Урок русского языка в 4 классе "Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах -ова (-ева), -ыва (-ива)"
Оценка 5

Урок русского языка в 4 классе "Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах -ова (-ева), -ыва (-ива)"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
15.06.2020
Урок русского языка в 4 классе "Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах -ова (-ева), -ыва (-ива)"
На уроке дети сами определяют цель и учебную задачу. Работают в группе, выполняя задание по инструкции. работают над самооценкой, делают вывод по исследованию глаголов.
Потложа Л. Урок русского языка Правиписание суффиксов глаголов .docx

                       

 

 

                                 

Урок русского языка в 4 классе

 

                                 

 

 

                                                                                    

 

«Правописание суффиксов глагола.

Гласные в суффиксах - ова (-ева), - ыва (-ива)»

 

 

 

 

 

                                                                                                                 Составила:

                                                                                    учитель начальных классов                

                                                                                                    высшей категории

                                                                                                         Потложа Л.А.

 

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород

 

 

Урок русского языка в 4 классе

 

«Правописание суффиксов глагола»

Гласные в суффиксах - ова (-ева), - ыва (-ива)»

Цели:

образовательные:

формировать умение распознавать суффиксы –ова(-ева), - ыва(-ива) в глаголах; отрабатывать практические навыки правильного написания суффиксов –ова(-ева), - ыва(-ива) в глаголах;

развивающие:

учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста; способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

воспитательные:

содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.

 

Планируемые результаты образования:

учащиеся должны знать: способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов;

учащиеся должны уметь: владеть способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов.

 

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

 уметь организовать учебное сотрудничество; самостоятельно определять цели обучения; работать с различными источниками информации, осознанно выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

 

Личностные: развивать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение правописания и проверки суффиксов глаголов; коммуникативную компетенцию в общении и сотрудничестве с одноклассниками; элементарные навыки самооценки своей деятельности. 

 

Оборудование урока: индивидуальные карточки-тест, опора-схема, карты для исследования.

 

Тип урока:  комбинированный

 

                                               

 

 

 

                                          Ход урока 

I. Операционно-мотивационный этап

- Ребята, нам всем приятно, когда рядом человек с хорошим настроением.                                                                                                           В класс пришёл – не хмурь лица,                                                                            Будь весёлым до конца!                                                                               Ты не зритель и не гость ,                                                                                              А программы нашей гвоздь!

Не ленитесь, улыбайтесь,                                                                                                 Всем законам подчиняйтесь!                                                                                                 А закон у нас такой - Все в учёбу с головой!

- Итак, принимаемся за работу.

- Кто сегодня отсутствует? Кто опоздал?

 

II. Чистописание - 3мин

Запишем число, классная работа. Запись на доске:

__ иы ____ ое _____

_ ова, ева, ыва, ива _

 Начинаем урок с минутки чистописания. Работаем с первой строкой. До середины строки прописываем букву  строчную и ы, 2-ую половину строки   строчную о е. Обратите внимание на соединение. На второй строке пропишем сочетание ова, ева, ыва, ива до конца строки.

Вывод. Зачем мы отрабатываем написание букв и элементов?

Учимся писать красиво! А что это значит?

 

III. Проверка домашнего задания

-А сейчас проверим домашнее задание.

-Рядовые расскажите, все ли справились с д/з?

-Поднимите руку, кому легко было выполнить д/ задание (написано задание за доской).с.131упр.5

Дождь идет

Дождь идет,

Потоки льются.

Черный кот глядит на блюдце.

В блюдце нету молока,

Смотрит кот на облака:

"Хоть бы раз полил нарочно

С неба в блюдце дождь молочный!"

(Эти стихи посвящены любимому коту поэта)

 

Ученик работает за доской.      (Чечубалин)

У. Давайте проверим как с этим заданием справился

Льются, блюдце (ТРИ РАЗА), полил

Д. Проверяют, ищут ошибки.

У. Какое слово вызвало затруднение при исправлении.

Ответы детей.

У. Почему?

Ответы детей.

Вывод: Что нужно знать, чтобы выполнить задание?

Правила правописания глаголов и сущ.

Тест

Распредели глаголы по группам, подчеркни орфограмму:

Катается, играешь, беречь, купаться, стоишь, гордиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

Катается

играешь

купаться

беречь

гордиться

стоишь

 

-Проверим.

- В листе самооценки выставите себе баллы за этот этап урока

 

Разборы.

У доски работают 3 ученика.

Остальные  пишут под диктовку словарные слова: искусство, килограмм,  кроссворд, металл, одиннадцать(взаимопроверка по словарю)

-Что объединяет эти слова в группу?

Вывод: словарные слова необходимо знать.

- В листе самооценки выставите себе баллы за этот этап урока

 

У. А теперь повторим некоторые разборы.

Фонетический разбор  - ёлка   (Немыкина)

Ёлка- ёл-ка -2 слога,  [й’ олка ]-4б., 5 зв.

Ё-[й’ ]-согл., мягк.,звон.,

   [ о ]-гласн.,ударн.,

Л-[л ]- согл.,тв.п., звон.,

К-[к ]- согл., тв.п.,глух. п.,

А-[а ]- гласн.,безуд.

 

Морфологический разбор существительного-       (Гатунов)

Пишут не пером, а  умом.

Пером-сущ.,н.ф.-перо, нариц.,неодуш., ср.р., 2-е скл., Т.п.,ед.ч., в предложении является дополн.: пишут (чем?) пером

 

Синтаксический анализ предложения  (Баринова)

В лесу на опушке вы  ель не рубите!

Предложение побудительное, восклицательное, ГРАММАТИЧЕСКА ОСНОВА- вы не рубите, распросраненное, нет однородных членов.

 

Разбор слова по составу – перебрасываешь  (Бурцев Артем)

 

У. Давайте проверим фонетический разбор.

Д. Проговаривает. Оценивание учащегося.

У. Проверим морфологический разбор сущ.

Оценивание учащегося.

У. Проверим предложение.

Оценивание учащегося

Вывод: Для разборов необходимо знать алгоритм разбора, готовить базу знаний для среднего звена.

- В листе самооценки выставите себе баллы за этот этап урока

 

IV. Подготовка к усвоению нового материала

Игра «Передай мел другому»

На доске - два столбика. Задание: вставить пропущенную гласную.

1команда                              2 команда

Бурцев В.                             Зорин В

Дикарева К                          Хованская Е.

выключа…т                        команд…вать

стро…шь                             танц…вать

шут…те                                запис…вать

замеча..м                             устра…вать

- В листе самооценки выставите себе баллы за этот этап урока

V. Постановка проблемного вопроса:

- Почему в первом столбике мы смогли вставить гласную в глаголы, а во втором - не смогли. Затрудняемся?

-В какой части слова пропущена гласная? (выделяют суффикс). Что мы знаем о написании таких суффиксов в глаголах?

 VI.Формулировка цели урока и постановка учебных задач. 

- Какова цель сегодняшнего урока?

 (познакомиться с новым правилом, научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами, …)

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Правильно, тема нашего урока « Правописание суффиксов глагола – ова- (-ева-), - ыва- (-ива-)».

- Зная тему, определите задачи урока с помощью слов подсказок.

1. Мы узнаем …

2. Мы научимся …

VII.  Работа над решением поставленных задач. Прием «Мудрые совы»

 

-самостоятельная работа учащихся с текстом (работа в группе)

-выполнение заданий с целью обработки информации

 

Выберите из текста новую для вас информацию.

 

Отметьте в тексте информацию, которая была вам известна ранее «+», а неизвестную «++».

 

Проиллюстрируйте основную мысль  схемой

 

- Давайте проведём исследование и попробуем ответить на проблемный вопрос :

- Исследуйте и докажите, когда в глаголах мы будем писать суффиксы - ыва(ива), а когда –ова(ева).

Разделимся на  группы.( Каждая группа получает задание) . Прочитайте внимательно инструкцию, выполните задания и сделайте вывод.

                                         Инструкция

1.      Выделите в глаголах начальной формы суффиксы -ыва- (-ива-),   

          - ова - (-ева-).

2.      Поставьте данные глаголы в форме 1 лица единственного числа

         (Я  что делаю?). Обозначьте суффиксы.

3.      Сравните суффиксы в глаголах ( в первом и втором столбиках).   

         Какую особенность вам удалось заметить?

4.      Определите, в каких словах суффиксы сохранились.

5.      Сделайте вывод, в каких случаях пишут суффиксы –ыва-(-ива-),

         а когда – ова-(-ева-).

1группа

действовать

 

танцевать

 

перебрасывать

 

заканчивать

 

 

 

2 группа

бинтовать

 

горевать

 

дописывать

 

замораживать

 

 

3группа

завидовать

 

ночевать

 

разбрасывать

 

пересаживать

 

 

4группа

советовать

 

воевать

 

откладывать

 

устраивать

 

 

5группа

бинтовать

 

танцевать

 

отгадывать

 

распиливать

 

 

6группа

 

пробовать

 

ночевать

 

рассказывать

 

выкрикивать

 

 

 

1группа

действовать

действую

танцевать

танцую

перебрасывать

перебрасываю

заканчивать

заканчиваю

 

 

2группа

бинтовать

бинтую

горевать

горюю

дописывать

дописываю

замораживать

замораживаю

 

3группа

завидовать

завидую

ночевать

ночую

разбрасывать

разбрасываю

пересаживать

пересаживаю

 

4группа

советовать

советую

воевать

воюю

откладывать

откладываю

устраивать

устраиваю

 

5группа

бинтовать

бинтую

танцевать

танцую

отгадывать

отгадываю

распиливать

распиливаю

 

 

6группа

пробовать

пробую

ночевать

ночую

рассказывать

рассказываю

выкрикивать

выкрикиваю

 

- Какой вывод вы можете сделать, что вы выяснили? Слово предоставляется 1 группе(2 группе) и т.д.

 

Дети начинают вывод со слов: «Мы исследовали глаголы…»

(дети должны заметить, что при изменении слов - суффиксы –ыва(ива) сохраняются, а суффиксы –ова(ева), при изменении, превращаются в суффикс –у(ю))

- Как вы думаете, для чего мы это выясняли?

( чтобы узнать, от чего зависит такое написание суффиксов)

- Можем ли мы теперь вывести правило? Попробуйте это сделать.

-А теперь обратимся к научным источникам. Откройте учебники на стр.156 и прочитайте правило.

                 Правописание суффиксов глаголов

Начальная форма глагола              Начальная форма глагола              Суффикс –ыва-(ива-)                        Суффикс    -ова -(ева-)                                                                                                    

 

 

 Форма 1-е лица ед. ч                       Форма 1-е лица ед. ч                        Суффикс –ыва-(ива-)                          Суффикс   -у-(-ю-)                             

 

-Сошлись ли наши мнения?.

-Для работы по этому правилу нам надо составит алгоритм. А что такое алгоритм? (пошаговое применение правила)

-Итак, как узнать написание суффиксов –ова(ева) или ыва(ива)? Построить алгоритм нам помогут глаголы риск…вать и отклад…вать. Как будем действовать?

АЛГОРИТМ

1.     Ставим глагол в форму 1л. ед. ч.

2.     Если суффикс в глаголе меняется на –у- или -ю – вставляем в      

        суффикс букву –О- (-Е-)

3.     Если суффикс сохраняется, то вставляем букву –Ы-(-И-)

 

На доске:                           Я (1л. ед. ч.)

                РИСК…ВАТЬ     -у(-ю) - о-(-е-)

                ОТКЛАД…ВАТЬ  сохраняется - ы-(-и-)

ФИЗМИНУТКА

VIII. Закрепление

1. Работа по учебнику. стр 156 упр.1 - с комментированием

- В листе самооценки выставите себе баллы за этот этап урока

2.с.157 упр.3 ( Игра « Ты-мне, я-тебе» - работа в парах)

- В листе самооценки выставите себе баллы за этот этап урока

 

3. Работа с текстом стихотворения «Покормите птиц» А.Яшин

Послушайте стихотворение и найдите глаголы с суффиксами                         -ыва, -ива,-ова, -ева.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

 

-Почему в глаголе забывать-ыва, а в глаголе зимовать-ова?

Забывать-  я забываю

Зивовать-   я зимую

- В листе самооценки выставите себе баллы за этот этап урока

-Дети, какие предложения усиливают призыв о защите птиц?

-Покормите птиц зимой. Приучите птиц в мороз к своему окну. Горсть зерна нужна. Чтоб без песен не …..

Предложения побудительные. Рассуждение.

-КАКИЕ ЧАСТИ РЕЧИ ПОМОГАЮТ ПЕРЕДАТЬ ПРИЗЫВ?

-Глаголы: Покормите, слетятся, гибнет, не счесть, видеть,  забывать, улететь могли, остались зимовать. приучите , встречать.

Какая главная мысль заключена в стихот…?

Все в природе взаимосвязано…

X I. Самооценка

Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. Если вы считаете, что тему усвоили на «отлично» и «хорошо», отметьте  улыбающегося смайлика. Если вы где-то не уверены, то  задумчивого смайлика.

- При работе над этой же темой на следующем уроке, какие задачи вы еще можете поставить перед собой?

(Научиться безошибочно писать суффиксы глаголов, не пользуясь схемой-алгоритмом).

XII. Домашнее задание

На выбор:

1.Написать мини-сочинение на свободную тему, используя глаголы с суффиксами - ыва - (-ива-), - ова - (-ева-).

2. Придумать 10 слов с суффиксами - ыва- (-ива-), - ова - (-ева-).

3.Упр. 2 стр.157.

 IX. Итог

- Вернёмся к началу нашего урока. Посмотрите на те слова, в которых у нас возникла проблема при постановке гласной в суффиксе. Давайте проверим слова и исправим ошибки.

команд…вать            танц…вать          запис…вать          устра…вать

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Со всеми поставленными задачами вы справились?

Продолжи предложение

u я  научился …

u было интересно …

u было трудно …

 

 

Оценочный лист____________________________________________

Вид работы

Самооценка

Оценка учителя

1.Д/з Исправить ошибки

 

 

2. Фонетический разбор слова

 

 

    Синтаксический разбор предложения

 

 

    Разбор  слова по составу

 

 

    Морфологический разбор слова

 

 

3.Словарный диктант (взвимопроверка)

 

 

4.Игра  «Передай мел другому». Вставить пропущенную букву

 

 

5.Работа в группе. Записать глагол во 2лице ед.ч.

 

 

6.Составление алгоритма

 

 

7.Упражнение1(с156) с комментированием

 

 

8.Работа в паре. Упражнение 3(с.157)

 

 

9. Работа с текстом стиха. Выпиши глаголы с –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)

 

 

10. Проверить букву в суффиксах в словах в начале урока

 

 

Поставь оценку за работу на уроке

 

 

 

 

Оценочный лист____________________________________________

Вид работы

Самооценка

Оценка учителя

1.Д/з Исправить ошибки

 

 

2. Фонетический разбор слова

 

 

    Синтаксический разбор предложения

 

 

    Разбор  слова по составу

 

 

    Морфологический разбор слова

 

 

3.Словарный диктант (взвимопроверка)

 

 

4.Игра  «Передай мел другому». Вставить пропущенную букву

 

 

5.Работа в группе. Записать глагол во 2лице ед.ч.

 

 

6.Составление алгоритма

 

 

7.Упражнение1(с156) с комментированием

 

 

8.Работа в паре. Упражнение 3(с.157)

 

 

9. Работа с текстом стиха. Выпиши глаголы с –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)

 

 

10. Проверить букву в суффиксах в словах в начале урока

 

 

Поставь оценку за работу на уроке

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок русского языка в 4 классе «

Урок русского языка в 4 классе «

Урок русского языка в 4 классе «

Урок русского языка в 4 классе «

Ход урока I. Операционно-мотивационный этап -

Ход урока I. Операционно-мотивационный этап -

Д. Проверяют, ищут ошибки. У

Д. Проверяют, ищут ошибки. У

В лесу на опушке вы ель не рубите!

В лесу на опушке вы ель не рубите!

Зная тему, определите задачи урока с помощью слов подсказок

Зная тему, определите задачи урока с помощью слов подсказок

дописывать замораживать 3группа завидовать ночевать разбрасывать пересаживать 4группа советовать воевать откладывать устраивать 5группа бинтовать танцевать отгадывать распиливать 6группа пробовать ночевать рассказывать выкрикивать 1группа действ ова…

дописывать замораживать 3группа завидовать ночевать разбрасывать пересаживать 4группа советовать воевать откладывать устраивать 5группа бинтовать танцевать отгадывать распиливать 6группа пробовать ночевать рассказывать выкрикивать 1группа действ ова…

Какой вывод вы можете сделать, что вы выяснили?

Какой вывод вы можете сделать, что вы выяснили?

Форма 1-е лица ед. ч

Форма 1-е лица ед. ч

Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть,

Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть,

Упр. 2 стр.157. IX. Итог -

Упр. 2 стр.157. IX. Итог -

Д/з Исправить ошибки 2

Д/з Исправить ошибки 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2020