Урок русского языка в 11 классе по теме "Односоставные предложения"
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Урок русского языка в 11 классе по теме "Односоставные предложения"

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл—11 кл
14.01.2020
Урок по теме "Односоставные предложения. Группы односоставных предложений

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

УРОК в 11 классе.docx

Урок русского языка в 11 классе.

Учитель русского языка и литературы ГБОУ КШИ «Кубанский казачий кадетский корпус» Бычкова Елена Юрьевна

Тема урока: Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений

Цели:

Образовательные:

  • систематизировать сведения по теме «Односоставные предложения»;
  • совершенствовать умение различать виды односоставных предложений;
  • обучение комплексному анализу текста;
  • развивать умение пользоваться ранее найденными способами при выходе к новым понятиям, делать выводы, оценивать работы товарища;

Развивающие:

  • развивать логическое и ассоциативное мышление, умение систематизировать полученные знания;

·         развивать умения находить ошибки и исправлять их, использовать теоретический материал по данной теме при подготовке к ЕГЭ

  •  

Воспитательные:

воспитывать культуру поведения во время работы в группе;

Формировать УУД:

личностные УУД:

  • способность к самооценке критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;

 регулятивные УУД:

  • оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;

коммуникативные УУД:

  • тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать её, работать в парах и группах;

 познавательные УУД:

  • систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, находить нужную информацию.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать понятия односоставные и двусоставные предложения; виды односоставных предложений;
  • Уметь различать односоставные и двусоставные предложения; определять виды односоставных предложений; использовать односоставные предложения в разных стилях речи; правильно ставить знаки препинания в односоставных предложениях с осложняющими элементами.

Личностные:

  • Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД);
  • Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);
  • Уметь систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, находить нужную информацию (Познавательные УУД).

Метапредметные связи: русский язык, литература.

Основные понятия: Односоставные и двусоставные предложения. Определённо-личные предложения; обобщённо-личные предложения; неопределённо-личные предложения; назывные предложения; безличные предложения, неполные предложения.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Технология: модульная

Методы урока:

исследовательский

поисковый

репродуктивный

эвристический

Оборудование к уроку:

мультимедийный проектор,

компьютер,

экран,

презентация,

карточки,

таблицы- кластеры;

оценочные листы для каждого ученика.

Формы работы:

индивидуальная,

фронтальная,

в парах,

в группах.

 

                                          ХОД УРОКА

 

 

I.                  Этап мотивации

Добрый день, уважаемые гости! Сегодня мы рады предложить вам урок русского языка в 11 классе

Поясняю, что класс разбит на 3 группы (группы формирую по силам, соответственно подбираю задания для работы)

В ходе урока мы должны ответить на опросы: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

 

1.     Чтение предложений.

(распечатать материал один на парту, 12 штук)

 

(1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом!

(2) Зима. Мороз.

(3) Завтра утром встану, побегу в сад.

(4) Магнит находят в земле с железной рудой.

(5) В первые же годы меня здесь выбрали в почетные мировые судьи.

(7) Тебе о солнце не пропеть.

 

 

(вывожу на доску после чтения учащихся)

 

 

2.Беседа по предложенным предложениям:

- прочитайте предложения;

- обратите внимание на структуру предложений;

-выделите грамматические основы предложений;

-в чем особенность данных предложений?

- как и в каких заданиях ЕГЭ этот материал приходится использовать?

           3.Я дополняю:

- опираясь на данный  материал, определите тему урока. (Односоставные предложения и их употребление в речи)

II. Организационный момент

- открываем тетради и записываем число, классную работа и тему урока

- на боковой доске записаны цели урока:

-закрепление умения определять одно- и двусоставные предложения; формирование умения осуществлять самопроверку, взаимопроверку, способности находить ошибки и исправлять их;

- повторение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

зачитывает ученик!!!

Учитель: А теперь давайте определимся с первым вопросом.

ЧТО Я ХОЧУ СДЕЛАТЬ на уроке по данной теме?

Учитель:  для достижения данных целей нам необходимо начать работу! А начнем мы ее с составления алгоритма, которым будем пользоваться на уроке для дальнейшей работы по теме. Для этого еще раз обратимся к тем предложениям, которые у вас перед глазами (работаем с материалам, который был дан ребятам в начале урока).

В ходе работы поясняю, что у каждого ребенка на столе есть оценочные листы, где мы будем выводить +/- за каждый этап работы. Ребятам самим предлагается составить алгоритм действий для работы.

 Должно получиться: (после обсуждения вывожу алгоритм на доску)

III.           Этап организации совместной деятельности по усвоению материала урока.

1.Данный этап начинаю с составления кластера. Сделать это предлагаю учащимся из сильной группы.

2.Остальные ребята в это время работают со следующим материалом:

 переписать, вставить пропущенные буквы с обозначением морфемы, подчеркнуть грамматические основы, найти односоставные предложения.

1)

Люблю тебя, П…тратв…ренье,

Люблю твой строгий, стройный вид…

2)

И на обломках сам...властья

Напишут наши имена!

3)

И скучно и грустно, и (не)кому руку подать

В минуту душевной (не)взгоды…

4)

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремл… , друг пр…лестный?

5) Но вот закружилась поземка, и пот…щило ветром снег по реке.

6) Все вокруг покрылось снегом, внезапно похолодало.

-Проверку проводим в парах, используя материал с доски. Объясняем ошибки. В оценочный лист ставим +, если нет орфографических ошибок, правильно определены односоставные предложения.

Вопрос классу: в каких заданиях ЕГЭ мы используем данные орфографические и пунктуационные правила?

Пришло время второго вопроса:

ЗАЧЕМ Я ЭТО ДЕЛАЮ? ЗАЧЕМ Я ИЗУЧАЮ ДАННУЮ ТЕМУ?

3. Обсуждение кластера, подготовленного в группе. Ребята готовили его на листах А3.  Выходя к доске, объясняют поэтапно материал.

 

4.Вывожу свой кластер на электронную доску, раздаю данный материал каждому ученику. Сравниваем с тем, что сделали ребята.

 

 

IV.            Этап закрепления и применения изученного.

 

1.     Фронтальный опрос.

         Какое предложение называется односоставным?

         Каковы виды односоставных предложений?

         Чем отличаются определенно-личные предложения от неопределенно-личных и обобщенно-личных?

         Какое предложение называется безличным?

         Какие односоставные предложения называются назывными?

 

 

2.     Трансформация двусоставного предложения в односоставное безличное (двусоставные предложения выведены на электронную доску).

Задание: записать предложения в тетрадь, подчеркнуть грамматическую основу. Провести трансформацию двусоставного предложения в односоставное безличное. Записать полученное предложение.

·        Приятно пахло свежее сено. – Приятно пахнет свежим сеном

·        Воздушная волна выбила стекла в доме. -Волной выбило стекла в доме.

·        Буря повалила огромное дерево. - Бурей повалило огромное дерево.

·        Дети так хотели попасть на елку. - Детям хотелось попасть на елку.

·        Чистый снег заметает поля. - Чистым снегом заметает поля.

-  в данном случае использую метод самопроверки

 (теперь односоставные предложения выношу на эл. доску, идет обсуждение правильности проделанной работы). 

 

 

 

 

3  .Работа на закрепление. Подчеркнуть грамматические основы.

Определите тип односоставного предложения

1.     Стою один среди равнины голой. (__________________________________)

2.     К этому стихотворению со временем напишут музыку. (________________)

3.     Темно на улице. (_____________________)

4.     Теплая южная осень. (_____________________)

5.     Солнце заволокло сплошным дымом. (______________________)

6.     Вот и рассвело. (______________________)

7.     В дверь тихо постучали. (______________________)

8.     Люблю грозу в начале мая… (__________________________)

Проверку проводим в парах, заполняем оценочные листы. Чтобы поставить « 5», за данную работу, необходимо выполнить правильно 8 предложений, на «4» возможны 2 ошибки, на «3» - 3 ошибки, более 3 ошибок- «2»

 

4.Прием «Лови ошибку».

 На доску вывожу предложения. Предлагаю исправить ошибки. Работа фронтальная, устная.

На улице было холодно. О-Л

Ломаные линии, острые углы были изображены в тетради. Б

Много песен сложено о любви. Н-Л

Про него давно говорят много хорошего. ДВУС.

Скоро увидимся. Н-Л

В воздухе пахнет грозой. Б

Кругом всё было тихо и спокойно. О-Л

За опоздание будете наказаны. Н-Л

Друг далёкий, вспомни обо мне. ДВУС.

Что посеешь, то и пожнёшь. Б

У многих ещё нет компьютеров. О-Л

Тишина кругом. Б

 

5.     Проверка усвоения материала. Самостоятельная работа

 

Определите тип простого предложения.( двусост. или односост.)Укажите вид односоставного предложения: О-Л, Н-Л, Б-Л, Н. 
1. Тополь рукой мохнатой в наше окно стучит. 
2. Не забывай родные дали. 
3. Принесли к врачу солдата только что из боя. 
4.Мне было скучно. 
5. Юность склонна к быстрым обобщениям. 
6. Обожаю всяческую жизнь. 
7. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. 
8. Не хочется забывать вчерашний дивный день. 
9. Опалило ивушку грозою. 
10.Я воспитан природой суровой. 

Проверка проводится самостоятельно. Ответы выношу на доску. Правильность проверки корректирую сама и с помощью ребят из сильной группы.  Оценки вносятся в оценочный лист. В оценочный лист: «5» - все 10 предложений правильно определены

«4»- допускается 2 ошибки; на «3»- 3-4 ошибки;  более 4 ошибок- «2»

 



V.               Рефлексия: обсуждение результатов. 


- Я знаю все виды односоставных предложений.
- Я знаю, но затрудняюсь находить односоставные предложения. 
- Я знаю и могу находить в тексте виды односоставных предложений.

- Могу использовать односоставные предложения при написании сочинения.

- Могу правильно применять данный материал при выполнении заданий 16- 21 ЕГЭ

Наш последний вопрос: КАК Я ЭТО СДЕЛАЛ?

VI.            Выставление оценок провожу на основе оценочных листов.

VII.        Домашнее задание предлагаю на выбор.

1.     Написать сочинение-эссе на тему «Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?», используя односоставные предложения

2.     Составить тест на тему «Односоставные предложения, их виды» (не менее 20 вопросов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (заполняют учащиеся)

ФИ кадета

 

 

Дата

Тема урока:

 

Вид работы

Сделано без ошибок-«5»

Допущено 1-2 ошибки

«4»

51% работы выполнен- «3»

 

 

Выполнено 50% и менее

«2»

Отметка, выставленная учащимся

Отметка учителя

Составление кластера/ Работа с предложениями 1-5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трансформация предложений

 

 

 

 

 

 

 

 

 Закрепление. Определение типа односоставных предложений

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За урок выставляем средний арифметический балл

 

 

 

скачать по прямой ссылке