Урок русского языка в 4 классе "Синонимы, антонимы, омонимы"
Оценка 4.6

Урок русского языка в 4 классе "Синонимы, антонимы, омонимы"

Оценка 4.6
doc
25.08.2023
Урок русского языка в 4 классе "Синонимы, антонимы, омонимы"
Урок русского языка Синонимы антонимы омонимы.doc

Предмет: Русский язык  Класс: 4

Тема урока: Синонимы, антонимы, омонимы

Тип урока: открытие нового знания.

Форма урока: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Цели:

- сформировать представление об антонимах, синонимах, омонимах  их особенностях, формировать умение находить их в тексте, умение подбирать слова синонимы, антонимы, омонимы;

- развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы, выстраивать коммуникации при работе в паре, в группе, вызывать интерес к предмету;

- научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Задачи урока (планируемые результаты):

Предметные:

создать условия для развития у учащихся умения:

- использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

- находить слова – антонимы, синонимы, омонимы в тексте;

- осуществлять самоконтроль при списывании текста посредством орфографического чтения.

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе.

Познавательные УУД:

уметь анализировать объекты;  выделять общие признаки; формулировать понятия; сравнивать объекты (находить общее и отличия); обобщать; искать информацию в словаре антонимов; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;  высказывать своё предположение.

Основные понятия: синонимы,  антонимы, омонимы, словари русского языка

Методы, приёмы: проблемно - поисковый.

 

Этапы урока

Содержание этапа

1.

Организационный момент

Цель данного этапа:

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, подготовить учащихся к восприятию темы урока и создать условия для успешной реализации намеченных целей.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

- Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью. А в природе  такую радость дарит нам солнце. СЛАЙД 2

- Ребята, какое у вас сегодня настроение? Всё ваше хорошее настроение я обозначила солнышком.

- Сегодня я предлагаю вам побыть в роли исследователей, и надеюсь, что ваше настроение от плодотворной работы не ухудшится.

Прозвенел звонок и смолк,

Начался у нас урок.

Вы за парты тихо сели,

На экран все поглядели.

- Что вы видите на слайде? СЛАЙД 3 (набор слов) НАС, ПОЛУЧИТСЯ, У, ВСЁ!

- Что можете составить? (предложение).

- Что такое предложение? (Два или несколько слов связанные между собой по смыслу.)

Слайд 4* Всё у нас получится! *

- Ребята, кто согласен с этим выражением – поднимите руки.

-Ребята, скажите, чему мы учимся на уроках русского языка?

-Правильно говорить и грамотно писать. Развиваем свою память, мышление, внимательность, воображение.

- Где могут пригодиться вам эти знания?

- Запишите в тетрадях число, классная работа. СЛАЙД 5

2.

Актуализация знаний

Цель данного этапа для учеников: повторить изученные понятия.

Цель данного этапа учителя: создать условия для актуализации опорных знаний обучающихся по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

 

Формы работы: фронтальная, групповая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Начнём мы наш урок с повторения изученных понятий, потому что сегодня мы продолжим путешествие по Стране Слов повторим  группы слов, которые  делают нашу речь ярче, выразительнее, богаче.

СЛАЙД 6

Словарная работа

На доске слова: прекрасный,  великолепный,  ужасный, замечательный, хороший, отвратительный, грубый, злой, рыдать, плакать, труд, работа, коса, ключ, лист, кисть, кран, ручка, молния, шляпа.

На какие 3 группы можно разделить эти слова

Работа в группах.  Первая группа выписывает слова близкие по значению, вторая группа противоположные по значению, третья группа выпишите слова с одинаковым написанием, но разным значением

СЛАЙД 7

1гр.  Прекрасный- великолепный, грубый - злой, замечательный - хороший, рыдать-плакать, труд - работа

2 гр. Ужасный - замечательный, великолепный - ужасный, хороший- отвратительный,

3гр. Шляпа, молния, ручка, кран, кисть, лист, ключ, коса

 

Проверка. Самооценка. Оцените работу вашей группы

 

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать…..

- Каждое слово в русском языке многогранно, к каждому слову нужно быть предельно внимательным.

 

3.

Сообщение темы урока.

Целеполагание.

СЛАЙД 8

- Ребята, вы догадались, о каких словах пойдёт речь сегодня  на уроке?

- Сформулируйте тему урока. (СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, ОМОНИМЫ)

- Чему будете учиться на уроке?   

Что хотите узнать?

 

- Что мы узнаем и повторим на уроке? СЛАЙД 9

      вспомним, какие слова относятся к синонимам, антонимам, омонимам;

      выясним, для чего мы используем в своей речи синонимы, антонимы и омонимы;

      познакомимся со словарями синонимов и антонимов, научимся распознавать омонимы в толковом словаре

- Итак, мы с вами должны сегодня узнать, в чём особенность синонимов, антонимов,  омонимов и для чего они нужны. Посмотрим, чем они интересны. Будем находить их в тексте и учиться употреблять в речи.

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового учебного материала

Цель данного этапа для учеников: найти признаки синонимов

Задачи: анализировать объекты; выделять общие признаки; сравнивать  объекты (находить общее и отличия); обобщать.

Цель данного этапа для учителя:

подвести обучающихся к умению заменять повторы словами синонимами

Формы работы: фронтальная, групповая.

Освоение новых знаний

Цель: поиск слов близких по своему значению.

 

 

 

 

Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

Изучение нового учебного материала

Цель данного этапа для учеников: найти признаки антонимов

Задачи: анализировать объекты; выделять общие признаки; сравнивать  объекты (находить общее и отличия); обобщать.

Цель данного этапа для учителя:

подвести обучающихся к умению противопоставлять предметы друг другу

Формы работы: фронтальная, групповая.

Освоение новых знаний

Цель: поиск слов противоположных по значению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового учебного материала

Цель данного этапа для учеников: найти признаки омонимов

Задачи: анализировать объекты; выделять общие признаки; сравнивать  объекты (находить общее и отличия); обобщать.

Цель данного этапа для учителя:

подвести обучающихся к умению объяснять значение слов омонимов

Формы работы: фронтальная, групповая.

Освоение новых знаний

Цель: умение использовать слова омонимы в соответствии с их значением

 

 

 

СЛАЙД 10

- Сегодня мы продолжаем путешествие в Лексическое царство. На одной из улиц этого царства стоит дом в три этажа. На первом этаже проживают слова-друзья, на втором слова-спорщики, на третьем слова-близнецы. Вы догадались,  какие слова живут на каждом этаже,

 Уч-ся: - На первом этаже живут слова синонимы.

              - На втором слова антонимы.

             -  На третьем слова омонимы

 

 - На самом деле в Лексике эти группы слов имеют научные названия: синонимы, антонимы, омонимы.

-Предлагаю отправиться в гости к синонимам. А познакомиться нам поможет следующее задание. Прочитайте текст:

СЛАЙД  11

    Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях. В сундуках его вы найдёте старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше.

 

Обратите внимание на выделенные слова. В тексте повторяется одно и тоже слово старый. Нам всем знакома такая ситуация когда мы используем в речи одно и тоже слово несколько раз. Подумайте что нужно сделать чтобы избежать повторения одного и того же слова в тексте.

СЛАЙД 12

Уч-ся: Чтобы избежать повторения в речи одних и тех же слов, нужно использовать синонимы. Они обогащают нашу речь, делают её более яркой, образной и выразительной

Учитель: На экране вы видите слова,  которые я  выписала из Словаря синонимов, (демонстрация словаря) близкие по значению к слову старый. Попробуйте составить красивый текст без повторов используя данную информацию. Впишите в карточку подходящие слова, а потом мы проверим,  правильно ли вы это сделали. Слайд 13

(Самостоятельная работа)

Проверка

СЛАЙД 14

Старый человек любит вспоминать давние события и рассказывать о старинных обычаях. В сундуках его вы найдёте ветхую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в древние времена их было не меньше.

СЛАЙД 15

Оцените свою работу

      У меня всё верно получилось -5

      У меня 1-2 ошибки -4

      Задание выполнил не верно – 2

Работа в парах

СЛАЙД 16

-Ребята, предлагаю поиграть в игру «Найди пару». Слова синонимы вышли на прогулку и растерялись. Поможем им найти друг друга. Перед вами карточка со словами. Соедините между собой слова синонимы.

      алфавит                                 кидать                               

      огонь                                     аккуратный

      опрятный                              бор

      багаж                                     мощь

      прыгать                                 скакать

      бросать                                  азбука

      сила                                       содержание

      лес                                          пламя

      оглавление                            вещи

СЛАЙД 17,18

Проверьте  себя

      У нас всё верно получилось -5

      У нас 1-2 ошибки -4

      Задание выполнил не верно – 2

Слайд 19

Давайте сделаем вывод. Что нужно сделать, для того чтобы избежать повторов в речи?

Чтобы избежать повторов в речи одних и тех же слов, нужно использовать слова СИНОНИМЫ. Они обогащают нашу речь, делают её более яркой, образной и выразительной.

Возьмите свой лист самооценки. Оцените свою работу со словами синонимами.

 СЛАЙД 20

-А теперь немного отдохнём Песня- танец «Вперёд четыре шага…»

 

- Хорошо отдохнули?  Слова  какой группы встретились вам в песне?

-Антонимы – слова противоположные по смыслу

СЛАЙД 21

-Пришло время нам отправиться в гости к словам- спорщикам. Слова одной и той же части речи, противоположные по значению называют антонимами

СЛАЙД 22

-Прочитаем стихотворение «Яблоко»

 У прохожих на виду висело яблоко в саду

Ну кому какое дело? Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок- высоко,

Воробей сказал, что близко,

А улитка- далеко.

А телёнок озабочен тем, что яблоко мало.

А цыплёнок- тем, что очень велико и тяжело.

А котёнку всё равно –Кислое, зачем оно?

-Что вы?- шепчет червячок- сладкий у него бочок.

-Выпишите из текста слова противоположные по значению

Проверьте себя СЛАЙД 23

Низко- высоко

Близко-далеко

Мало-велико

Кислое - сладкое

Определите часть речи в данных словах. Что вы заметили?

СЛАЙД 24

Вывод: Антонимы  слова одной и той же части речи, но противоположные

по значению.

Подберите нужные  по смыслу слова антонимы и запишите предложения. СЛАЙД 25

Слон большой, а мышка…

Зимой на улице холодно, а летом …

Работать трудно, а отдыхать…

-Так зачем же нужны антонимы в русском языке СЛАЙД 26

-Чтобы уметь противопоставлять друг другу  предметы

-Если вы затрудняетесь подобрать антоним к слову, то можете обратиться к Словарю антонимов (демонстрация словаря). Слова расположены в нем парами в алфавитном порядке.

 

-Возьмите свой лист самооценки и оцените себя во время работы со словами антонимами

Пришло время нам отправиться к словам близнецам, но сначала немного отдохнём и посмотрим сценку. СЛАЙД 27

СЦЕНКА «ОВСЯНКА»

К доске выходят два ученика.

Инсценирование рассказа Н.Сладкова «Овсянка».
- А у меня дома овсянка.
- Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка.

- Люблю я овсянку!
- И я люблю!
- Она жёлтая, красивая такая!
- И вкусная! Особенно зимой да с молоком!
- Как это вкусная? Как с молоком?
- Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
- Да ты про что говоришь?
- Как это про что? Про овсянку!
 
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
 
- Про ту, что в нашем саду летом жила и песни пела.
- Каша песни пела?!
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!
- Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!
- А потом ко мне мою овсянку кушать!

Вопрос классу:
 Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ

- В тексте нам встретились слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению

-Такие слова называют- ОМОНИМАМИ

Слайды 28-31

Например: Кисть руки, кисть рябины, кисть для рисования

                   Подъёмный кран, водопроводный кран.

                  Девичья коса, коса для скашивания травы.

                   Лук для салата, лук для стрел

СЛАЙД 32

- Попробуйте сами объяснить значение слов: перо, очки, гусеница, месяц.

- Придумайте и запишите 2 предложения с одним и тем же словом омонимом, но в разном их значении.

(Дети читают свои предложения)

Слова ОМОНИМЫ отражены в Толковых словарях русского языка (демонстрация словаря)

-В листе самооценки оцените свою работу со словами омонимами

 

 

 

8.

Систематизация знаний по теме.

Закрепление изученного материала.

Цель данного этапа для учеников: уметь отличать друг от друга слова синонимы, антонимы и омонимы.

Формы: фронтальная, групповая.

 

 

А сейчас давайте проведём «Аукцион пословиц» На доске пословицы: СЛАЙД 34

Любишь брать, люби и отдавать. (2 гр)

Приятелей много, а друга нет.(1 гр)

Каков ни есть, а хочет есть.(3 гр.)

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.(2гр.)

Корень учения горек, да плод его сладок.(2гр)

На мирном поле и на поле брани, умей командовать без брани.( 3гр.)

Спешить не спеши, а поторапливайся(1 гр)

Работать будем по группам

Первая группа выбирает пословицы со словами синонимами

Вторая группа с антонимами

Третья с омонимами

Объясните свой выбор

 

9.

Закрепление изученных знаний

- Ребята, вы хотите немного отдохнуть?

 Скажите, а вы знакомы с котом Леопольдом? Дайте характеристику этому герою.

Кто был противоположностью коту Леопольду? Дайте им характеристику.

- Сейчас я вам предлагаю послушать песенку кота Леопольда. А он вам приготовил задание: внимательно послушать песенку и выписать пары слов антонимов. Кто сколько услышит. СЛАЙД 26

 

 

 

10.

Рефлексия

- Ребята, напомните, какие цели мы ставили в начале изучения темы «Синонимы, антонимы, омонимы». Достигли ли мы этих целей? СЛАЙД 35

Блиц – турнир.   СЛАЙД 36

·       Какое молоко даёт чёрная корова ? (белое).

·       Лес может быть густым, а может быть…. (редким).

·       Волк зверь большой, а ёжик …..(маленький).

·       Весна бывает ранняя, а бывает ….(поздняя).

·       Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины….(горькие).

Январь год начинает, а декабрь ….(кончает).

11.

Домашнее задание

 

 

 

- Ребята, домашнее задание для вас будет необычным. Я предлагаю вам 3 проекта по созданию наших собственных Классных словарей. Синонимов, антонимов, омонимов. Вы получите по одной страничке нашего словарика с буквой на которую должны будите придумать слова. Первый ряд вспоминает слова синонимы, второй ряд слова антонимы, третий ряд слова омонимы. Я заготовила обложки для ваших словарей, мы скрепим их с вашими страничками и будем пользоваться ими на уроках русского языка и литературного чтения. СЛАЙД 37

**************

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для нас он зря.

Все вы очень постарались.

Вам понравилось, друзья?             СЛАЙД 38

12.

Итог урока

- Ребята, оцените свою работу на уроке. СЛАЙД 39

* Кто считает, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились отличать друг от друга слова синонимы, антонимы и омонимы и можете помочь другим – хлопните в ладоши 3 раза.

* Кто считает, что было трудно на уроке – топните ногой  один раз…

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово: «Высоко»,

А ты ответишь: «Низко».

Скажу я слово: «Далеко»,

А ты ответишь: «Близко».

Скажу я слово: «Потерял»,

Ответишь ты: «Нашёл».

Скажу тебе я слово: «Трус»,

Ответишь ты: «Храбрец».

Теперь: «Начало», я скажу,

Ты отвечай «Конец!».

 

**********

 


Предмет: Русский язык Класс: 4

Предмет: Русский язык Класс: 4

Этапы урока Содержание этапа 1

Этапы урока Содержание этапа 1

Актуализация знаний Цель данного этапа для учеников: повторить изученные понятия

Актуализация знаний Цель данного этапа для учеников: повторить изученные понятия

Сообщение темы урока. Целеполагание

Сообщение темы урока. Целеполагание

Изучение нового учебного материала

Изучение нового учебного материала

Изучение нового учебного материала

Изучение нового учебного материала

Изучение нового учебного материала

Изучение нового учебного материала

Изучение нового учебного материала

Изучение нового учебного материала

Формы работы: фронтальная, групповая

Формы работы: фронтальная, групповая

Дети читают свои предложения)

Дети читают свои предложения)

Закрепление изученных знаний -

Закрепление изученных знаний -

Итог урока - Ребята, оцените свою работу на уроке

Итог урока - Ребята, оцените свою работу на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2023