Урок русского языка в 5 классе "Несклоняемые имена существительные"

  • pptx
  • 03.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Несклоняемые имена существительные.pptx

Несклоняемые имена существительные

Составитель : учитель русского языка и литературы Чекунова Л.В.

Лингвистическая сказка

В Морфологию попали очень странные слова. Они были иноязычного происхождения и не хотели, как русские слова, изменяться по падежам. Они хотели сохранить своё иностранное достоинство.
Много раз упрашивала их королева Грамматика вести себя как русские слова. Ведь живут они теперь в русском языке. Но несклоняемые слова были неумолимы.
На следующий день, сговорившись,  они убежали на остров, недалеко от страны Безграмотландии.
Подговорили они пиратов Единицу и двойку привозить к ним учеников – двоечников. Им нравилось обманывать ребят. Несклоняемые существительные залезли к ним в тетради. Ученики  не узнавали их и склоняли, изменяли как русские слова.
Один мальчик писал так: «Я пришел в школу без пальта, без кашна, а когда был в зоопарке, видел громадную шимпанзу и разговаривал с какадой».
Несклоняемые слова только хихикали.
Тогда королева Грамматика решила прибегнуть к крайней мере. Она создала правила узнавания этих слов. Ребята познакомились с этими правилами и стали правильно употреблять несклоняемые существительные. 

1. Исправьте ошибки, которые допустил мальчик. 2. Запишите предложение, подчеркните несклоняемые имена существительные

Я пришел в школу без пальта, без кашна, а когда был в зоопарке, видел громадную шимпанзу и разговаривал с какадой.

Проверьте себя

Я пришел в школу без пальто, без кашне, а когда был в зоопарке, видел громадного шимпанзе и разговаривал с какаду.

Вывод

Несклоняемые имена существительные во всех падежах имеют форму именительного падежа.

1. Исправьте ошибки в тексте (устно). 2. Выпишите несклоняемые имена существительные

Как-то рано поутру С другом сели мы в метру И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне, А вернее, я и ты Без кашна и без пальты. Любит кины детвора Если в кинах кенгура Ходит-бродит по шоссу, Носит в сумке шимпанзу. Кенгуру в кафу зашел, Занял там свободный стол И сидит за доминой С шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян Стал играть на фортепьян. Тут и взрослый, сняв пенсню, Хохотал на всю киню. Интересное кино! Жаль, что кончилось оно. В гардероб пора бежать - Будут польта выдавать.

Выполните тест


1.Какое из данных существительных не  изменяется по падежам?
А) петля  Б) поле  В) кафе Г) зеркало

2.Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?
А) радио   Б) солнце  В) кино  Г) ателье

3.В каком слове нет и не может быть окончания?
А) село  В) горе  В)  метро  Г) ребро


4.Какую букву нужно вставить?
А) по ради…  Б) без пальт…  В) на пианин… Г) о кин…

5.В каком предложении допущена ошибка?
А) Подружки ждали Иру Ищенко в фойе кинотеатра.
Б)Дети с удовольствием читают романы Виктора Гюго.
В)»Зенит» сыграл вничью с «Динамой».

стихотворение Аркадия Хайта


Чтобы грамотным стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.