Урок русского языка в 4 классе
«Правописание суффиксов глагола.
Гласные в суффиксах - ова (-ева), - ыва (-ива)»
Составила:
учитель начальных классов
высшей категории
Потложа Л.А.
Белгород
Урок русского языка в 4 классе
«Правописание суффиксов глагола»
Гласные в суффиксах - ова (-ева), - ыва (-ива)»
Цели:
образовательные:
формировать умение распознавать суффиксы –ова(-ева), - ыва(-ива) в глаголах; отрабатывать практические навыки правильного написания суффиксов –ова(-ева), - ыва(-ива) в глаголах;
развивающие:
учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста; способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
воспитательные:
содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.
Планируемые результаты образования:
учащиеся должны знать: способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов;
учащиеся должны уметь: владеть способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
уметь организовать учебное сотрудничество; самостоятельно определять цели обучения; работать с различными источниками информации, осознанно выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Личностные: развивать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение правописания и проверки суффиксов глаголов; коммуникативную компетенцию в общении и сотрудничестве с одноклассниками; элементарные навыки самооценки своей деятельности.
Оборудование урока: индивидуальные карточки-тест, опора-схема, карты для исследования.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Операционно-мотивационный этап
- Ребята, нам всем приятно, когда рядом человек с хорошим настроением. В класс пришёл – не хмурь лица, Будь весёлым до конца! Ты не зритель и не гость , А программы нашей гвоздь!
Не ленитесь, улыбайтесь, Всем законам подчиняйтесь! А закон у нас такой - Все в учёбу с головой!
- Итак, принимаемся за работу.
- Кто сегодня отсутствует? Кто опоздал?
II. Чистописание - 3мин
Запишем число, классная работа. Запись на доске:
__ иы ____ ое _____
_ ова, ева, ыва, ива _
Начинаем урок с минутки чистописания. Работаем с первой строкой. До середины строки прописываем букву строчную и ы, 2-ую половину строки строчную о е. Обратите внимание на соединение. На второй строке пропишем сочетание ова, ева, ыва, ива до конца строки.
Вывод. Зачем мы отрабатываем написание букв и элементов?
Учимся писать красиво! А что это значит?
III. Проверка домашнего задания
-А сейчас проверим домашнее задание.
-Рядовые расскажите, все ли справились с д/з?
-Поднимите руку, кому легко было выполнить д/ задание (написано задание за доской).с.131упр.5
Дождь идет
Дождь идет,
Потоки льются.
Черный кот глядит на блюдце.
В блюдце нету молока,
Смотрит кот на облака:
"Хоть бы раз полил нарочно
С неба в блюдце дождь молочный!"
(Эти стихи посвящены любимому коту поэта)
Ученик работает за доской. (Чечубалин)
У. Давайте проверим как с этим заданием справился
Льются, блюдце (ТРИ РАЗА), полил
Д. Проверяют, ищут ошибки.
У. Какое слово вызвало затруднение при исправлении.
Ответы детей.
У. Почему?
Ответы детей.
Вывод: Что нужно знать, чтобы выполнить задание?
Правила правописания глаголов и сущ.
Тест
Распредели глаголы по группам, подчеркни орфограмму:
Катается, играешь, беречь, купаться, стоишь, гордиться.
|
|
|
|
|
|
Катается |
играешь |
купаться |
беречь |
гордиться |
стоишь |
-Проверим.
- В листе самооценки выставите себе баллы за этот этап урока
Разборы.
У доски работают 3 ученика.
Остальные пишут под диктовку словарные слова: искусство, килограмм, кроссворд, металл, одиннадцать(взаимопроверка по словарю)
-Что объединяет эти слова в группу?
Вывод: словарные слова необходимо знать.
- В листе самооценки выставите себе баллы за этот этап урока
У. А теперь повторим некоторые разборы.
Фонетический разбор - ёлка (Немыкина)
Ёлка- ёл-ка -2 слога, [й’ олка ]-4б., 5 зв.
Ё-[й’ ]-согл., мягк.,звон.,
[ о ]-гласн.,ударн.,
Л-[л ]- согл.,тв.п., звон.,
К-[к ]- согл., тв.п.,глух. п.,
А-[а ]- гласн.,безуд.
Морфологический разбор существительного- (Гатунов)
Пишут не пером, а умом.
Пером-сущ.,н.ф.-перо, нариц.,неодуш., ср.р., 2-е скл., Т.п.,ед.ч., в предложении является дополн.: пишут (чем?) пером
Синтаксический анализ предложения (Баринова)
В лесу на опушке вы ель не рубите!
Предложение побудительное, восклицательное, ГРАММАТИЧЕСКА ОСНОВА- вы не рубите, распросраненное, нет однородных членов.
Разбор слова по составу – перебрасываешь (Бурцев Артем)
У. Давайте проверим фонетический разбор.
Д. Проговаривает. Оценивание учащегося.
У. Проверим морфологический разбор сущ.
Оценивание учащегося.
У. Проверим предложение.
Оценивание учащегося
Вывод: Для разборов необходимо знать алгоритм разбора, готовить базу знаний для среднего звена.
- В листе самооценки выставите себе баллы за этот этап урока
IV. Подготовка к усвоению нового материала
Игра «Передай мел другому»
На доске - два столбика. Задание: вставить пропущенную гласную.
1команда 2 команда
Бурцев В. Зорин В
Дикарева К Хованская Е.
выключа…т команд…вать
стро…шь танц…вать
шут…те запис…вать
замеча..м устра…вать
- В листе самооценки выставите себе баллы за этот этап урока
V. Постановка проблемного вопроса:
- Почему в первом столбике мы смогли вставить гласную в глаголы, а во втором - не смогли. Затрудняемся?
-В какой части слова пропущена гласная? (выделяют суффикс). Что мы знаем о написании таких суффиксов в глаголах?
VI.Формулировка цели урока и постановка учебных задач.
- Какова цель сегодняшнего урока?
(познакомиться с новым правилом, научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами, …)
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
-Правильно, тема нашего урока « Правописание суффиксов глагола – ова- (-ева-), - ыва- (-ива-)».
- Зная тему, определите задачи урока с помощью слов подсказок.
1. Мы узнаем …
2. Мы научимся …
VII. Работа над решением поставленных задач. Прием «Мудрые совы»
-самостоятельная работа учащихся с текстом (работа в группе)
-выполнение заданий с целью обработки информации
Выберите из текста новую для вас информацию.
Отметьте в тексте информацию, которая была вам известна ранее «+», а неизвестную «++».
Проиллюстрируйте основную мысль схемой
- Давайте проведём исследование и попробуем ответить на проблемный вопрос :
- Исследуйте и докажите, когда в глаголах мы будем писать суффиксы - ыва(ива), а когда –ова(ева).
Разделимся на группы.( Каждая группа получает задание) . Прочитайте внимательно инструкцию, выполните задания и сделайте вывод.
Инструкция
1. Выделите в глаголах начальной формы суффиксы -ыва- (-ива-),
- ова - (-ева-).
2. Поставьте данные глаголы в форме 1 лица единственного числа
(Я что делаю?). Обозначьте суффиксы.
3. Сравните суффиксы в глаголах ( в первом и втором столбиках).
Какую особенность вам удалось заметить?
4. Определите, в каких словах суффиксы сохранились.
5. Сделайте вывод, в каких случаях пишут суффиксы –ыва-(-ива-),
а когда – ова-(-ева-).
1группа
действовать |
|
танцевать |
|
перебрасывать |
|
заканчивать |
|
2 группа
бинтовать |
|
горевать |
|
дописывать |
|
замораживать |
|
3группа
завидовать |
|
ночевать |
|
разбрасывать |
|
пересаживать |
|
4группа
советовать |
|
воевать |
|
откладывать |
|
устраивать |
|
5группа
бинтовать |
|
танцевать |
|
отгадывать |
|
распиливать |
|
6группа
пробовать |
|
ночевать |
|
рассказывать |
|
выкрикивать |
|
1группа
действовать |
действую |
танцевать |
танцую |
перебрасывать |
перебрасываю |
заканчивать |
заканчиваю |
2группа
бинтовать |
бинтую |
горевать |
горюю |
дописывать |
дописываю |
замораживать |
замораживаю |
3группа
завидовать |
завидую |
ночевать |
ночую |
разбрасывать |
разбрасываю |
пересаживать |
пересаживаю |
4группа
советовать |
советую |
воевать |
воюю |
откладывать |
откладываю |
устраивать |
устраиваю |
5группа
бинтовать |
бинтую |
танцевать |
танцую |
отгадывать |
отгадываю |
распиливать |
распиливаю |
6группа
пробовать |
пробую |
ночевать |
ночую |
рассказывать |
рассказываю |
выкрикивать |
выкрикиваю |
- Какой вывод вы можете сделать, что вы выяснили? Слово предоставляется 1 группе(2 группе) и т.д.
Дети начинают вывод со слов: «Мы исследовали глаголы…»
(дети должны заметить, что при изменении слов - суффиксы –ыва(ива) сохраняются, а суффиксы –ова(ева), при изменении, превращаются в суффикс –у(ю))
- Как вы думаете, для чего мы это выясняли?
( чтобы узнать, от чего зависит такое написание суффиксов)
- Можем ли мы теперь вывести правило? Попробуйте это сделать.
-А теперь обратимся к научным источникам. Откройте учебники на стр.156 и прочитайте правило.
Правописание суффиксов глаголов
Начальная форма глагола Начальная форма глагола Суффикс –ыва-(ива-) Суффикс -ова -(ева-)
Форма 1-е лица ед. ч Форма 1-е лица ед. ч Суффикс –ыва-(ива-) Суффикс -у-(-ю-)
-Сошлись ли наши мнения?.
-Для работы по этому правилу нам надо составит алгоритм. А что такое алгоритм? (пошаговое применение правила)
-Итак, как узнать написание суффиксов –ова(ева) или ыва(ива)? Построить алгоритм нам помогут глаголы риск…вать и отклад…вать. Как будем действовать?
АЛГОРИТМ
1. Ставим глагол в форму 1л. ед. ч.
2. Если суффикс в глаголе меняется на –у- или -ю – вставляем в
суффикс букву –О- (-Е-)
3. Если суффикс сохраняется, то вставляем букву –Ы-(-И-)
На доске: Я (1л. ед. ч.)
РИСК…ВАТЬ -у(-ю) - о-(-е-)
ОТКЛАД…ВАТЬ сохраняется - ы-(-и-)
ФИЗМИНУТКА
VIII. Закрепление
1. Работа по учебнику. стр 156 упр.1 - с комментированием
- В листе самооценки выставите себе баллы за этот этап урока
2.с.157 упр.3 ( Игра « Ты-мне, я-тебе» - работа в парах)
- В листе самооценки выставите себе баллы за этот этап урока
3. Работа с текстом стихотворения «Покормите птиц» А.Яшин
Послушайте стихотворение и найдите глаголы с суффиксами -ыва, -ива,-ова, -ева.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
-Почему в глаголе забывать-ыва, а в глаголе зимовать-ова?
Забывать- я забываю
Зивовать- я зимую
- В листе самооценки выставите себе баллы за этот этап урока
-Дети, какие предложения усиливают призыв о защите птиц?
-Покормите птиц зимой. Приучите птиц в мороз к своему окну. Горсть зерна нужна. Чтоб без песен не …..
Предложения побудительные. Рассуждение.
-КАКИЕ ЧАСТИ РЕЧИ ПОМОГАЮТ ПЕРЕДАТЬ ПРИЗЫВ?
-Глаголы: Покормите, слетятся, гибнет, не счесть, видеть, забывать, улететь могли, остались зимовать. приучите , встречать.
Какая главная мысль заключена в стихот…?
Все в природе взаимосвязано…
X I. Самооценка
Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. Если вы считаете, что тему усвоили на «отлично» и «хорошо», отметьте улыбающегося смайлика. Если вы где-то не уверены, то задумчивого смайлика.
- При работе над этой же темой на следующем уроке, какие задачи вы еще можете поставить перед собой?
(Научиться безошибочно писать суффиксы глаголов, не пользуясь схемой-алгоритмом).
XII. Домашнее задание
На выбор:
1.Написать мини-сочинение на свободную тему, используя глаголы с суффиксами - ыва - (-ива-), - ова - (-ева-).
2. Придумать 10 слов с суффиксами - ыва- (-ива-), - ова - (-ева-).
3.Упр. 2 стр.157.
IX. Итог
- Вернёмся к началу нашего урока. Посмотрите на те слова, в которых у нас возникла проблема при постановке гласной в суффиксе. Давайте проверим слова и исправим ошибки.
команд…вать танц…вать запис…вать устра…вать
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Со всеми поставленными задачами вы справились?
Продолжи предложение
u я научился …
u было интересно …
u было трудно …
Оценочный лист____________________________________________
Вид работы |
Самооценка |
Оценка учителя |
1.Д/з Исправить ошибки |
|
|
2. Фонетический разбор слова |
|
|
Синтаксический разбор предложения |
|
|
Разбор слова по составу |
|
|
Морфологический разбор слова |
|
|
3.Словарный диктант (взвимопроверка) |
|
|
4.Игра «Передай мел другому». Вставить пропущенную букву |
|
|
5.Работа в группе. Записать глагол во 2лице ед.ч. |
|
|
6.Составление алгоритма |
|
|
7.Упражнение1(с156) с комментированием |
|
|
8.Работа в паре. Упражнение 3(с.157) |
|
|
9. Работа с текстом стиха. Выпиши глаголы с –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-) |
|
|
10. Проверить букву в суффиксах в словах в начале урока |
|
|
Поставь оценку за работу на уроке |
|
|
Оценочный лист____________________________________________
Вид работы |
Самооценка |
Оценка учителя |
1.Д/з Исправить ошибки |
|
|
2. Фонетический разбор слова |
|
|
Синтаксический разбор предложения |
|
|
Разбор слова по составу |
|
|
Морфологический разбор слова |
|
|
3.Словарный диктант (взвимопроверка) |
|
|
4.Игра «Передай мел другому». Вставить пропущенную букву |
|
|
5.Работа в группе. Записать глагол во 2лице ед.ч. |
|
|
6.Составление алгоритма |
|
|
7.Упражнение1(с156) с комментированием |
|
|
8.Работа в паре. Упражнение 3(с.157) |
|
|
9. Работа с текстом стиха. Выпиши глаголы с –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-) |
|
|
10. Проверить букву в суффиксах в словах в начале урока |
|
|
Поставь оценку за работу на уроке |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.