Предмет: Русский язык Класс: 8 Учебник (УМК): Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова – М: Просвещение, 2018г.
Тема урока: Обращение. Назначение обращения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: компьютер, мультипроектор, карточки, аудиозапись, колонки, лист самооценки.
Цель темы как достигаемые образовательные результаты:
Предметные - понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования; распознавание обращений, моделирование и употребление в речи предложения с различными формами обращений в текстах различных стилей и жанров.
Метапредметные - умение определять самостоятельно цели своего обучения, умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формирование способностей извлекать информацию из различных источников, овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему. 1.М., 6.М.,9.М.
Личностные – формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 4.Л.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей: умение видеть обращения в текстах, правильно выделять их интонационно в устной речи, знаками препинания в письменной речи, чувствовать стилистические особенности обращений в художественной литературе и интонационные нюансы обращений в разговорной речи.
Уровень/планируемый результат |
СПОСОБ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА |
Знание: способность понимать специфику и определять основные признаки обращений, рассмотреть использование обращений в художественной речи |
Опрос, упражнения |
Понимание: Способность охарактеризовать обращения и объяснить постановку знаков препинания |
Устный опрос, упражнения |
Анализ: способность находить причины затруднения, выявлять различие обращений от подлежащих. |
Лингвистический эксперимент |
Синтез: способность систематизировать материал в знаково-графической форме |
Кластер |
Применение: способность выделять обращения, изобразить схематично, составить предложения с обращениями |
Упражнения |
Оценка: способность оценивать результаты своей деятельности индивидуально и в группе в процессе выполнения заданий и упражнений по изучаемой теме |
Самооценка, взаимооценка |
Этап урока |
Время, мин |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников (УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ) |
||||||||||||||||
1. Мотивационно-организационный |
1 мин. |
Приветствие, проверка подготовленноости класса к уроку. |
Задание отсутствует. Включаются в деловой режим урока |
||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации |
3 мин. |
Понимание: На слайде даются отрывки предложений из романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Вдруг
он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше? » Любезный Петр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Организует беседу: - Из какого произведения даны отрывки? - С какими словами герои обращаются к собеседнику? Как называются такие слова? Знание: Вспоминают, что такое обращение, какова функция обращений. |
Выскажите свое мнение, дайте ответ на вопрос. Расскажите изученное в 5 классе об обращении. |
||||||||||||||||
3. Определение темы. Постановка цели и задач урока |
2 мин |
- Определить тему урока, поставить цели. Ребята, исходя из темы урока, какую цель вы сегодня поставите перед собой? |
Определите тему и цель урока и запишите в тетрадь тему. |
||||||||||||||||
4. Усвоение новых знаний и способов действий. Первичное проверка понимания. |
10 мин. |
Анализ, синтез: чтение параграфов 55-57, составление кластера или таблицы Работа в группе: 1 группа – Способы выражения обращений. 2 группа – Грамматическая форма обращений ( в каком падеже используются обращения). Виды обращений по наличию или отсутствию зависимых слов. 3 группа – Назначение обращений. 4 группа – Место обращения в предложении. 5 группа – Интонация. Знаки препинания при обращениях (показать схематично)
Лингвистический эксперимент: анализ двух предложений, чем является слово «красавица» в предложении. 1.Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной (А.С. Пушкин) 2. Пройдет любовь, настанет скука, красавица полюбит вновь. (А.С.Пушкин)
|
Используя изученный материал, составьте кластер и перескажите тему.
Запишите предложения под диктовку учителя(один у доски, остальные - в тетрадях), сравнивают предложения и выявляют различия обращения от подлежащего. Подходят к выводу: обращения не являются членом предложения. К нему нельзя поставить вопрос ни от одного члена предложения. Оценивание |
||||||||||||||||
5. Первичное усвоение новой темы. Проверка выполнения. |
5 мин |
Применение: 1) Выпишите номера предложений, в которых есть обращения (знаки препинания не расставлены): 1. Не трещите морозы в заповедном бору. 2. К утру мороз крепчал. 3. Вылезайте муравьи после зимней стужи. 4. Муравьи санитары леса. 5. Догорай костёр дотла. ОТВЕТ: 135
2) Выписать из отрывка аудиозаписи рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» и Толстый и тонкий» обращения. Проверка по эталону |
Фронтальная работа: найт обращения и выписать номера предложений,аргументируя свои действия при решении поставленных задач.
Письменная работа
|
||||||||||||||||
6. Физминутка |
1 мин |
Анализ: Если в предложении есть обращение, хлопать в ладоши, если нет- топать ножками. (Предложения даны на слайде по одному)
|
Выполняют определенные действия. Гимнастика для глаз. |
||||||||||||||||
7.Первичное закрепление |
12 мин |
Задание по группам: 1. Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращений в них:
Задание для 2 группы: Распространите обращения именами прилагательными, расставьте знаки препинания: 1. ___________ участники семинара просим вас пройти регистрацию. 2. __________ друг Эта книга тебе обязательно понравится. 3. Мама, ________ мама как тебя я люблю. 4. Привет тебе мой край ________! Слова для справок: дорогой, милая, уважаемые, родной. Задание для 3 группы: Составьте по два предложения с каждым из данных слов так, чтобы в одном предложении указанное слово было подлежащим, а в другом – обращением. Товарищ, Мурзик (кличка кошки) Задание для 4 группы Творческая работа Юношу зовут Николаев Юрий. Ему 14 лет. Он учится в 8 классе. Он занимается футболом, любит спорт. Как его называют друзья, мама, ребята по секции? Составьте и напишите варианты предложений с обращениями Задание для 5 группы: Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями: 1. Друзья настойчиво добиваются цели. 2. Бабушка рассказывает сказку на ночь. 3. Ребята участвуют на соревнованиях. 4. Мама купила мне книгу. |
Работа в группах |
||||||||||||||||
8.Итог урока. Рефлексия. |
3 мин |
Оценка. Методика «Незаконченное предложение». На уроке мне понравилось… Я считаю, что я работал (-а)… Было трудно… Было легко… Оцените работу своей группы… |
Отвечают на вопросы, оценивают результаты своей деятельности |
||||||||||||||||
9. Домашнее задание |
3 мин. |
Применение: Проводит инструктаж по выполнению упражнения. 1. П 55 - 57 знать тему «Обращение» 2. Выберите одно из заданий: а) выпишите из произведения художественной литературы 7 примеров употребления разных обращений; б) упражнение 345 по заданию; в) напишите небольшое письмо с использованием обращений. |
Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. |
||||||||||||||||
10. Самостоятельная работа |
5 мин |
Синтез: Билет на выход. Заполнить информационную карту. Верно ли это утверждение? Ставьте знаки + или –
|
Самостоятельная работа |
Приложение №1
1 группа. Способы выражения обращений.
|
2 группа Грамматическая форма обращений (в каком падеже используются обращения).
Виды обращений по наличию или отсутствию зависимых слов.
|
3 группа. Назначение обращений.
|
4 группа. Место обращения в предложении. |
5 группа – Интонация.
Знаки препинания при обращениях (показать схематично)
|
|
Приложение №2
1. Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращений в них:
Собственное имя |
Название лица по родству |
Название лица по профессии |
Название лица по возрасту |
Название лица по общественному положению |
|
|
|
|
|
1. Сергей Сергеевич, это вы ли?
2. Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен в Покровское, пока не вышлите вы мне псаря Парамошку с повинною.
3. Пошёл, кучер!
4. Я и не отговариваюсь, тётушка.
5. Ты что же, молодчик, оброка не платишь?
Задание для 2 группы:
Распространите обращения именами прилагательными, расставьте знаки препинания:
1. ___________ участники семинара просим вас пройти регистрацию.
2. __________ друг Эта книга тебе обязательно понравится.
3. Мама, ________ мама как тебя я люблю.
5. Привет тебе мой край ________ !
Слова для справок: дорогой, милая, уважаемые, родной.
Задание для 3 группы:
Составьте по два предложения с каждым из данных слов так, чтобы в одном предложении указанное слово было подлежащим, а в другом – обращением.
Товарищ, Мурзик (кличка кошки)
1.
2.
3.
4.
Задание для 4 группы. Творческая работа
Юношу зовут Николаев Юрий. Ему 14 лет. Он учится в 8 классе. Он занимается футболом, любит спорт. Как его называют друзья, мама, ребята по секции? Составьте и напишите варианты предложений с обращениями
1.
2.
3.
Задание для 5 группы:
Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями:
1. Друзья настойчиво добиваются цели.
Ответ: ________________________________________________
2. Бабушка рассказывает сказку на ночь.
Ответ: ____________________________________________________
3. Ребята участвуют на соревнованиях.
Ответ: ______________________________________________________
4. Мама купила мне книгу.
Ответ: ______________________________________________
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.