Урок русского языка в 11 классе .Тема урока: Простое предложение. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.
Оценка 4.9

Урок русского языка в 11 классе .Тема урока: Простое предложение. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.

Оценка 4.9
doc
20.01.2020
Урок русского языка в 11 классе .Тема урока: Простое предложение. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.
Некоторые случаи согласования в числе.doc

 

27.11                                                        Урок №35               рус. яз. в 11 кл.

Тема урока: Простое предложение. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.

Методические цели урока :систематизировать знания о простом предложении, совершенствовать навыки согласования сказуемого с подлежащим , формировть умение находить предложения с грамматической ошибкой и редактировать ; развивать логическое мышление, воспитывать потребность в правильной и грамотной речи.

Оборудование: раздаточный материал, презентация.

Тип урока: урок отработки умений и навыков.

                                                               Ход урока.

I.Оргмомент.

II.Мотивация учебной деятельности.

Проблемный вопрос:

Какое окончание подходит для глагола – сказуемого?

Сколько учеников присутству…т сегодня на уроке?

Большинство учеников нашего класса хорошо подготовил…сь к ЕГЭ.

Прошл…  две недели.

III.Тема и целеполагание.

Вот над этой темой мы сегодня и будем работать (объявление темы урока)

IV.Работа по теме урока.

1. Орфоэпическая пятиминутка.

Поставить ударение. Прочитать слова.

Осведомишься,накренится,жалюзи,новостей,ногтя,отозвалась,сироты,краси-вее,начавший,сливовый.

2.Обобщение  материала с самостоятельным анализом примеров:

                           СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ПОДЛЕЖАЩИМ

 

СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч.

 

МН.Ч.

1

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

неодушевлённое сущ.;

собирательное сущ. народ,молодёжь,студенчество,крестьянство);

обозначает животное;

местоимение: КТО,НИКТО,

КТО-ТО.

Несколько лампочек то гасл.., то тускло разгорал..сь.

Молодёжь охотно участву..т в движении Гринпис».

Никто, даже специалисты, не мог.. поставить диагноз.

Прилетел.. несколько голубей..                          

1

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

одушевлённое сущ.;

неодушевлённое сущ. – сказуемое -АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ:

Большинство учащихся хорошо отвечал.. на уроке.

Восемь самолётов взлетел..  попарно.

Большинство учащихся работал.. летом.(НО: Большинство работало летом)

2

ПОДЛЕЖАЩЕЕ  СО СЛОВАМИ:

Абсолютное большинство +сущ.;

Подавляющее большинство +сущ.;

Огромное большинство +сущ.;

Только, лишь, всего,

Едва, часть, каждый,

Всякий, любой,

Много, немного,мало, немало, сколько, столько.

Абсолютное большинство учащихся школы принял.. участие в концерте.

Только человек шесть справил..сь с заданием.

Пришл.. лишь пять человек.

2

Дистанционное расположение главных членов:

Большинство учащихся, успешно закончив школу, поступа..т в вузы.

Ряд специалистов, окончивших вузы, направля..тся в село.

3.

СКАЗУЕМОЕ – КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ:

Несколько человек ранен.. .

Большинство писем доставлен.. .

3

ОДНОРОДНЫЕ подлежащие или сказуемые. ПРЯМОЙ ПОРЯДОК СЛОВ:

Большинство детей и подростков занима..тся в спортивных секциях школы.

4

ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ (сказуемое перед подлежащим), предл. имеет значение  бытия, наличия, существования. ПАССИВНОЕ СКАЗУЕМОЕ:

В начале улицы появил..сь несколько теней.

В комнате был.. два окна.

 В санях сидел.. три мужика.

4.

Подлежащее –ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО чего-либо (ВСЕГО,

ОКОЛО,БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, СВЫШЕ):

Около двадцати человек провожал.. его.

5.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

мера , вес, время (лет, месяцев, недель, дней, часов)

сущ: пара, тройка, десяток, дюжина, сотня, масса, уйма, бездна, тысяча, миллион, миллиард  и т.п.

До конца уроков оставал..сь 5 минут

Публики сегодня был..  целая сотня.

Тысяча книг  уж просмотрен...

5

СИС- именная часть которого –ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ МН.Ч.:

Большая часть домов  этом районе камен… .

Большинство девушек были приезж… .

6.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ – составное числительное на «ОДИН», сущ. –«лет», «часов» и т д .:

Прошл.. 100 лет.

В соревнованиях участвовал.. 21 представитель школ района.

6

Числительное 2,3,4 входит  в состав подлежащего:

Три заявления лежал.. на столе.

                                                                        ДВОЯКАЯ ФОРМА

1

Подлежащее

оба лица равноправны в действиях-Мн. Ч.,

если одно лицо –основное,другое сопутствующее-ЕД.Ч.

 

 

Брат с сестрой приехали (=приехал) в деревню.

Жена с мужем приглашены (=приглашена)в гости.

2.

Сказуемое

ЕД.Ч.-показывает действие как одно целое.

МН.Ч. –показывает раздельные действия.

Пять солдат отправилось в разведку (одной группой)

 

 

 

Пять солдат отправились в разведку.(каждый со своим заданием)

3

Сказуемое согласуется с именем СОБСТВЕННЫМ.

Редактор Павлова исправила рукопись.

Врач Иванова сегодня не принимала.

3. Практикум по теме:

Задание: поставить сказуемое в нужной форме.

1.Большинство студентов по всем вопросам повестки дня единодушно (поддержать) докладчика.

 

 

ПОДДЕРЖАЛИ

Подлежащее- существительное одушевлённое.

Дистанционное расположение главных членов предложения.

2. Большинство учителей школы  (предъявлять) высокие требования к учащимся и (добиваться) глубоких знаний у учащихся.

ПРЕДЪЯВЛЯЮТ И ДОБИВАЮТСЯ

Подлежащее- существительное одушевлённое.

Прямой порядок слов.

3. Большинство рабочих, инженеров, служащих завода  (высказаться) против кандидата.

 

ВЫСКАЗАЛИСЬ

Подлежащее- существительное одушевлённое.

Однородные подлежащие

 

4. На берегу (стоять) несколько верб.

 

СТОЯЛО

Подлежащее- существительное неодушевлённое.

Обратный порядок слов.

Пассивное сказуемое.

5. Часть учеников  (уехать) на соревнования.

УЕХАЛА

Подлежащее со словом ЧАСТЬ

6. Большинство ребят , живущих в нашем дворе, уже  (отправиться) в поход

 

ОТПРАВИЛИСЬ

Подлежащее- существительное одушевлённое.

Дистанционное расположение главных членов предложения.

7. За коляской (бежать) четыре пса.

 

БЕЖАЛИ

Подлежащее- существительное одушевлённое.

Числительное 4 входит в состав подлежащего

8. Над головой (просвистать) две пули.

 

ПРОСВИСТЕЛИ

Подлежащее- существительное неодушевлённое, но сказуемое –«АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ»

Числительное 2 входит в состав подлежащего.

9. Немало детей  ежегодно (отдыхать) в различных оздоровительных центрах

ОТДЫХАЕТ

Подлежащее- существительное со словом

НЕМАЛО

 

4 Задание: редактирование.

            Немало интересных вопросов возникли при обсуждении нового кинофильма.

 

ВОЗНИКЛО

Подлежащее- существительное неодушевлённое со словом НЕМАЛО

 

В центральном универмаге продаются много товаров.

 

ПРОДАЁТСЯ

Подлежащее- существительное неодушевлённое со словом МНОГО.

Обратный порядок слов.

 

Папа с маленькой дочкой ходили на концерт.

 

ХОДИЛ

Одно лицо совершает основное действие, другое- сопутствующее.

В шкафу лежат много интересных книг.

 

ЛЕЖИТ

Подлежащее- существительное неодушевлённое со словом МНОГО.

Обратный порядок слов.

Сказуемое – «ПАССИВНОЕ»

На протяжении веков крестьянство боролись против угнетения.

 

БОРОЛОСЬ

Подлежащее- существительное СОБИРАТЕЛЬНОЕ.

6.Детство и юность её прошло в купеческой семье

ПРОШЛИ

Подлежащее-ОДНОРОДНЫЕ существительные.

7.В деревне послышались топот и крики.

 

ПОСЛЫШАЛСЯ

Подлежащее- существительное неодушевлённое.

Обратный порядок слов

Сказуемое согласуется с близстоящим словом.

8.Большинство   дверей  было низко для его роста.

БЫЛИ НИЗКИ (БЫЛИ НИЗКИЕ)

СИС - именная часть прилагательное

9. В кружке   занимается пять учеников.

ЗАНИМАЕТСЯ-ЗАНИМАЮТСЯ

(двоякая форма)

10. Большинство названных книг изданы недавно.

 

ИЗДАНО

Подлежащее- существительное неодушевлённое.

Сказуемое – краткое причастие.

 

V. Итог урока.Рефлексия. ТЕСТ

1.Подлежащее неправильно согласовано со сказуемым в предложении:

а) Несколько учеников подошли к письменному столу.

б) Большинство домов обветшало.

в) В вузы поступили сорок один человек.

г)  Движущей силой истории является народ.

2. Подлежащее правильно согласовано со сказуемым в предложении:

а) Молодёжь получают знания.

б) Он бал больной гриппом.

в) Никто из нас вначале не могли справиться с проблемой.

г) Слово взяла профессор Сергеева.

3.Найдите предложение с грамматической ошибкой:

а) Свет и тепло исходили от костра.

б) У тех, кто выбрали профессию врача, должно быть доброе сердце.

в) Часть станков  была отправлена.

г) На столе стоит три подсвечника.

4.Найдите предложение без грамматической ошибки:

а) Сотня спортсменов разбежались по стадиону.

б) СМИ провело однодневную акцию протеста.

в) С тех пор миновало пять лет.

г) Его самолюбие, точнее эгоизм, неприятно поразили всех

 

1

2

3

4

а

 

 

 

 

б

 

 

Х

 

в

Х

 

 

Х

г

 

Х

 

 

 

Самостоятельная проверка теста, выставление оценок.

VI.Д. з.: работа по карточке.

Урок русского языка в 11 классе .Тема урока: Простое предложение. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.

Урок русского языка в 11 классе .Тема урока: Простое предложение. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.

Урок русского языка в 11 классе .Тема урока: Простое предложение. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.

Урок русского языка в 11 классе .Тема урока: Простое предложение. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.

Урок русского языка в 11 классе .Тема урока: Простое предложение. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.

Урок русского языка в 11 классе .Тема урока: Простое предложение. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.

Урок русского языка в 11 классе .Тема урока: Простое предложение. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.

Урок русского языка в 11 классе .Тема урока: Простое предложение. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020