Тема: Обобщение по теме «Однокоренные слова. Корень слова»
Цель: совершенствование умения находить в тексте и подбирать однокоренные слова
Задачи: совершенствовать умение находить в тексте и подбирать однокоренные слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней, определять группу родственных слов и обосновывать своё мнение; выполнять проверку учебного задания; способствовать развитию мышления, внимания, памяти, речи учащихся, активизации познавательной деятельности; создавать условия для воспитания интереса к русскому языку, чувства товарищества и взаимопомощи, умения работать в паре.
Тип урока: урок-сказочное путешествие
Оборудование
Ход урока
Организационный этап
Прозвенел и смолк звонок,
Всех позвал он на урок.
Друг на друга посмотрели
и тихонько сели.
Ребята, у вас на столах лежат изображения солнышка, тучки, звездочки. Давайте определим с каким настроением вы пришли на урок. Если у вас хорошее настроение – покажите солнышко, если вам почему-то грустно – звездочку, а если вы совсем плохо себя чувствуете – тучку. Очень хорошо, посмотрим, как изменится ваше настроение к концу урока. (Приём «Звездочка, тучка, солнышко»)
В сказку всех вас приглашаю,
И успехов вам желаю!
Сказка учит добрым быть,
И друзей не позабыть!
Сказка — чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни –
Непременно пропадешь.
-Хотите попасть в сказку? (Да)
Этап проверки домашнего задания
Сегодня на уроке мы отправимся в сказку. Но, чтобы туда попасть, нужно открыть замок на воротах сказочного замка. (На доске закреплены изображения ключей с записанными на них цифрами 1,2,3,4,5)
-Чтобы открыть замок, нам нужно проверить, как вы выполнили домашнее задание.
-Какое упражнение вы выполняли, что нужно было сделать?
-Прочитаем пословицы, найдем однокоренные слова, определим корень. (Дело-безделье, делается, сказка-сказывается).
Этап закрепления полученных знаний и способов действий
-Итак, мы открываем замок. Сказка у нас необычная. Мы не только будем путешествовать, но и обобщим знания по теме «Корень слова. Однокоренные слова». Путешествие будет длинным, нам встретятся разные преграды. А преодолеть их нам помогут наши знания, взаимопомощь и взаимовыручка.
У вас на партах лежит лист самоконтроля. За каждое правильно выполненное задание вы будете доставать ключик из конверта и прикреплять его напротив номера задания. Победит и станет сказочным героем тот, кто больше соберет ключиков. Кто выполнил домашнее задание без ошибок прикрепите ключик напротив цифра 1.
-И так мы отправляемся в сказочное путешествие.
-Возле ворот стоит Страж. Он говорит, что у царя Сказочной страны пропала дочка –красавица-царевна. На ее поиски отправился Иван-царевич.
Чистописание
Чтобы узнать кто украл царевну, нам надо выполнить задание. К буквам, записанным на доске, допишите согласные, которые могут чередоваться
г- к - х ж - ч -
(г-ж, к-ч, х-ш, ж-г, ч-к
друг-дру_ок, рука-ру_ка, смех-сме_ной, снежок-снегуро_ка, кричать-кри_)
(На доске записаны буквы, а пропуски закрыты карточками. Если дети записали согласную правильно, карточка переворачивается на обратную сторону. С обратной стороны записаны буквы. В итоге должно получится слово КОЩЕЙ). Запишите это слово на следующей строке один раз как чистописание.
У кого нет ошибок приклейте ключик напротив цифры 2.
Отправляемся следом за Иваном-царевичам. Долго ли коротко ли мы ехали, а приехали на пересечение трех дорог. Подъехали к камню, а там написаны слова:
Три дороги пройдешь –
Дорогу к Кощею найдешь.
А теперь нам надо выбрать по какой дороге идти. (Дети выбирают маршрут).
На этой дороге нас ждет испытание.
Слова НОС и НОСИТЬ ищут своих родственников.
Давайте вспомним, какие слова называются родственными или однокоренными? (Слова, которые сходны по смыслу и имеют общую часть)
Распределите слова на группы:
1 вариант – нос;
2 вариант – носить.
Слова на карточках на доске (2 ученика работают у доски, переставляя карточки): нос, носить, носик, носовой, перенос, носище, носильщик, носатый, вносить, заносить.
НОС НОСИТЬ
носик перенос
носовой носильщик
носище вносить
носатый заносить
-Кто выполнил задание без ошибок приклейте ключик напротив цифры 3.
А мы продолжаем наш путь дальше. Впереди у нас болото. А это царство Водяного. Как пройти дальше и не погибнуть? Идти нужно по кочкам. А как узнать на какую кочку можно становится, а на какую нет. Вот для этого мы и выполним задание.
На каждой кочке записан корень (рыб-, вод-, лис-, ход-, сад-), выберете кочку, запишите в тетрадь как можно больше однокоренных слов, выделите корень. На задание 2 минуты. Проверяем. Кто подобрал три и более слова может приклеить себе ключик возле цифры 4, у кого только 2 слова, остается без ключика.
Молодцы, болото мы перешли, но перед нами лес, а в лесу – избушка на курьих ножках. Чтобы ее обойти нам надо чуть-чуть отдохнуть.
Физкульминутка (музыкальная)
Догадались ли вы кто живет в избушке на курьих ножках? Правильно, это Баба-Яга Косцяная нога. Она не хочет пропускать наш дальше, пока мы не выполним ее задание. Сейчас мы объединимся в пары и выполним задание Бабы-Яги.
Прочитайте внимательно сказку. Найдите в тексте однокоренные слова.
Чужак
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигрались. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
-Найдите однокоренные слова в тексте. Выделите в них корень.
Воды, подводник, водицей, водолаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка, Водяной.
-Какие слова имеют два корня? (водолаз, водопад, водомерка)
- Какие однокоренные слова вы выписали?
Проблемный вопрос:
- Кто же был чужак среди гостей? (Водитель)
-По каким признакам вы определили гостя?
-А какая семья должна быть у него? (водитель, водит, проводит)
- Даже с такой трудной задачей справились!
Пара, которая правильно выделила корень во всех словах приклеивает ключик возле цифры 5.
Баба-Яга пропускает нас дальше. К царству Кощея мы пришли, однако царевну пока не нашли. В высокой башне она сидит и крепко спит. Что бы разбудить ее давайте поиграем. Сейчас я буду называть вам пары слов. Если я называю пару однокоренных слов, то вы хлопаете в ладоши, а если слова не являются однокоренными, то вы топаете ногами.
лес – лесник, стена – степь, сад – садовый, гриб – грибной, река – озеро, дом – домашний, дом – дым, кот – котик, обед – стол.
- Молодцы, царевна нас услышала, проснулась и Страж открывает нам темницу. Вот и помогли мы Ивану-царевичу спасти царевну. Теперь вернутся они в свое царство и будут жить-поживать и добра наживать.
Этап подведения итогов урока
Наше сказочное путешествие подходит к концу. Мы хорошо поработали, прошли все испытания. Давайте еще повторим, какие знания нам пригодились сегодня?
-Что называется корнем?
-Как найти корень в словах?
Ответьте на вопросы таблицы на доске:
СЕГОДНЫ НА УРОКЕ Я
Повторил…
Вспомнил…
Мне было интересно потому, что…
Мне было не интересно, потому, что…
Этап информации о домашнем задании
упражнение 118, с.71
Этап рефлексии
Изменилось ли ваше настроение к концу урока? Покажите изображение солнышки, звездочки, тучки.
Оценивание
Посчитайте ключики в листочке. У кого 5? 4? 3? и т.д.
Молодцы! Спасибо за урок
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.