Урок русского языка в 8 классе "Обращение. Назначение обращений".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок русского языка по ФГОС и с использованием таксономии Блума в 8 классе по теме "Обращение. Назначение обращений".
Иконка файла материала обращение разработка урока.doc

Предмет: Русский язык Класс: 8 Учебник (УМК): Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова – М: Просвещение, 2018г.

Тема урока: Обращение. Назначение обращения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, карточки, аудиозапись, колонки, лист самооценки.

Цель темы как достигаемые образовательные результаты:

Предметные -  понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности  в процессе образования и самообразования; распознавание обращений, моделирование и употребление в речи предложения с различными формами обращений в текстах различных стилей и жанров.

Метапредметные  - умение определять самостоятельно цели своего обучения, умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое  рассуждение, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формирование способностей извлекать информацию из различных источников, овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.  1.М., 6.М.,9.М.

Личностные – формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 4.Л.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей: умение видеть обращения в текстах, правильно выделять их интонационно в устной речи, знаками препинания в письменной речи, чувствовать стилистические особенности обращений в художественной литературе и интонационные нюансы обращений в разговорной речи.

Уровень/планируемый результат

СПОСОБ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА

Знание: способность понимать специфику и определять основные признаки обращений, рассмотреть использование обращений в художественной речи

Опрос, упражнения

Понимание: Способность охарактеризовать обращения и объяснить постановку знаков препинания

 Устный опрос, упражнения

Анализ: способность находить причины затруднения, выявлять различие обращений от подлежащих.

Лингвистический эксперимент

Синтез: способность систематизировать материал в знаково-графической форме

Кластер

Применение: способность выделять обращения, изобразить схематично, составить предложения с обращениями

Упражнения

Оценка: способность оценивать результаты своей деятельности индивидуально и в группе в процессе выполнения заданий и упражнений по изучаемой теме

Самооценка, взаимооценка

 

 

 

 

 

Этап урока

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность учеников (УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ)

1. Мотивационно-организационный

1 мин.

Приветствие, проверка подготовленноости класса к уроку.

Задание отсутствует. Включаются в деловой режим урока

2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации

3 мин.

 Понимание:

На слайде даются отрывки предложений из романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

 Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше? »
— Не забудь, Андрей Петрович, — сказала матушка, — поклониться и от меня князю….
«Что это, сударь, с тобою сделалось? — сказал он жалким голосом.

Любезный Петр Андреевич, пожалуйста,  пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл.

Организует беседу:

- Из какого произведения даны отрывки?

-  С какими словами герои обращаются к собеседнику? Как называются такие слова?

Знание: Вспоминают, что такое обращение, какова функция обращений.

Выскажите  свое мнение, дайте ответ на вопрос.  

Расскажите изученное в 5 классе об обращении.

3. Определение темы. Постановка цели и задач урока

2 мин

- Определить тему урока, поставить цели.

Ребята,  исходя из темы урока, какую цель  вы сегодня поставите перед собой?

Определите тему и цель урока и запишите в тетрадь тему.

4. Усвоение новых знаний и способов действий. Первичное проверка понимания.

10 мин.

Анализ, синтез: чтение параграфов 55-57, составление кластера или таблицы

Работа в группе:

1 группа – Способы выражения обращений.

2 группа – Грамматическая форма обращений ( в каком падеже используются обращения).  Виды обращений по наличию или отсутствию зависимых слов. 

3 группа – Назначение обращений.

4 группа – Место обращения в предложении.

5 группа – Интонация. Знаки препинания при обращениях (показать схематично)

 

Лингвистический эксперимент: анализ двух предложений, чем является слово «красавица» в предложении.

1.Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной (А.С. Пушкин)

2. Пройдет любовь, настанет скука, красавица полюбит вновь. (А.С.Пушкин)

 

Используя  изученный материал,  составьте кластер и перескажите тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запишите предложения под диктовку учителя(один у доски, остальные -  в тетрадях), сравнивают предложения и выявляют различия обращения от подлежащего. Подходят к выводу: обращения не являются членом предложения. К нему нельзя поставить вопрос  ни от одного члена предложения. Оценивание

5. Первичное усвоение новой темы. Проверка выполнения.

5 мин

Применение:

1)     Выпишите номера предложений, в которых есть обращения (знаки препинания не расставлены):

1.      Не трещите морозы в заповедном бору.

2.       К утру мороз крепчал.

3.      Вылезайте муравьи после зимней стужи.

4.      Муравьи санитары леса.

5.      Догорай костёр дотла.

ОТВЕТ: 135

 

2)     Выписать из отрывка аудиозаписи рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»  и Толстый и тонкий» обращения.

Проверка по эталону

Фронтальная работа: найт обращения и выписать номера предложений,аргументируя свои действия при решении поставленных задач.

 

 

 

 

 

 

 

Письменная работа

 

 

6. Физминутка

1 мин

Анализ: Если в предложении есть обращение,  хлопать в ладоши, если нет- топать ножками. (Предложения даны на слайде по одному)

  1. Мой конь притомился  стоптались мои башмаки.
  2. Лети вперёд мой конь!
  3.  Мой друг  мне всегда помогает.
  4. Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

Выполняют определенные действия.

Гимнастика для глаз.

7.Первичное закрепление

12 мин

Задание по группам:

1.      Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращений в них:

Собственное имя

Название лица по родству

Название лица по профессии

Название лица по возрасту

Название лица по общественному положению

1

4

3

5

2

  1. Сергей Сергеевич, это вы ли?
  2. Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен в Покровское, пока не вышлите вы мне псаря Парамошку с повинною.
  3. Пошёл, кучер!
  4. Я и не отговариваюсь, тётушка.
  5. Ты что же, молодчик, оброка не платишь?

Задание для 2 группы:

Распространите обращения именами прилагательными, расставьте знаки препинания:

1. ___________ участники семинара просим вас пройти регистрацию.

2. __________ друг Эта книга тебе обязательно понравится.

3. Мама, ________ мама как тебя я люблю.

4. Привет тебе мой край ________!

Слова для справок: дорогой, милая, уважаемые, родной.

Задание для 3 группы:

Составьте по два предложения с каждым из данных слов так, чтобы в одном предложении указанное слово было подлежащим, а в другом – обращением.

Товарищ, Мурзик (кличка кошки)

Задание для 4 группы

Творческая работа

Юношу зовут Николаев Юрий. Ему 14 лет. Он учится в 8 классе. Он занимается футболом, любит спорт. Как его называют друзья, мама, ребята по секции? Составьте и напишите варианты предложений с обращениями

Задание для 5 группы:

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями:

1. Друзья настойчиво добиваются цели.

2. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

3. Ребята участвуют на соревнованиях.

4. Мама купила мне книгу.

Работа в группах

8.Итог урока. Рефлексия.

3 мин

Оценка. Методика «Незаконченное  предложение».                                                                                                                                              На уроке мне понравилось…

Я считаю, что я работал (-а)… 

Было трудно…

Было легко…

  Оцените работу своей группы…                                                                                                                                                                                   

Отвечают на вопросы, оценивают результаты своей деятельности

9. Домашнее задание

3 мин.

Применение: Проводит инструктаж по выполнению упражнения.

1.      П 55 - 57 знать тему «Обращение»

2. Выберите одно из заданий:

 а) выпишите из произведения художественной литературы 7 примеров употребления разных обращений;

б) упражнение  345 по заданию;

в) напишите небольшое письмо с использованием обращений.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

10. Самостоятельная работа

5 мин

Синтез: Билет на выход. Заполнить информационную  карту.

Верно ли это утверждение? Ставьте знаки + или

      

 

1  Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

 

 

   2. Обращение произносится с особой, звательной интонацией

 

 

3. В предложении обращения могут быть главными членами предложения

 

4. Обращение имеет форму именительного падежа

 

5. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными

 

6. Обращения могут быть только одушевленными именами существительными

 

   7. Обращение может находиться в любой части предложения

 

8. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком.

 

  Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

1 группа.  Способы выражения обращений.

 

2 группа

Грамматическая форма обращений (в каком падеже используются обращения). 

 

 

 

 

Виды обращений по наличию или отсутствию зависимых слов. 

 

 

 

 

3 группа.  Назначение обращений.

 

 

 

 

 

 

4 группа. Место обращения в предложении.

5 группа – Интонация.

 

Знаки препинания при обращениях (показать схематично)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

1.    Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращений в них:

 

Собственное имя

Название лица по родству

Название лица по профессии

Название лица по возрасту

Название лица по общественному положению

 

 

 

 

 

 

 

1.   Сергей Сергеевич, это вы ли?

2.   Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен в Покровское, пока не вышлите вы мне псаря Парамошку с повинною.

3.   Пошёл, кучер!

4.   Я и не отговариваюсь, тётушка.

5.   Ты что же, молодчик, оброка не платишь?

 

 

 

 

 

Задание для 2 группы:

 

Распространите обращения именами прилагательными, расставьте знаки препинания:

 

1.    ___________      участники семинара просим вас пройти регистрацию.

 

2. __________         друг Эта книга тебе обязательно понравится.

 

3. Мама,      ________      мама как тебя я люблю.

 

5.    Привет тебе мой край ________       !

 

Слова для справок: дорогой, милая, уважаемые, родной.

 

 

 

 

 

 

Задание для 3 группы:

Составьте по два предложения с каждым из данных слов так, чтобы в одном предложении указанное слово было подлежащим, а в другом – обращением.

      Товарищ, Мурзик (кличка кошки)

 

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

 

Задание для 4 группы.   Творческая работа

 

Юношу зовут Николаев Юрий. Ему 14 лет. Он учится в 8 классе. Он занимается футболом, любит спорт. Как его называют друзья, мама, ребята по секции? Составьте и напишите варианты предложений с обращениями

 

1.

 

2.

 

     3.

 

 

Задание для 5 группы:

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями:

1.    Друзья настойчиво добиваются цели.

Ответ: ________________________________________________

 

2.    Бабушка рассказывает сказку на ночь.

Ответ: ____________________________________________________

 

3.    Ребята участвуют на соревнованиях.

Ответ: ______________________________________________________

4.    Мама купила мне книгу.

Ответ: ______________________________________________

Фамилия, имя ___________________________

Верно ли это утверждение? Ставьте знаки + или –

       Утверждение

+ или -

1  Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

 

   2. Обращение произносится с особой, звательной интонацией

 

3. В предложении обращения могут быть главными членами предложения

 

4. Обращение имеет форму именительного падежа

 

5. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными

 

6. Обращения могут быть только одушевленными именами существительными

 

   7. Обращение может находиться в любой части предложения

 

8. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком.

 

Фамилия, имя ___________________________

Верно ли это утверждение? Ставьте знаки + или –

       Утверждение

+ или -

1  Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

 

   2. Обращение произносится с особой, звательной интонацией

 

3. В предложении обращения могут быть главными членами предложения

 

4. Обращение имеет форму именительного падежа

 

5. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными

 

6. Обращения могут быть только одушевленными именами существительными

 

   7. Обращение может находиться в любой части предложения

 

8. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком.

 

 

 

Фамилия, имя ___________________________

Верно ли это утверждение? Ставьте знаки + или –

       Утверждение

+ или -

1  Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

 

   2. Обращение произносится с особой, звательной интонацией

 

3. В предложении обращения могут быть главными членами предложения

 

4. Обращение имеет форму именительного падежа

 

5. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными

 

6. Обращения могут быть только одушевленными именами существительными

 

   7. Обращение может находиться в любой части предложения

 

8. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком.

 

Фамилия, имя ___________________________

Верно ли это утверждение? Ставьте знаки + или –

       Утверждение

+ или -

1  Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

 

   2. Обращение произносится с особой, звательной интонацией

 

3. В предложении обращения могут быть главными членами предложения

 

4. Обращение имеет форму именительного падежа

 

5. Обращения могут быть распространенными и нераспространенными

 

6. Обращения могут быть только одушевленными именами существительными

 

   7. Обращение может находиться в любой части предложения

 

8. Обращение выделяется запятыми или восклицательным знаком.

 

 


Посмотрите также