Урок русского языка в 7 классе. Тема: «Союз как часть речи».
Оценка 4.6

Урок русского языка в 7 классе. Тема: «Союз как часть речи».

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
04.12.2022
Урок русского языка в 7 классе. Тема: «Союз как часть речи».
Урок русского языка разработан с использованием проектного метода, проблемной и исследовательской технологий.
Союз как часть речи.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учебное  заведение

Заветинская средняя общеобразовательная школа№2

 

 

 

 

 

 

Тема: «Союз как часть речи».

 

(Учитель русского языка и литературы Киричкова Ольга Владимировна)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.Заветное

2020г.

 

 

 

Урок русского языка в 7 классе

Тема: «Союз как служебная часть речи»

 

Цель: знакомство с  союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте.

Задачи:

 1. Формировать умение находить в предложении союзы, определять их роль в предложении, различать функции сочинительных и подчинительных союзов,  дать представление об омонимии союзов и частиц;

2. Развивать творческую, речевую и мыслительную активность, коммуникативные качества личности;

3. Воспитывать уважительное отношение к семье и семейным ценностям, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Методы и приёмы: репродуктивный, эвристический, проблемно-поисковый, исследовательский

Оборудование: блок-схемы, карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал, А.Н.Тихонов «Школьный словообразовательный словарь», слайдовая презентация.

 

Ход урока

1.      Организационный момент.(слайд 1-2)

 Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно сегодня  видеть вас, надеюсь, вы пришли  с замечательным настроением и с готовность работать вместе. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем успехов на нашем уроке .

Записываем число, классная работа. Третью строчку оставьте пустой.

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с первой служебной частью речи – предлогом.  И сейчас мы проведём небольшую лингвистическую разминку, чтобы вспомнить  правописание сложных предлогов.

2.      Лингвистическая разминка:

1 ученик работает у доски: записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:

(В) течени… семейного ужина

Благодаря поддержк… мамы

(В)следстви… (не)большой ссоры с сестрой

 Достать из(под) ёлки

(Не)смотря на разные взгляды с отцом

Поговорить на(счёт) подарка бабушке

 

3.Мотивационно- мобилизующий этап.

Какой темой объединены данные словосочетания? Почему эта тема важна?  Мы к ней ещё вернёмся. Прочитайте выразительно высказывание, записанное на доске. Каков  его смысл?

(слайд 3) От и за к  на(счет) чтобы с или через у да  ( Это не предложение, в нем нет смысла. )

-Что позволило вам сделать такой вывод?  (Здесь  нет ни одной самостоятельной части речи,  оно состоит из служебных частей речи. )

Учитель: запишите эту конструкцию в тетрадь, над каждым словом укажите часть речи.

 (слайд 4) От(предлог),  и (союз), за(предлог) , к(предлог), чтобы(союз) ,с(предлог), или(союз), через(предлог),  у(предлог), да (союз) .

Учитель: поднимите руки те, у кого  не возникло трудностей при определении частей речи. Слова каких частей речи здесь встретились? (Предлоги и  союзы.)

Учитель: С какой частью речи вы уже знакомы? Предположите, о чем пойдет речь сегодня? (слайд 5) Запишите тему урока: «Союз как часть речи».  Знакома вам эта тема? Какие цели себе поставим?

Цели урока:

- знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи;

- уметь определять роль союза, находить их в тексте.

 

4.      Изучение нового материала.

- Какие ассоциации возникают при слове «союз»? Как вы понимаете лексическое  значение этого слова? И можно ли его трактовать однозначно?

В русском языке есть приставка со-, придающая слову оттенок значения «вместе», «общими усилиями», «совместно». Сотворчество, соединение - все эти слова имеют приставку со-.

-Как вы думаете , нет ли этой приставки в слове союз?

-Главным аргументом в споре является словарь. Обратимся к «Школьному словарю строения слов». З.А.Потихи. (В нем даны однокоренные слова союз/н/ик, союз/ниц/а, союз/нич/еск/ий,)

В данном словаре выделяется корень союз, приставки в слове нет.

(слайд 6) -нет её и в более современном «Морфемно - орфографическом словаре русского языка. Современная морфемика». А.Н.Тихонова. в него включены следующие однокоренные слова:

Союз/

Союз/и/ть

Союз/к/а

Союз/ник

союз/ниц/а

союз/нич/еск/ий

союз/нич/еств/о

-Какой вывод мы сделаем? В современном русском языке приставка не выделяется.

-Неужели мы ошиблись? Где мы еще можем выяснить более раннее строение слова?

(слайд 7) -Обратимся к  словарю В.И.Даля.

-  В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова».

Слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО, которая  обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие, Сотворчество). Слово СОЮЗ родственно словам УЗЕЛ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.

 

(слайд 8) Обратите внимание на наш эпиграф:

«Настоящую семью связывают не узы крови, но узы уважения и радости» (Бах Ричард). Как вы его понимаете?  А что общего есть в этих словах. Союз и семья?  Можно сказать, что семья –это союз?

 

(слайд 9-14) Учитель: Какай первоначальный вывод мы можем сделать о функции союзов? Для чего они служат?

 

Чтобы точнее определить роль союзов , проведём ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Дело в том, что союзы очень часто используются в пословицах.  Я конечно же подобрала вам пословицы о семье. Вставьте в пословицы подходящие по смыслу союзы.

1.Где мир …  лад, не нужен и клад. (и)

Дом согревает не печь, … любовь и согласие.(а)

 

2.Душа на месте, … вся семья вместе.(когда)

…. в семье разлад, так и дому не рад.(если)

Семье, …. помогают друг другу, беды не грозят. (где)

 

3.Человек может прожить один. Но семья – это самая надежная поддержка в трудную минуту.

 

4.В дружной семье и в холод тепло.

Согласную семью и горе не берет.

 

-О чем все эти пословицы и высказывания?

- Что связывают союзы в 1-ой группе  предложений?

- Для чего используется союз во 2-ой группе  предложений?

 

- Какую роль играет союз в 3-ей группе ?

 

Учитель: у кого-нибудь   возникли   трудности в определении роли в  предложениях 4 группы?

В последних  предложениях И ничего не связывает.

Учитель: ребята, какие есть версии?

Может, это не союз вовсе? Союз  связывает, а в данном предложении  И ничего не связывает, следовательно, это не союз.

-Вы размышляли правильно, «и»  в данном высказывании  - усилительная частица, разговор о которых ждет нас впереди.

 Учитель: Что нового вы узнали, выполняя данное задание?  Какое высказывание вам наиболее близко?

(Узнали, что «и» может быть частицей, закрепили функции союзов )

Давайте обобщим то, что мы узнали о союзе.

Работа с учебником: чтение определения на стр.163.

 

(слайд 15) Учитель:  А сейчас поработаем с опорной схемой, которая у вас на столах. Внимательно рассмотрите её и скажите, что ещё вы узнали о союзах?

 

С О Ю З

1. По морфологическому составу

Простые:

А, НО,ТОЖЕ , ЧТО, ЕСЛИ, ДА, ТАКЖЕ.

Составные:

Потому что; так как;
После того, как;
Несмотря на то, что.

2. По употреблению

Одиночные:

Песни И стихи.

Повторяющиеся:

И стихи, И песни.

Двойные:

Как…, так и

Не только…, но и.

3. По синтаксическим функциям

Сочинительные:

А) соединительные: и; ни-ни; тоже, также, да (=и)


Б) противительные: а; но; зато.

В) разделительные: или; или-или; либо-либо; то-то; не то-не то; то ли-то ли.

Подчинительные:

А) временные: с тех пор, как, когда.
Б) причинные: потому что.
В) целевые: затем; чтобы.
Г) условия: если.
Д) уступительные: хотя.
Е) сравнительные: как.
Ж) изъяснительные: что.

 

5.      Закрепление изученного о союзах. (слайд 16)

 

1.      Игра «Найди лишнее»:

1)      И, А, НО, ИЛИ, ТОЖЕ, ПОТОМУ ЧТО.

2)      КОГДА, ЕСЛИ, ЧТО, И, ЧТОБЫ

3)      ИЛИ,ЧТОБЫ, НАСЧЁТ, ЧТО

4)      ВСЛЕДСТВИЕ, В ТЕЧЕНИЕ, ВВИДУ, ПОТОМУ ЧТО

 

 

(слайд 17) 6.Контроль. Работа с текстом: Творческое списывание. Учитель:  я предлагаю продолжить разговор о семье.

Наша семья очень дружная  потому что мы ….. и ……. друг друга. Если кто(то) нуждается в ……… и ………..   он всегда может ра…считывать на остальных. Родители заботят(?)ся о нас  а мы стараемся во всём им п…могать. А добрые традиции  оберегают  …….. и ………. в доме. Я хочу  чтобы из нашего дома (н…)когда (не)уходило тепло с…мейного оч…га.

Задания:

1)      Списать текст, вставить слова,  пропущенные буквы, раскрыть скобки, вставить пропущенные знаки препинания, объяснить.

Дифференцированное: 1 группа   - Назвать все союзы, определить сочинительные и подчинительные союзы.

2 группа – Объяснить постановку знаков препинания, выяснить роль союзов в тексте

3 группа –  Определить простые союзы и составные, ответить на вопрос: «Что вы считаете самым важным в семье?»

 

Прочитаем текст выразительно.

 Учитель: Что вы  считаете самым  важным в семье? 

(слайд 18) Работа в парах. (Резерв)

-Ребята, мы сегодня говорили о семье, о её роли в нашей жизни. Давайте попробуем составить «Правила семьи», которые помогут вам сохранять, ценить и беречь семью. Продолжите предложения, выделите союзы овалом. Какие предложения у вас получатся: ССП или СПП?

1)      Цени и береги своих близких, потому что…

2)      Когда у тебя плохое настроение,  ….

3)      Никогда не груби своим родным, так как….

4)      Если ты нечаянно обидел кого-то, ….

5)      Чтобы мама меньше уставала, ….

Проверка составленных учениками предложений.

 

7. Заключительное слово учителя.

Ребята, в заключение нашего урока я хотела бы рассказать вам одну притчу.

Камни.

Однажды профессор философии перед лекцией зашёл в аудиторию и разложил на столе несколько вещей. Когда началось занятие, он молча взял пустую банку и заполнил её камнями. Затем спросил: «Банка полная?» «Да!» - согласились студенты. Тогда профессор достал коробку с мелкой галькой и высыпал её в эту же банку. Галька заполнила щели между камнями. «Банка полная?» - опять спросил профессор.

Они рассмеялись и согласились, что теперь банка полная. Тогда профессор достал коробку с песком и высыпал её содержимое в ту же банку. Песок заполнил всё оставшееся пространство в банке. «Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли, что это -  ваша жизнь. Камни – важные вещи: ваша семья, ваше здоровье, ваши друзья. Если бы всё остальное было

потеряно, ваша жизнь ещё была бы полна. Галька – другие вещи, которые тоже важны в вашей жизни: ваш дом, работа, автомобиль. Песок – всё остальное, это просто мелочи жизни.  Если вы сначала наполните банку песком, то не будет места для гальки и камней. То же происходит и в жизни. Если вы будете тратить всё своё время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые являются для вас важными. Заботьтесь сначала о камнях – это то, что действительно имеет значение. Всё остальное – только песок.

 

(слайд 19) 8. Итоги: что, на ваш взгляд, было на уроке самым важным? Что нового для себя открыл каждый из  вас о союзах?

9.Рефлексия. Ребята, если урок вам понравился, материал не был сложным и вы всё усвоили, поставьте на полях в тетради !

Если вам не всё показалось понятным и интересным, у вас ещё есть вопросы, поставьте ?

Если материал оказался слишком сложным и неинтересным, поставьте знак – (минус)

 

(слайд20) 10. Домашнее задание: ( на выбор)  параграф 52 (стр.182 – 183), Написать свое сочинение, продолжить авторский текст  или подобрать тексты подобной тематики.

 

11.Оценивание.

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учебное заведение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учебное заведение

Урок русского языка в 7 классе

Урок русского языка в 7 классе

От(предлог), и (союз), за(предлог) , к(предлог), чтобы(союз) ,с(предлог), или(союз), через(предлог), у(предлог), да (союз)

От(предлог), и (союз), за(предлог) , к(предлог), чтобы(союз) ,с(предлог), или(союз), через(предлог), у(предлог), да (союз)

Семье, …. помогают друг другу, беды не грозят

Семье, …. помогают друг другу, беды не грозят

Сочинительные: А) соединительные: и; ни-ни; тоже, также, да (=и)

Сочинительные: А) соединительные: и; ни-ни; тоже, также, да (=и)

То же происходит и в жизни. Если вы будете тратить всё своё время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей,…

То же происходит и в жизни. Если вы будете тратить всё своё время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2022