Урок русского языка во 2 классе по теме: «Путешествие Незнайки по стране имен собственных» УМК «Школа России»
Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.
Задачи:
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Планируемые результаты урока:
Сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме;
Сформируется умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения;
Сформируются у обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;
Сформируются начальные формы рефлексии;
Сформируется базовый уровень умений:
– умение находить имена собственные
- отличать имена собственные от нарицательных
Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 2 кл./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М. «Просвещение» 2023 г.
Необходимое оборудование и материалы для урока:
Ход урока:
1.Орг.момент
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем
И друг другу помогаем.
(Дети тихо садятся на места)
Дети эмоционально настраиваются на работу.
2. Актуализация знаний.
-Как называется раздел, который мы изучаем? (Звуки и буквы)
-Что такое звук? К какой речи он относится?
-Что такое буква? К какой речи она относится?
-Как располагаются буквы в русском языке? (в алфавитном порядке)
-Дома вы должны были воспользоваться толковыми словарями и дать определение слову алфавит?
-Что же такое алфавит?
Ожегов: Совокупность графических знаков системы буквенного письма какого-л. языка, расположенных в определённом порядке.
Даль: собрание в порядке всех письмен, букв, какой-либо грамоты.
Школьный толковый словарь Кузнецова. Совокупность графических знаков системы буквенного письма какого-л. языка, расположенных в определённом порядке
-Где в жизни мы используем алфавитный порядок?
-Сегодня нам это знание так же пригодится при выполнении заданий. Как вы думаете, какое это может быть задание? (предположение детей)
3.Самоопределение к учебной деятельности
-Открываем тетрадочки, записываем число и классная работа. (слайд№1)
-Ваша задача записать слова, вставляя пропущенные буквы в алфавитном порядке. (слайд №2)
л.сица, в.р.бей, м.дведь, Н.знайка, с.рока., в.рона.
-Посмотрим как вы записали слова:воробей, ворона, лисица, медведь, Незнайка, сорока.
-Проверим, какие буквы вы вставили? (называют буквы, буквы в слайдах становятся в пропуски)
-По какому принципу я могу объединить все слова в одну группу?
(одушевленные имена, отвечающие на вопрос кто?)
-Какое слово «Лишнее»?
(Незнайка – это человек, литературный герой, имя собственное)
-Что мы знаем о написании собственных имен?
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Эта тема для нас новая или нет?
-Какие цели вы поставите перед собой? (Формулируют цели)
-Подведем итог по целям урока: (слайд №3)
1. Вспомним, какие слова называются собственными и нарицательными;
2. Вспомним группы собственных имен и их написание;
3. Будем развивать грамотную устную и письменную речь, выполняя разные задания.
4. Обобщение изученных знаний.
-Знаете ли вы, откуда появился Незнайка? Мы его знаем по книге «Приключения Незнайки и его друзей», которую написал Николай Носов. (слайд №4)
-Вот сегодня вместе с Незнайкой мы приглашаем вас в путешествие по этой книге.
- У каждого из вас лежит карта путешествия. (слайд №5, на котором карта всего путешествия). Прочитайте первую остановку.
-Первая остановка в нашем путешествии: «Жители города»
-Незнайка хочет познакомить вас с некоторыми жителями. Прочитайте их имена.
(слайд №6)
доктор Пилюлькин
механик Винтик
охотник Пулька
художник Тюбик
-Почему слово доктор написано с маленькой буквы, а Пилюлькин с заглавной?
-Какую задачу мы поставим перед выполнением этого задания?
-Давайте откроем справочники, и вспомним, какие слова называют собственными, а какие нарицательными.
Из справочника зачитывают:
Одинаковые однородные предметы называются одним словом, несмотря на то, что эти предметы могут отличаться друг от друга. Так, словом книга называются все книги, хотя сами книги могут отличаться друг от друга содержанием и размерами. Такие слова называют нарицательными.
Например: учебник, ученик, страна, лес, собака.
Чтобы из всей группы однородных предметов выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название.
Например, чтобы из всех рек выделить одну, ей дают название ОБЬ.
Такие слова называются именами собственными.
-Каких героев этой книги знаете вы? (Перечисляют)
-Какое правило, мы вспомнили при знакомстве с жителями этого чудесного города? (Имена, отчества, фамилии, литературные герои пишутся с заглавной буквы)
-Вечером Знайка уговорил Незнайку почитать книги. Каждый из них выбрал свою книгу, удобно устроился в мягкое кресло и начал читать. Прошло немного времени и вот что они обнаружили:
(слайд №7 с записями предложений)
В книге Незнайки:
В густой траве лежал лев.
В книге Знайки:
В классе за одной партой сидели Маша и Лев.
-Что смутило коротышек?
-Когда такое написание слов возможно, от чего это зависит? (от лексического значения слова)
-Кто сможет привести примеры слов, которые могут обозначать и имена и предметы? (Карп, Роза, Лилия, Маргаритка, Груша)
-Давайте придумаем два предложения со словом роза. В первом оно должно обозначать предмет, а во втором имя девочки.
(записываем)
-Первый вариант подчеркните главные члены в первом предложении, второй вариант во втором.
-Проверим. Назовите грамматическую основу в первом предложении, во втором предложении.
-Какой вывод сделаем из первого задания? На что нам нужно обращать внимание при написании слов? (лексическое значение)
-Возьмите карту нашего путешествия. Если вы вспомнили правило, и выполнили задание без ошибок, ниже первой остановки, нарисуйте улыбчивый смайлик, если допустили ошибку, то печальный смайлик, если вам было трудно выполнить эти задания, то грустный смайлик. (слайд №8 карта путешествия)
-Поднимите руку, кому было очень трудно? (Видим, что дети легко вспоминают правила)
-Продолжаем наше путешествие, прочитайте название второй остановки: «Питомцы»
-У жителей Цветочного города были питомцы. Прочитайте предложение. (слайд №9 с записью предложения)
У охотника Пульки была маленькая собачка Булька.
-Какое правило спряталось в этом предложении? (клички животных пишутся с заглавной буквы) (слайд №10 с правилом)
-Какие еще правила спрятались в этом предложении? (заглавная буквы в именах, чк, смягчающий мягкий знак).
-Как вы думаете какова цель следующего задания?
-Знайка и Незнайка приготовили для вас задания. У каждого будет своё задание. (Дифференцированные карточки). Самостоятельная работа по карточкам.
1. Карточка для «сильных» обучающихся.
Составь и запиши предложения по картинке. Придумай людям имена, а животным клички.
2. Карточка для «средних» обучающихся.
Спишите текст, заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным клички.
Летом и жили в … .
По утрам кормила …, а - … .
Во дворе у … жили … , … и … .
3. Карточка для «слабых» обучающихся.
Прочитайте. Выпишите только те предложения, в которых есть имена собственные.
Был жаркий день. Дима и Наташа пошли на пруд. С ними была собака Жучка. Дима бросил Жучке палку. Она принесла палку детям.
-Карточки сдайте мне, я их проверю и выставлю дополнительную оценку.
-А пока сами оцените, как вы считаете, как справились с заданием. Под остановкой нарисуйте смайлик. (слайд №11 с картой путешествия)
-Прочитайте следующую остановку. «Адрес»
-Незнайка спрашивает, а знаете ли вы, где он живёт? (Ответы)
-А вот, что написано в книге. (слайд №12. Текст из книги)
В одном сказочном городе жили коротышки. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.
-Читают отрывок.
-Какое правило спряталось в тексте?
-Какие еще географические названия пишутся с заглавной буквы? (страна, моря, океаны, деревни, села, озера)
-Когда-то очень давно Незнайка летал на луну и познакомился там со звездочетом. Давайте представим, что этот звездочет хочет послать Незнайке письмо с приглашением в гости, для этого ему нужно подписать конверт. Поможем подписать?
-Что нам нужно знать, для того чтобы грамотно подписать конверт?
(Дети берут конверт и начинают его подписывать)
(слайд №13. Конверт на котором потом появляется запись адреса)
При написании адреса обучающиеся закрепляют написание географических названий и имен собственных.
-Вот теперь я уверена, что Незнайка получил приглашение от Звездочета, и засобирался в гости.
-А вы если запомнили правила и выполнили задание, нарисуйте под остановкой смайлик. (слайд №14 с картой путешествия)
-Прочитайте следующую остановку. «В гостях у Звездочета»
-Итак, Незнайка прилетел на Луну к Звездочету. Как вы думаете, что интересного было у Звездочета. (Предположения детей) Для того, чтобы понять, на сколько мы были близки в предположениях, я предлагаю вам открыть учебники на стр.86 и выполнить упражнение 131. Читают стихотворение. Сравнивают свои предположения со стихотворением.
-Какие знания нам пригодятся для выполнения упражнения?
Самостоятельно выполняют задание. Выписывают название планет в алфавитном порядке.
-Вот нам и пригодилось знание о том, что такое алфавит, и где мы используем его в жизни.
После того, как дети выполнили работу, проводят взаимопроверку в парах, затем сравнивают свою работу с другой парой (поворачиваются к другой парте). Оценивают свою работу, затем общая проверка по слайду. Уточнение от учителя то, что Плутон сейчас не считают планетой.
(Слайд №15. Проверка записи слов. Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Сатурн, Уран, Юпитер)
-Посмотрите, как было интересно на этой остановке. Нарисуйте смайлики.
(слайд №16 с картой путешествия)
5. Итог урока. Рефлексия.
Учитель:
Сегодня на уроке я
-Для того, чтобы наш Незнайка вернулся домой вы выполните домашнее задание (Оно напечатано на листах). Домашнее задание вам на выбор.
1. Для того чтобы получить 5, нужно закончить сказку.
Жили-были буквы. Все были маленькие, а одна большая. Маленькие
буквы смеялись над большой буквой, а ей было очень обидно. И однажды
она ушла от них.
Идёт по дорожке, плачет, а навстречу ей такая же, как она – большая
буква.
2. Для того чтобы получить 4, нужно выписать из стихотворения имена людей.
Имена ребят спрятались внутри весёлых подписей.
Найди их и запиши в тетрадь.
В подвал я шёл без страха!
На даче малина уже поспела.
На метро лягушки не ездят.
Осла в автобусе не возят.
Турист до города шагал три часа.
Принёс черновик, а тетрадь забыл.
Купил фен сестре, а бигуди – маме.
Почему же снег оранжевым не бывает?
Маленький был щенок, а тявкал громко.
Комары жужжали в палатке до рассвета.
Нарисовал в овале – розу, а в круге – мак.
На столе – груши, яблоки, абрикосы, сливы.
Не приходи никогда на урок с ананасом в портфеле.
Археологи в земле нашли клад с золотыми монетами
(Ответ: Валя, Алина, Оля, Слава, Даша, Вика, Дима, Егор, Катя, Света, Вова, Олег, Оксана, Лена. )
3. Для того чтобы получить 3, нужно выполнить упражнение130 на странице. 86.
Если вас заинтересовало наше путешествие, то обо всех приключениях коротышек вы можете узнать, прочитав произведение Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.