урок русского языка в 3 классе по теме:"Дательный и предложный падежи имен существительных 1 склонения"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

на данном уроке формируются умения применять правила правописания предлогов и безударных окончаний имен существительных 1 склонения в Д.п. и П. п.
Иконка файла материала урок русского языка .docx

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 класс III четверть (учитель – ДороховаЛ.Г.»)

Тема: Дательный и предложный падежи имен существительных 1 склонения.

·         демонстрировать уровень полученного знания, выполняя  действие на увеличения/уменьшения числа в несколько раз;

·         применять знания в разных ситуациях (решение примеров – стандартная ситуация, задач – новая ситуация),  используя правило;

·         оценивать себя и одноклассников.

 

Учебная  цель-результат:

  • сформировать умения применять  правила правописания   предлогов и безударных окончаний имен существительных 1 склонения в Д.п. и П. п.

Задачи (для ребенка)

·         Выходить  на способ,  припоминая  правило,;

·         Выполнять правило, объясняя последовательность действий;

·         Выполняют алгоритма (применяют правило в разных ситуациях), высказывая свое суждение;

·         Оценивают себя и одноклассника (рефлекися)

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коррекционно-развивающая работа

1.      Актуализация знаний.

 

На доске:

Отошёл от площадк…, передал для дяд…, взял у бабушк…, думал о бабушк…, подошёл к бабушк… .

 

- Что можете сказать о существительных в данных словосочетаниях?

 

 

 

 - Спишите, вставив пропущенные окончания.

 

- Проверяем.

КОД  (+ над словом)

 

 

 

 

 

- В данных словосочетаниях  все имена существительные 1 склонения.

 

 

В ходе проверки дети проговаривают окончания, падеж.

Над каждым правильно написанным словом ставим  + (плюс), если слово написано неверно, исправляют ошибку, и ставят  – (минус).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ване, Максиму (дети с ОВЗ)

 задание (карточка с помощью)

Цель-результат: применить (использовать) знания о предлогах и окончания изученных ранее.

Отошёл от площадк… (Р. п.),

передал для дяд…   (   Р.п.),

взял у бабушк… (Р. п.),

подошёл к бабушк… (  Д. п.),

думал о дедушк…. (П. п.).

Падежи

Слова-помощники

Вопросы

Окончания

Предлоги

И. п.

есть

кто? что?

-а, -я

-

Р. п.

нет

кого? чего?

-ы, -и

от, до, из, без, у, для, около, подле, возле

Д. п.

обрадовался

кому? чему?

 

к, по

В. п.

вижу

кого? что?

-у, -ю

в, на, за, про, через

Т. п.

доволен

кем? чем?

 

лод, над, за, с, перед, между

П. п.

думаю

о ком? о чём?

 

в, на, о, об, при

Проверка (сравнение с эталоном)

2.      Целеполагания

Появление проблемы

?

- Определите падежи у данных существительных.

- Что знаете о существительных 1 склонения Д. и П. падежей?

Падежи   

Слова-помощники

Вопрос

Окончания

Предлоги

Д.п

дал

кому? чему?

?

к,по

П.п.

думаю

о ком? о чём?

?

в,на,о,об,при

 

Над чем мы сегодня будем работать?

 

думал о бабушк… (и,е),

подошёл к бабушк…(и,е)

?

 

Дети говорят о существительных 1 склонения и заполняется таблица

 

 

Формулирование целей-результатов:

- Узнаем окончания существительных 1 склонения в Д. и П. падежах

- Будем применять знания на практике

3.      Решение проблемы

- У нас появилась проблема?

- Как её решить?

- Хотите обсудить? Каким образом?

 

 

Предположительно групповая работа.

Установка на правила работы в группе.

Работа в группах.

Защита результатов работы групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- На что ориентировались при выборе решения?

 - Удалось ли нам решить данную проблему?

Падежы

Слова-помощники

Вопрос

Окончания

Предлоги

Д.п

дал

кому? чему?

к,по

П.п.

думаю

о ком? о чём?

в,на,о,об,при

 

 

 

 

 

 

 

Выход на  правило с.33-34

   Существительные 1 склонения в Д. и П. падежах имеют окончание –Е.

   Буква Е в безударных окончаниях существительных в Д. и П. падежах – это орфограмма.

Ответы детей

Дети выбирают форму работы (фронтальная, групповая, в парах).

 

 

 

 

Дети защищают свои результаты работы в группе (рассуждают, устанавливают причинно-следственные связи, доказывают).

Окончания бывают ударные и безударные.

-Окончания данных существительных безударные.

Дети делают вывод:

- «Чтобы правильно написать безударные окончания существительных 1 склонения в Д. и П. падежах, необходимо ориентироваться на ударные окончания в том же падеже»

- «Существительные 1 склонения в Д. и П. падежах имеют окончания  - е»

 

Чтение правила и сравнение со своим выводом.

 

Максим (ребенок с ОВЗ) включается в групповую работу.

 

 

 

 

 

 

 

Ване (ребенок с ОВЗ) - индивидуальное задание:

просклонять существительное РЕКА, с опорой на памятку.

Цель-результат: применить (использовать) знания о предлогах и окончаниях

 

 

 

Максим (ребенок с ОВЗ) представляет решение своей группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваня (ребенок с ОВЗ) присоединяется к классу

 

 

 

 

 

 

4.      Применение полученных знаний в стандартной ситуации.

 - Хотите проверить, как работает орфограмма?

С. 34, упр. 332.

 

Письмо с комментированием.

(цель-результат: применение (использование) нового знания)

5.      Физминутка

По потребности

Упражнения на релаксацию (расслабление) :

1). И. п. – основная стойка. Медленно поднять руки вверх, сжимая и разжимая пальцы, медленно отпустить руки вниз, сжимая и разжимая пальцы.

2). И. п. – стойка ноги врозь, руки за головой. Повороты туловища вправо, руки в стороны; вернуться в и. п. То же в другую сторону.

3). И. п. – стойка, руки за спиной. Присесть, руки вперед; вернуться в и. п.

и активизацию мыслительной деятельности.

(игра «Кто внимательный?»)

6.      Применение полученных знаний в нестандартной ситуации.

Задание:

- Придумать 2-3 предложения со словами: бабушка, дедушка, дорога, деревня, тропинка. Данные существительные употребляйте  в Р., Д., и П. падежах.

Самостоятельная работа.

(цель-результат: комбинирование, получение целого обладающего новизной)

Задание для Вани и Максима:

Списать загадку, вставив  пропущенные окончания. Написать отгадку.

 

  Красная девица сидит в темниц…, а коса на улиц… .

                                      ( ……..    . )

(цель-результат: комбинирование, получение целого обладающего новизной)

7.      Рефлексия.

 - Какие новые открытия совершили для себя и какие трудности испытали?

 - Проставьте уровни понимания работы на уроке.

Выражают своё отношение индивидуально.

Ваня и Максим (дети с ОВЗ) рефлесируют через карточку настроения.

8.      Д\з.

С. 36-37, упр.334, 337, по выбору.

Комментирование д/з.

Выбирают и записывают домашнее задание.

 

Домашнее задание для учащихся с ОВЗ: с. 36, упр. 337. Дается алгоритм по выполнению задания:

1. Прочитай  словосочетание.

2. От главного слова (оно стоит первым) к зависимому (оно в скобках) задай вопрос с опорой на данный  предлог.

3. Определи, ударное окончание или безударное в зависимом слове.

4. Определи падеж существительного с опорой на таблицу.

5. По таблице проверь правильность написанного безударного окончания.

6. Перейди к следующему словосочетанию и работай по карточке-помощнику с первого пункта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


к,по

кому? чему?

о ком? о чём?

в,на,о,об,

при

думаю      нет     дал

кого?        чего?

от, до, из, без, у, для, около, подле, возле

Р.п.   Д.п.   П.п.


 

Посмотрите также