Урок русского языка в 3 классе "Дательный падеж"
Оценка 4.9

Урок русского языка в 3 классе "Дательный падеж"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
16.05.2021
Урок русского языка в 3 классе "Дательный падеж"
дательный падеж.docx

Османова Рагимат Курбановна

МБОУ «Чинарская СОШ №1» Дербентского района

Открытый урок по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС

 

 

Предмет: русский язык

Класс: 3 «В»

Тема урока: «Дательный падеж имён существительных»

Цели урока:

- ознакомить с особенностями дательного падежа;

- развивать умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомить с особенностями дательного падежа;

- научить находить имена существительные в дательном падеже в тексте.

Личностные:

- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Русский язык 3 кл. 2ч, Канакина В.П., Горецкий В.Г., Москва «Просвещение», 2013; индивидуальные карточки; презентация.

 

Технологическая карта урока

 

Этап урока

Методы и приёмы

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Самоопределение к деятельности

1. организация рабочего  места

- слово учителя

-орфографическая минутка

2. актуализация знаний

Словарная работа

-практический: выделение орфограмм;

- словесный: беседа

 

 

 

 

3. целеполагание

2 мин.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку, те, кто готов, могут садиться.

-  Ребята, посмотрите на наших гостей. Улыбнитесь своему соседу. Помашите другу!

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.

-  Запишите число, классная работа.

- Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах

Мир, ива, сливы, диво.

- Дайте характеристику этому звуку.

- Спишите, продолжив закономерность.

ии И иии И ии И иии

- Отгадайте загадку. Спишите. Подчеркните орфограммы.

Осенью в щель заберется,

А весной проснется. (Муха)

– Теперь посмотрите на доску, что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)

до берега

для мамы

из бумаги

с горки

без товарища

- Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (До чего? до берега; для кого? для мамы; из чего? из бумаги; с чего? с горки; без кого? без товарища)

- Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги)

- Почему к некоторым словам задавали вопрос «кого?», а к некоторым словам вопрос «чего?»? (Одушевлённые, неодушевлённые имена существительные)

- С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с)

- Сколько всего предлогов? (10)

- Какой падеж мы изучали на прошлом уроке? (Родительный падеж)

- Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж)

- Почему вы так думаете? (После родительного падежа идёт дательный падеж)

- Какую цель мы поставим? (Научиться распознавать дательный падеж в тексте)

- приветствовать учителя;

- определять орфограммы;

- находить общие признаки данных слов;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- задавать вопросы Р.п.;

 

- отвечать на вопросы учителя;

- называть предлоги Р.п.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- формулировать тему и цель урока

Р:- принимать и сохранять

учебную задачу.

 

Р.:- определять цель учебной деятельности, урока.

II. Постановка и

решение учебной задачи

- практический: минутка чистописания, определение падежа;

- словесный: беседа;

 

- практический: выделение окончаний

- словесный: беседа

 

 

 

- практический: разбор орфограмм;

 

- практический: нахождение имён сущ. В Д.п.

 

- практический: запись предложений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Работа в группах

40 мин.

- Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?)

- Запишите в тетради тему нашего урока. (Дательный падеж)

- Запишите под диктовку словосочетания.

Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.

- Разберём словосочетания и определим падеж имён существительных. (Плыл по реке – главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре – главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж; обрадовался солнцу – главное слово обрадовался, обрадовался (чему?) солнцу, дательный падеж)

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по)

- А теперь подчеркните предлоги и выделите окончания имён существительных.

- упр.82 (групповая работа)

1 группа

Вставить вместо пропусков вопросы, подходящие по смыслу.

Подарил (…?) другу.

Рад (…..?) весне.

Подошел (… …...?) к коню.

Ехал (.. …..?) по дороге.

Подъехал (… .........?) к площади.

Прыгнул (………?.) через бревно

2 группа

Вставить вместо пропусков предлоги, подходящие по смыслу.

Подарил ... другу.

Рад ... весне.

Подошел … коню.

Ехал … дороге.

Подъехал … площади.

Прыгнул … бревно

- Выполним упр.83 на стр.46. (Прочитайте. Назовите басни)

       1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей»)

- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей»)

- Давайте разберём орфограммы. Объясните, какие буквы вставим и почему? (Ворона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек; дереву - деревья; улицам - словарное слово; водили - водит; Муравью - разделительный мягкий знак; ползёт - полз)

-Теперь в каждом предложении найдём имя существительное в Д.п. и зададим к нему вопрос от выделенного слова.

- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по)

Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.

- Запишите эти предложения, вставляя пропущенные буквы, подчеркните их и над именем сущ. В Д.п. напишите падеж.

- отвечать на вопросы учителя;

- записывать число, классная работа;

- записывать словосочетания;

- определять падеж имён сущ. С помощью вопросов;

 

- определять предлоги Д.п.;

- подчёркивать окончания имён сущ.;

- читать предложения и определять басни;

 

 

- определять басню по иллюстрации;

- определять и объяснять орфограммы в словах;

 

 

- находить имена сущ. В Д.п.;

- отвечать на вопросы;

 

- задавать вопросы к именам сущ.;

- записывать предложения

К:- участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания.

 

Р:- осмыслять учебный материал; действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

 

Динамическая пауза

1 мин.

Для глаз

- повторять движения

 

III. Рефлексия. Итог

- практический: составление словосочетаний

- словесный: беседа;

 

- практический: самостоятельная работа

 

Работа в парах

 

Индивидуальная работа по карточке (1 ученик)

Карточка

  Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.

     (От чего?) от дуба, (по чему?) по тропинке, (к чему?) к ёлке, (до чего?) до дороги, (по чему?) по небу, (из чего?) из дома, (вокруг чего?) вокруг леса,  (к кому?) к бабушке, (у чего?) у окна.

Работа в парах (5 пар)

Работа с деформированным предложением
-
Подчеркнуть грам. основу предложения, определить падеж выделенных слов.

1) сын, в, деревню, к, дедушке, приехал

2) дивану, Рыжик, по, ползет

3) по, Давид, дорожке, бежал

4) подаркам, обрадовались, дети, папы, от

5) спустился, ручью, к, муравей

- составлять словосочетания, меняя основное слово;

 

- находить различия;

 

- самостоятельно выполнять задания

 

- отвечать на вопросы

Р:- действовать по плану и планировать свои учебные действия.

Р:- осмыслять учебный материал; действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

- словесный: беседа, похвала

2 мин.

- Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы: кому? чему?, употребляются с предлогами к, по)

- Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имён существительных)

- Запишите домашнее задание: стр.47 упр.85

- отвечать на вопросы;

 

- записывать домашнее задание

Р:- понимать причины успеха и неуспеха в учёбе.


 

Османова Рагимат Курбановна

Османова Рагимат Курбановна

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже

Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже

Работа в группах40 мин. - Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже

Работа в группах40 мин. - Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже

II. Постановка и решение учебной задачи - практический: минутка чистописания, определение падежа; - словесный: беседа; - практический: выделение окончаний - словесный: беседа - практический: разбор…

II. Постановка и решение учебной задачи - практический: минутка чистописания, определение падежа; - словесный: беседа; - практический: выделение окончаний - словесный: беседа - практический: разбор…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2021