Урок русского языка в 4 классе "Три типа склонения имен существительных"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок русского языка 4 класс.docx

 

 

Предмет: русский язык

Урок: 33

Школа: Урицкая общеобразовательная школа  №1

Дата:

ФИО учителя: Грудцына Т.П.

Класс: 4

Количество

присутствующих:

 Количество   

отсутствующих:            

Раздел (сквозная тема):

В контексте сквозной темы «Культурное наследие».

Тема урока:

Три типа склонения имен существительных

Семейные ценности

Цели обучения в соответствии с учебной программой:

4.1.5.1 строить монологическое высказывание, используя самостоятельно разработанный план и наглядные материалы

4.2.4.2 различать художественные, нехудожественные тексты по их особенностям (статья, заметка, репортаж, характеристика, инструкция, заявление, интервью, объявление, реклама)

4.3.8.2 определять род, число, падеж и склонение имен существительных, изменять их по падежам

Цели урока:

-        Выстраивать монолог из 3-4 предложений по самостоятельно разработанному плану с опорой на таблицу склонений.

-        Распознавать художественные и нехудожественные тексты по их особенностям (заметка, интервью, стихотворение)

-        Определять три типа склонений имен существительных в зависимости от рода и окончаний

Критерии оценивания

-        Составляет монолог из 3-4 предложений по самостоятельно разработанному плану с опорой на таблицу склонений.

-        Сопоставляет художественные и нехудожественные тексты с их особенностями.

-        Обозначает три типа склонения имен существительных в зависимости от рода и окончаний.

Ход урока:

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

1.Начало урока.

1-10мин

Эмоциональный  настрой на урок.

Дружная семья. Валентина Шакула

Папа, мама, брат и  я
Вместе  - дружная семья.
И танцуем, и поем,
Очень весело живём

-Я начала наш урок с отрывка этого замечательного стихотворения, потому что мы сегодня будем говорить о семейных ценностях и научимся определять три типа склонения в зависимости от рода и окончаний.

Актуализация знаний

Прием «Ассоциации».

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «род»? А «окончание»?

-Да, все верно. Вы молодцы, что вспомнили правило о том, какую часть слова называют окончанием.

Целеполагание

-А теперь прочитайте на доске тему нашего урока и подумайте, какую цель мы поставим перед собой?

 

-Итак, к концу урока мы должны  определять три типа склонений имен существительных в зависимости от рода и окончаний, составлять монолог из 3-4 предложений и распознавать типы текстов и их особенности.

Оформим тетрадь, поработаем над каллиграфией, запишем пословицу (коррекция осанки при письме)

-Почему так говорят?

 

 

 

 

 


Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свои ассоциации, вспоминают правило об окончании

 

 

 

 

 

 

 

Ставят цель, которую должны достигнуть к концу урока

 

Оформляют тетрадь, записывают пословицу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный комментарий учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный комментарий учителя

 

https://stihi.ru/2019/05/08/7797

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Середина урока

11-40

1. Деятельность по решению учебной задачи, направленная на освоение новых знаний.

-Делаем первый шаг навстречу нашей цели.  Проведем исследование. Рассмотрите таблицу. Обратите внимание на род имён существительных и окончания при изменении по падежным вопросам. Что вы заметили?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


-Давайте попробуем составить таблицу склонений. Эта таблица будет нашей помощницей.

- Назовите существительные, которые имеют одинаковые окончания в И.п.

 -Какого они рода?

-Молодцы, вы определили 1 склонение имени существительного.

-Повторим, какие существительные относятся к 1 склонению? Запишем в таблицу.

-Теперь обратим внимание на другие слова.

-Почему они не вместе? Почему их разъединили?

-Да, нужно смотреть на окончания!

-Какие существительные отнесем ко 2 склонению?  «Узелочек на память»: существительные среднего рода всегда 2 склонения.  И существительные мужского рода с нулевым окончанием и ь на конце тоже 2 склонение. Запишем в таблицу.

-«Узелок на память»: к 3 склонению относятся существительные ж.р.  с ь знаком на конце. Но мы знаем, что ь знак в окончание не входит, значит, это будут существительные ж.р. с нулевым окончанием.

-Посмотрите, какая таблица у нас получилась.

 

 

 

 

 

 

 

 


(П) Прием «Ты мне – я тебе»

- Еще раз посмотрите на таблицу склонений.

Задание 1. Продумайте и запишите план, по которому вы составите монолог из 3-4 предложений о том, как определить склонение имён существительных.  Расскажите свой монолог соседу по парте.

 

Поддержка ребенка с ООП (трудности в обучении: неразвитость речи, трудности в само регуляции) рассказывает монолог по совместно составленному с учителем плану, оказываю диалоговую поддержку.

 

-Молодцы! Мы сделали теоретический шаг к нашей цели.

 

Прием «Ладошка - кулачок».

-А теперь перейдем к практике. Я буду называть слово и его склонение, если вы согласны, показывайте ладошку, если нет – кулачок.

-Слово дядя относится к 1 склонению, конь - ко 2 склонению, дочь – ко 2склонению, семья– к 1 склонению, девочка- к 3склонению, ценность –к 3 склонению.

 

Поддержка ребенка с ООП(неразвитость речи, трудности в саморегуляции)

наглядность - таблица склонений.

 

-Молодцы!

 

2. Физминутка.

Давайте встряхнемся, сил наберемся

 

 

 

3. Применение приобретенных знаний и развитие навыков

-Я раздаю вам карточки, прочитайте задание и слова, с которыми вы будете работать. Как вы думаете, почему я взяла именно эти слова?

-Вы правы, семья - одна из главных ценностей человека.

 

 

 

 

 

Задание 2. Работа в парах

Определи склонение существительных.  Соедини стрелочкой с нужным сердечком. Обозначь окончания.

 

 

 

 

 

 

 

 


-Вы можете работать с опорой на нашу таблицу – помощницу. Кто хочет, работайте самостоятельно. Кому нужна поддержка, работайте в парах.

Время работы 5 минут

-Кто готов назвать существительные 1 склонения? Если все верно – три хлопка.

-Кто назовет существительные 2 склонения? Если все верно – три хлопка.

-Кто назовет существительные 3 склонения?

-Если все верно – три хлопка.

- Кто ошибся? Почему?

-Какие были затруднения?

- Кто может помочь разрешить эти затруднения? 

-Садитесь в паре, над следующими заданиями будете работать вместе.

 

 

4. Закрепление новых знаний и способов действий.

 

Индивидуальная работа.

Задание 3. Запиши к каждому слову однокоренное слово другого склонения. Обозначь склонение всех слов.

 Выдели окончание.

Мать-

Дочка-

Сынишка-

Дед-

Поддержка ребенка с ООП: слова – подсказки: мама, сын, дочь, дедушка;

 и таблица склонений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

Задание 4

Найди соответствие. Соотнеси текст с его видом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поддержка ребенка с ООП: карточка –помощница с особенностями текстов.

 

-Сравните свой ответ с образцом.

-Если всё верно, поставьте себе +, если есть ошибки -

 

 

Работа в группах.

-Какие ценности и традиции есть в вашей семье?

-На праздник гостям раздают шашу. Я тоже хочу угостить вас. Теперь посмотрите. У кого одинаковые конфеты? Объединяйтесь в группы.

-Ребята, вы определяли склонение имен существительных, когда они стоят в именительном падеже единственного числа.

-А как быть, если существительное стоит  в косвенном падеже, да еще и во множественном числе.

-На помощь нам придет памятка.

- Прочитайте ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 5.

Прочитай текст. Выпиши выделенные существительные. Поставь их в начальную форму. Запиши. Выдели окончания. Определи склонение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


-Обменяйтесь работами с группами, теперь приготовьтесь оценивать по образцу

 

-У какой группы нет ошибок?

 

 

-У кого есть ошибки? Что помешало выполнить все правильно?

 

 

Прием «Наблюдатель»

 

Рассматривают таблицу, отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводя исследование падежной таблицы, составляют таблицу склонений.

 

 

 

 

 

Запоминают «узелочки на память»

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют монолог по своему плану.

Рассказывают соседу по парте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя, показывают ладошку или кулачок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети с высокой мотивацией выполняют самостоятельно, ребенок с ООП получает поддержку в виде помощи учителя или одноклассницы, остальные работают в парах

 

 

 

 

 

 

Один ребенок называет ответ, остальные проверяют, оценивают и дают комментарии

 

 

Подводят итог первого этапа.

Выбирают пару для следующего задания

 

 

 

Работают самостоятельно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соединяют стрелками  текст с видом текста  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объединяются в группы,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают памятку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполняют задания, обмениваются карточками с группами, оценивают, опираясь на образец с правильным ответом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма оценивания: Взаимооценивание. Лист оценивания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценивание: считают, сколько правильных ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценивание

прием «Три хлопка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оценивание по критериям и дескрипторам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание по критериям и дескрипторам

Форма оценивания «Самооценивание. По предложенному образцу»

 

Прием « +\-»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма оценивания:

оценивание групп. Проверка ответа по образцу.

 

Прием «Фейерверк аплодисментов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица склонений

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

https://yandex.kz/video/preview/10446558784837143442

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

3. Конец урока

40-45

Итог урока

Прием «Ромашка» (дополни предложения)

-К какой цели мы стремились?

-Давайте посмотрим, достигли ли мы ее.

-Возьмите лепестки ромашки, дополните предложения, используйте знания, полученные на уроке. Кому достался чистый лепесток, напишите вопрос по теме урока, чтобы проверить знания одноклассников.

Рефлексия

-Какой прием или задание вам помогли больше всего приблизиться  к цели? На какой ступени вы сейчас?

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/19/s_5c1a33b49b7d4/1031698_1.jpeg
 

 

 

 

 

 

 

 

 


д\з:  упражнение на выбор

 

 

Отвечают на вопросы, дополняют предложения

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу по достижению цели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лепестки с незаконченными предложениями в виде ромашки

(приложение 5)

 

 

Лесенка успеха

https://multiurok.ru/index.php/files/vneklassnoe-meropriiatie-na-temu-druzhba.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Прием «Ты –мне, я - тебе. Задание. Продумайте и запишите план, по которому вы составите монолог из 3-4 предложений о том, как определить склонение имён существительных.  Расскажите свой монолог соседу по парте, с опорой на таблицу склонений

Лист оценивания

Критерии оценивания

+\-

1

 Составляет предложение о том, как определить 1 склонение

 

2

Составляет предложение о том, как определить 2  склонение

 

3

Составляет предложение о том, как определить 3 склонение

 

4

Приводит примеры

 


Приложение 2

Задание 2.  Запиши к каждому слову однокоренное слово другого склонения.

Обозначь склонение всех слов. Выдели окончание

Мать-

Дочка-

Сынишка-

Дед-

 

Критерии оценивания

Дескрипторы:

+\-

Обозначает три типа склонения имен существительных в зависимости от рода и окончаний

записывает 1 слово

обозначает склонение

 

записывает 2 слово

обозначает склонение

 

записывает 3 слово

обозначает склонение

 

записывает 4 слово

обозначает склонение

 

 

Приложение 3. Задание 4

Найди соответствие. Соотнеси текст с его видом

Критерии оценивания

Дескрипторы

Сопоставляет  художественные и нехудожественные тексты

соотносит 1 текст с его видом

соотносит 2 текст с его видом

соотносит 3 текст с его видом

 

Приложение 4

Задание 5.  Прочитай текст. Выпиши выделенные существительные. Поставь их в начальную

форму. Запиши. Выдели окончания. Определи склонение.

Критерии оценивания

Образец правильного выполнения

+\-

Определяет три типа склонения имен существительных в зависимости от рода и окончаний

Бабушками - бабушка -1скл

Роль   – 3скл

в воспитании – воспитание- 2 скл

Традиции – традиция- 1 скл

 

Уважение – 2скл

 

Любовь     – 3скл

 

 

к Родине -  Родина – 1 скл

 

 

Истории - история – 1 скл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Прием «Ромашка» (незаконченные предложения)

На лепестках ромашки написаны незаконченные предложения:

-К существительным 1склонения относятся слова….

-Существительные среднего рода относятся к …

-К 3 склонению относятся существительные ….

-Мама, семья – это существительные … и т.п.

 

 

    

 

 

 

         

 

                       


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также