Урок русского языка в 6 классе на тему «Фразеология. Фразеологизмы».
Оценка 4.9

Урок русского языка в 6 классе на тему «Фразеология. Фразеологизмы».

Оценка 4.9
docx
04.11.2020
Урок русского языка в 6 классе на тему «Фразеология. Фразеологизмы».
Урок русского языка в 6 классе на тему.docx

Урок русского языка в 6 классе на тему

«Фразеология. Фразеологизмы».

        Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

        Задачи урока:

1)   развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

2) формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;

3)    развивать творческие способности и образное мышление школьников;

4)    обогащать словарный запас школьников;

5)    воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

        Урок в системе уроков: первый урок в разделе «Фразеология. Культура речи».

        Тип урока: урок сообщения новых знаний

        Оборудование урока: тетради, учебники, словарики, раздаточный материал, фразеологический словарь, рисунки учащихся.  

Ход урока

I.                  Организационный момент, формулирование задач урока.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Всё делаем внимательно.

II.               Проверка домашнего задания

III.            Словарная работа (повторение словарных слов, актуализация знаний учащихся) и индивидуальная работа по карточкам.

Реформа календаря, атмосфера планеты Земля, изобретение компьютера, прозрачная акварель, профессиональный мастер, деревянная терраса, исчезнуть в темноте, храбрый солдат, багряный закат.

Задания: 1) найти иноязычные слова; 2) выделить изученные орфограммы; 3) объяснить лексическое значение слов реформа, календарь, атмосфера с помощью толкового словаря.

 

IV.            Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

 Мы порой и не сообразим,

Отчего же мы так говорим.

Почему в ситуациях разных произносим нелепые фразы,

Но мы этим серьезно займемся

И, конечно, во всем разберемся

V.               Работа по теме урока.

 

«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

  -Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

  Светлана стала как-то странно вертеться.

  - Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

 

Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)

 В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных    слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить.  Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».

Изучением таких выражений занимается фразеология – особый раздел науки о языке. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение». Этим термином называют и весь состав таких выражений в языке. Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.»

 Запись в словарик: «Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы.»

 Слово учителя: «Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам. Определите отношение к человеку во фразеологизмах; мастер на все руки (одобрение трудолюбивого и умелого человека), работать спустя рукава (осуждение недобросовестного отношения к труду), семи пядей во лбу (очень умный), ни то ни се (ничем не выделяющийся).

Фразеологизмы, как и слова, являются единицами языка, имеют самостоятельное значение, в речи выступают в качестве членов предложения. Как и слова, фразеологизмы и их значение мы должны помнить. Но вместе с тем фразеологизмы заметно отличаются от слов: фразеологизмы представляют собой сочетание двух и более слов. Во фразеологизме нельзя произвольно заменять слова, потому что в нем они теряют свою смысловую самостоятельность. Это можно подтвердить, например, тем, что в составе таких выражений используются слова, которые не всем понятны. Говорят, например, попасть впросак, хотя не все знают, что такое впросак; или точить лясы, задать стрекача, хотя не знают, что такое лясы или стрекач.

 

Игра: учитель демонстрирует рисунки, на которых фразеологизмы изображены в буквальном значении, ученики должны отгадать, что изображено и заменить фразеологизм одним словом. (Например, «вставлять палки в колеса» -  мешать, «как кот наплакал» – мало, «как снег на голову»  -

неожиданно, «вешать лапшу на уши» - обманывать,  «делать из мухи слона» - преувеличивать.)

 

VI.  Закрепление изученного материала.

Ученикам предлагаются следующие задания:

1.Заменить данные фразеологические сочетания одним словом и записать это слово, составить предложение с одним из фразеологизмов:

1) делать из мухи слона, 2) кровь с молоком, 3) мозолить глаза, -                                           4) как две капли воды, 5) бить баклуши,6) набрать в рот воды, 7) семи пядей во лбу, 8) когда рак на горе свистнет, 9) зарубить на носу, 10) куры не клюют.

 

 

А теперь положите перед собой карточку с БУРАТИНО.

- Кто узнал, какие фразеологизмы здесь спрятались? Кому сложно было выполнить это задание? Почему?

- Какие ещё фразеологизмы, связанные с частями тела, вы знаете?

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5484b38dbe4c4/urok-v-6-klassie-po-tiemie-frazieologhizmy_1.png

 

 

Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм.

 

VII.Подведение итогов исследования. Рефлексия.

Учитель.

-Ребята, заканчивается урок. Что надо сделать? (Подвести итог).

-Какова была цель урока?

-Достигли ее?

-В чем вы испытали затруднения?

-Что помогло вам в работе?

-Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:

Работал засучив рукава-__обучающихся

Работал в поте лица –___обучающихся

Поломал голову- __ обучающийся

Знаю, как дважды два – __ обучающихся

Учитель: -Ребята, где можно применять новые знания?  (Будем использовать в устной речи, знать, что обозначают фразеологизмы, откуда они появились).

А как вы думаете, всё ли мы уже знаем о фразеологизмах? Какие задачи мы можем поставить перед собой на следующий урок? (Исследовать источники фразеологизмов и ответить на вопрос, почему их называют самородками).

Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь

 

Учитель. Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу.

Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!

Молодцы, ребята!

Спасибо за работу!

VIII.Домашнее задание

Сделать свою книжку фразеологизмов, с иллюстрациями.


 

Урок русского языка в 6 классе на тему «Фразеология

Урок русского языка в 6 классе на тему «Фразеология

Задания: 1) найти иноязычные слова; 2) выделить изученные орфограммы; 3) объяснить лексическое значение слов реформа, календарь, атмосфера с помощью толкового словаря

Задания: 1) найти иноязычные слова; 2) выделить изученные орфограммы; 3) объяснить лексическое значение слов реформа, календарь, атмосфера с помощью толкового словаря

Изучением таких выражений занимается фразеология – особый раздел науки о языке

Изучением таких выражений занимается фразеология – особый раздел науки о языке

VI . Закрепление изученного материала

VI . Закрепление изученного материала

Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:

Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм:

Учитель. -Ребята, заканчивается урок

Учитель. -Ребята, заканчивается урок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2020