Предмет: Русский язык Класс: 4
Тема урока: Синонимы, антонимы, омонимы
Тип урока: открытие нового знания.
Форма урока: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Цели:
- сформировать представление об антонимах, синонимах, омонимах их особенностях, формировать умение находить их в тексте, умение подбирать слова синонимы, антонимы, омонимы;
- развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы, выстраивать коммуникации при работе в паре, в группе, вызывать интерес к предмету;
- научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Задачи урока (планируемые результаты):
Предметные:
создать условия для развития у учащихся умения:
- использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;
- находить слова – антонимы, синонимы, омонимы в тексте;
- осуществлять самоконтроль при списывании текста посредством орфографического чтения.
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе.
Познавательные УУД:
уметь анализировать объекты; выделять общие признаки; формулировать понятия; сравнивать объекты (находить общее и отличия); обобщать; искать информацию в словаре антонимов; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Регулятивные УУД:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Основные понятия: синонимы, антонимы, омонимы, словари русского языка
Методы, приёмы: проблемно - поисковый.
|
Этапы урока |
Содержание этапа |
1. |
Организационный момент Цель данного этапа: Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, подготовить учащихся к восприятию темы урока и создать условия для успешной реализации намеченных целей. |
Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый наш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. - Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью. А в природе такую радость дарит нам солнце. СЛАЙД 2 - Ребята, какое у вас сегодня настроение? Всё ваше хорошее настроение я обозначила солнышком. - Сегодня я предлагаю вам побыть в роли исследователей, и надеюсь, что ваше настроение от плодотворной работы не ухудшится. Прозвенел звонок и смолк, Начался у нас урок. Вы за парты тихо сели, На экран все поглядели. - Что вы видите на слайде? СЛАЙД 3 (набор слов) НАС, ПОЛУЧИТСЯ, У, ВСЁ! - Что можете составить? (предложение). - Что такое предложение? (Два или несколько слов связанные между собой по смыслу.) Слайд 4* Всё у нас получится! * - Ребята, кто согласен с этим выражением – поднимите руки. -Ребята, скажите, чему мы учимся на уроках русского языка? -Правильно говорить и грамотно писать. Развиваем свою память, мышление, внимательность, воображение. - Где могут пригодиться вам эти знания? - Запишите в тетрадях число, классная работа. СЛАЙД 5 |
2. |
Актуализация знаний Цель данного этапа для учеников: повторить изученные понятия. Цель данного этапа учителя: создать условия для актуализации опорных знаний обучающихся по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
Формы работы: фронтальная, групповая.
|
- Начнём мы наш урок с повторения изученных понятий, потому что сегодня мы продолжим путешествие по Стране Слов повторим группы слов, которые делают нашу речь ярче, выразительнее, богаче. СЛАЙД 6 Словарная работа На доске слова: прекрасный, великолепный, ужасный, замечательный, хороший, отвратительный, грубый, злой, рыдать, плакать, труд, работа, коса, ключ, лист, кисть, кран, ручка, молния, шляпа. На какие 3 группы можно разделить эти слова Работа в группах. Первая группа выписывает слова близкие по значению, вторая группа противоположные по значению, третья группа выпишите слова с одинаковым написанием, но разным значением СЛАЙД 7 1гр. Прекрасный- великолепный, грубый - злой, замечательный - хороший, рыдать-плакать, труд - работа 2 гр. Ужасный - замечательный, великолепный - ужасный, хороший- отвратительный, 3гр. Шляпа, молния, ручка, кран, кисть, лист, ключ, коса
Проверка. Самооценка. Оцените работу вашей группы
Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать….. - Каждое слово в русском языке многогранно, к каждому слову нужно быть предельно внимательным.
|
3. |
Сообщение темы урока. Целеполагание. |
СЛАЙД 8 - Ребята, вы догадались, о каких словах пойдёт речь сегодня на уроке? - Сформулируйте тему урока. (СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, ОМОНИМЫ) - Чему будете учиться на уроке? Что хотите узнать?
- Что мы узнаем и повторим на уроке? СЛАЙД 9 • вспомним, какие слова относятся к синонимам, антонимам, омонимам; • выясним, для чего мы используем в своей речи синонимы, антонимы и омонимы; • познакомимся со словарями синонимов и антонимов, научимся распознавать омонимы в толковом словаре - Итак, мы с вами должны сегодня узнать, в чём особенность синонимов, антонимов, омонимов и для чего они нужны. Посмотрим, чем они интересны. Будем находить их в тексте и учиться употреблять в речи. |
4.
5.
6.
7.
|
Изучение нового учебного материала Цель данного этапа для учеников: найти признаки синонимов Задачи: анализировать объекты; выделять общие признаки; сравнивать объекты (находить общее и отличия); обобщать. Цель данного этапа для учителя: подвести обучающихся к умению заменять повторы словами синонимами Формы работы: фронтальная, групповая. Освоение новых знаний Цель: поиск слов близких по своему значению.
Открытие нового знания
Физминутка
Изучение нового учебного материала Цель данного этапа для учеников: найти признаки антонимов Задачи: анализировать объекты; выделять общие признаки; сравнивать объекты (находить общее и отличия); обобщать. Цель данного этапа для учителя: подвести обучающихся к умению противопоставлять предметы друг другу Формы работы: фронтальная, групповая. Освоение новых знаний Цель: поиск слов противоположных по значению
Изучение нового учебного материала Цель данного этапа для учеников: найти признаки омонимов Задачи: анализировать объекты; выделять общие признаки; сравнивать объекты (находить общее и отличия); обобщать. Цель данного этапа для учителя: подвести обучающихся к умению объяснять значение слов омонимов Формы работы: фронтальная, групповая. Освоение новых знаний Цель: умение использовать слова омонимы в соответствии с их значением
|
СЛАЙД 10 - Сегодня мы продолжаем путешествие в Лексическое царство. На одной из улиц этого царства стоит дом в три этажа. На первом этаже проживают слова-друзья, на втором слова-спорщики, на третьем слова-близнецы. Вы догадались, какие слова живут на каждом этаже, Уч-ся: - На первом этаже живут слова синонимы. - На втором слова антонимы. - На третьем слова омонимы
- На самом деле в Лексике эти группы слов имеют научные названия: синонимы, антонимы, омонимы. -Предлагаю отправиться в гости к синонимам. А познакомиться нам поможет следующее задание. Прочитайте текст: СЛАЙД 11 Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях. В сундуках его вы найдёте старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше.
Обратите внимание на выделенные слова. В тексте повторяется одно и тоже слово старый. Нам всем знакома такая ситуация когда мы используем в речи одно и тоже слово несколько раз. Подумайте что нужно сделать чтобы избежать повторения одного и того же слова в тексте. СЛАЙД 12 Уч-ся: Чтобы избежать повторения в речи одних и тех же слов, нужно использовать синонимы. Они обогащают нашу речь, делают её более яркой, образной и выразительной Учитель: На экране вы видите слова, которые я выписала из Словаря синонимов, (демонстрация словаря) близкие по значению к слову старый. Попробуйте составить красивый текст без повторов используя данную информацию. Впишите в карточку подходящие слова, а потом мы проверим, правильно ли вы это сделали. Слайд 13 (Самостоятельная работа) Проверка СЛАЙД 14 Старый человек любит вспоминать давние события и рассказывать о старинных обычаях. В сундуках его вы найдёте ветхую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в древние времена их было не меньше. СЛАЙД 15 Оцените свою работу • У меня всё верно получилось -5 • У меня 1-2 ошибки -4 • Задание выполнил не верно – 2 Работа в парах СЛАЙД 16 -Ребята, предлагаю поиграть в игру «Найди пару». Слова синонимы вышли на прогулку и растерялись. Поможем им найти друг друга. Перед вами карточка со словами. Соедините между собой слова синонимы. • алфавит кидать • огонь аккуратный • опрятный бор • багаж мощь • прыгать скакать • бросать азбука • сила содержание • лес пламя • оглавление вещи СЛАЙД 17,18 Проверьте себя • У нас всё верно получилось -5 • У нас 1-2 ошибки -4 • Задание выполнил не верно – 2 Слайд 19 Давайте сделаем вывод. Что нужно сделать, для того чтобы избежать повторов в речи? Чтобы избежать повторов в речи одних и тех же слов, нужно использовать слова СИНОНИМЫ. Они обогащают нашу речь, делают её более яркой, образной и выразительной. Возьмите свой лист самооценки. Оцените свою работу со словами синонимами. СЛАЙД 20 -А теперь немного отдохнём Песня- танец «Вперёд четыре шага…»
- Хорошо отдохнули? Слова какой группы встретились вам в песне? -Антонимы – слова противоположные по смыслу СЛАЙД 21 -Пришло время нам отправиться в гости к словам- спорщикам. Слова одной и той же части речи, противоположные по значению называют антонимами СЛАЙД 22 -Прочитаем стихотворение «Яблоко» У прохожих на виду висело яблоко в саду Ну кому какое дело? Просто яблоко висело. Только конь сказал, что низко, А мышонок- высоко, Воробей сказал, что близко, А улитка- далеко. А телёнок озабочен тем, что яблоко мало. А цыплёнок- тем, что очень велико и тяжело. А котёнку всё равно –Кислое, зачем оно? -Что вы?- шепчет червячок- сладкий у него бочок. -Выпишите из текста слова противоположные по значению Проверьте себя СЛАЙД 23 Низко- высоко Близко-далеко Мало-велико Кислое - сладкое Определите часть речи в данных словах. Что вы заметили? СЛАЙД 24 Вывод: Антонимы слова одной и той же части речи, но противоположные по значению. Подберите нужные по смыслу слова антонимы и запишите предложения. СЛАЙД 25 Слон большой, а мышка… Зимой на улице холодно, а летом … Работать трудно, а отдыхать… -Так зачем же нужны антонимы в русском языке СЛАЙД 26 -Чтобы уметь противопоставлять друг другу предметы -Если вы затрудняетесь подобрать антоним к слову, то можете обратиться к Словарю антонимов (демонстрация словаря). Слова расположены в нем парами в алфавитном порядке.
-Возьмите свой лист самооценки и оцените себя во время работы со словами антонимами Пришло время нам отправиться к словам близнецам, но сначала немного отдохнём и посмотрим сценку. СЛАЙД 27 СЦЕНКА «ОВСЯНКА» К доске выходят два ученика. Инсценирование рассказа Н.Сладкова «Овсянка». - Люблю я овсянку! - В тексте нам встретились слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению -Такие слова называют- ОМОНИМАМИ Слайды 28-31 Например: Кисть руки, кисть рябины, кисть для рисования Подъёмный кран, водопроводный кран. Девичья коса, коса для скашивания травы. Лук для салата, лук для стрел СЛАЙД 32 - Попробуйте сами объяснить значение слов: перо, очки, гусеница, месяц. - Придумайте и запишите 2 предложения с одним и тем же словом омонимом, но в разном их значении. (Дети читают свои предложения) Слова ОМОНИМЫ отражены в Толковых словарях русского языка (демонстрация словаря) -В листе самооценки оцените свою работу со словами омонимами
|
8. |
Систематизация знаний по теме. Закрепление изученного материала. Цель данного этапа для учеников: уметь отличать друг от друга слова синонимы, антонимы и омонимы. Формы: фронтальная, групповая.
|
А сейчас давайте проведём «Аукцион пословиц» На доске пословицы: СЛАЙД 34 Любишь брать, люби и отдавать. (2 гр) Приятелей много, а друга нет.(1 гр) Каков ни есть, а хочет есть.(3 гр.) Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.(2гр.) Корень учения горек, да плод его сладок.(2гр) На мирном поле и на поле брани, умей командовать без брани.( 3гр.) Спешить не спеши, а поторапливайся(1 гр) Работать будем по группам Первая группа выбирает пословицы со словами синонимами Вторая группа с антонимами Третья с омонимами Объясните свой выбор
|
9. |
Закрепление изученных знаний |
- Ребята, вы хотите немного отдохнуть? Скажите, а вы знакомы с котом Леопольдом? Дайте характеристику этому герою. Кто был противоположностью коту Леопольду? Дайте им характеристику. - Сейчас я вам предлагаю послушать песенку кота Леопольда. А он вам приготовил задание: внимательно послушать песенку и выписать пары слов антонимов. Кто сколько услышит. СЛАЙД 26
|
10. |
Рефлексия |
- Ребята, напомните, какие цели мы ставили в начале изучения темы «Синонимы, антонимы, омонимы». Достигли ли мы этих целей? СЛАЙД 35 Блиц – турнир. СЛАЙД 36 · Какое молоко даёт чёрная корова ? (белое). · Лес может быть густым, а может быть…. (редким). · Волк зверь большой, а ёжик …..(маленький). · Весна бывает ранняя, а бывает ….(поздняя). · Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины….(горькие). Январь год начинает, а декабрь ….(кончает). |
11. |
Домашнее задание
|
- Ребята, домашнее задание для вас будет необычным. Я предлагаю вам 3 проекта по созданию наших собственных Классных словарей. Синонимов, антонимов, омонимов. Вы получите по одной страничке нашего словарика с буквой на которую должны будите придумать слова. Первый ряд вспоминает слова синонимы, второй ряд слова антонимы, третий ряд слова омонимы. Я заготовила обложки для ваших словарей, мы скрепим их с вашими страничками и будем пользоваться ими на уроках русского языка и литературного чтения. СЛАЙД 37 ************** Урок сегодня был удачный, Не прошёл для нас он зря. Все вы очень постарались. Вам понравилось, друзья? СЛАЙД 38 |
12. |
Итог урока |
- Ребята, оцените свою работу на уроке. СЛАЙД 39 * Кто считает, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились отличать друг от друга слова синонимы, антонимы и омонимы и можете помочь другим – хлопните в ладоши 3 раза. * Кто считает, что было трудно на уроке – топните ногой один раз… И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово: «Высоко», А ты ответишь: «Низко». Скажу я слово: «Далеко», А ты ответишь: «Близко». Скажу я слово: «Потерял», Ответишь ты: «Нашёл». Скажу тебе я слово: «Трус», Ответишь ты: «Храбрец». Теперь: «Начало», я скажу, Ты отвечай «Конец!».
********** |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.