Урок русского языка в 11 классе.
Учитель русского языка и литературы ГБОУ КШИ «Кубанский казачий кадетский корпус» Бычкова Елена Юрьевна
Тема урока: Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений
Цели:
Образовательные:
Развивающие:
· развивать умения находить ошибки и исправлять их, использовать теоретический материал по данной теме при подготовке к ЕГЭ
Воспитательные:
воспитывать культуру поведения во время работы в группе;
Формировать УУД:
личностные УУД:
регулятивные УУД:
коммуникативные УУД:
познавательные УУД:
Планируемые результаты:
Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
Метапредметные связи: русский язык, литература.
Основные понятия: Односоставные и двусоставные предложения. Определённо-личные предложения; обобщённо-личные предложения; неопределённо-личные предложения; назывные предложения; безличные предложения, неполные предложения.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Технология: модульная
Методы урока:
исследовательский
поисковый
репродуктивный
эвристический
Оборудование к уроку:
мультимедийный проектор,
компьютер,
экран,
презентация,
карточки,
таблицы- кластеры;
оценочные листы для каждого ученика.
Формы работы:
индивидуальная,
фронтальная,
в парах,
в группах.
ХОД УРОКА
I. Этап мотивации
Добрый день, уважаемые гости! Сегодня мы рады предложить вам урок русского языка в 11 классе
Поясняю, что класс разбит на 3 группы (группы формирую по силам, соответственно подбираю задания для работы)
В ходе урока мы должны ответить на опросы: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
1. Чтение предложений.
(распечатать материал один на парту, 12 штук)
(1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом!
(2) Зима. Мороз.
(3) Завтра утром встану, побегу в сад.
(4) Магнит находят в земле с железной рудой.
(5) В первые же годы меня здесь выбрали в почетные мировые судьи.
(7) Тебе о солнце не пропеть.
(вывожу на доску после чтения учащихся)
2.Беседа по предложенным предложениям:
- прочитайте предложения;
- обратите внимание на структуру предложений;
-выделите грамматические основы предложений;
-в чем особенность данных предложений?
- как и в каких заданиях ЕГЭ этот материал приходится использовать?
3.Я дополняю:
- опираясь на данный материал, определите тему урока. (Односоставные предложения и их употребление в речи)
II. Организационный момент
- открываем тетради и записываем число, классную работа и тему урока
- на боковой доске записаны цели урока:
-закрепление умения определять одно- и двусоставные предложения; формирование умения осуществлять самопроверку, взаимопроверку, способности находить ошибки и исправлять их;
- повторение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
зачитывает ученик!!!
Учитель: А теперь давайте определимся с первым вопросом.
ЧТО Я ХОЧУ СДЕЛАТЬ на уроке по данной теме?
Учитель: для достижения данных целей нам необходимо начать работу! А начнем мы ее с составления алгоритма, которым будем пользоваться на уроке для дальнейшей работы по теме. Для этого еще раз обратимся к тем предложениям, которые у вас перед глазами (работаем с материалам, который был дан ребятам в начале урока).
В ходе работы поясняю, что у каждого ребенка на столе есть оценочные листы, где мы будем выводить +/- за каждый этап работы. Ребятам самим предлагается составить алгоритм действий для работы.
Должно получиться: (после обсуждения вывожу алгоритм на доску)
III. Этап организации совместной деятельности по усвоению материала урока.
1.Данный этап начинаю с составления кластера. Сделать это предлагаю учащимся из сильной группы.
2.Остальные ребята в это время работают со следующим материалом:
переписать, вставить пропущенные буквы с обозначением морфемы, подчеркнуть грамматические основы, найти односоставные предложения.
1)
Люблю тебя, П…тратв…ренье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
2)
И на обломках сам...властья
Напишут наши имена!
3)
И скучно и грустно, и (не)кому руку подать
В минуту душевной (не)взгоды…
4)
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремл… , друг пр…лестный?
5) Но вот закружилась поземка, и пот…щило ветром снег по реке.
6) Все вокруг покрылось снегом, внезапно похолодало.
-Проверку проводим в парах, используя материал с доски. Объясняем ошибки. В оценочный лист ставим +, если нет орфографических ошибок, правильно определены односоставные предложения.
Вопрос классу: в каких заданиях ЕГЭ мы используем данные орфографические и пунктуационные правила?
Пришло время второго вопроса:
ЗАЧЕМ Я ЭТО ДЕЛАЮ? ЗАЧЕМ Я ИЗУЧАЮ ДАННУЮ ТЕМУ?
3. Обсуждение кластера, подготовленного в группе. Ребята готовили его на листах А3. Выходя к доске, объясняют поэтапно материал.
4.Вывожу свой кластер на электронную доску, раздаю данный материал каждому ученику. Сравниваем с тем, что сделали ребята.
IV. Этап закрепления и применения изученного.
1. Фронтальный опрос.
• Какое предложение называется односоставным?
• Каковы виды односоставных предложений?
• Чем отличаются определенно-личные предложения от неопределенно-личных и обобщенно-личных?
• Какое предложение называется безличным?
• Какие односоставные предложения называются назывными?
2. Трансформация двусоставного предложения в односоставное безличное (двусоставные предложения выведены на электронную доску).
Задание: записать предложения в тетрадь, подчеркнуть грамматическую основу. Провести трансформацию двусоставного предложения в односоставное безличное. Записать полученное предложение.
· Приятно пахло свежее сено. – Приятно пахнет свежим сеном
· Воздушная волна выбила стекла в доме. -Волной выбило стекла в доме.
· Буря повалила огромное дерево. - Бурей повалило огромное дерево.
· Дети так хотели попасть на елку. - Детям хотелось попасть на елку.
· Чистый снег заметает поля. - Чистым снегом заметает поля.
- в данном случае использую метод самопроверки
(теперь односоставные предложения выношу на эл. доску, идет обсуждение правильности проделанной работы).
3 .Работа на закрепление. Подчеркнуть грамматические основы.
Определите тип односоставного предложения
1. Стою один среди равнины голой. (__________________________________)
2. К этому стихотворению со временем напишут музыку. (________________)
3. Темно на улице. (_____________________)
4. Теплая южная осень. (_____________________)
5. Солнце заволокло сплошным дымом. (______________________)
6. Вот и рассвело. (______________________)
7. В дверь тихо постучали. (______________________)
8. Люблю грозу в начале мая… (__________________________)
Проверку проводим в парах, заполняем оценочные листы. Чтобы поставить « 5», за данную работу, необходимо выполнить правильно 8 предложений, на «4» возможны 2 ошибки, на «3» - 3 ошибки, более 3 ошибок- «2»
4.Прием «Лови ошибку».
На доску вывожу предложения. Предлагаю исправить ошибки. Работа фронтальная, устная.
На улице было холодно. О-Л
Ломаные линии, острые углы были изображены в тетради. Б
Много песен сложено о любви. Н-Л
Про него давно говорят много хорошего. ДВУС.
Скоро увидимся. Н-Л
В воздухе пахнет грозой. Б
Кругом всё было тихо и спокойно. О-Л
За опоздание будете наказаны. Н-Л
Друг далёкий, вспомни обо мне. ДВУС.
Что посеешь, то и пожнёшь. Б
У многих ещё нет компьютеров. О-Л
Тишина кругом. Б
5. Проверка усвоения материала. Самостоятельная работа
Определите тип простого
предложения.( двусост. или односост.)Укажите вид односоставного предложения:
О-Л, Н-Л, Б-Л, Н.
1. Тополь рукой мохнатой в наше окно стучит.
2. Не забывай родные дали.
3. Принесли к врачу солдата только что из боя.
4.Мне было скучно.
5. Юность склонна к быстрым обобщениям.
6. Обожаю всяческую жизнь.
7. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
8. Не хочется забывать вчерашний дивный день.
9. Опалило ивушку грозою.
10.Я воспитан природой суровой.
Проверка проводится самостоятельно. Ответы выношу на доску. Правильность проверки корректирую сама и с помощью ребят из сильной группы. Оценки вносятся в оценочный лист. В оценочный лист: «5» - все 10 предложений правильно определены
«4»- допускается 2 ошибки; на «3»- 3-4 ошибки; более 4 ошибок- «2»
V. Рефлексия: обсуждение результатов.
- Я знаю все виды односоставных предложений.
- Я знаю, но затрудняюсь находить односоставные предложения.
- Я знаю и могу находить в тексте виды односоставных предложений.
- Могу использовать односоставные предложения при написании сочинения.
- Могу правильно применять данный материал при выполнении заданий 16- 21 ЕГЭ
Наш последний вопрос: КАК Я ЭТО СДЕЛАЛ?
VI. Выставление оценок провожу на основе оценочных листов.
VII. Домашнее задание предлагаю на выбор.
1. Написать сочинение-эссе на тему «Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?», используя односоставные предложения
2. Составить тест на тему «Односоставные предложения, их виды» (не менее 20 вопросов).
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (заполняют учащиеся)
ФИ кадета
|
Дата |
Тема урока:
|
|||||
Вид работы |
Сделано без ошибок-«5» |
Допущено 1-2 ошибки «4» |
51% работы выполнен- «3»
|
Выполнено 50% и менее «2» |
Отметка, выставленная учащимся |
Отметка учителя |
|
Составление кластера/ Работа с предложениями 1-5 |
|
|
|
|
|
|
|
Трансформация предложений |
|
|
|
|
|
|
|
Закрепление. Определение типа односоставных предложений |
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
|
|
|
За урок выставляем средний арифметический балл |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.