Османова Рагимат Курбановна
МБОУ «Чинарская СОШ №1» Дербентского района
Открытый урок по русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: русский язык
Класс: 3 «В»
Тема урока: «Дательный падеж имён существительных»
Цели урока:
- ознакомить с особенностями дательного падежа;
- развивать умения определять падеж по вопросу и предлогу.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомить с особенностями дательного падежа;
- научить находить имена существительные в дательном падеже в тексте.
Личностные:
- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Русский язык 3 кл. 2ч, Канакина В.П., Горецкий В.Г., Москва «Просвещение», 2013; индивидуальные карточки; презентация.
Технологическая карта урока
Этап урока Методы и приёмы |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|
I.Самоопределение к деятельности 1. организация рабочего места - слово учителя -орфографическая минутка 2. актуализация знаний Словарная работа -практический: выделение орфограмм; - словесный: беседа
3. целеполагание |
2 мин. |
- Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку, те, кто готов, могут садиться. - Ребята, посмотрите на наших гостей. Улыбнитесь своему соседу. Помашите другу! - Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем. - Запишите число, классная работа.
- Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах Мир, ива, сливы, диво. - Дайте характеристику этому звуку. - Спишите, продолжив закономерность. ии И иии И ии И иии - Отгадайте загадку. Спишите. Подчеркните орфограммы. Осенью в щель заберется, А весной проснется. (Муха)
– Теперь посмотрите на доску, что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж) до берега для мамы из бумаги с горки без товарища
- Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (До чего? до берега; для кого? для мамы; из чего? из бумаги; с чего? с горки; без кого? без товарища) - Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги) - Почему к некоторым словам задавали вопрос «кого?», а к некоторым словам вопрос «чего?»? (Одушевлённые, неодушевлённые имена существительные) - С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с) - Сколько всего предлогов? (10) - Какой падеж мы изучали на прошлом уроке? (Родительный падеж) - Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж) - Почему вы так думаете? (После родительного падежа идёт дательный падеж) - Какую цель мы поставим? (Научиться распознавать дательный падеж в тексте) |
- приветствовать учителя; - определять орфограммы; - находить общие признаки данных слов;
- задавать вопросы Р.п.;
- отвечать на вопросы учителя; - называть предлоги Р.п.;
- формулировать тему и цель урока |
Р:- принимать и сохранять учебную задачу.
Р.:- определять цель учебной деятельности, урока. |
|
II. Постановка и решение учебной задачи - практический: минутка чистописания, определение падежа; - словесный: беседа;
- практический: выделение окончаний - словесный: беседа
- практический: разбор орфограмм;
- практический: нахождение имён сущ. В Д.п.
- практический: запись предложений
Работа в группах |
40 мин. |
- Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?)
- Запишите в тетради тему нашего урока. (Дательный падеж) - Запишите под диктовку словосочетания. Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу. - Разберём словосочетания и определим падеж имён существительных. (Плыл по реке – главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре – главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж; обрадовался солнцу – главное слово обрадовался, обрадовался (чему?) солнцу, дательный падеж) - Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по) - А теперь подчеркните предлоги и выделите окончания имён существительных. - упр.82 (групповая работа)
1 группа Вставить вместо пропусков вопросы, подходящие по смыслу. Подарил (…?) другу. Рад (…..?) весне. Подошел (… …...?) к коню. Ехал (.. …..?) по дороге. Подъехал (… .........?) к площади. Прыгнул (………?.) через бревно 2 группа Вставить вместо пропусков предлоги, подходящие по смыслу. Подарил ... другу. Рад ... весне. Подошел … коню. Ехал … дороге. Подъехал … площади. Прыгнул … бревно - Выполним упр.83 на стр.46. (Прочитайте. Назовите басни) 1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей») - Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей») - Давайте разберём орфограммы. Объясните, какие буквы вставим и почему? (Ворона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек; дереву - деревья; улицам - словарное слово; водили - водит; Муравью - разделительный мягкий знак; ползёт - полз) -Теперь в каждом предложении найдём имя существительное в Д.п. и зададим к нему вопрос от выделенного слова. - Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по) Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью. - Запишите эти предложения, вставляя пропущенные буквы, подчеркните их и над именем сущ. В Д.п. напишите падеж. |
- отвечать на вопросы учителя; - записывать число, классная работа; - записывать словосочетания; - определять падеж имён сущ. С помощью вопросов;
- определять предлоги Д.п.; - подчёркивать окончания имён сущ.; - читать предложения и определять басни;
- определять басню по иллюстрации; - определять и объяснять орфограммы в словах;
- находить имена сущ. В Д.п.; - отвечать на вопросы;
- задавать вопросы к именам сущ.; - записывать предложения |
К:- участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания.
Р:- осмыслять учебный материал; действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.
|
|
Динамическая пауза |
1 мин. |
Для глаз |
- повторять движения |
|
|
III. Рефлексия. Итог - практический: составление словосочетаний - словесный: беседа;
- практический: самостоятельная работа
Работа в парах |
|
Индивидуальная работа по карточке (1 ученик)
Работа в парах (5 пар) Работа
с деформированным предложением 1) сын, в, деревню, к, дедушке, приехал 2) дивану, Рыжик, по, ползет 3) по, Давид, дорожке, бежал 4) подаркам, обрадовались, дети, папы, от 5) спустился, ручью, к, муравей |
- составлять словосочетания, меняя основное слово;
- находить различия;
- самостоятельно выполнять задания
- отвечать на вопросы |
Р:- действовать по плану и планировать свои учебные действия. Р:- осмыслять учебный материал; действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя. |
|
- словесный: беседа, похвала |
2 мин. |
- Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы: кому? чему?, употребляются с предлогами к, по) - Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имён существительных) - Запишите домашнее задание: стр.47 упр.85 |
- отвечать на вопросы;
- записывать домашнее задание |
Р:- понимать причины успеха и неуспеха в учёбе. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.