Урок русского языка в 9 классе на тему "Бессоюзные сложные предложения"
Оценка 4.7

Урок русского языка в 9 классе на тему "Бессоюзные сложные предложения"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
12.02.2023
Урок русского языка в 9 классе на тему "Бессоюзные сложные предложения"
Урок русского языка в 9 А классе по теме «Бессоюзное сложное предложение» Урок «открытия нового знания». Технология деятельностного метода обучения. Оборудование: индивидуальный рабочий лист, презентация к уроку и мультимедийное оборудование Цели урока: Образовательные: дать понятие о БСП, формировать умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзных предложениях, оформлять правильно пунктуацию БСП; употреблять БСП в своей речи для решения определенных коммуникативных задач. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания. Воспитательные: формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП; активизация познавательной деятельности учащихся; обеспечение благоприятной психологической обстановки. Ожидаемый результат урока: Личностный: Осознание учащимися практической значимости материала по теме «Бессоюзное сложное предложение» и ценности совместной деятельности; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся к новому учебному материалу; Метапредметный: обеспечение развития у учащихся умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; содействие развитию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; обеспечить развитие умений адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задачи и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; адекватное и критическое оценивание учащимися самих себя и одноклассников в учебной деятельности; Предметный: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятия бессоюзное сложное предложение; знание структурно-семантических особенностей бессоюзного сложного предложения; нахождение БСП в текстах разных стилей; уместное использование учащимися подобных синтаксических конструкций в речи. Задачи: Научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками. Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.). Научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению проблемного задания на этапе изучения нового материала; Научить самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников при выполнении проблемного задания, упражнений первичного закрепления; Сформировать умение строить логическое рассуждение при пунктуационном разборе сложного предложения, устанавливать причинно-следственные связи при определении смысловых отношений внутри БСП; Научить правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке (монологическая речь, в паре, рефлексия). Научить видеть структурно-семантические особенности бессоюзных сложных предложений; Научить находить бессоюзные сложные предложения; Научить использовать в своей речи данные синтаксические конструкции. Ход урока: 1.Самоопределение к деятельности. Приветствие гостей. (1-2 мин.) - Запишите в тетрадях число, классная работа. Начнём урок. Вы готовы? 2. Актуализация знаний и мотивация: (4-5 мин.) - Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я выбрала слова академика Александра Львовича Минца, выдающегося советского ученого, который занимался радиолакацией, т.е. работал на оборону нашей страны: СЛАЙД № 1 «Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями, но (не) умеющий их и и(з,с)пользовать, напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу, которая (не) умеет плавать». - Как вы понимаете эти слова? - Запишите высказывание в соответствии с правилами орфографии. - Какие виды орфограмм вам пришлось вспомнить? - Проверим правильность. СЛАЙД № 2 Приём «Согласен – не согласен»: - Сложное предложение может быть союзным и бессоюзным? (да) - Предикативные части – это части сложного предложения? (да) - Части сложного предложения отделяются друг от друга на письме только запятой или точкой с запятой? (нет, ещё отделяют части тире и двоеточие (в бессоюзном предложении) - Части сложного предложения связываются между собой по смыслу и при помощи интонации? (нет, ещё связь осуществляется при помощи союзов и союзных слов) - В сложносочиненном предложении от главной части можно поставить вопрос к придаточной части? (нет, части ССП равноправны) - В сложноподчиненном предложении для связи между частями используются только подчинительные союзы? (нет, ещё союзные слова) - В одном сложном предложении могут присутствовать разные виды связей? (да) 3. Постановка учебной задачи. Самостоятельная работа с индивидуальным рабочим листом. Сравнительный анализ предложений. Взаимооценка. (4-5 мин) СЛАЙД № 3 1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате. 2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться. 3. С утра было холодно, но к обеду выглянуло солнце. 4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками. 5. Домик, куда меня привели, был небольшой и уютный. 6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек. 7. Дождь продолжал хлестать, я сильно продрог. ССП СПП БСП 23 145 67 - Проверим результат. (взаимопроверка) СЛАЙД № 4 (оценивание) - Каким образом вы пришли к верному решению? - А что вы можете рассказать о бессоюзном сложном предложении? Много ли можно сообщить на данном этапе? ( Запись темы урока) СЛАЙД № 5 - Будем вести бортовой журнал наших знаний по теме. Заполните левую графу. Уже знал (а) Узнал (а) В бессоюзном предложении нет союзов. Оно состоит из предикативных частей. В БСП могут употребляться знаки: ,;-: - А для чего нам могут понадобиться знания о бессоюзном сложном предложении? (использовать их правильно в своей речи, уметь употреблять правильные знаки препинания в БСП, сжатое изложение, тестовое задание №14, сочинение на лингвистическую тему) - Так как мы сформулируем цель этого урока? СЛАЙД № 6 Мы должны узнать… Мы хотим научиться… - Что мы сделаем, чтобы больше узнать о бессоюзном предложении? (Понаблюдаем – сделаем свои выводы – сверим свои наблюдения с теорией нашего учебника!) 4. «Открытие» детьми нового знания. Наблюдение над БСП предложениями (знаки и смысловые отношения в БСП). Работа в парах. (6 мин.) - Запишите предложения. Обращайте внимание на выбор знака препинания в каждом из этих сложных бессоюзных предложений. Указывайте грамматические основы БСП. Смысловые отношения между частями указывайте в скобках после предложения. На эту работу вам отводим 6 минут. На доске: Смысловые отношения в БСП (значения): Причина Пояснение Перечисление Дополнение Противопоставление Время Условие Следствие 1. В саду на деревьях сидели снегири, в беседке под крышей поселились ласточки. (значение перечисления событий) 2. Обычай святочных гаданий и гуляний остаётся в России со времён язычества; в этот день смеялись над кознями «нечистой силы» и просили её приоткрыть покрывало судьбы. ( значение перечисления, но части осложнены однородными членами и распространены, самостоятельны) 3. Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. ( вторая часть объясняет причину названного в первой (почему?) 4. Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (вторая часть поясняет содержание первой (на чём именно?) 5. Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав. (вторая часть дополняет смысл первой (что я чувствую?) 6. Жара усиливалась – становилось тяжело. (вторая часть содержит следствие из того, о чем говорит первая часть) 7. Смелые побеждают – трусливые погибают. (части противопоставлены) 8. Лес рубят – щепки летят. (первая часть указывает на время происходящего во второй части (когда) 9. Будет завтра хорошая погода – пойдем в лес. (первая часть указывает на условие того, о чем говорится в первой) - Проверим вашу интуицию. (самопроверка) СЛАЙД № 7-12 - Какие знаки препинания употребляются в бессоюзном сложном предложении между его частями? - Сделаем выводы. При каких смысловых отношениях употребляется в БСП запятая и точка с запятой? (перечисление) Схема на доске - При каких смысловых отношениях употребляем двоеточие? (Причина, пояснение, дополнение) - Когда в БСП следует использовать тире? (противопоставление, время, условие, следствие) - Так от чего зависит выбор знака препинания в БСП? СЛАЙД № 13 - Да, очень важно уловить смысл предложения, чтобы употребить нужный знак препинания. Помните слова Ломоносова: «Знаки препинания ставятся по силе разума». СЛАЙД № 14 5. Первичное закрепление во внешней речи. Работа с учебником в парах. Параграф 30. Чтение с пометами. (4-5 мин.) - Сверим наши выводы с теорией учебника. Параграф 30 (стр.188-189) Отмечайте известное галочкой, а новое – восклицательным знаком. - Подтвердились ли наши наблюдения и выводы? Что именно подтвердилось? - Какая новая информация открылась вам при работе с параграфом? 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа с «незаполненной» таблицей. (4-5 мин.) - Чего не хватает в данной таблице? (знаков препинания и значений БСП) - Заполните таблицу, используя материал параграфа №30. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП Знак препинания Значение Пример предложения Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров, над палубой летали чайки. Здесь тучи смиренно идут подо мной, сквозь них, низвергаясь, шумят водопады. ( потому что) Печален я: со мною друга нет. ( а именно) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. ( что) Я понимал: выручить нас может только случайность. - ( а, но) Скажешь слово – добавят десять. ( когда) Лес рубят – щепки летят. ( если) Раз солгал – навек лгуном стал. ( значит) Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. - Проверим таблицу. (самопроверка) ЛИСТ - ТАБЛИЦА «Знаки препинания в БСП» - В графе «значение» в скобках указаны союзы и специальные слова. Зачем они там? (устанавливая значение БСП, мы можем «превратить» БСП в СПП, чтобы точнее понять значение предложения). Попробуйте это сделать. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа. Подготовка к решению тестовых заданий (№14 ОГЭ). САМОПРОВЕРКА. СЛАЙД № 15 Рефлексия деятельности. Работа с «бортовым журналом». СЛАЙД № 16 Уже знал (а) Узнал (а) В бессоюзном предложении нет союзов. Оно состоит из предикативных частей. В БСП могут употребляться знаки: ,;-: Знаки препинания в БСП зависят от значения предложения (смысловых отношений между частями) и интонации. БСП можно преобразовывать в СПП и ССП и наоборот. Использование БСП делает текст выразительнее, динамичнее, а речь лаконичнее - В начале урока мы ставили перед собой цели: МЫ ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ… Узнали? МЫ ХОТИМ НАУЧИТЬСЯ… Научились? - Зачитайте, что вы узнали на уроке. - САМООЦЕНИВАНИЕ за урок. Как вы оценили свою работу? 9. Домашнее задание: СЛАЙД № 17 Параграф №30 Упражнение №260 Найти и выписать из худож. произведения 4 предложения с разными знаками в БСП (или придумайте 4 предложения сами). Объясните их постановку. Дополнительно при остатке времени: 10. Лингвистическая задача №1. СЛАЙД № 18 - 19 - Какие знаки вы употребите в данном предложении? Какое значение они могут передать? СТАЛО СКУЧНО МОЛОДЕЖЬ РАЗОШЛАСЬ. ( , - : ) (перечисление, следствие, пояснение) - Какой вывод можно сделать из нашего эксперимента? (нужно хорошо понимать смысл предложения и слышать интонацию) 11. Творческое осмысление темы. Лингвистический эксперимент № 2. СЛАЙД № 20 - 21 - Всем знаком барон Мюнхгаузен. Интересно, что в основу фантастических «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно живущего в XVIII веке в Германии барона Мюнхгаузена. Он был военным, некоторое время служил в России, воевал с турками. Вернувшись в свое поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения. Осталось тайной, сам ли барон записал свои рассказы или это сделал кто-то другой, но в 1785 году немецкий писатель Рудольф Эрих Распе обработал эти рассказы и издал их. Письменная творческая работа с текстом с использованием таблицы «Знаки препинания в БСП» – Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные с тире и с двоеточием, где это возможно, и запишите их; определите смысловые отношения и поставьте соответствующие знаки препинания. СЛАЙД № 20 (1)Как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный медведь. (2)Он хотел растерзать меня в одно мгновение, но я сильно сжал его передние лапы! (3)Медведь заревел от боли. (4)Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его. (5)Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. (6)Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (7)А этот медведь никак этого не мог, поэтому он погиб голодной смертью. (8)С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня. СЛАЙД № 21 Преобразованный текст: (1)Я вылез из лодки – на меня набросился огромный медведь. (время) (2)Он хотел растерзать меня в одно мгновение – (= но) я сильно сжал его передние лапы! (Противопоставление) (3)Медведь заревел от боли. (4)Я знал: (= что) он немедленно растерзает меня (дополнение), если я отпущу его. (5) Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. (6)Да, он умер от голода: (= потому что) медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (Причина) (7) А этот медведь никак этого не мог – (= поэтому) он погиб голодной смертью. (Следствие) (8) С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня. - Прочитайте сначала первый текст, затем – второй. Как использование бессоюзных предложений изменило текст? (текст стал динамичнее, эмоциональнее, менее «рассудителен» и более «подвижен», как и сам герой) СЛАЙД № 22 – Об особенностях БСП по сравнению с синонимичными сложными союзными писал еще М. Ломоносов: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части такой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых спаев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше». СЛАЙД № 23 Урок русского языка в 9 А классе по теме «Бессоюзное сложное предложение» Урок «открытия нового знания». Технология деятельностного метода обучения. Оборудование: индивидуальный рабочий лист, презентация к уроку и мультимедийное оборудование Цели урока: Образовательные: дать понятие о БСП, формировать умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзных предложениях, оформлять правильно пунктуацию БСП; употреблять БСП в своей речи для решения определенных коммуникативных задач. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания. Воспитательные: формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП; активизация познавательной деятельности учащихся; обеспечение благоприятной психологической обстановки. Ожидаемый результат урока: Личностный: Осознание учащимися практической значимости материала по теме «Бессоюзное сложное предложение» и ценности совместной деятельности; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся к новому учебному материалу; Метапредметный: обеспечение развития у учащихся умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; содействие развитию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; обеспечить развитие умений адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задачи и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; адекватное и критическое оценивание учащимися самих себя и одноклассников в учебной деятельности; Предметный: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятия бессоюзное сложное предложение; знание структурно-семантических особенностей бессоюзного сложного предложения; нахождение БСП в текстах разных стилей; уместное использование учащимися подобных синтаксических конструкций в речи. Задачи: Научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками. Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.). Научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению проблемного задания на этапе изучения нового материала; Научить самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников при выполнении проблемного задания, упражнений первичного закрепления; Сформировать умение строить логическое рассуждение при пунктуационном разборе сложного предложения, устанавливать причинно-следственные связи при определении смысловых отношений внутри БСП; Научить правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке (монологическая речь, в паре, рефлексия). Научить видеть структурно-семантические особенности бессоюзных сложных предложений; Научить находить бессоюзные сложные предложения; Научить использовать в своей речи данные синтаксические конструкции. Ход урока: 1.Самоопределение к деятельности. Приветствие гостей. (1-2 мин.) - Запишите в тетрадях число, классная работа. Начнём урок. Вы готовы? 2. Актуализация знаний и мотивация: (4-5 мин.) - Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я выбрала слова академика Александра Львовича Минца, выдающегося советского ученого, который занимался радиолакацией, т.е. работал на оборону нашей страны: СЛАЙД № 1 «Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями, но (не) умеющий их и и(з,с)пользовать, напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу, которая (не) умеет плавать». - Как вы понимаете эти слова? - Запишите высказывание в соответствии с правилами орфографии. - Какие виды орфограмм вам пришлось вспомнить? - Проверим правильность. СЛАЙД № 2 Приём «Согласен – не согласен»: - Сложное предложение может быть союзным и бессоюзным? (да) - Предикативные части – это части сложного предложения? (да) - Части сложного предложения отделяются друг от друга на письме только запятой или точкой с запятой? (нет, ещё отделяют части тире и двоеточие (в бессоюзном предложении) - Части сложного предложения связываются между собой по смыслу и при помощи интонации? (нет, ещё связь осуществляется при помощи союзов и союзных слов) - В сложносочиненном предложении от главной части можно поставить вопрос к придаточной части? (нет, части ССП равноправны) - В сложноподчиненном предложении для связи между частями используются только подчинительные союзы? (нет, ещё союзные слова) - В одном сложном предложении могут присутствовать разные виды связей? (да) 3. Постановка учебной задачи. Самостоятельная работа с индивидуальным рабочим листом. Сравнительный анализ предложений. Взаимооценка. (4-5 мин) СЛАЙД № 3 1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате. 2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться. 3. С утра было холодно, но к обеду выглянуло солнце. 4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками. 5. Домик, куда меня привели, был небольшой и уютный. 6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек. 7. Дождь продолжал хлестать, я сильно продрог. ССП СПП БСП 23 145 67 - Проверим результат. (взаимопроверка) СЛАЙД № 4 (оценивание) - Каким образом вы пришли к верному решению? - А что вы можете рассказать о бессоюзном сложном предложении? Много ли можно сообщить на данном этапе? ( Запись темы урока) СЛАЙД № 5 - Будем вести бортовой журнал наших знаний по теме. Заполните левую графу. Уже знал (а) Узнал (а) В бессоюзном предложении нет союзов. Оно состоит из предикативных частей. В БСП могут употребляться знаки: ,;-: - А для чего нам могут понадобиться знания о бессоюзном сложном предложении? (использовать их правильно в своей речи, уметь употреблять правильные знаки препинания в БСП, сжатое изложение, тестовое задание №14, сочинение на лингвистическую тему) - Так как мы сформулируем цель этого урока? СЛАЙД № 6 Мы должны узнать… Мы хотим научиться… - Что мы сделаем, чтобы больше узнать о бессоюзном предложении? (Понаблюдаем – сделаем свои выводы – сверим свои наблюдения с теорией нашего учебника!) 4. «Открытие» детьми нового знания. Наблюдение над БСП предложениями (знаки и смысловые отношения в БСП). Работа в парах. (6 мин.) - Запишите предложения. Обращайте внимание на выбор знака препинания в каждом из этих сложных бессоюзных предложений. Указывайте грамматические основы БСП. Смысловые отношения между частями указывайте в скобках после предложения. На эту работу вам отводим 6 минут. На доске: Смысловые отношения в БСП (значения): Причина Пояснение Перечисление Дополнение Противопоставление Время Условие Следствие 1. В саду на деревьях сидели снегири, в беседке под крышей поселились ласточки. (значение перечисления событий) 2. Обычай святочных гаданий и гуляний остаётся в России со времён язычества; в этот день смеялись над кознями «нечистой силы» и просили её приоткрыть покрывало судьбы. ( значение перечисления, но части осложнены однородными членами и распространены, самостоятельны) 3. Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. ( вторая часть объясняет причину названного в первой (почему?) 4. Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (вторая часть поясняет содержание первой (на чём именно?) 5. Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав. (вторая часть дополняет смысл первой (что я чувствую?) 6. Жара усиливалась – становилось тяжело. (вторая часть содержит следствие из того, о чем говорит первая часть) 7. Смелые побеждают – трусливые погибают. (части противопоставлены) 8. Лес рубят – щепки летят. (первая часть указывает на время происходящего во второй части (когда) 9. Будет завтра хорошая погода – пойдем в лес. (первая часть указывает на условие того, о чем говорится в первой) - Проверим вашу интуицию. (самопроверка) СЛАЙД № 7-12 - Какие знаки препинания употребляются в бессоюзном сложном предложении между его частями? - Сделаем выводы. При каких смысловых отношениях употребляется в БСП запятая и точка с запятой? (перечисление) Схема на доске - При каких смысловых отношениях употребляем двоеточие? (Причина, пояснение, дополнение) - Когда в БСП следует использовать тире? (противопоставление, время, условие, следствие) - Так от чего зависит выбор знака препинания в БСП? СЛАЙД № 13 - Да, очень важно уловить смысл предложения, чтобы употребить нужный знак препинания. Помните слова Ломоносова: «Знаки препинания ставятся по силе разума». СЛАЙД № 14 5. Первичное закрепление во внешней речи. Работа с учебником в парах. Параграф 30. Чтение с пометами. (4-5 мин.) - Сверим наши выводы с теорией учебника. Параграф 30 (стр.188-189) Отмечайте известное галочкой, а новое – восклицательным знаком. - Подтвердились ли наши наблюдения и выводы? Что именно подтвердилось? - Какая новая информация открылась вам при работе с параграфом? 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа с «незаполненной» таблицей. (4-5 мин.) - Чего не хватает в данной таблице? (знаков препинания и значений БСП) - Заполните таблицу, используя материал параграфа №30. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП Знак препинания Значение Пример предложения Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров, над палубой летали чайки. Здесь тучи смиренно идут подо мной, сквозь них, низвергаясь, шумят водопады. ( потому что) Печален я: со мною друга нет. ( а именно) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. ( что) Я понимал: выручить нас может только случайность. - ( а, но) Скажешь слово – добавят десять. ( когда) Лес рубят – щепки летят. ( если) Раз солгал – навек лгуном стал. ( значит) Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. - Проверим таблицу. (самопроверка) ЛИСТ - ТАБЛИЦА «Знаки препинания в БСП» - В графе «значение» в скобках указаны союзы и специальные слова. Зачем они там? (устанавливая значение БСП, мы можем «превратить» БСП в СПП, чтобы точнее понять значение предложения). Попробуйте это сделать. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа. Подготовка к решению тестовых заданий (№14 ОГЭ). САМОПРОВЕРКА. СЛАЙД № 15 Рефлексия деятельности. Работа с «бортовым журналом». СЛАЙД № 16 Уже знал (а) Узнал (а) В бессоюзном предложении нет союзов. Оно состоит из предикативных частей. В БСП могут употребляться знаки: ,;-: Знаки препинания в БСП зависят от значения предложения (смысловых отношений между частями) и интонации. БСП можно преобразовывать в СПП и ССП и наоборот. Использование БСП делает текст выразительнее, динамичнее, а речь лаконичнее - В начале урока мы ставили перед собой цели: МЫ ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ… Узнали? МЫ ХОТИМ НАУЧИТЬСЯ… Научились? - Зачитайте, что вы узнали на уроке. - САМООЦЕНИВАНИЕ за урок. Как вы оценили свою работу? 9. Домашнее задание: СЛАЙД № 17 Параграф №30 Упражнение №260 Найти и выписать из худож. произведения 4 предложения с разными знаками в БСП (или придумайте 4 предложения сами). Объясните их постановку. Дополнительно при остатке времени: 10. Лингвистическая задача №1. СЛАЙД № 18 - 19 - Какие знаки вы употребите в данном предложении? Какое значение они могут передать? СТАЛО СКУЧНО МОЛОДЕЖЬ РАЗОШЛАСЬ. ( , - : ) (перечисление, следствие, пояснение) - Какой вывод можно сделать из нашего эксперимента? (нужно хорошо понимать смысл предложения и слышать интонацию) 11. Творческое осмысление темы. Лингвистический эксперимент № 2. СЛАЙД № 20 - 21 - Всем знаком барон Мюнхгаузен. Интересно, что в основу фантастических «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно живущего в XVIII веке в Германии барона Мюнхгаузена. Он был военным, некоторое время служил в России, воевал с турками. Вернувшись в свое поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения. Осталось тайной, сам ли барон записал свои рассказы или это сделал кто-то другой, но в 1785 году немецкий писатель Рудольф Эрих Распе обработал эти рассказы и издал их. Письменная творческая работа с текстом с использованием таблицы «Знаки препинания в БСП» – Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные с тире и с двоеточием, где это возможно, и запишите их; определите смысловые отношения и поставьте соответствующие знаки препинания. СЛАЙД № 20 (1)Как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный медведь. (2)Он хотел растерзать меня в одно мгновение, но я сильно сжал его передние лапы! (3)Медведь заревел от боли. (4)Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его. (5)Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. (6)Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (7)А этот медведь никак этого не мог, поэтому он погиб голодной смертью. (8)С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня. СЛАЙД № 21 Преобразованный текст: (1)Я вылез из лодки – на меня набросился огромный медведь. (время) (2)Он хотел растерзать меня в одно мгновение – (= но) я сильно сжал его передние лапы! (Противопоставление) (3)Медведь заревел от боли. (4)Я знал: (= что) он немедленно растерзает меня (дополнение), если я отпущу его. (5) Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. (6)Да, он умер от голода: (= потому что) медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (Причина) (7) А этот медведь никак этого не мог – (= поэтому) он погиб голодной смертью. (Следствие) (8) С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня. - Прочитайте сначала первый текст, затем – второй. Как использование бессоюзных предложений изменило текст? (текст стал динамичнее, эмоциональнее, менее «рассудителен» и более «подвижен», как и сам герой) СЛАЙД № 22 – Об особенностях БСП по сравнению с синонимичными сложными союзными писал еще М. Ломоносов: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части такой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых спаев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше». СЛАЙД № 23 Урок русского языка в 9 А классе по теме «Бессоюзное сложное предложение» Урок «открытия нового знания». Технология деятельностного метода обучения. Оборудование: индивидуальный рабочий лист, презентация к уроку и мультимедийное оборудование Цели урока: Образовательные: дать понятие о БСП, формировать умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзных предложениях, оформлять правильно пунктуацию БСП; употреблять БСП в своей речи для решения определенных коммуникативных задач. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания. Воспитательные: формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП; активизация познавательной деятельности учащихся; обеспечение благоприятной психологической обстановки. Ожидаемый результат урока: Личностный: Осознание учащимися практической значимости материала по теме «Бессоюзное сложное предложение» и ценности совместной деятельности; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся к новому учебному материалу; Метапредметный: обеспечение развития у учащихся умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; содействие развитию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; обеспечить развитие умений адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задачи и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; адекватное и критическое оценивание учащимися самих себя и одноклассников в учебной деятельности; Предметный: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятия бессоюзное сложное предложение; знание структурно-семантических особенностей бессоюзного сложного предложения; нахождение БСП в текстах разных стилей; уместное использование учащимися подобных синтаксических конструкций в речи. Задачи: Научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками. Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.). Научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению проблемного задания на этапе изучения нового материала; Научить самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников при выполнении проблемного задания, упражнений первичного закрепления; Сформировать умение строить логическое рассуждение при пунктуационном разборе сложного предложения, устанавливать причинно-следственные связи при определении смысловых отношений внутри БСП; Научить правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке (монологическая речь, в паре, рефлексия). Научить видеть структурно-семантические особенности бессоюзных сложных предложений; Научить находить бессоюзные сложные предложения; Научить использовать в своей речи данные синтаксические конструкции. Ход урока: 1.Самоопределение к деятельности. Приветствие гостей. (1-2 мин.) - Запишите в тетрадях число, классная работа. Начнём урок. Вы готовы? 2. Актуализация знаний и мотивация: (4-5 мин.) - Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я выбрала слова академика Александра Львовича Минца, выдающегося советского ученого, который занимался радиолакацией, т.е. работал на оборону нашей страны: СЛАЙД № 1 «Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями, но (не) умеющий их и и(з,с)пользовать, напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу, которая (не) умеет плавать». - Как вы понимаете эти слова? - Запишите высказывание в соответствии с правилами орфографии. - Какие виды орфограмм вам пришлось вспомнить? - Проверим правильность. СЛАЙД № 2 Приём «Согласен – не согласен»: - Сложное предложение может быть союзным и бессоюзным? (да) - Предикативные части – это части сложного предложения? (да) - Части сложного предложения отделяются друг от друга на письме только запятой или точкой с запятой? (нет, ещё отделяют части тире и двоеточие (в бессоюзном предложении) - Части сложного предложения связываются между собой по смыслу и при помощи интонации? (нет, ещё связь осуществляется при помощи союзов и союзных слов) - В сложносочиненном предложении от главной части можно поставить вопрос к придаточной части? (нет, части ССП равноправны) - В сложноподчиненном предложении для связи между частями используются только подчинительные союзы? (нет, ещё союзные слова) - В одном сложном предложении могут присутствовать разные виды связей? (да) 3. Постановка учебной задачи. Самостоятельная работа с индивидуальным рабочим листом. Сравнительный анализ предложений. Взаимооценка. (4-5 мин) СЛАЙД № 3 1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате. 2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться. 3. С утра было холодно, но к обеду выглянуло солнце. 4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками. 5. Домик, куда меня привели, был небольшой и уютный. 6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек. 7. Дождь продолжал хлестать, я сильно продрог. ССП СПП БСП 23 145 67 - Проверим результат. (взаимопроверка) СЛАЙД № 4 (оценивание) - Каким образом вы пришли к верному решению? - А что вы можете рассказать о бессоюзном сложном предложении? Много ли можно сообщить на данном этапе? ( Запись темы урока) СЛАЙД № 5 - Будем вести бортовой журнал наших знаний по теме. Заполните левую графу. Уже знал (а) Узнал (а) В бессоюзном предложении нет союзов. Оно состоит из предикативных частей. В БСП могут употребляться знаки: ,;-: - А для чего нам могут понадобиться знания о бессоюзном сложном предложении? (использовать их правильно в своей речи, уметь употреблять правильные знаки препинания в БСП, сжатое изложение, тестовое задание №14, сочинение на лингвистическую тему) - Так как мы сформулируем цель этого урока? СЛАЙД № 6 Мы должны узнать… Мы хотим научиться… - Что мы сделаем, чтобы больше узнать о бессоюзном предложении? (Понаблюдаем – сделаем свои выводы – сверим свои наблюдения с теорией нашего учебника!) 4. «Открытие» детьми нового знания. Наблюдение над БСП предложениями (знаки и смысловые отношения в БСП). Работа в парах. (6 мин.) - Запишите предложения. Обращайте внимание на выбор знака препинания в каждом из этих сложных бессоюзных предложений. Указывайте грамматические основы БСП. Смысловые отношения между частями указывайте в скобках после предложения. На эту работу вам отводим 6 минут. На доске: Смысловые отношения в БСП (значения): Причина Пояснение Перечисление Дополнение Противопоставление Время Условие Следствие 1. В саду на деревьях сидели снегири, в беседке под крышей поселились ласточки. (значение перечисления событий) 2. Обычай святочных гаданий и гуляний остаётся в России со времён язычества; в этот день смеялись над кознями «нечистой силы» и просили её приоткрыть покрывало судьбы. ( значение перечисления, но части осложнены однородными членами и распространены, самостоятельны) 3. Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. ( вторая часть объясняет причину названного в первой (почему?) 4. Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (вторая часть поясняет содержание первой (на чём именно?) 5. Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав. (вторая часть дополняет смысл первой (что я чувствую?) 6. Жара усиливалась – становилось тяжело. (вторая часть содержит следствие из того, о чем говорит первая часть) 7. Смелые побеждают – трусливые погибают. (части противопоставлены) 8. Лес рубят – щепки летят. (первая часть указывает на время происходящего во второй части (когда) 9. Будет завтра хорошая погода – пойдем в лес. (первая часть указывает на условие того, о чем говорится в первой) - Проверим вашу интуицию. (самопроверка) СЛАЙД № 7-12 - Какие знаки препинания употребляются в бессоюзном сложном предложении между его частями? - Сделаем выводы. При каких смысловых отношениях употребляется в БСП запятая и точка с запятой? (перечисление) Схема на доске - При каких смысловых отношениях употребляем двоеточие? (Причина, пояснение, дополнение) - Когда в БСП следует использовать тире? (противопоставление, время, условие, следствие) - Так от чего зависит выбор знака препинания в БСП? СЛАЙД № 13 - Да, очень важно уловить смысл предложения, чтобы употребить нужный знак препинания. Помните слова Ломоносова: «Знаки препинания ставятся по силе разума». СЛАЙД № 14 5. Первичное закрепление во внешней речи. Работа с учебником в парах. Параграф 30. Чтение с пометами. (4-5 мин.) - Сверим наши выводы с теорией учебника. Параграф 30 (стр.188-189) Отмечайте известное галочкой, а новое – восклицательным знаком. - Подтвердились ли наши наблюдения и выводы? Что именно подтвердилось? - Какая новая информация открылась вам при работе с параграфом? 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа с «незаполненной» таблицей. (4-5 мин.) - Чего не хватает в данной таблице? (знаков препинания и значений БСП) - Заполните таблицу, используя материал параграфа №30. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП Знак препинания Значение Пример предложения Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров, над палубой летали чайки. Здесь тучи смиренно идут подо мной, сквозь них, низвергаясь, шумят водопады. ( потому что) Печален я: со мною друга нет. ( а именно) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. ( что) Я понимал: выручить нас может только случайность. - ( а, но) Скажешь слово – добавят десять. ( когда) Лес рубят – щепки летят. ( если) Раз солгал – навек лгуном стал. ( значит) Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. - Проверим таблицу. (самопроверка) ЛИСТ - ТАБЛИЦА «Знаки препинания в БСП» - В графе «значение» в скобках указаны союзы и специальные слова. Зачем они там? (устанавливая значение БСП, мы можем «превратить» БСП в СПП, чтобы точнее понять значение предложения). Попробуйте это сделать. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа. Подготовка к решению тестовых заданий (№14 ОГЭ). САМОПРОВЕРКА. СЛАЙД № 15 Рефлексия деятельности. Работа с «бортовым журналом». СЛАЙД № 16 Уже знал (а) Узнал (а) В бессоюзном предложении нет союзов. Оно состоит из предикативных частей. В БСП могут употребляться знаки: ,;-: Знаки препинания в БСП зависят от значения предложения (смысловых отношений между частями) и интонации. БСП можно преобразовывать в СПП и ССП и наоборот. Использование БСП делает текст выразительнее, динамичнее, а речь лаконичнее - В начале урока мы ставили перед собой цели: МЫ ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ… Узнали? МЫ ХОТИМ НАУЧИТЬСЯ… Научились? - Зачитайте, что вы узнали на уроке. - САМООЦЕНИВАНИЕ за урок. Как вы оценили свою работу? 9. Домашнее задание: СЛАЙД № 17 Параграф №30 Упражнение №260 Найти и выписать из худож. произведения 4 предложения с разными знаками в БСП (или придумайте 4 предложения сами). Объясните их постановку. Дополнительно при остатке времени: 10. Лингвистическая задача №1. СЛАЙД № 18 - 19 - Какие знаки вы употребите в данном предложении? Какое значение они могут передать? СТАЛО СКУЧНО МОЛОДЕЖЬ РАЗОШЛАСЬ. ( , - : ) (перечисление, следствие, пояснение) - Какой вывод можно сделать из нашего эксперимента? (нужно хорошо понимать смысл предложения и слышать интонацию) 11. Творческое осмысление темы. Лингвистический эксперимент № 2. СЛАЙД № 20 - 21 - Всем знаком барон Мюнхгаузен. Интересно, что в основу фантастических «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно живущего в XVIII веке в Германии барона Мюнхгаузена. Он был военным, некоторое время служил в России, воевал с турками. Вернувшись в свое поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения. Осталось тайной, сам ли барон записал свои рассказы или это сделал кто-то другой, но в 1785 году немецкий писатель Рудольф Эрих Распе обработал эти рассказы и издал их. Письменная творческая работа с текстом с использованием таблицы «Знаки препинания в БСП» – Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные с тире и с двоеточием, где это возможно, и запишите их; определите смысловые отношения и поставьте соответствующие знаки препинания. СЛАЙД № 20 (1)Как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный медведь. (2)Он хотел растерзать меня в одно мгновение, но я сильно сжал его передние лапы! (3)Медведь заревел от боли. (4)Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его. (5)Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. (6)Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (7)А этот медведь никак этого не мог, поэтому он погиб голодной смертью. (8)С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня. СЛАЙД № 21 Преобразованный текст: (1)Я вылез из лодки – на меня набросился огромный медведь. (время) (2)Он хотел растерзать меня в одно мгновение – (= но) я сильно сжал его передние лапы! (Противопоставление) (3)Медведь заревел от боли. (4)Я знал: (= что) он немедленно растерзает меня (дополнение), если я отпущу его. (5) Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. (6)Да, он умер от голода: (= потому что) медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (Причина) (7) А этот медведь никак этого не мог – (= поэтому) он погиб голодной смертью. (Следствие) (8) С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня. - Прочитайте сначала первый текст, затем – второй. Как использование бессоюзных предложений изменило текст? (текст стал динамичнее, эмоциональнее, менее «рассудителен» и более «подвижен», как и сам герой) СЛАЙД № 22 – Об особенностях БСП по сравнению с синонимичными сложными союзными писал еще М. Ломоносов: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части такой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых спаев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше». СЛАЙД № 23 Урок русского языка в 9 А классе по теме «Бессоюзное сложное предложение» Урок «открытия нового знания». Технология деятельностного метода обучения. Оборудование: индивидуальный рабочий лист, презентация к уроку и мультимедийное оборудование Цели урока: Образовательные: дать понятие о БСП, формировать умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзных предложениях, оформлять правильно пунктуацию БСП; употреблять БСП в своей речи для решения определенных коммуникативных задач. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания. Воспитательные: формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП; активизация познавательной деятельности учащихся; обеспечение благоприятной психологической обстановки. Ожидаемый результат урока: Личностный: Осознание учащимися практической значимости материала по теме «Бессоюзное сложное предложение» и ценности совместной деятельности; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся к новому учебному материалу; Метапредметный: обеспечение развития у учащихся умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения; содействие развитию умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей; обеспечить развитие умений адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задачи и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; адекватное и критическое оценивание учащимися самих себя и одноклассников в учебной деятельности; Предметный: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятия бессоюзное сложное предложение; знание структурно-семантических особенностей бессоюзного сложного предложения; нахождение БСП в текстах разных стилей; уместное использование учащимися подобных синтаксических конструкций в речи. Задачи: Научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками. Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.). Научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению проблемного задания на этапе изучения нового материала; Научить самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников при выполнении проблемного задания, упражнений первичного закрепления; Сформировать умение строить логическое рассуждение при пунктуационном разборе сложного предложения, устанавливать причинно-следственные связи при определении смысловых отношений внутри БСП; Научить правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке (монологическая речь, в паре, рефлексия). Научить видеть структурно-семантические особенности бессоюзных сложных предложений; Научить находить бессоюзные сложные предложения; Научить использовать в своей речи данные синтаксические конструкции. Ход урока: 1.Самоопределение к деятельности. Приветствие гостей. (1-2 мин.) - Запишите в тетрадях число, классная работа. Начнём урок. Вы готовы? 2. Актуализация знаний и мотивация: (4-5 мин.) - Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я выбрала слова академика Александра Львовича Минца, выдающегося советского ученого, который занимался радиолакацией, т.е. работал на оборону нашей страны: СЛАЙД № 1 «Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями, но (не) умеющий их и и(з,с)пользовать, напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу, которая (не) умеет плавать». - Как вы понимаете эти слова? - Запишите высказывание в соответствии с правилами орфографии. - Какие виды орфограмм вам пришлось вспомнить? - Проверим правильность. СЛАЙД № 2 Приём «Согласен – не согласен»: - Сложное предложение может быть союзным и бессоюзным? (да) - Предикативные части – это части сложного предложения? (да) - Части сложного предложения отделяются друг от друга на письме только запятой или точкой с запятой? (нет, ещё отделяют части тире и двоеточие (в бессоюзном предложении) - Части сложного предложения связываются между собой по смыслу и при помощи интонации? (нет, ещё связь осуществляется при помощи союзов и союзных слов) - В сложносочиненном предложении от главной части можно поставить вопрос к придаточной части? (нет, части ССП равноправны) - В сложноподчиненном предложении для связи между частями используются только подчинительные союзы? (нет, ещё союзные слова) - В одном сложном предложении могут присутствовать разные виды связей? (да) 3. Постановка учебной задачи. Самостоятельная работа с индивидуальным рабочим листом. Сравнительный анализ предложений. Взаимооценка. (4-5 мин) СЛАЙД № 3 1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате. 2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться. 3. С утра было холодно, но к обеду выглянуло солнце. 4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками. 5. Домик, куда меня привели, был небольшой и уютный. 6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек. 7. Дождь продолжал хлестать, я сильно продрог. ССП СПП БСП 23 145 67 - Проверим результат. (взаимопроверка) СЛАЙД № 4 (оценивание) - Каким образом вы пришли к верному решению? - А что вы можете рассказать о бессоюзном сложном предложении? Много ли можно сообщить на данном этапе? ( Запись темы урока) СЛАЙД № 5 - Будем вести бортовой журнал наших знаний по теме. Заполните левую графу. Уже знал (а) Узнал (а) В бессоюзном предложении нет союзов. Оно состоит из предикативных частей. В БСП могут употребляться знаки: ,;-: - А для чего нам могут понадобиться знания о бессоюзном сложном предложении? (использовать их правильно в своей речи, уметь употреблять правильные знаки препинания в БСП, сжатое изложение, тестовое задание №14, сочинение на лингвистическую тему) - Так как мы сформулируем цель этого урока? СЛАЙД № 6 Мы должны узнать… Мы хотим научиться… - Что мы сделаем, чтобы больше узнать о бессоюзном предложении? (Понаблюдаем – сделаем свои выводы – сверим свои наблюдения с теорией нашего учебника!) 4. «Открытие» детьми нового знания. Наблюдение над БСП предложениями (знаки и смысловые отношения в БСП). Работа в парах. (6 мин.) - Запишите предложения. Обращайте внимание на выбор знака препинания в каждом из этих сложных бессоюзных предложений. Указывайте грамматические основы БСП. Смысловые отношения между частями указывайте в скобках после предложения. На эту работу вам отводим 6 минут. На доске: Смысловые отношения в БСП (значения): Причина Пояснение Перечисление Дополнение Противопоставление Время Условие Следствие 1. В саду на деревьях сидели снегири, в беседке под крышей поселились ласточки. (значение перечисления событий) 2. Обычай святочных гаданий и гуляний остаётся в России со времён язычества; в этот день смеялись над кознями «нечистой силы» и просили её приоткрыть покрывало судьбы. ( значение перечисления, но части осложнены однородными членами и распространены, самостоятельны) 3. Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. ( вторая часть объясняет причину названного в первой (почему?) 4. Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (вторая часть поясняет содержание первой (на чём именно?) 5. Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав. (вторая часть дополняет смысл первой (что я чувствую?) 6. Жара усиливалась – становилось тяжело. (вторая часть содержит следствие из того, о чем говорит первая часть) 7. Смелые побеждают – трусливые погибают. (части противопоставлены) 8. Лес рубят – щепки летят. (первая часть указывает на время происходящего во второй части (когда) 9. Будет завтра хорошая погода – пойдем в лес. (первая часть указывает на условие того, о чем говорится в первой) - Проверим вашу интуицию. (самопроверка) СЛАЙД № 7-12 - Какие знаки препинания употребляются в бессоюзном сложном предложении между его частями? - Сделаем выводы. При каких смысловых отношениях употребляется в БСП запятая и точка с запятой? (перечисление) Схема на доске - При каких смысловых отношениях употребляем двоеточие? (Причина, пояснение, дополнение) - Когда в БСП следует использовать тире? (противопоставление, время, условие, следствие) - Так от чего зависит выбор знака препинания в БСП? СЛАЙД № 13 - Да, очень важно уловить смысл предложения, чтобы употребить нужный знак препинания. Помните слова Ломоносова: «Знаки препинания ставятся по силе разума». СЛАЙД № 14 5. Первичное закрепление во внешней речи. Работа с учебником в парах. Параграф 30. Чтение с пометами. (4-5 мин.) - Сверим наши выводы с теорией учебника. Параграф 30 (стр.188-189) Отмечайте известное галочкой, а новое – восклицательным знаком. - Подтвердились ли наши наблюдения и выводы? Что именно подтвердилось? - Какая новая информация открылась вам при работе с параграфом? 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа с «незаполненной» таблицей. (4-5 мин.) - Чего не хватает в данной таблице? (знаков препинания и значений БСП) - Заполните таблицу, используя материал параграфа №30. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП Знак препинания Значение Пример предложения Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров, над палубой летали чайки. Здесь тучи смиренно идут подо мной, сквозь них, низвергаясь, шумят водопады. ( потому что) Печален я: со мною друга нет. ( а именно) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. ( что) Я понимал: выручить нас может только случайность. - ( а, но) Скажешь слово – добавят десять. ( когда) Лес рубят – щепки летят. ( если) Раз солгал – навек лгуном стал. ( значит) Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. - Проверим таблицу. (самопроверка) ЛИСТ - ТАБЛИЦА «Знаки препинания в БСП» - В графе «значение» в скобках указаны союзы и специальные слова. Зачем они там? (устанавливая значение БСП, мы можем «превратить» БСП в СПП, чтобы точнее понять значение предложения). Попробуйте это сделать. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа. Подготовка к решению тестовых заданий (№14 ОГЭ). САМОПРОВЕРКА. СЛАЙД № 15 Рефлексия деятельности. Работа с «бортовым журналом». СЛАЙД № 16 Уже знал (а) Узнал (а) В бессоюзном предложении нет союзов. Оно состоит из предикативных частей. В БСП могут употребляться знаки: ,;-: Знаки препинания в БСП зависят от значения предложения (смысловых отношений между частями) и интонации. БСП можно преобразовывать в СПП и ССП и наоборот. Использование БСП делает текст выразительнее, динамичнее, а речь лаконичнее - В начале урока мы ставили перед собой цели: МЫ ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ… Узнали? МЫ ХОТИМ НАУЧИТЬСЯ… Научились? - Зачитайте, что вы узнали на уроке. - САМООЦЕНИВАНИЕ за урок. Как вы оценили свою работу? 9. Домашнее задание: СЛАЙД № 17 Параграф №30 Упражнение №260 Найти и выписать из худож. произведения 4 предложения с разными знаками в БСП (или придумайте 4 предложения сами). Объясните их постановку. Дополнительно при остатке времени: 10. Лингвистическая задача №1. СЛАЙД № 18 - 19 - Какие знаки вы употребите в данном предложении? Какое значение они могут передать? СТАЛО СКУЧНО МОЛОДЕЖЬ РАЗОШЛАСЬ. ( , - : ) (перечисление, следствие, пояснение) - Какой вывод можно сделать из нашего эксперимента? (нужно хорошо понимать смысл предложения и слышать интонацию) 11. Творческое осмысление темы. Лингвистический эксперимент № 2. СЛАЙД № 20 - 21 - Всем знаком барон Мюнхгаузен. Интересно, что в основу фантастических «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно живущего в XVIII веке в Германии барона Мюнхгаузена. Он был военным, некоторое время служил в России, воевал с турками. Вернувшись в свое поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения. Осталось тайной, сам ли барон записал свои рассказы или это сделал кто-то другой, но в 1785 году немецкий писатель Рудольф Эрих Распе обработал эти рассказы и издал их. Письменная творческая работа с текстом с использованием таблицы «Знаки препинания в БСП» – Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные с тире и с двоеточием, где это возможно, и запишите их; определите смысловые отношения и поставьте соответствующие знаки препинания. СЛАЙД № 20 (1)Как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный медведь. (2)Он хотел растерзать меня в одно мгновение, но я сильно сжал его передние лапы! (3)Медведь заревел от боли. (4)Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его. (5)Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. (6)Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (7)А этот медведь никак этого не мог, поэтому он погиб голодной смертью. (8)С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня. СЛАЙД № 21 Преобразованный текст: (1)Я вылез из лодки – на меня набросился огромный медведь. (время) (2)Он хотел растерзать меня в одно мгновение – (= но) я сильно сжал его передние лапы! (Противопоставление) (3)Медведь заревел от боли. (4)Я знал: (= что) он немедленно растерзает меня (дополнение), если я отпущу его. (5) Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. (6)Да, он умер от голода: (= потому что) медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (Причина) (7) А этот медведь никак этого не мог – (= поэтому) он погиб голодной смертью. (Следствие) (8) С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня. - Прочитайте сначала первый текст, затем – второй. Как использование бессоюзных предложений изменило текст? (текст стал динамичнее, эмоциональнее, менее «рассудителен» и более «подвижен», как и сам герой) СЛАЙД № 22 – Об особенностях БСП по сравнению с синонимичными сложными союзными писал еще М. Ломоносов: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части такой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых спаев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше». СЛАЙД № 23
Урок русского языка в 9 А классе по теме.docx

Урок русского языка в 9 А классе по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Урок «открытия нового знания».

Технология деятельностного метода обучения.

Оборудование: индивидуальный рабочий лист, презентация к уроку и мультимедийное оборудование

Цели урока:

Образовательные:

  • дать понятие о БСП, формировать умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзных предложениях, оформлять правильно пунктуацию БСП;
  • употреблять БСП в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.

Развивающие:

  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  • развитие умения аргументировать, доказывать;
  • развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания.

Воспитательные:

  • формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • обеспечение благоприятной психологической обстановки.

Ожидаемый результат урока:

  1. Личностный:
  • Осознание учащимися практической значимости  материала по теме «Бессоюзное сложное предложение»  и ценности совместной деятельности;
  • стремление к речевому самосовершенствованию;
  • формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся  к новому учебному материалу;
  1. Метапредметный:
  • обеспечение  развития  у учащихся умений  планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
  • содействие  развитию умения  самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников,  строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;
  • обеспечить развитие умений адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задачи  и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • адекватное  и критическое оценивание учащимися самих себя и одноклассников  в учебной деятельности;
  1. Предметный:
  • организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению  понятия бессоюзное сложное предложение;
  • знание структурно-семантических особенностей бессоюзного сложного предложения;
  • нахождение БСП в текстах разных стилей;
  • уместное использование учащимися подобных синтаксических конструкций в  речи.

Задачи:

  • Научить решать проблемы в сфере учебной деятельности,   в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность,  сотрудничать с другими учениками.
  • Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности   (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).
  • Научить выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению проблемного задания на этапе изучения нового материала;
  • Научить самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия  и действия одноклассников при выполнении проблемного задания, упражнений первичного закрепления;
  • Сформировать умение строить логическое рассуждение при пунктуационном разборе сложного предложения, устанавливать причинно-следственные связи при определении смысловых отношений внутри БСП;
  • Научить  правильно использовать речевые средства в ходе коммуникации на уроке (монологическая речь, в паре, рефлексия).
  • Научить видеть структурно-семантические особенности бессоюзных сложных предложений;
  • Научить находить бессоюзные сложные предложения;
  • Научить использовать в своей речи данные синтаксические конструкции.

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности. Приветствие гостей. (1-2 мин.)

- Запишите в тетрадях число, классная работа. Начнём урок. Вы готовы?

2. Актуализация знаний и мотивация: (4-5 мин.)

- Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я выбрала слова академика Александра  Львовича  Минца, выдающегося советского ученого, который занимался радиолакацией, т.е. работал на оборону нашей страны:  

СЛАЙД № 1

«Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями, но (не) умеющий их и и(з,с)пользовать, напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу, которая (не) умеет плавать».

- Как вы понимаете эти слова?

- Запишите высказывание в соответствии с правилами орфографии.

- Какие виды орфограмм вам пришлось вспомнить?

- Проверим правильность.

СЛАЙД № 2

 Приём «Согласен – не согласен»:

- Сложное предложение может быть союзным и бессоюзным? (да)

- Предикативные части – это части сложного предложения? (да)

- Части сложного предложения отделяются друг от друга на письме только запятой или точкой с запятой? (нет, ещё отделяют части тире и двоеточие (в бессоюзном предложении)

- Части сложного предложения связываются между собой по смыслу и при помощи интонации? (нет, ещё связь осуществляется при помощи союзов и союзных слов)

- В сложносочиненном предложении от главной части можно поставить вопрос к придаточной части? (нет, части ССП равноправны)

- В сложноподчиненном предложении для связи между частями используются только подчинительные союзы? (нет, ещё союзные слова)

- В одном сложном предложении могут присутствовать разные виды связей? (да)

3. Постановка учебной задачи. Самостоятельная работа с индивидуальным рабочим листом. Сравнительный анализ предложений. Взаимооценка. (4-5 мин)

СЛАЙД № 3

1.Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.

2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.

3. С утра было холодно, но к обеду выглянуло солнце.

4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.

5. Домик, куда меня привели, был небольшой и уютный.

6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.

7. Дождь продолжал хлестать, я сильно продрог.

 ССП

СПП

БСП

23

145

67

- Проверим результат. (взаимопроверкаСЛАЙД № 4 (оценивание)

- Каким образом вы пришли к верному решению?

- А что вы можете рассказать о бессоюзном сложном предложении? Много ли можно сообщить на данном этапе? ( Запись темы урока)  СЛАЙД № 5

- Будем вести бортовой журнал наших знаний по теме. Заполните левую графу.

Уже знал (а)

Узнал (а)

В бессоюзном предложении нет союзов.

Оно состоит из предикативных частей.

В БСП могут употребляться знаки: ,;-:

- А для чего нам могут понадобиться знания о бессоюзном сложном предложении? (использовать их правильно в своей речи, уметь употреблять правильные знаки препинания в БСП, сжатое изложение, тестовое задание №14, сочинение на лингвистическую тему)

- Так как мы сформулируем цель этого урока?  СЛАЙД № 6

Мы должны узнать…

Мы хотим научиться…

- Что мы сделаем, чтобы больше узнать о бессоюзном предложении? (Понаблюдаем – сделаем свои выводы – сверим свои наблюдения с теорией нашего учебника!)

4. «Открытие» детьми нового знания. Наблюдение над БСП предложениями (знаки и смысловые отношения в БСП). Работа в парах. (6 мин.)

- Запишите предложения.  Обращайте внимание на выбор знака препинания в каждом из этих сложных бессоюзных  предложений. Указывайте грамматические основы БСП. Смысловые отношения между частями указывайте в скобках после предложения. На эту работу вам отводим 6 минут.

На доске: Смысловые отношения в БСП (значения):

  • Причина
  • Пояснение
  • Перечисление
  • Дополнение
  • Противопоставление
  • Время
  • Условие
  • Следствие

1. В саду на деревьях сидели снегири, в беседке под крышей поселились ласточки. (значение перечисления событий)

2. Обычай святочных гаданий и гуляний остаётся в России со времён язычества; в этот день смеялись над кознями «нечистой силы» и просили её приоткрыть покрывало судьбы. ( значение перечисления, но части осложнены однородными членами и распространены, самостоятельны)

3. Любите книгу: она поможет вам разобраться  в сложных жизненных ситуациях.

 ( вторая часть объясняет причину названного в первой (почему?)

4. Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (вторая часть поясняет содержание первой (на чём именно?)

5. Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав. (вторая часть дополняет смысл первой (что я чувствую?)

6. Жара усиливалась – становилось тяжело. (вторая часть содержит следствие из того, о чем говорит первая часть)

7. Смелые побеждают – трусливые погибают. (части противопоставлены)

8. Лес рубят – щепки летят. (первая часть указывает на время происходящего во второй части (когда)

9. Будет завтра хорошая погода – пойдем в лес. (первая часть указывает на условие того, о чем говорится в первой)

Проверим вашу интуицию. (самопроверка) СЛАЙД № 7-12

- Какие знаки препинания употребляются в бессоюзном сложном предложении между его частями?

- Сделаем выводы. При каких смысловых отношениях употребляется в БСП запятая и точка с запятой? (перечисление)  Схема на доске

- При каких смысловых отношениях употребляем двоеточие? (Причина, пояснение, дополнение)

- Когда в БСП следует использовать тире? (противопоставление, время, условие, следствие)

- Так от чего зависит выбор знака препинания в БСП? СЛАЙД №  13

- Да, очень важно уловить смысл предложения, чтобы употребить нужный знак препинания. Помните слова Ломоносова: «Знаки препинания ставятся по силе разума».  СЛАЙД № 14

5. Первичное закрепление во внешней речи. Работа с учебником в парах. Параграф 30. Чтение с пометами. (4-5 мин.)

- Сверим наши выводы с теорией учебника. Параграф 30 (стр.188-189) Отмечайте известное галочкой, а новое – восклицательным знаком.

- Подтвердились ли наши наблюдения и выводы? Что именно подтвердилось?

- Какая новая информация открылась вам при работе с параграфом?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа с «незаполненной» таблицей. (4-5 мин.)

- Чего не хватает в данной  таблице? (знаков препинания и значений БСП)

- Заполните таблицу, используя материал параграфа №30.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП

Знак препинания

Значение

Пример предложения

        

Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров, над палубой летали чайки.

Здесь тучи смиренно идут подо мной, сквозь них, низвергаясь, шумят водопады.

       

    ( потому что)

Печален я: со мною друга нет.

         

         ( а именно)

Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

       

( что)

Я понимал: выручить нас может только случайность.

-

 

( а, но)

Скажешь слово – добавят десять.

 ( когда)

Лес рубят – щепки летят.

 ( если)

Раз солгал – навек лгуном стал.

     

           ( значит)

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.

- Проверим таблицу. (самопроверка) ЛИСТ - ТАБЛИЦА «Знаки препинания в БСП»

- В графе «значение» в скобках указаны союзы и специальные слова. Зачем они там? (устанавливая значение БСП, мы можем «превратить» БСП в СПП, чтобы точнее понять значение предложения). Попробуйте это сделать.

7.     Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа. Подготовка к решению тестовых заданий (№14 ОГЭ).  САМОПРОВЕРКА.  

СЛАЙД № 15

8.     Рефлексия деятельности. Работа с «бортовым журналом». СЛАЙД № 16

9.     Уже знал (а)

Узнал (а)

В бессоюзном предложении нет союзов.

Оно состоит из предикативных частей.

В БСП могут употребляться знаки: ,;-:

Знаки препинания в БСП зависят от значения предложения (смысловых отношений между частями) и интонации.

БСП можно преобразовывать в СПП и ССП и наоборот.

Использование БСП делает текст выразительнее, динамичнее, а речь лаконичнее

- В начале урока мы ставили перед собой цели:

МЫ ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ…  Узнали?

МЫ ХОТИМ НАУЧИТЬСЯ… Научились?

- Зачитайте, что вы узнали на уроке.

САМООЦЕНИВАНИЕ за урок. Как вы оценили свою работу?

9. Домашнее задание:                       СЛАЙД № 17

  1. Параграф №30
  2. Упражнение №260
  3. Найти и выписать из худож. произведения 4 предложения с разными знаками в БСП (или придумайте 4 предложения сами). Объясните их постановку.

Дополнительно при остатке времени:

10. Лингвистическая задача №1. СЛАЙД № 18 - 19

- Какие знаки вы употребите в данном предложении? Какое значение они могут передать?  СТАЛО СКУЧНО МОЛОДЕЖЬ РАЗОШЛАСЬ.

        ( ,  -  :  )  (перечисление, следствие, пояснение)

- Какой вывод можно сделать из нашего эксперимента? (нужно хорошо понимать смысл предложения и слышать интонацию)

11.  Творческое осмысление темы. Лингвистический эксперимент № 2. СЛАЙД № 20 - 21

- Всем знаком барон Мюнхгаузен. Интересно, что в основу фантастических «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно живущего в XVIII веке в Германии барона Мюнхгаузена. Он был военным, некоторое время служил в России, воевал с турками. Вернувшись в свое поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения. Осталось тайной, сам ли барон записал свои рассказы или это сделал кто-то другой, но в 1785 году немецкий писатель Рудольф Эрих Распе обработал эти рассказы и издал их.

Письменная творческая работа с текстом с использованием таблицы

«Знаки препинания в БСП»

– Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные с тире и с двоеточием, где это возможно, и запишите их; определите смысловые отношения и поставьте соответствующие знаки препинания.

        СЛАЙД № 20

 (1)Как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный медведь. (2)Он хотел растерзать меня в одно мгновение, но я сильно сжал его передние лапы! (3)Медведь заревел от боли. (4)Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его. (5)Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. (6)Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (7)А этот медведь никак этого не мог,  поэтому он погиб голодной смертью. (8)С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня.

        СЛАЙД № 21

Преобразованный текст:

 (1)Я вылез из лодки – на меня набросился огромный медведь. (время) (2)Он хотел растерзать меня в одно мгновение – (= но) я сильно сжал его передние лапы! (Противопоставление) (3)Медведь заревел от боли. 

(4)Я знал: (= что) он немедленно растерзает меня (дополнение), если я отпущу его. (5) Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. (6)Да, он умер от голода: (= потому что) медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (Причина) (7) А этот медведь никак этого не мог – (= поэтому) он погиб голодной смертью. (Следствие) (8) С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня.

- Прочитайте сначала первый текст, затем – второй. Как использование бессоюзных предложений изменило текст? (текст стал динамичнее, эмоциональнее, менее «рассудителен» и более «подвижен», как и сам герой)

                                              СЛАЙД № 22

– Об особенностях БСП по сравнению с синонимичными сложными союзными писал еще М. Ломоносов: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части такой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых спаев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше».


 

Урок русского языка в 9 А классе по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Урок русского языка в 9 А классе по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Предметный: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятия бессоюзное сложное предложение; знание структурно-семантических особенностей бессоюзного сложного предложения; нахождение

Предметный: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятия бессоюзное сложное предложение; знание структурно-семантических особенностей бессоюзного сложного предложения; нахождение

Самоопределение к деятельности

Самоопределение к деятельности

А что вы можете рассказать о бессоюзном сложном предложении?

А что вы можете рассказать о бессоюзном сложном предложении?

Обычай святочных гаданий и гуляний остаётся в

Обычай святочных гаданий и гуляний остаётся в

Знак препинания Значение

Знак препинания Значение

В бессоюзном предложении нет союзов

В бессоюзном предложении нет союзов

Медведь заревел от боли. (4)Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его

Медведь заревел от боли. (4)Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2023