Предмет: русский язык, 5 «Б» класс
Тема урока: «Основные понятия лексики» |
Место урока по теме: 16 из 18 |
Тип урока: урок актуализации знаний. |
Форма урока, формы учебной работы, методы обучения: семинар; фронтальная, парная, индивидуальная; метод эвристических вопросов, метод сравнения, презентация итогового продукта деятельности, работа в паре. |
Цель урока: повторение основных понятий лексики. |
Задачи урока: предметные: образовательные: - владеть основными понятиями лексики; - уметь использовать в своей речи эти понятия; - применять знания на практике; - обогащать словарный запас; развивающие: -развивать устную и письменную речь, память, внимание; - учить применять лексические знания в повседневной жизни; воспитательные: - интерес к русскому языку, умение работать дружно, слушать и слышать друг друга; метапредметные результаты: познавательные УУД: - извлекать информацию из источников, представлять ее в виде проекта; - анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; регулятивные УУД: - контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенные задания; коммуникативные УУД: - формировать умение работать в паре; - строить устное монологическое высказывание, представлять результат своей деятельности; личностные результаты: - формировать положительную мотивацию к обучению.
|
Педагогические технологии: ИКТ, проектная деятельность, технология обучения в сотрудничестве, технология дифференцированного обучения, технология развития критического мышления. |
Оборудование: учебник «Русский язык», 5 класс./ М.М.Разумовская, С.И.Львов, В.И.Капинос и др.; под редакцией М.М.Разумовской.- М.: Дрофа, 2014. Доска. Компьютер, видеопроектор, экран. Толковые словари. Словарь антонимов под редакцией С.Львова. Раздаточный материал. |
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся/ показатели достижения результата |
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (2 мин.)
Разминка (4 мин.) |
Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Задачи:- проверить готовность к уроку; - создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок. 1.Прием «Поздороваемся глазами». Дети, на улице холодно, а в кабинете…(тепло), Давайте дарить друг другу только…(тепло). Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и поздоровайтесь только глазами.
Слайд. Из букв слова РАЗМИНКА составить как можно больше новых слов.
|
- полная готовность класса и оборудования к уроку; - быстрое включение учащихся в деловой ритм; - кратковременность орг.момента;
Приветствие учащихся.
Составляют слова, называют поочередно: МИНА, МИР, РАК, РАНА, РАМА, МРАК, ЗИМА, КАМИН, НАКАЗ, КАРМАН, КАРНИЗ, МАРКА, МАРКИЗ… |
2. Определение темы урока, постановка учебной цели, задач (8 мин) |
Задача: уметь формулировать тему, учебную цель, задачи
На партах у вас 2 текста. Прочитайте их, сравните. Работаем в парах. 1) Глупые сороки Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались, думали, где припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны любят сыр, об этом еще дедушка Крылов писал! Уже видно, что вороны нашли сыр. Вот одна кружится, потом другая, третья! Сейчас незаметно украдут. Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Вдруг появилась лиса. Съела сыр, пока сороки спорили, и ушла. Удалилась, чтобы ее не поймали. Когда сороки догадались обо всем, лиса уже была далеко. Так и надо сорокам! Нечего было от сыра отвлекаться да спорить! 2) Глупые сороки Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали совет держать, где его припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны- известные любительницы сыра, об этом еще дедушка Крылов писал! Уже видно, что вороны нюхом почуяли находку. Вот одна кружится, потом другая, третья! Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа. Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись-лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем ни бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. Так и надо сорокам! Не надо было ворон считать! - Какой текст вам больше понравился? Почему?
- В каком разделе лингвистики изучаются фразеологизмы? - А мы изучили этот раздел? Над чем же сегодня будем работать? ( Прием постановки цели урока: дополнение цели с помощью слов- помощников: Я ПОВТОРЮ… МНЕ ПРИГОДИТСЯ…)
-Каждый про себя проговорил цель. |
- умеют формулировать тему, определять учебную цель и задачи
Способ действия: наблюдение, сравнение текстов.
Ответ: фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.
Лексика, фразеология.
Формулируют тему: « Основные понятия лексики» Цель: повторение основных понятий лексики. Задачи: - уметь использовать в своей речи эти понятия; применять знания на практике; мне пригодится для обогащения своей речи, при составлении текстов.
Дети повторяют цель |
3.Актуализация знаний (5 мин.)
Включение в систему знаний (проекты) ( 8 мин.)
Физминутка (2 мин.)
Включение в систему знаний (продолжение) (11 мин.) |
Цель: актуализация знаний через повторение изученного материала. Задачи: - актуализировать опорные знания и изученные способы действия; - зафиксировать затруднения учащихся в учебных действиях.
Наверное, начнем с самого главного понятия. - Что изучает лексика? (СЛАЙД 3)
- Сколько слов употребляет в своей речи человек? (СЛАЙД 4)
- Что имеет каждое слово? - Способы объяснения лексического значения? (СЛАЙД 5) - Толковые словари каких авторов вы знаете?
Цель: включение нового знания в систему знаний. Задачи: представить итоговые продукты проектной деятельности.
-Маша изучала «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. (СЛАЙД)
СЛАЙД 7: по лексическому значению определить слово.
СЛАЙД 8: Однозначные и многозначные слова.
СЛАЙД 9-12: «Угадай словечко».
СЛАЙД: вставьте в пропуски подходящий синоним. - Какие слова называем синонимами?
Вспомним начало урока (холодно- тепло) - Дети, а как называются слова, противоположные по лексическому значению? -Руслан и Кирилл изучали словарь антонимов. Давайте послушаем их.
СЛАЙД: Антонимы. - подберите антонимы. Выделите первые буквы полученных антонимов. Какое слово у вас получилось? (УМНИЦА) - Молодцы, вы себя оценили.
-Дети, мы должны еще вспомнить и лексику, ограниченную в употреблении. Работаем с гексами.
|
- актуализированы опорные знания, изученные способы действий.
Дети отвечают: словарный состав языка.
Лексическое значение.
С.И.Ожегов, С.Ушаков, В.И.Даль
Ученица представляет итоговый продукт.
Дети определяют слова.
Угадывают слова.
Проводит учащийся.
В это время некоторые учащиеся работают по карточкам, пользуются словарем антонимов при затруднении ( Сильные учащиеся проверяют, оценивают)
Антонимы. 2 мальчика представляют проект «Мое открытие словаря антонимов»
Подбирают антонимы.
Проекты представляют 3 учащихся ( в пустые гексы вписывают слова) ( «Профессиональные слова», «Диалектные слова», «Устаревшие слова»)
|
4. Рефлексия (3 мин.) |
Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценки результатов деятельности учащихся. Задачи: - установить соответствие между поставленной целью и результатом урока; - зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; - организовать рефлексию и самооценку учащихся.
Ребята, вспомните цель: повторение основных понятий лексики. Мы достигли этой цели? Все?
Оцените свою работу, продолжив фразу: - На уроке работал…(хорошо, отлично, удовлетворительно) - Я думаю, что мог бы работать… - За работу на уроке я ставлю себе оценку…( распечатать, листочки подписывают) |
- подведен итог урока; - проведена рефлексия учебной деятельности; - использованы приемы рефлексии; - проведен анализ достижения цели урока; - адекватность самооценки, оценки учителя.
Дети отвечают. |
5.Информирование учащихся о домашнем задании (2 мин.) |
Цель: сообщение учащимся домашнего задания.
Сочинить сказку, используя понятия лексики. (Можно рисунок, можно составить схему для ОК)
СПАСИБО ЗА УРОК!
|
- адекватно воспринимают домашнее задание. По необходимости задают вопросы.
Дети выбирают задание, записывают в дневник. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.