Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчинённое предложение с придаточным цели"
Оценка 5

Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчинённое предложение с придаточным цели"

Оценка 5
docx
01.01.2021
Урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчинённое предложение с придаточным цели"
урок по теме СПП с придаточными цели.docx

Предмет: Русский язык

Класс: 9

Программа: Под редакцией М. М. Разумовской.

Тема урока: Сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели:

- Совершенствовать знания о типах СПП и умения определять виды придаточных предложений.

- Формирование понятия СПП с придаточным цели.

Задачи:

- Познакомить с особенностями строения СПП с придаточным цели.

- Формировать умения конструировать предложения данного типа и правильно их оформлять в устной и письменной речи.

- Учить находить СПП в художественных текстах.

- Проверить умения расставлять знаки препинания в СПП с целью подготовки к ОГЭ.

Ожидаемый результат: Учащиеся умеют:

- распознавать и разграничивать виды СПП с изученными придаточными;

- моделировать и употреблять в речи СПП разных видов;

- характеризовать синтаксическую структуру СПП;

- видеть СПП в художественных текстах.

Оборудование, наглядность:

Проектор, презентация, карточки с заданиями, тесты


 

Этап урока

Цель этапа

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.      1.Организация внимания учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Проверка д\з

 

1.Фронтальный опрос

2.Взаимопроверка выполнения тестов

3.Самооценка по критериям

 

 

 

 

 

Психологическое  наполнение

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

 -Приветствует присутствующих, проверяет готовность к уроку  и организует внимание учеников

-Создает благоприятный эмоциональный настрой

                             Проверка домашнего задания.

 

Учитель: - Сейчас мы переходим к проверке выполнения тестов. сверяем ваши ответы. У кого правильно, тот ставит себе один балл, у кого неверно - ставит ноль.

                 Критерии оценки следующие: за 6правильных ответов – «5»

За 4-5 правильных ответа – «4»

За 3 правильных ответа – «3»

Менее 3баллов –«2».

Будьте внимательны.

 

Ответы: 1-1, 2-3, 3-4,4-2,3, 5-2, 6-2,5.

 Готовятся к  уроку,

Приветствуют учителя,

приветствуют гостей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

 Личностные: Полная готовность к уроку

Регулятивные: Включение в ритм работы

Коммуникативные:

Контроль, коррекция.

Познавательные: Рефлексия способов и условий действия.

III. Мотивация. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

 

Мотивация учащихся на успех.

Убедить детей в

необходимости  совершенствовать  навыки  анализа предложений  с целью распознавания придаточной части.

 

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели

Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний.

 

- Перед вами 3 предложения. Объясните, в чём их сходство и различие?

Цель мира в том, чтобы царствовал разум.

                                    Ренан Ж

Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения.

                                   Эйнштейн А.

Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.

                                   Бальзак О.

(разбор предложений с использованием презентации)

Сходство:

*объединены общей темой

*все спп

*одинаковое строение

*придаточная часть начинается одинаково: с союза чтобы

Обращает внимание на данное ранее задание:  

«Многозначность союза чтобы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различие:

*придаточные части отвечают на разные вопросы=>виды у них разные

Какое из предложений

 вызвало затруднение?

В чем  испытали трудность?

(СПП с придаточным: изъяснительным, образа действия, цели)

 - Может быть, кто-то уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

Попробуйте сформулировать сами тему и определить цель урока.

 

 

 

 

Слайд 2

Рассматривают предложения, фиксируя своё внимание на определении сходства и различия.

Выполняют синтаксический разбор, чертят схемы.

 

 

Отвечают на поставленный вопрос, называют черты сходства

 

 

Говорят о многозначности союза чтобы.

Представляют результаты исследовательской работы

«Многозначность союза чтобы»

Союз чтобы (чтоб)

 

Союз чтобы (чтоб) пишется слитно и имеет два основных значения: целевое и изъяснительное. Ср.: По-прежнему складывались у печки дрова, чтобы Нонна могла протопить перед сном (Пан.) — целевое значение союза; Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (М.) — изъяснительное значение союза.

 

Союз чтобы (чтоб) следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы, которое пишется раздельно. В этом сочетании частицу бы можно легко перенести в другое место, например поставить после глагола; ср.: Что бы мне спеть? — Что мне спеть бы?; Что бы придумать? — Что придумать бы? С другой стороны, в предложении Что бы мне спеть? местоимение что можно заменить существительным: Какую песню мне спеть?

 

Примечание. Союз чтобы следует отличать от наречного выражения во что бы то ни стало.

 

Приходят к выводу, что  необходимо умение ставить вопросы к придаточным частям. Это действие  является обязательным условием правильного ответа, успеха.

 

Формулируют тему и цели урока:

СПП с придаточным цели. Будем учиться определять особенности таких предложений, конструировать, расставлять запятые, находить в тексте.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Проявление познавательной активности

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

 

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Развитие языкового чутья

Анализ предложений с точки зрения синтаксических норм

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

Запись даты и темы урока в тетрадь

IV. «Открытие нового знания»

 

1.Самостоятельная работа по учебнику

 

2.Составление синтаксической модели СПП с придаточным цели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Предлагает обучающимся работу в паре:  прочитать теоретический материал параграфа 18 на стр.103

И составить синтаксическую модель СПП с придаточным цели, используя таблицу в учебнике.

Ставит цель установить соответствие с ранее изученным

Ставит цель схематично, в то же время и творчески оформить запись в тетради:

Пересказывают текст (теоретический материал) напарнику и задают свои вопросы.

 

Устанавливают соответствие с ранее изученным.

Схематично изображают в тетради строение спп с придаточным цели

Отвечают по схеме у доски:

Слайд 4

 

Сотрудничество в парах

Использование знаково-символических средств, в том числе  моделирования

Вывод на основе проделанной работы:

- Придаточные цели содержат указание на цель.

- Обычно оно относится ко всей главной части, присоединяется при помощи союзов….

 

 V.      Первичное закрепление (работа по упражнению учебника)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепить навыки смыслового соотношения придаточного и главного предложений

Закрепить порядок синтаксического разбора предложения

 

Контролировать деятельности по ходу выполнения задания.

 

Предлагает выполнить  упр. 164 по заданию (составить СПП с придаточным цели и образа действия и составить схемы).

 Ставит цель закрепить навыки смыслового соотношения придаточного и главного предложений.

Контролирует деятельность по ходу выполнения задания.

Фронтальный опрос

 

 

Выполняют упражнение в тетради

Совершенствуют навыки синтаксического разбора предложения

Делают  вывод, что СПП с данными придаточными помогают строить полные ответы, делают нашу речь более точной и полной.

 

Проявление самостоятельности в разных видах  деятельности.

Осознание ответственности

за общее дело

Формирование умений ориентироваться в полученной информации.

 по ходу выполнения задания.

  Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чередование видов деятельности

Активизация

внимания учащихся и повышение

способности к дальнейшему восприятию

учебного материала

 

 

 

Физкультминутка:

Соберите и прочитайте рассыпавшееся предложение (Кто быстрее):

1.Копьё стальное взял он в руки, чтоб чем-нибудь играть от скуки.

2.Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

3.Желаю славы я, чтоб именем моим гордилась ты.

 

        - Определите, какое предложение у вас получилось? Слайд 5

Упражнение "Визуализация моего успешного будущего"

(Музыкальное сопровождение).

Каждый из вас, думал о своем будущем и может быть, даже сформулировали это в виде цели. И вот прямо сейчас, мы потренируемся в конструировании образа этой цели. Ваша задача, слушать мой голос и создавать свои внутренние образы.

 

Сядьте удобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните.

Еще раз вдохните и выдохните.

Представьте себе свой обычный день вашего  ближайшего будущего.

Вы просыпаетесь утром. (30 сек)

Во сколько? Где? Это ваша квартира, дом.

Оглянитесь. Что вы видите вокруг себя?

Добавьте краски вашей картине. Пусть это будет яркая, приятная для вас картина. Не торопитесь, попробуйте увидеть все, что сможете предельно подробно и конкретно.

Подойдите к зеркалу. Как вы выглядите?

Прислушайтесь к звукам комнаты, к звукам за окном. Может быть, это утреннее пение птиц, а может легкая музыка. (30 сек)

Вы только что узнали результаты огэ по русскому языку, вы  все сдали на 5!

Добавьте тактильные ощущения - кожей вы чувствуете приятную утреннею прохладу или касание нежной теплой ткани.

Ваш образ должен быть позитивным, в настоящем времени и приятным. Он должен вам нравиться!

Медленно возвращаемся мыслями в наше время, сюда, в наш класс, на наш урок.

Вдохните глубоко, и на выдохе откройте глаза

Релаксируют, расслабляются

Представляют прекрасные картины, образы, настраиваются на позитив.

Восстановление физических и духовных сил ученика.

VI. Закрепление навыков смыслового соотношения придаточного и главного предложений

Закрепить навыки смыслового соотношения придаточного и главного предложений

Предлагает подобрать к главным предложениям соответствующие придаточные предложения.

1) Мама закрыла шторы,
2)
Лампа заслонена бумажным щитом,
3) Мы решили упаковать вещи вечером из-за того,
4) Няня оставалась в тени с тем,

 

 

Слайд 6

 

а) чтобы отправиться в путь рано утром

б) чтобы вязать чулок.

в) чтобы свет не мешал малышу спать

г) чтобы свет не разбудил Серёжу.

 

VII.      Включение нового  знания в систему знаний и повторение.

 

Подготовка к ОГЭ.

 

 

 

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

- Какая самая главная задача стоит перед нами на каждом уроке русского языка?

- Правильно! И мы уже знаем, что в ОГЭ есть задания, которые касаются СПП (это№12и 13)

 

Предлагает познакомиться с текстом притчи о лягушке, которая достигла цели.

Предлагает выполнить задание, аналогичное заданию 15.2. ОГЭ:

-Как вы понимаете финальные строчки притчи. Прокомментируйте их. Используйте в своем комментарии СПП с придаточным цели.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечные результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Подготовка к экзамену.

 

 

 

 

Выполняют тестовые задания.

 

Читают притчу.

Работают над составлением текста творческой работы.

Зачитывают получившийся текст.

Различение типов придаточных

Задание творческого характера речи

VIII.    Итоги урока

 

Подведем итог: Подведем итог:

Ответьте на вопросы, используя СПП с придаточным цели:

1.         С какой целью вы пришли на урок?

2.         Для какой цели нужно изучать СП?

3.         Для чего мы определяем грамматическую основу предложения?

4.         Зачем нужно уметь строить схемы СПП?

 

Отвечают на вопросы, используя СПП с придаточным цели.

Слайд 7

 

IX.Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X. Оценивание работы учеников

 

организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

-организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока

-организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

 

-рефлексия   учителя  и учащихся о достижении целей урока

 

Если вы согласны с утверждением, то поднимите смайлик синего цвета, если нет – красного:

1. повторил и закрепил знания, полученные на предыдущих уроках;

2. знаю о СПП с придаточными изъяснительными;

3. могу находить их в тексте;

4. могу самостоятельно построить данные предложения

5. умею чертить схемы предложений,

6. на уроке мне было интересно;

7. я отвечал на уроке устно

8. и я могу сказать словами Г. Бокля  «Как приятно знать, что ты что-то узнал».

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.

Слайд 8

-оценка и самооценка учебной деятельности

-обобщение и систематизация знаний

-учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

-формирование умений полно и точно выражать свои мысли

 XI.Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-включить новый способ действий в систему знаний учащихся

-тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

 

 

 

 

 

Домашнее задание:

Обязательное для всех: Выполнить упр.167 по предложенному заданию. стр.104

На выбор: 

1.         Написать сочинение-рассуждение на тему «Чтобы - многозначный союз». В качестве аргументов используйте примеры СПП, записанные на уроке.

Или

2.         Найти и выписать из текстов художественных произведений 4-5 СПП с придаточным цели.

 

Записывают задание в дневник.

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-отработка алгоритма по изученной теме

Дифференцированные задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Предмет: Русский язык Класс: 9

Предмет: Русский язык Класс: 9

Этап урока Цель этапа

Этап урока Цель этапа

Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний

Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний

Различие: * придаточные части отвечают на разные вопросы=>виды у них разные

Различие: * придаточные части отвечают на разные вопросы=>виды у них разные

V . Первичное закрепление (работа по упражнению учебника)

V . Первичное закрепление (работа по упражнению учебника)

Желаю славы я, чтоб именем моим гордилась ты

Желаю славы я, чтоб именем моим гордилась ты

VI . Закрепление навыков смыслового соотношения придаточного и главного предложений

VI . Закрепление навыков смыслового соотношения придаточного и главного предложений

С какой целью вы пришли на урок? 2

С какой целью вы пришли на урок? 2

XI .Домашнее задание -включить новый способ действий в систему знаний учащихся -тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

XI .Домашнее задание -включить новый способ действий в систему знаний учащихся -тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.01.2021