миром природы и миром космоса.
Точность изложения.
Это достигается тщательным подбором слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики.
Стихотворение «День и ночь» - страстный монолог лирического героя. Такому впечатлению способствует разрушение обычной ритмики четырехстопного ямба, заключающееся в пятикратном наличии спондеев на первой стопе, которые обособляют и первое слово в строке, и строку в целом.
Обобщенность.
Так как любая наука представляет нам сведения о целом ряде предметов, явлений, то слово в научном тексте употребляется в обобщенном значении. В предложении БЕРЕЗА ХОРОШО ПЕРЕНОСИТ МОРОЗЫ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ РОССИИ слово «БЕРЕЗА» обозначает не единичный предмет, а породу деревьев. Не только существительные, но и глаголы обычно используются в научной речи не в основных и конкретных значениях, а в обобщенном значении.
Приведем примеры из поэзии Ф.И.Тютчева для доказательства высказанной мысли.
Следует признать, что Тютчев, последний русский романтик, был склонен усматривать в явлениях природы осуществление неподвластных научному познанию вселенских законов…
Отвлеченность изложения.
С этой особенностью связано употребление слов с отвлеченным значением (фрагментарность, полнота и цельность, противоречивость, двойственность…), насыщенность текста существительными на –ОСТЬ , -АНИЕ, -ЕНИЕ (явление, познание, протяженность жизни, восприятие, необходимость, затерянность...) .В ходе работы учащиеся отмечают, что глаголы в текстах научного стиля играют значительно меньшую роль, чем в других стилях: они лишены конкретного лексического значения и чаще всего используются в роли глаголов-связок в составных сказуемых.
Поэт пытается понять… Тютчев был склонен усматривать в явлениях природы… Тютчев являлся наследником романтизма…
Объективность.
Объективность изложения (отсутствие субъективных оценок) достигается некоторыми особенностями синтаксической структуры текста: здесь чаще используются предложения неопределенно-личные (считают, что…), определенно-личные (рассмотрим проблему...), безличные (следует отметить… известно, что…).
В научном тексте недопустимо личное, субъективное мнение, поэтому в нем не принято использовать местоимения 1-го лица (я) и 2-го лица (ты); глаголы в 1-ом и 2-ом лице единственного числа.
Поэту выпало на долю завершить романтические искания и наметить выход за их пределы… Для осмысления образа-переживания необходимо всмотреться в словесный ряд…
Результатом работы на данном этапе урока является таблица, составленная учащимися в ходе выступлений, обсуждений, презентации.
Научный стиль речи.
1. |
Цель использования. |
Сообщение, передача научной информации, обучение основам знаний, развитие интереса к науке. |
2. |
Сфера использования. |
Научная сфера жизни: наука, техника, образование. |
3. |
Разновидности научного стиля. |
Собственно научный, научно-учебный, научно-популярный. |
4. |
Особенности научного стиля. |
Языковые средства выражения характерных особенностей. |
|
Логичность. |
Повтор слова как средства связи; использование наречий, указывающих на последовательность развития мысли; обилие вводных слов и предложений. |
|
Точность. |
Употребление однозначных слов, терминов; отсутствие образных средств. |
|
Обобщенность. |
Употребление слов в обобщенном значении. |
|
Отвлеченность |
Преобладание существительных отвлеченных; использование суффиксов, придающих отвлеченное значение. |
|
Объективность. |
Неупотребительность местоимений Я, ТЫ и глаголов 1-го и 2-го лица единственного числа; преобладание неопределенно-личных и безличных предложений. |
5. |
Жанры научного стиля. |
Монография, диссертация, научная статья, учебники, реферат, доклад, курсовая работа…
|
V. Практическая работа.
Десятиклассники в новой учебной ситуации решают поставленные задачи. На данном этапе возможна работа в парах сильный-слабый. Проверка выполненного задания позволяет осуществить самоконтроль, определить область затруднения и скорректировать индивидуальный образовательный маршрут.
Задание 1. Для анализа предлагается следующий текст. Для удобства работы он выводится и на интерактивную доску.
Лирика Тютчева тяготеет, во-первых, к традиции одической поэзии 18 века и, во-вторых. к тому типу элегии, который был создан Жуковским. С одой (прежде всего духовной) лирику Тютчева связывает устойчивый интерес к метафизике человеческого и божественного, к теме «человек и вселенная»; с элегией - тип героя. Следовательно, своеобразие художественного мира поэзии Тютчева и заключается в том, что в ней элегический герой, с его одиночеством, тоской страданиями, любовными драмами, предчувствиями и прозрениями, вводится в круг проблематики духовной оды.
Пользуясь составленной таблицей, ученики должны определить особенности стиля данного текста и языковые средства их выражения, проверить правильность расстановки знаков препинания с помощью интерактивной доски. Один из учащихся стилусом расставляет знаки препинания и графически объясняет их постановку.
Какие особенности научного стиля были определены в ходе самостоятельной работы?
Логичность изложения. Об этом свидетельствуют вводные слова. Точность изложения. В тексте широко используются литературоведческие термины: одическая поэзия, духовная ода, тип героя, элегический герой, проблематика духовной оды). Обобщенность. Слова употреблены не в конкретном значении, а в обобщенном; элегический герой с его одиночеством, тоской, страданиями, любовными драмами… круг проблематики духовной оды…) Отвлеченность. Насыщенность текста отвлеченными существительными: традиция, интерес, метафизика, одиночество…Объективность. Отсутствуют синтаксические конструкции с местоимениями 1-го и 2-го лица единственного числа и глаголами в форме 1-го и 2-го лица.)
Задание 2. Следующий вид работы напрямую связан с подготовкой к ЕГЭ и по русскому языку, и по литературе. Анализируя текст, ученики отмечают такую его характерную особенность, как насыщенность терминами, в данном случае литературоведческими.
Что такое ТЕРМИН? Это слово или сочетание слов, обозначающее строго определенное научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие. Теперь десятиклассники должны соотнести термины с их толкованием, лексическим значением. В случае затруднений рекомендуется обратиться к справочным материалам в пособиях по подготовке к экзаменам.
Список терминов. Метафора, антитеза, оксюморон, литота, эпитет, сравнение, инверсия, анафора, градация, аллитерация.
1. Образное определение; слово, определяющее предмет и подчеркивающее его свойства. |
|
2. Скрытое сравнение. Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. |
|
3. Единоначатие. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. |
|
4. Стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий. |
|
5. Прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. |
|
6.Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении грамматической последовательности речи. |
|
7. Прием усиления изобразительности путем повторения согласных звуков. |
|
8.Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. |
|
9. (Постепенность) – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости. |
|
10. Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). |
|
Параллельно на интерактивной доске выполняется орфоэпическое упражнение: один из учащихся расставляет ударение в предложенных литературоведческих терминах.
Задние 3. ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку умения анализировать языковые особенности художественного текста. Без знания литературоведческих и лингвистических терминов и применения этих знаний обойтись невозможно. Учащимся предлагается указать изобразительные средства языка в следующих строчках из стихотворений Ф.И.Тютчева. (Задания распечатаны для каждого учащегося).
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен.
1) эпитет 2) анафора 3) олицетворение 4) сравнение
Как опрокинутое небо,
Под нами море трепетало…
1) эпитет 2) оксюморон 3) сравнение 4) градация
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
1) сравнение 2) олицетворение 3) инверсия 4) метонимия
Мужайтесь, боритесь, о храбрые други,
Как бой ни жесток, ни упорна борьба.
1) градация 2) риторическое обращение 3) метафора 4) оксюморон
Задание 4. Если темп урока достаточно высок, то учащимся можно предложить еще одно задание. Схема его выполнения противоположна предыдущему: от учеников требуется вычеркнуть из предложенного списка тот термин, который вписан ошибочно, то есть назвать такое языковое средство выразительности, которое отсутствует в приведенном стихотворении Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь…».
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
Список терминов.
1. Аллитерация.
2. Инверсия.
3. Книжные слова с высокой поэтической окраской.
4. Риторическое восклицание.
5. Олицетворение.
6. Эпитеты.
7. Анафора.
Задание 5. Практическая часть урока заканчивается комплексной работой с текстом-рассуждением научного стиля. Поскольку на предыдущих занятиях шел разговор о типах речи, о композиционных особенностях повествования, описания, рассуждения, то предлагаемое задание связано с понятиями тип речи и стиль речи. Учащиеся должны разделить предложенный отрывок из статьи на абзацы в соответствии с классической композицией текста-рассуждения, ввести соответствующие вводные слова или предложения. При необходимости изменить предложения так, чтобы избежать грамматических ошибок.
Противоречие становится пафосом поэзии Тютчева. Во множестве вариантов антитеза проходит через все творчество поэта. Любовь воспета, но уже сопоставляется с самоубийством; день сияет своими «золотыми тканями», но уже решительная рука держит «покрывало дня», чтобы сдернуть его и обнажить бездну ночи. Два, две, двойственность – эта поэтическая цифирь символична у Тютчева и, часто встречаясь, выражает представление поэта о «двойном бытии»: о жизни и смерти, о ничтожестве человека и огромности вселенной, о величии духа и несовершенстве слова, о хаосе и гармонии… Антиномичность Тютчева не надумана, она органична, она создает его поэтический мир.
После проверки выполненного задания – чтения текста с вводными словами и обсуждения возможных вариантов – выясняется, все ли было понятно. Безусловно, всех интересует лексическое значение слова антиномичность (противоречие между двумя взаимоисключаемыми положениями, явлениями, сущностями, каждое из которых доказуемо логическим путем, существует в отдельности: жизнь и смерть, дух и материя), которое почти все слышали впервые.
Старшеклассники отмечают, что в ходе работы встретились слова, значение которых было совершенно непонятно ранее: микрофоссилии, докембрий, остеологические материалы, спондей, метафизика, антиномичность. Некоторым было трудно дать толкование литературоведческим терминам пафос, стопа, четырехстопный ямб, духовная ода. Поэтому закономерным шагом является словарно-лексическая работа, в ходе которой учащиеся обращаются к словарям, ресурсам Интернета, тем самым совершенствуя метапредметные навыки работы со справочными изданиями.
VI. Заключительный комментарий учителя содержит замечание о том, что столь большое внимание уделяется общенаучным и узкоспециальным терминам потому, что в текстах научного стиля они составляют около 20% и являются его наиболее характерной языковой особенностью. Кроме того, работа на уроке преследовала практическую цель – подготвку к выпускным экзаменам и по русскому языку, и по литературе. Но самое главное – научная речь, с ее характерными особенностями - логичностью, точностью, обобщенностью, отвлеченностью и объективностью - является важной составляющей общей и профессиональной культуры человека.
Безусловно, материал, предложенный десятиклассникам, одновременно и интересен, и сложен. Но он позволил познакомить учащихся с образцовыми текстами, расширить их лингвистический кругозор, углубить базовые понятия о стилистике, усовершенствовать общеучебные умения и навыки. Все это очень важно, поскольку научная речь является не только средством овладения определенной информацией, но и средством ее реализации в ходе выполнения старшеклассниками творческих работ, подготовки докладов, рефератов, создания проектов и их защиты, выступлений на семинарах и научно-практических конференциях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.