Урок русского языка во 2 классе по теме "Однокоренные слова. Корень слова. Обобщение"
Оценка 4.6

Урок русского языка во 2 классе по теме "Однокоренные слова. Корень слова. Обобщение"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
22.03.2021
Урок русского языка во 2 классе по теме "Однокоренные слова. Корень слова. Обобщение"
ОБОБЩЕНИЕ.КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.docx

Тема: Обобщение по теме «Однокоренные слова. Корень слова»

Цель: совершенствование умения находить в тексте и подбирать однокоренные слова

Задачи: совершенствовать умение находить в тексте и подбирать однокоренные слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней, определять группу родственных слов и обосновывать своё мнение; выполнять проверку учебного задания; способствовать развитию мышления, внимания, памяти, речи учащихся, активизации познавательной деятельности; создавать условия для воспитания интереса к русскому языку, чувства товарищества и взаимопомощи, умения работать в паре.

Тип урока: урок-сказочное путешествие

Оборудование

 

Ход урока

Организационный этап

Прозвенел и смолк звонок,

Всех позвал он на урок.

Друг на друга посмотрели

и тихонько сели.

Ребята, у вас на столах лежат изображения солнышка, тучки, звездочки. Давайте определим с каким настроением вы пришли на урок. Если у вас хорошее настроение – покажите солнышко, если вам почему-то грустно – звездочку, а если вы совсем плохо себя чувствуете – тучку. Очень хорошо, посмотрим, как изменится ваше настроение к концу урока. (Приём «Звездочка, тучка, солнышко»)

В сказку всех вас приглашаю,

И успехов вам желаю!

Сказка учит добрым быть,

И друзей не позабыть!

Сказка — чудная копилка,

Что накопишь, то возьмешь,

А без сказки в этой жизни –

Непременно пропадешь.

-Хотите попасть в сказку? (Да)

Этап проверки домашнего задания

Сегодня на уроке мы отправимся в сказку. Но, чтобы туда попасть, нужно открыть замок на воротах сказочного замка. (На доске закреплены изображения ключей с записанными на них цифрами 1,2,3,4,5)

-Чтобы открыть замок, нам нужно проверить, как вы выполнили домашнее задание.

-Какое упражнение вы выполняли, что нужно было сделать?

-Прочитаем пословицы, найдем однокоренные слова, определим корень. (Дело-безделье, делается, сказка-сказывается).

Этап закрепления полученных знаний и способов действий

-Итак, мы открываем замок. Сказка у нас необычная. Мы не только будем путешествовать, но и обобщим знания по теме «Корень слова. Однокоренные слова». Путешествие будет длинным, нам встретятся разные преграды. А преодолеть их нам помогут наши знания, взаимопомощь и взаимовыручка.

У вас на партах лежит лист самоконтроля. За каждое правильно выполненное задание вы будете доставать ключик из конверта и прикреплять его напротив номера задания. Победит и станет сказочным героем тот, кто больше соберет ключиков. Кто выполнил домашнее задание без ошибок прикрепите ключик напротив цифра 1.

-И так мы отправляемся в сказочное путешествие.

-Возле ворот стоит Страж. Он говорит, что у царя Сказочной страны пропала дочка –красавица-царевна. На ее поиски отправился Иван-царевич.

Чистописание

Чтобы узнать кто украл царевну, нам надо выполнить задание. К буквам, записанным на доске, допишите согласные, которые могут чередоваться

г-          к -           х           ж -           ч -         

(г-ж, к-ч, х-ш, ж-г, ч-к

друг-дру_ок, рука-ру_ка, смех-сме_ной, снежок-снегуро_ка, кричать-кри_)

(На доске записаны буквы, а пропуски закрыты карточками. Если дети записали согласную правильно, карточка переворачивается на обратную сторону. С обратной стороны записаны буквы. В итоге должно получится слово КОЩЕЙ). Запишите это слово на следующей строке один раз как чистописание.

У кого нет ошибок приклейте ключик напротив цифры 2.

Отправляемся следом за Иваном-царевичам. Долго ли коротко ли мы ехали, а приехали на пересечение трех дорог. Подъехали к камню, а там написаны слова:

Три дороги пройдешь –

Дорогу к Кощею найдешь.

А теперь нам надо выбрать по какой дороге идти. (Дети выбирают маршрут).

На этой дороге нас ждет испытание.

Слова НОС и НОСИТЬ ищут своих родственников.

Давайте вспомним, какие слова называются родственными или однокоренными? (Слова, которые сходны по смыслу и имеют общую часть)

Распределите слова на группы:

1 вариант – нос;

2 вариант – носить.

Слова на карточках на доске (2 ученика работают у доски, переставляя карточки): нос, носить, носик, носовой, перенос, носище, носильщик, носатый, вносить, заносить.

НОС                     НОСИТЬ

носик                    перенос

носовой                носильщик

носище                 вносить

носатый                заносить

-Кто выполнил задание без ошибок приклейте ключик напротив цифры 3.

А мы продолжаем наш путь дальше. Впереди у нас болото. А это царство Водяного. Как пройти дальше и не погибнуть? Идти нужно по кочкам. А как узнать на какую кочку можно становится, а на какую нет. Вот для этого мы и выполним задание.

На каждой кочке записан корень (рыб-, вод-, лис-, ход-, сад-), выберете кочку, запишите в тетрадь как можно больше однокоренных слов, выделите корень. На задание 2 минуты. Проверяем. Кто подобрал три и более слова может приклеить себе ключик возле цифры 4, у кого только 2 слова, остается без ключика.

Молодцы, болото мы перешли, но перед нами лес, а в лесу – избушка на курьих ножках. Чтобы ее обойти нам надо чуть-чуть отдохнуть.

Физкульминутка (музыкальная)

Догадались ли вы кто живет в избушке на курьих ножках? Правильно, это Баба-Яга Косцяная нога. Она не хочет пропускать наш дальше, пока мы не выполним ее задание. Сейчас мы объединимся в пары и выполним задание Бабы-Яги.

Прочитайте внимательно сказку. Найдите в тексте однокоренные слова.

Чужак

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигрались. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

-Найдите однокоренные слова в тексте. Выделите в них корень.

Воды, подводник, водицей, водолаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка, Водяной.

-Какие слова имеют два корня? (водолаз, водопад, водомерка)

- Какие однокоренные слова вы выписали?

Проблемный вопрос:

- Кто же был чужак среди гостей? (Водитель)

-По каким признакам вы определили гостя?

-А какая семья должна быть у него? (водитель, водит, проводит)

- Даже с такой трудной задачей справились!

Пара, которая правильно выделила корень во всех словах приклеивает ключик возле цифры 5.

Баба-Яга пропускает нас дальше. К царству Кощея мы пришли, однако царевну пока не нашли. В высокой башне она сидит и крепко спит. Что бы разбудить ее давайте поиграем. Сейчас я буду называть вам пары слов. Если я называю пару однокоренных слов, то вы хлопаете в ладоши, а если слова не являются однокоренными, то вы топаете ногами.

лес – лесник, стена – степь, сад – садовый, гриб – грибной, река – озеро, дом – домашний, дом – дым, кот – котик, обед – стол.

- Молодцы, царевна нас услышала, проснулась и Страж открывает нам темницу. Вот и помогли мы Ивану-царевичу спасти царевну. Теперь вернутся они в свое царство и будут жить-поживать и добра наживать.

Этап подведения итогов урока

Наше сказочное путешествие подходит к концу. Мы хорошо поработали, прошли все испытания. Давайте еще повторим, какие знания нам пригодились сегодня?

-Что называется корнем?

-Как найти корень в словах?

Ответьте на вопросы таблицы на доске:

СЕГОДНЫ НА УРОКЕ Я

Повторил…

Вспомнил…

Мне было интересно потому, что…

Мне было не интересно, потому, что…

Этап информации о домашнем задании

упражнение 118, с.71

Этап рефлексии

Изменилось ли ваше настроение к концу урока? Покажите изображение солнышки, звездочки, тучки.

Оценивание

Посчитайте ключики в листочке. У кого 5? 4? 3? и т.д.

Молодцы! Спасибо за урок

 


 

Тема: Обобщение по теме «Однокоренные слова

Тема: Обобщение по теме «Однокоренные слова

Этап закрепления полученных знаний и способов действий -

Этап закрепления полученных знаний и способов действий -

НОС НОСИТЬ носик перенос носовой носильщик носище вносить носатый заносить -Кто выполнил задание без ошибок приклейте ключик напротив цифры 3

НОС НОСИТЬ носик перенос носовой носильщик носище вносить носатый заносить -Кто выполнил задание без ошибок приклейте ключик напротив цифры 3

Пара, которая правильно выделила корень во всех словах приклеивает ключик возле цифры 5

Пара, которая правильно выделила корень во всех словах приклеивает ключик возле цифры 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.