Тема урока: «Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель:
создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении сложных заданий.
УУД:
Предметные:
1)сформировать представление об обобщающих словах при ОЧ
2) научить ставить знаки препинания в предложениях с ОС при ОЧ;
Метапредметные:
Познавательные
1) Тренировать умение определять место и причину затруднения, строить план выхода из затруднения.
2) Тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия.
3) сформировать способность применять алгоритм.
4) формировать умение создавать схемы для решения учебных и познавательных задач
Личностные
1) Развивать интерес к урокам русского языка.
2) Формировать умение преодолевать трудности в учении.
Регулятивные
3) Развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
4) Формировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Коммуникативные:
1) Развивать умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций.
2) Умение использовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТкомпетенции).
Технология деятельностного метода
Ведущий тип деятельности - исследовательский
Межпредметные связи: литература
План урока
Этап |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Мотивация к учебной деятельности.
|
5 |
Приветствует учащихся. Мотивирует
|
Приветствуют учителя. Решают кроссворд
|
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
|
5
3 |
Руководит проверкой домашнего задания (тест) GOOGLE
Переход к изучению нового материала: Предлагает совершить пробное действие
|
Расставляют знаки препинания.
Составляют схемы Подчеркивают ОС
Игра «Третье лишнее»
|
3. Выявление места и причины затруднения.
|
2
|
Создает проблемную ситуацию -Какой знак вы поставите в предложении? Запятую – Тире – Двоеточие – Не поставили знака –
Выясняет причину затруднения: Почему вы затруднились? |
Высказывают предположения.
Пока не знаем правила. Значит, надо это правило открыть. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. |
2 |
Предлагает определить последовательность действий |
Складывают шаги. |
5. Реализация построенного проекта. |
10 |
Консультирует |
Самостоятельно работают в группах. Создают эталон Сверяют |
6. Первичное закрепление во внешней речи. |
3 |
Помогает слабым ученикам |
Работа в парах. Читают и запоминают эталон, проговаривают его друг другу вслух. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой. |
5 3 |
Предлагает ученикам сформулировать новую задачу. Осуществляет контроль деятельности (на сайте Quzizz) |
Записывают предложения в тетради. Подчеркивают ОЧ, составляют схемы. Работают с мобильными телефонами на сервисе Quizizz. Осуществляют самооценку. |
8. Рефлексия учебной деятельности. |
3 |
Обеспечивает положительную реакцию детей на работу одноклассников. |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
Конспект урока
Оргмомент. Приветствие учителя.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Ну, начнем! Когда мы доберемся до конца нашей истории, будем знать больше, чем теперь.
- Кто узнал эти строчки?
Именно так начинается сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева». И мы с вами сегодня совершим путешествие в царство «Снежной королевы».
Запишите число, КР и название урока – «В царстве Снежной королевы».
· Орфографическая пятиминутка. Кроссворд
· Лестница успеха
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Прежде чем узнать новое, какой шаг учебной деятельности мы совершим? (Нужно повторить то, что знаем.)
-С чего мы начнем работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)
- А повторяем мы знаки препинания в предложении с ОЧ.
Давайте познакомимся с автором сказки «Снежная королева»
· Прочитайте выразительно текст.
· Проверка домашнего задания (тест GOOGLE)
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfOKLVm5-Dmo5opibLioBUAq7jvZpY3b8DGBWYTFSIKNUBs8Q/viewform?usp=sf_link
Задание: Записать предложения, расставить знаки препинания, построить схемы.
1) Какие члены предложения называются однородными? Выберите их признаки.
2) В каком варианте ответа верно расставлены знаки препинания:
Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе.
3) Какими членами предложения здесь являются однородные члены?
Появился будущий сказочник в семье прачки и сапожника.
4)Выбери правильный вариант объяснения знаков препинания.
Семья жила бедно, но беззаботно.
5) Выбери полный и правильный вариант объяснения знаков препинания: У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр.
6) Часто он забивался в уголок, сочинял пьесы и потом разыгрывал спектакли. Какой схеме соответствует предложение: Часто он забивался в уголок, сочинял пьесы и потом разыгрывал спектакли.
1. О, О, О, О. 2. О и О. 3. О, О и О. 4. О, и О, и О. 5. О, но О.
· Лестница успеха
Кто все сделал правильно?
У кого одна ошибка? Две? Поставьте себе плюс, вы поднимаетесь еще на ступеньку выше.
Итак, мы познакомились с автором сказки, давайте последуем за героями.
Вы знаете, что когда Снежная королева забрала Кая, Герда отправилась на его поиски. Иного сложных препятствий пришлось ей преодолеть, прежде сем она нашла названного братца. На нашем уроке вам тоже придется преодолеть препятствия.
Первое из них – это новое понятие. Давайте его открывать
2. Часто при однородных членах стоят слова, которые называют их одним словом.
Я назову ряд предметов, а вы обозначьте их одним словом.
А. Пушкин, А. Погорельский, Г. Андерсен – писатели-сказочники
«Огниво», «Русалочка», «Снежная королева» - сказки Г.Андерсена
Кай, Герда, Снежная королева – герои сказки «Снежная королева»
видовые понятие родовое понятие
Эти слова мы будем называть обобщающими. Как вы думаете почему? (они обобщают, объединяют в себе значения других слов).
Обобщающие слова шире по значению. Обобщающее слово заключает в себе родовое понятие (более общее), а однородные члены – видовое, например: герои: Кай, Герда, бабушка; писатели: Пушкин, Андерсен, ).
Формулируем правило. Вставьте в пропуски подходящие по смыслу слова:
Обобщающими называются __________, которые _________ в себе ____________ других слов.
Многие помогали нашей героине в ее поисках Кая.
• Игра «Третье лишнее». Выпиши из данных рядов обобщающее слово.
Фиалки, одуванчики, цветы, розы.
Принц, принцесса, ворон, герои сказки.
Лапландка, жительницы севера, финка
· Проверка
· Лестница успеха
-Кто все три слова выписал правильно? Замечательно! Чему мы учились?
- А что еще мы должны узнать?
- Давайте попробуем расставить знаки препинания в предложении с обобщающим словом.
Найти Кая Герде помогают герои_принц, принцесса, разбойница.
Какой знак вы поставите на месте пропуска? Почему?
Двоеточие
Тире
Запятую
Ничего не поставили?
(записываем количество на доске)
3. Выявление места и причины затруднения.
− В чем затруднение?
– Почему у вас возникло затруднение? (Не знаем пока правила постановки знаков препинания в предложениях с ОС.)
– Что дальше делать? (Построим проект выхода из затруднения).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
– Сформулируйте цель своей деятельности? (Узнать правило постановки знаков препинания в предложениях данного типа)
– Сформулируйте тему урока.
Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при ОЧ
– Я вам предлагаю действовать в правильной последовательности. Вот шаги плана, по которому вы будете достигать поставленной цели.
Шаги плана: (можно распечатать, разрезать или продемонстрировать в презентации)
1. Выполнить задание.
2. Установить закономерность.
3. Сделать вывод.
4. Создать эталон.
Когда на нашем пути возникают препятствия, легче их преодолевать вместе. Мы с вами сказали, что нашей героине помогали многие герои сказки. Именно дружба помогла ей найти Кая. Надеюсь, дружба поможет и вам, потому что открывать секреты постановки знаков препинания в предложении с ОЧ вы будете совместно.
· Групповая работа.
Та группа, которая будет работать слаженно, обязательно добьется успеха.
5. Реализация построенного проекта.
· Самостоятельная работа (по карточкам)
____________________
Карточка ученика
1) Прочитайте предложение.
В саду у старушки росли чудесные цветы: фиалки, одуванчики, розы.
Подчеркните однородные члены и обобщающее слово как член предложения.
Над обобщающим словом поставьте значок.
Постройте схему.
Определите, где стоит обобщающее слово: до или после однородных членов? Какой знак ставится в этом случае?
Отметьте на эталоне.
2) Прочитайте предложение:
Герда просила помощи у лапландки и финки – жительниц севера.
Подчеркните однородные члены и обобщающее слово как член предложения.
Над обобщающим словом поставьте значок.
Постройте схему.
Определите, где стоит обобщающее слово: до или после однородных членов? Какой знак ставится в этом случае?
Отметьте на эталоне.
_______________
Примечание: Учитель может НЕ давать подробные инструкции по выполнению заданий или алгоритмы деятельности, тогда ученики имеют возможности действовать иначе.
· Проверка (представители групп выходят к доске и демонстрируют результаты работы)
· Какой же знак мы поставим в предложении:
Найти Кая Герде помогают герои_принц, принцесса, разбойница.
Герда просила помощи у лапландки и финки – жительниц севера.
- Заметьте! На обобщающее слово падает логическое ударение. Если оно стоит перед однородными членами, то произносится с предупреждающей интонацией.
Ну что же, как и наша героиня, вы успешно преодолели препятствия. А что вам помогло?
Давайте разомнемся.
· Физкультминутка
6. Шагая
по царству,
Устали немножко.
Сейчас отдохнём
И снова в дорожку.
Из-за парты тихо встали
И по царству зашагали.
Мы шагаем, мы шагаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – присесть,
Четыре – встать,
Пять – руками помахать,
Ну а шесть – за парту тихо сесть.
7. Первичное закрепление во внешней речи.
· Чтение правила в учебнике. Работа в парах.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой. Сервис quizizz
Первое предложение разбираем вместе. Записываем в тетрадь.
Остальные ученики делают самостоятельно (полусамостотельно)
1) Определи место обобщающего слова в предложении:
И шуба, и шапка, и варежки _ вся одежда на Снежной королеве были из снега.
2) Какой знак ты поставишь в предложении на месте пропуска:
В королевстве Герда встретила птиц_ умного ворона и ручную ворону.
3) Какой знак ты поставишь в предложении на месте пропуска:
Над огнем кипел в огромном котле суп, а на вертелах жарилась дичь_зайцы и кролики.
3) Какая схема соответствует предложению?
Они шли и говорили обо всем: о бабушке, о розах, о Снежной королеве
· Проверка выполнения (обратная связь)
Внести ответы на сервисе:
https://quizizz.com/admin/quiz/5dd58d8e73fab6001b417e0a
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Какое затруднение было в начале урока (не могли объяснить постановку знаков препинания)
-Какую цель поставили в начале урока? (Узнать правило)
-Вы достигли поставленной цели? (Да, мы открыли алгоритм написания и научились ставить знаки препинания.)
· Теперь поставьте сами себе оценку за урок
· Лестница успеха
Свои вопросы запишите в рабочем листе.
- Кому понравилось наше путешествие в царство Снежной королевы? Что больше всего вам понравилось?
- Наши новые путешествия впереди! Спасибо за работу!
10. Домашнее задание
Мастер-класс по созданию викторин на quizizz.com
Рабочий лист ______________________________________ (ФИ)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
кроссворд |
Домашнее задание |
Замена |
Определение ОС |
Найди лишнее |
Открытие |
Тест |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Решите кроссворд. Запишите слова в тетрадь.
2. Проверка домашнего задания.
3. Обозначьте ряд предметов одним словом.
1) А.Пушкин, А. Погорельский, Г. Андерсен – …
2) «Огниво», «Русалочка», «Снежная королева» - …
3) Кай, Герда, Снежная королева – …
4. Формулируем правило. Вставьте в пропуски подходящие по смыслу слова:
Обобщающими называются __________, которые _____________ ___в себе ____________ других слов. Обобщающие слова называют ____________ понятие, а однородные члены называют ___________________ понятия.
5. Игра «Найди лишнее». Выпиши из данных рядов обобщающее слово
1) Фиалки, одуванчики, цветы, розы.
2) Принц, принцесса, ворон, герои сказки.
3) Лапландка, жительницы севера, финка.
6. Самостоятельная работа
1 задание |
2 задание |
1) Прочитайте предложение. В саду у старушки росли чудесные цветы: фиалки, одуванчики, розы. 1. Подчеркните однородные члены и обобщающее слово как член предложения. 2. Над обобщающим словом поставьте значок. 3. Постройте схему. 4. Определите, где стоит обобщающее слово: до или после однородных членов? 5. Какой знак ставится в этом случае? 6. Отметьте на эталоне. |
2) Прочитайте предложение: Герда просила помощи у лапландки и финки – жительниц севера. 1. Подчеркните однородные члены и обобщающее слово как член предложения. 2. Над обобщающим словом поставьте значок. 3. Постройте схему. 4. Определите, где стоит обобщающее слово: до или после однородных членов? 5. Какой знак ставится в этом случае? 6. Отметьте на эталоне. |
7. Тест.
1) Определи место обобщающего слова в предложении:
И шуба, и шапка, и варежки _ вся одежда на Снежной королеве были из снега.
2) Какой знак ты поставишь в предложении на месте пропуска:
В королевстве Герда встретила птиц_ умного ворона и ручную ворону.
3) Какой знак ты поставишь в предложении на месте пропуска:
Над огнем кипел в огромном котле суп, а на вертелах жарилась дичь_зайцы и кролики.
1) Какая схема соответствует предложению?
Они шли и говорили обо всем: о бабушке, о розах, о Снежной королеве
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.