Урок русского языка в 7 классе "Что такое причастие?"
Оценка 4.9

Урок русского языка в 7 классе "Что такое причастие?"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
03.05.2023
Урок русского языка в 7 классе "Что такое причастие?"
prichastie_kriticheskoe_myshlenie.doc

Урок русского языка в 7 классе с использованием элементов технологии критического мышления.


Тема: Что такое причастие?
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Цель урока: 1. Создать условия для формирования умения отличать  причастие от других частей речи;  2. Формировать начальное представление о роли деепричастия в речи;  3. Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, наблюдение); учебно-коммуникативных (составление вопросов, создание письменного высказывания) взаимодействия при работе в парах;  4. Соотносить результаты своей деятельности с образцом, определять причины затруднений.
Используемые педагогические технологии:
- развитие критического мышления через чтение и письмо,
 Ожидаемые результаты:
• ученик распознаёт  причастия и определяет их грамматические признаки
• ученик отличает причастие от прилагательного.
•  ученик употребляет  причастие в роли второстепенных членов предложения
 Ход урока 
I. Стадия вызова.
 Запишите в строчку:
1) летит, падает,  упал.
2) маленький, круглый, падающий
- С какими орфограммами вы столкнулись, когда записывали слова?  (Учащиеся называют слова с изученными орфограммами и объясняют их.)
-  А  теперь поиграем.
Игра «Четвертый лишний».
- Что общего между всеми словами в строке? Подумайте.
-  Обсудите все, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку «Знаю»:
  «Знаю» «Хочу узнать» «Узнал новое».
1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;
2 – это прилагательные, они склоняются, изменяются по родам и  числам.   
Проверка.
-Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?

2. Объявление темы урока, формулировка целей урока.
Учащиеся заполняют графу «Хочу узнать»:
«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал новое».
 1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;
2 – это прилагательные, они склоняются, изменяются по родам и  числам. Что общего у причастия с глаголом и прилагательным?
Почему эта часть речи так называется?
Как изменяется причастие?
 II. Осмысление содержания.
Деятельность учащихся.
- Обратимся к учебнику.
1. Чтение материала параграфа, карандашом в тексте делаются пометки:
V – знаю;
+ – узнал новое;
! –  удивило.
- Обсудим. (В это время попросить подготовить 4 вопроса  -  по 2 каждому какой-нибудь паре, пусть договорятся между собой, какие именно)
Комментарий учителя.
 В современной лингвистике существует несколько точек зрения на грамматическую природу причастий.  Одни учёные считают ее самостоятельной частью речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастие  – это особая  форма глагола.
-Проверка вопросов.
-Это «тонкие вопросы». Почему?
- А я задам толстый вопрос: Согласны ли вы с тем, что  причастие  -  это особая форма глагола? Выдвиньте свое предположение, почему? Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол.  Причастия повторяют грамматические признаки прилагательного – склоняются (изменяются по числам, родам и падежам), 
-Заполните колонку «Узнал новое»:
«Знаю» «Хочу узнать» «Узнал новое».
 1 – это глаголы, они спрягаются, изменяются по числам. лицам;
2 – это прилагательные, они склоняются, изменяются по родам и  числам. Что общего у причастия с глаголом и прилагательным?
Почему эта часть речи так называется?
Как изменяется причастие?
 1.Обозначает признак предмета по действию.
2.Причастия, как и глаголы, бывают соверш. и несоверш. вида, наст. и прош. времени (буд. вр. у прич. нет), могут быть возвратными, имеют зависимые слова.
3.Как и прилагательные измен. по числам, родам, падежам, имеют полную и краткую форму, зависят от существительных, выполняют одну роль в предложении.
4.Причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми (в краткой форме).
5.Причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов.
-А что бы вы хотели ещё узнать о причастии? Дополните графу «Хочу узнать» своими вопросами.
Ответы учащихся:
-Какие морфологические признаки есть у причастий, не заимствованные у прилагательных и глаголов?
-От всех ли глаголов можно образовать причастия?
-Есть ли среди  причастий  антонимы и синонимы?
Вопрос учителя:
-Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы?
Ответы учеников:
-Интернет.
-Учебные пособия.
-Справочники и энциклопедии.
 - Кто попробует составить кластер причастия?

~~III. Рефлексия
Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала.
1. -Запишите в два столика прилагательные с существительным, рядом с ним однокоренные причастия и наоборот.  

~~Контроль полученных знаний, умений, навыков: проверочная работа (1 вариант для более слабых, 2- для сильных). Обратить внимание детей, что может быть несколько вариантов ответа.

~~Оцените себя:
1. Нашел  правильно.
2. Нашел  неверно.
3. Вызвало затруднение: не смог отличить причастие от прилагательного;
 IV. Подведение итогов урока.
Составьте синквейн о причастии:
 1. Причастие
2. Полное, краткое
3. Изменяется, обозначает. отвечает
4. Имеет признаки глагола и прилагательного
5. Форма глагола (часть речи)

Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Выучить теоретический материал по учебнику и таблице, составленной на уроке. 
Подготовить  устный рассказ на тему «Причастие как часть речи», опираясь на структурно – логические схемы (кластеры).
3.Закончить начатое упражнение
 

 


Урок русского языка в 7 классе с использованием элементов технологии критического мышления

Урок русского языка в 7 классе с использованием элементов технологии критического мышления

Обратимся к учебнику. 1. Чтение материала параграфа, карандашом в тексте делаются пометки:

Обратимся к учебнику. 1. Чтение материала параграфа, карандашом в тексте делаются пометки:

III. Рефлексия Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала

III. Рефлексия Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2023