Муниципальное бюджетное общеобразовательное учебное заведение
Заветинская средняя общеобразовательная школа№2
Тема: «Союз как часть речи».
(Учитель русского языка и литературы Киричкова Ольга Владимировна)
С.Заветное
2020г.
Урок русского языка в 7 классе
Тема: «Союз как служебная часть речи»
Цель: знакомство с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте.
Задачи:
1. Формировать умение находить в предложении союзы, определять их роль в предложении, различать функции сочинительных и подчинительных союзов, дать представление об омонимии союзов и частиц;
2. Развивать творческую, речевую и мыслительную активность, коммуникативные качества личности;
3. Воспитывать уважительное отношение к семье и семейным ценностям, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и приёмы: репродуктивный, эвристический, проблемно-поисковый, исследовательский
Оборудование: блок-схемы, карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал, А.Н.Тихонов «Школьный словообразовательный словарь», слайдовая презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.(слайд 1-2)
Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно сегодня видеть вас, надеюсь, вы пришли с замечательным настроением и с готовность работать вместе. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем успехов на нашем уроке .
Записываем число, классная работа. Третью строчку оставьте пустой.
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с первой служебной частью речи – предлогом. И сейчас мы проведём небольшую лингвистическую разминку, чтобы вспомнить правописание сложных предлогов.
2. Лингвистическая разминка:
1 ученик работает у доски: записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:
(В) течени… семейного ужина
Благодаря поддержк… мамы
(В)следстви… (не)большой ссоры с сестрой
Достать из(под) ёлки
(Не)смотря на разные взгляды с отцом
Поговорить на(счёт) подарка бабушке
3.Мотивационно- мобилизующий этап.
Какой темой объединены данные словосочетания? Почему эта тема важна? Мы к ней ещё вернёмся. Прочитайте выразительно высказывание, записанное на доске. Каков его смысл?
(слайд 3) От и за к на(счет) чтобы с или через у да ( Это не предложение, в нем нет смысла. )
-Что позволило вам сделать такой вывод? (Здесь нет ни одной самостоятельной части речи, оно состоит из служебных частей речи. )
Учитель: запишите эту конструкцию в тетрадь, над каждым словом укажите часть речи.
(слайд 4) От(предлог), и (союз), за(предлог) , к(предлог), чтобы(союз) ,с(предлог), или(союз), через(предлог), у(предлог), да (союз) .
Учитель: поднимите руки те, у кого не возникло трудностей при определении частей речи. Слова каких частей речи здесь встретились? (Предлоги и союзы.)
Учитель: С какой частью речи вы уже знакомы? Предположите, о чем пойдет речь сегодня? (слайд 5) Запишите тему урока: «Союз как часть речи». Знакома вам эта тема? Какие цели себе поставим?
Цели урока:
- знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи;
- уметь определять роль союза, находить их в тексте.
4. Изучение нового материала.
- Какие ассоциации возникают при слове «союз»? Как вы понимаете лексическое значение этого слова? И можно ли его трактовать однозначно?
В русском языке есть приставка со-, придающая слову оттенок значения «вместе», «общими усилиями», «совместно». Сотворчество, соединение - все эти слова имеют приставку со-.
-Как вы думаете , нет ли этой приставки в слове союз?
-Главным аргументом в споре является словарь. Обратимся к «Школьному словарю строения слов». З.А.Потихи. (В нем даны однокоренные слова союз/н/ик, союз/ниц/а, союз/нич/еск/ий,)
В данном словаре выделяется корень союз, приставки в слове нет.
(слайд 6) -нет её и в более современном «Морфемно - орфографическом словаре русского языка. Современная морфемика». А.Н.Тихонова. в него включены следующие однокоренные слова:
Союз/
Союз/и/ть
Союз/к/а
Союз/ник
союз/ниц/а
союз/нич/еск/ий
союз/нич/еств/о
-Какой вывод мы сделаем? В современном русском языке приставка не выделяется.
-Неужели мы ошиблись? Где мы еще можем выяснить более раннее строение слова?
(слайд 7) -Обратимся к словарю В.И.Даля.
- В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова».
Слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО, которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие, Сотворчество). Слово СОЮЗ родственно словам УЗЕЛ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.
(слайд 8) Обратите внимание на наш эпиграф:
«Настоящую семью связывают не узы крови, но узы уважения и радости» (Бах Ричард). Как вы его понимаете? А что общего есть в этих словах. Союз и семья? Можно сказать, что семья –это союз?
(слайд 9-14) Учитель: Какай первоначальный вывод мы можем сделать о функции союзов? Для чего они служат?
Чтобы точнее определить роль союзов , проведём ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Дело в том, что союзы очень часто используются в пословицах. Я конечно же подобрала вам пословицы о семье. Вставьте в пословицы подходящие по смыслу союзы.
1.Где мир … лад, не нужен и клад. (и)
Дом согревает не печь, … любовь и согласие.(а)
2.Душа на месте, … вся семья вместе.(когда)
…. в семье разлад, так и дому не рад.(если)
Семье, …. помогают друг другу, беды не грозят. (где)
3.Человек может прожить один. Но семья – это самая надежная поддержка в трудную минуту.
4.В дружной семье и в холод тепло.
Согласную семью и горе не берет.
-О чем все эти пословицы и высказывания?
- Что связывают союзы в 1-ой группе предложений?
- Для чего используется союз во 2-ой группе предложений?
- Какую роль играет союз в 3-ей группе ?
Учитель: у кого-нибудь возникли трудности в определении роли в предложениях 4 группы?
В последних предложениях И ничего не связывает.
Учитель: ребята, какие есть версии?
Может, это не союз вовсе? Союз связывает, а в данном предложении И ничего не связывает, следовательно, это не союз.
-Вы размышляли правильно, «и» в данном высказывании - усилительная частица, разговор о которых ждет нас впереди.
Учитель: Что нового вы узнали, выполняя данное задание? Какое высказывание вам наиболее близко?
(Узнали, что «и» может быть частицей, закрепили функции союзов )
Давайте обобщим то, что мы узнали о союзе.
Работа с учебником: чтение определения на стр.163.
(слайд 15) Учитель: А сейчас поработаем с опорной схемой, которая у вас на столах. Внимательно рассмотрите её и скажите, что ещё вы узнали о союзах?
С О Ю З |
||
1. По морфологическому составу |
||
Простые: А, НО,ТОЖЕ , ЧТО, ЕСЛИ, ДА, ТАКЖЕ. |
Составные: Потому
что; так как; |
|
2. По употреблению |
||
Одиночные: Песни И стихи. |
Повторяющиеся: И стихи, И песни. |
Двойные: Как…, так и Не только…, но и. |
3. По синтаксическим функциям |
||
Сочинительные: А) соединительные: и; ни-ни; тоже, также, да (=и)
В)
разделительные: или; или-или; либо-либо; то-то; не то-не то; то ли-то ли. |
Подчинительные: А)
временные: с тех пор, как, когда. |
5. Закрепление изученного о союзах. (слайд 16)
1. Игра «Найди лишнее»:
1) И, А, НО, ИЛИ, ТОЖЕ, ПОТОМУ ЧТО.
2) КОГДА, ЕСЛИ, ЧТО, И, ЧТОБЫ
3) ИЛИ,ЧТОБЫ, НАСЧЁТ, ЧТО
4) ВСЛЕДСТВИЕ, В ТЕЧЕНИЕ, ВВИДУ, ПОТОМУ ЧТО
(слайд 17) 6.Контроль. Работа с текстом: Творческое списывание. Учитель: я предлагаю продолжить разговор о семье.
Наша семья очень дружная потому что мы ….. и ……. друг друга. Если кто(то) нуждается в ……… и ……….. он всегда может ра…считывать на остальных. Родители заботят(?)ся о нас а мы стараемся во всём им п…могать. А добрые традиции оберегают …….. и ………. в доме. Я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)уходило тепло с…мейного оч…га.
Задания:
1) Списать текст, вставить слова, пропущенные буквы, раскрыть скобки, вставить пропущенные знаки препинания, объяснить.
Дифференцированное: 1 группа - Назвать все союзы, определить сочинительные и подчинительные союзы.
2 группа – Объяснить постановку знаков препинания, выяснить роль союзов в тексте
3 группа – Определить простые союзы и составные, ответить на вопрос: «Что вы считаете самым важным в семье?»
Прочитаем текст выразительно.
Учитель: Что вы считаете самым важным в семье?
(слайд 18) Работа в парах. (Резерв)
-Ребята, мы сегодня говорили о семье, о её роли в нашей жизни. Давайте попробуем составить «Правила семьи», которые помогут вам сохранять, ценить и беречь семью. Продолжите предложения, выделите союзы овалом. Какие предложения у вас получатся: ССП или СПП?
1) Цени и береги своих близких, потому что…
2) Когда у тебя плохое настроение, ….
3) Никогда не груби своим родным, так как….
4) Если ты нечаянно обидел кого-то, ….
5) Чтобы мама меньше уставала, ….
Проверка составленных учениками предложений.
7. Заключительное слово учителя.
Ребята, в заключение нашего урока я хотела бы рассказать вам одну притчу.
Камни.
Однажды профессор философии перед лекцией зашёл в аудиторию и разложил на столе несколько вещей. Когда началось занятие, он молча взял пустую банку и заполнил её камнями. Затем спросил: «Банка полная?» «Да!» - согласились студенты. Тогда профессор достал коробку с мелкой галькой и высыпал её в эту же банку. Галька заполнила щели между камнями. «Банка полная?» - опять спросил профессор.
Они рассмеялись и согласились, что теперь банка полная. Тогда профессор достал коробку с песком и высыпал её содержимое в ту же банку. Песок заполнил всё оставшееся пространство в банке. «Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли, что это - ваша жизнь. Камни – важные вещи: ваша семья, ваше здоровье, ваши друзья. Если бы всё остальное было
потеряно, ваша жизнь ещё была бы полна. Галька – другие вещи, которые тоже важны в вашей жизни: ваш дом, работа, автомобиль. Песок – всё остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала наполните банку песком, то не будет места для гальки и камней. То же происходит и в жизни. Если вы будете тратить всё своё время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые являются для вас важными. Заботьтесь сначала о камнях – это то, что действительно имеет значение. Всё остальное – только песок.
(слайд 19) 8. Итоги: что, на ваш взгляд, было на уроке самым важным? Что нового для себя открыл каждый из вас о союзах?
9.Рефлексия. Ребята, если урок вам понравился, материал не был сложным и вы всё усвоили, поставьте на полях в тетради !
Если вам не всё показалось понятным и интересным, у вас ещё есть вопросы, поставьте ?
Если материал оказался слишком сложным и неинтересным, поставьте знак – (минус)
(слайд20) 10. Домашнее задание: ( на выбор) параграф 52 (стр.182 – 183), Написать свое сочинение, продолжить авторский текст или подобрать тексты подобной тематики.
11.Оценивание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.