27.11 Урок №35 рус. яз. в 11 кл.
Тема урока: Простое предложение. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.
Методические цели урока :систематизировать знания о простом предложении, совершенствовать навыки согласования сказуемого с подлежащим , формировть умение находить предложения с грамматической ошибкой и редактировать ; развивать логическое мышление, воспитывать потребность в правильной и грамотной речи.
Оборудование: раздаточный материал, презентация.
Тип урока: урок отработки умений и навыков.
Ход урока.
I.Оргмомент.
II.Мотивация учебной деятельности.
Проблемный вопрос:
Какое окончание подходит для глагола – сказуемого?
Сколько учеников присутству…т сегодня на уроке?
Большинство учеников нашего класса хорошо подготовил…сь к ЕГЭ.
Прошл… две недели.
III.Тема и целеполагание.
Вот над этой темой мы сегодня и будем работать (объявление темы урока)
IV.Работа по теме урока.
1. Орфоэпическая пятиминутка.
Поставить ударение. Прочитать слова.
Осведомишься,накренится,жалюзи,новостей,ногтя,отозвалась,сироты,краси-вее,начавший,сливовый.
2.Обобщение материала с самостоятельным анализом примеров:
СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ
|
СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч. |
|
МН.Ч. |
||
1 |
ПОДЛЕЖАЩЕЕ неодушевлённое сущ.; собирательное сущ. народ,молодёжь,студенчество,крестьянство); обозначает животное; местоимение: КТО,НИКТО, КТО-ТО. Несколько лампочек то гасл.., то тускло разгорал..сь. Молодёжь охотно участву..т в движении Гринпис». Никто, даже специалисты, не мог.. поставить диагноз. Прилетел.. несколько голубей.. |
1 |
ПОДЛЕЖАЩЕЕ одушевлённое сущ.; неодушевлённое сущ. – сказуемое -АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ: Большинство учащихся хорошо отвечал.. на уроке. Восемь самолётов взлетел.. попарно. Большинство учащихся работал.. летом.(НО: Большинство работало летом) |
||
2 |
ПОДЛЕЖАЩЕЕ СО СЛОВАМИ: Абсолютное большинство +сущ.; Подавляющее большинство +сущ.; Огромное большинство +сущ.; Только, лишь, всего, Едва, часть, каждый, Всякий, любой, Много, немного,мало, немало, сколько, столько. Абсолютное большинство учащихся школы принял.. участие в концерте. Только человек шесть справил..сь с заданием. Пришл.. лишь пять человек. |
2 |
Дистанционное расположение главных членов: Большинство учащихся, успешно закончив школу, поступа..т в вузы. Ряд специалистов, окончивших вузы, направля..тся в село. |
||
3. |
СКАЗУЕМОЕ – КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ: Несколько человек ранен.. . Большинство писем доставлен.. . |
3 |
ОДНОРОДНЫЕ подлежащие или сказуемые. ПРЯМОЙ ПОРЯДОК СЛОВ: Большинство детей и подростков занима..тся в спортивных секциях школы. |
||
4 |
ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ (сказуемое перед подлежащим), предл. имеет значение бытия, наличия, существования. ПАССИВНОЕ СКАЗУЕМОЕ: В начале улицы появил..сь несколько теней. В комнате был.. два окна. В санях сидел.. три мужика. |
4. |
Подлежащее –ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО чего-либо (ВСЕГО, ОКОЛО,БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, СВЫШЕ): Около двадцати человек провожал.. его. |
||
5. |
ПОДЛЕЖАЩЕЕ мера , вес, время (лет, месяцев, недель, дней, часов) сущ: пара, тройка, десяток, дюжина, сотня, масса, уйма, бездна, тысяча, миллион, миллиард и т.п. До конца уроков оставал..сь 5 минут Публики сегодня был.. целая сотня. Тысяча книг уж просмотрен... |
5 |
СИС- именная часть которого –ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ МН.Ч.: Большая часть домов этом районе камен… . Большинство девушек были приезж… . |
||
6. |
ПОДЛЕЖАЩЕЕ – составное числительное на «ОДИН», сущ. –«лет», «часов» и т д .: Прошл.. 100 лет. В соревнованиях участвовал.. 21 представитель школ района. |
6 |
Числительное 2,3,4 входит в состав подлежащего: Три заявления лежал.. на столе. |
||
ДВОЯКАЯ ФОРМА |
|||||
1 |
Подлежащее оба лица равноправны в действиях-Мн. Ч., если одно лицо –основное,другое сопутствующее-ЕД.Ч. |
Брат с сестрой приехали (=приехал) в деревню. Жена с мужем приглашены (=приглашена)в гости. |
|||
2. |
Сказуемое ЕД.Ч.-показывает действие как одно целое. МН.Ч. –показывает раздельные действия. |
Пять солдат отправилось в разведку (одной группой)
Пять солдат отправились в разведку.(каждый со своим заданием) |
|||
3 |
Сказуемое согласуется с именем СОБСТВЕННЫМ. |
Редактор Павлова исправила рукопись. Врач Иванова сегодня не принимала. |
|||
3. Практикум по теме:
Задание: поставить сказуемое в нужной форме.
1.Большинство студентов по всем вопросам повестки дня единодушно (поддержать) докладчика.
|
ПОДДЕРЖАЛИ Подлежащее- существительное одушевлённое. Дистанционное расположение главных членов предложения. |
2. Большинство учителей школы (предъявлять) высокие требования к учащимся и (добиваться) глубоких знаний у учащихся. |
ПРЕДЪЯВЛЯЮТ И ДОБИВАЮТСЯ Подлежащее- существительное одушевлённое. Прямой порядок слов. |
3. Большинство рабочих, инженеров, служащих завода (высказаться) против кандидата.
|
ВЫСКАЗАЛИСЬ Подлежащее- существительное одушевлённое. Однородные подлежащие
|
4. На берегу (стоять) несколько верб.
|
СТОЯЛО Подлежащее- существительное неодушевлённое. Обратный порядок слов. Пассивное сказуемое. |
5. Часть учеников (уехать) на соревнования. |
УЕХАЛА Подлежащее со словом ЧАСТЬ |
6. Большинство ребят , живущих в нашем дворе, уже (отправиться) в поход
|
ОТПРАВИЛИСЬ Подлежащее- существительное одушевлённое. Дистанционное расположение главных членов предложения. |
7. За коляской (бежать) четыре пса.
|
БЕЖАЛИ Подлежащее- существительное одушевлённое. Числительное 4 входит в состав подлежащего |
8. Над головой (просвистать) две пули.
|
ПРОСВИСТЕЛИ Подлежащее- существительное неодушевлённое, но сказуемое –«АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ» Числительное 2 входит в состав подлежащего. |
9. Немало детей ежегодно (отдыхать) в различных оздоровительных центрах |
ОТДЫХАЕТ Подлежащее- существительное со словом НЕМАЛО
|
4 Задание: редактирование.
Немало интересных вопросов возникли при обсуждении нового кинофильма.
|
ВОЗНИКЛО Подлежащее- существительное неодушевлённое со словом НЕМАЛО
|
В центральном универмаге продаются много товаров.
|
ПРОДАЁТСЯ Подлежащее- существительное неодушевлённое со словом МНОГО. Обратный порядок слов.
|
Папа с маленькой дочкой ходили на концерт.
|
ХОДИЛ Одно лицо совершает основное действие, другое- сопутствующее. |
В шкафу лежат много интересных книг.
|
ЛЕЖИТ Подлежащее- существительное неодушевлённое со словом МНОГО. Обратный порядок слов. Сказуемое – «ПАССИВНОЕ» |
На протяжении веков крестьянство боролись против угнетения.
|
БОРОЛОСЬ Подлежащее- существительное СОБИРАТЕЛЬНОЕ. |
6.Детство и юность её прошло в купеческой семье |
ПРОШЛИ Подлежащее-ОДНОРОДНЫЕ существительные. |
7.В деревне послышались топот и крики.
|
ПОСЛЫШАЛСЯ Подлежащее- существительное неодушевлённое. Обратный порядок слов Сказуемое согласуется с близстоящим словом. |
8.Большинство дверей было низко для его роста. |
БЫЛИ НИЗКИ (БЫЛИ НИЗКИЕ) СИС - именная часть прилагательное |
9. В кружке занимается пять учеников. |
ЗАНИМАЕТСЯ-ЗАНИМАЮТСЯ (двоякая форма) |
10. Большинство названных книг изданы недавно.
|
ИЗДАНО Подлежащее- существительное неодушевлённое. Сказуемое – краткое причастие. |
V. Итог урока.Рефлексия. ТЕСТ
1.Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении:
а) Несколько учеников подошли к письменному столу.
б) Большинство домов обветшало.
в) В вузы поступили сорок один человек.
г) Движущей силой истории является народ.
2. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:
а) Молодёжь получают знания.
б) Он бал больной гриппом.
в) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.
г) Слово взяла профессор Сергеева.
3.Найдите предложение с грамматической ошибкой:
а) Свет и тепло исходили от костра.
б) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.
в) Часть станков была отправлена.
г) На столе стоит три подсвечника.
4.Найдите предложение без грамматической ошибки:
а) Сотня спортсменов разбежались по стадиону.
б) СМИ провело однодневную акцию протеста.
в) С тех пор миновало пять лет.
г) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех
|
1 |
2 |
3 |
4 |
а |
|
|
|
|
б |
|
|
Х |
|
в |
Х |
|
|
Х |
г |
|
Х |
|
|
Самостоятельная проверка теста, выставление оценок.
VI.Д. з.: работа по карточке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.