Тема: Словарные слова
Цель: формирование умений правильного правописания словарных слов с непроверяемыми орфограммами.
Задачи:
– развивать орфографическую зоркость,
– развивать умение находить словарные слова среди других слов,
– воспитывать интерес к языку, слову.
1. Организационный момент.
– Откройте тетради, запишите число, классная работа
2. Актуализация знаний.
– Ребята, ответьте на вопросы. Сначала назовите слово целиком, а затем проговорите его по слогам. Раскрою секрет – это ступень к изучению новой темы. (Словарная разминка.)
– Ребёнок, который пришёл в школу?
– Палочка с грифелем, которой рисуют.
– Домашнее животное, друг человека.
– Тарелка, чашка, блюдце одним словом .
– Ребёнок женского пола
– Крупное рогатое домашнее животное.
– Маленькая городская птица, забияка и воришка.
– Пугливое животное с длинными ушами.
– Какие слова вы сейчас назвали?
(Это всё словарные слова.)
– О чем будем говорить сегодня на уроке? Какие цели поставим перед собой?
(Будем находить словарные слова среди других слов и учиться правильно их писать.)
– Мы сегодня проведём необычный урок, урок-путешествие в страну словарных слов. Как вы думаете, почему мы отправляемся именно в эту страну?
– Словарные слова нужно знать наизусть как таблицу умножения, но таблица умножения занимает всего тетрадный лист, а словарных слов очень много, если соединить все словарные слова, можно составить словарь. К 5 классу вы должны знать около 200 словарных слов, а к 11 классу 500 словарных слов. Это очень много и сложно выучить такое количество слов. Как же облегчить запоминание слов? Как лучше и быстрее запоминать слова?
– Путешествуя, мы повторим словарные слова, узнаем новые способы запоминания слов. Словарных слов в русском языке очень много и писать их надо правильно.
– Вспомните, к какому словарю мы должны обратиться, чтобы написать правильно слово?
(К орфографическому словарю.)
– А какие знания необходимы, чтобы быстро найти нужное слово в словаре?
(Нужно знать русский алфавит.)
– Расскажите алфавит. (Хором)
3. Работа по теме
1 остановка «Чистописание»
– Начнём минутку чистописания. Буква, которую вы будете писать, встречается во всех словах, записанных на доске. Ястреб, пятнистый, ребята.
– Ребята, а что обозначают эти слова? Ястреб – птица, пятнистый – это окрас животного, ребята – это много детей.
– Какая это буква?
– Будем писать заглавную письменную букву Я и строчную письменную букву я.
– Что вы можете рассказать про букву я.
Буква я – йотированная гласная, обозначает два звука, если стоит в начале слова, после гласного, после букв ь и ъ. Обозначает мягкость согласного звука, если стоит после согласного.
– Если вы записали красиво, аккуратно и без ошибок, то на полях нарисуйте весёлый смайлик, если не всё получилось, то грустный.
2 остановка «Составь слова» (работа в парах)
Составить слова по карточках.
Заяц, помидор, вагон, карандаш, яблоко.
Определите ударный слог, количество слогов в слове.
– Как определить количество слогов в слове?
3 остановка «Словарная работа»
– Давайте поработаем со словами. У каждого из вас есть карточка, спишите слова, вставляя недостающие буквы.
Учащиеся записывают слова, 2 учащихся работают у доски.
Взаимопроверка (обмен тетрадями).
4 остановка «Предмет – признак»
– Запишите слова в два столбика (в первый – слова, обозначающие предметы, во второй – признаки предметов): дорога, дорожный; ягодный, ягода; мороз, морозный; берёза, берёзовый; классный, класс.
5 остановка «Путешественники»
– Шёл слон Оро по дороге, приглашал птиц прокатиться. Самые смелые – воробей, ворона и сорока – не только согласились прокатиться, но и показались подходящей компанией для слона. Почему? Кто заметил, чем эти птицы понравились слону?
Правильно, наш слон обожает сочетание оро, и зовут его Оро, а у воробья, сороки и вороны как раз есть сочетание оро. Рассмотрите написание слов воробей, сорока, ворона.
Ещё одна птица хотела бы составить им компанию, но у неё в названии другое сочетание букв – оло и другие заботы: соловей учит ноты, ведь он известный певец. (Слушание песни соловья)
В этом рассказе есть ещё одно слово, в котором пишется сочетание оро. Какое? (Дорога)
Читаем ещё раз слова и делаем вывод: в словах с сочетаниями оро, оло, пишем букву о.
4. Итог урока
– Чему мы сегодня учились на уроке?
Находить словарные слова среди других слов и правильно их писать.
– Что ещё повторили?
(Алфавит, слова, которые обозначают предметы, и слова, которые обозначают признаки предметов.)
5. Рефлексия.
Вы мне сегодня очень понравились, молодцы. У вас карточки с вопросительным и восклицательным знаками.
Восклицательный знак – всё понял, со всем справился.
Вопросительный знак – есть вопросы.
Оба знака – работой доволен, но есть вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.