ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Оценка 4.9

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Оценка 4.9
Семинары
docx
русская литература +2
2 кл
27.02.2020
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дидактическая игра.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«СУЙКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ВИТЕБСКОГО РАЙОНА»

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО

АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

 

 

 

 

Рулинская

Антонина Фёдоровна,

учитель начальных классов

8 (029) 711-39-39;

e-mail: [email protected]

 

       

 

 

 

 

      Как и любого учителя, меня волнует проблема: как у обучающихся начальных классов повысить интерес к изучению русского языка, как помочь стать грамотным, как научить работать самостоятельно. На мой взгляд, повысить интерес к изучению русского языка можно через формирование познавательного интереса, который является одним из важнейших мотивов учения.

   От любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробуждению научной любознательности и всё более устойчивой направленности личности на изучение предмета – таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанный с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия. Вовлекая учащихся в учебную деятельность,  я задумываюсь о том,  что нужно сделать, чтобы эта деятельность  нравилась детям и  была доступна.

Одним из способов решения данной задачи является правильная организация деятельности учащихся в системе обучения русскому языку, а именно использование средств, способствующих лучшему усвоению материала на уроке. Лучшего средства, чем игра не придумал ещё никто. Высоко оценивая значение игры, В.Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир человека вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [8, c.103-104].

Урок в занимательной форме позволяет раскрыть и активизировать  способности ребёнка, его внимание, умение  ориентироваться в большом количестве информации, развить самостоятельность и творческую фантазию, а также повысить  качество самого обучения и  прочность полученных знаний.

Всё это и обусловило выбор темы «Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на учебных занятиях по русскому языку».

Цель опыта: создание условий для развития познавательного интереса у младших школьников к русскому языку как предмету на основе применения дидактических игр.

Задачи:

1. Отобрать дидактические игры для различных этапов урока русского языка в начальных классах.

2. Проверить эффективность и результативность учебных занятий с применением дидактических игр.

3. Разработать современную дидактическую игру для уроков русского языка в начальных классах.

Новизна опыта заключается в усовершенствовании отдельных сторон педагогического процесса, основанном на  системном использовании различных дидактических игр на разных этапах урока русского языка для развития познавательного интереса учащихся.

Длительность работы над опытом

Учителем начальных классов работаю 26 лет.  В процессе работы обратила внимание на то, что дети приходят в школу с разным уровнем развития, с несформированной мотивацией, неразвитой коммуникативной культурой. Ребята с невысоким умственным потенциалом совершенно перестают учиться, если материал сложен для восприятия и подаётся без привлечения занимательности, а те, кому легко даётся предмет, начинают «скучать» на уроке. Поэтому, начиная с 2011 года,   провожу несколько раз  в год урок-игру. Ведь всегда легче запомнить то, что интересно.

«Игра многомерна. Она деятельность и познание, развлечение и творчество, подражание и общение, отдых и тренинг.  Игра – особый вид деятельности ребёнка, воплощающий в себе его отношение окружающей, прежде всего социальной, действительности» [4, с.127].

Модель опыта

Выдающиеся умы в области психологии:  Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец,  В. С.Мухина, Л. С.Рубинштейн,  Л. С. Выготский в своих трудах рассматривали проблемы психологии игры.  Авторы единодушны в том, что игра – это внутренняя потребность детей в активной деятельности, игра – это норма жизни, ребёнок играет даже тогда, когда делает серьёзное дело.

Современные  условия  характеризуются  гуманизацией образовательных процессов, обращением к личности ребёнка, направленностью на развитие его лучших качеств. В связи с этим считаю,  особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности  дидактические игры. Особенность их в том, по мнению Удальцовой Е.И., что «они созданы взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако созданные в дидактических целях они остаются играми» [9, с.4].

Дидактическая игра, является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают трудности, учатся анализировать свою деятельность, оценивать свои возможности, развивать способности и умения.  Дидактическая игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у ребят удовлетворение от выполненной работы, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые  маскируют сложную мыслительную деятельность, делают её более интересной.

Уверена, что использование игры помогает снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует в дальнейшем появлению познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету.

 Игра на уроке выступает как своеобразная деятельность, имеющая творческий характер, цель которой побудить к активной познавательной деятельности и пробудить интерес к познанию.

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая ещё не потеряла своего значения и остаётся значимой наряду с учебной деятельностью.

 Рубинштейн С.Л. в своей книге «Основы психологии» рассматривает проблемы психологии игры: «Прежде всего,  игра  - это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединённых единством мотива»[5, с.588]. 

2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной развитостью психических процессов.

3. Недостаточно сформирована мотивация познания.

Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей, помогает педагогу сделать плавным переход от игровой деятельности к учебной.

       Дидактическую игру использую на различных этапах урока.

Этап урока

Цель игры

Название дидактической игры

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция, привлечение внимания к изучаемой теме

«Кто вернее и быстрее»,

 «Я начну, а ты продолжи»

Усвоение новых знаний и способов действий

Усвоение новых знаний. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

 «Чудесный мешочек»

 

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение закрепления и систематизации знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Активизация внимания, памяти, речи; снятие напряжения,  усталости, создание ситуации успеха

«Лесенка», «Чудесное дерево»,  «Чудо – дерево»

 

При выборе игры нужно руководствоваться содержанием программы и учитывать принципы построения системы игр: дидактического, психологического, общественно-нравственного.

¢ Дидактический принцип – опора на логику самого предмета, программу и учебный план, учёт степени усвоения учебного материала и терминологии.

¢ Психологический принцип – учёт возрастных возможностей и интересов детей. Игра по степени сложности должна соответствовать уровню психического развития детей.

¢ Общественно-нравственный принцип – воспитание общественных качеств: чувство ответственности  за свои действия, умение работать в группе.

Описание сути опыта

Игру провожу на разных этапах учебного занятия. В начале занятия игры необходимы для организации, повторения пройденного материала, привлечения внимания  детей к новому материалу, стимулированию их активности. Так, во время проверки домашнего задания, провожу игру «Кто вернее и быстрее?». Учащимся даётся время для прочтения по тетради слов, в которых была пропущена орфограмма.  По команде учителя ребята по одному от каждого ряда, на доске записывают столбиком слова в порядке их следования в упражнении, подчёркивают орфограмму и подбирают проверочное слово. Затем осуществляется перекрёстная проверка слов, выявляются ошибки, подсчитываются баллы, определяется ряд - победитель, который награждается, за быстрое и верное выполнение задания, игровыми жетонами. Далее каждый учащийся проверяет,  правильно ли он выполнил домашнее задание,  сверяет с записью на доске. Ребятам, успешно выполнившим домашнее задание,  вручаются дополнительные жетоны.

Игра с мячом «Я начну, а ты продолжи». Ребята с большой охотой принимают участие в данной  игре. Их привлекает игровое действие – поймать мяч, подержать его в руках, продолжить начатую фразу  и вернуть мяч ведущему, заработав при этом жетон за правильный ответ. Данную игру можно использовать на любом уроке, главное продумать вопросы-фразы. Проверено, что такого типа игры ускоряют процесс проверки знаний по пройденной теме, снимают стресс, повышают настроение, настраивают и организуют ребят на работу. Выполняя правила игры, дети приучаются сдерживаться, контролировать своё поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, честность, умение действовать сообща, радоваться своим успехам и успехам товарищей.

В середине занятия – дидактическая игра должна решить задачу  усвоения новых знаний.  Этому может способствовать игра «Чудесный мешочек».

Особенно распространены дидактические игры на этапе повторения и закрепления, где они носят поисковый характер.

Так, например, для проведения игры «Лесенка» при закреплении темы «Правописание разделительного мягкого знака» во 2 классе использовались наглядные средства - карточки с нарисованными «лесенками» и пустыми клетками внутри, сказочный герой  Буратино. Это способствовало привлечению внимания учащихся к выполнению игрового задания. Каждому ряду было предложено разгадать  задуманные слова, объяснить написание слов,  записать отгадки в клетки, передвигая фигурку сказочного героя  Буратино вниз на одну ступеньку. Для этого им необходимо было вспомнить правописание разделительного мягкого знака.

Работа по группам способствовала сплочению коллектива учащихся. Игра была проведена на этапе закрепления пройденного материала, что способствовало активизации внимания учащихся в конце урока, снятию напряжения, усталости. Игра «Чудесное дерево» также способствует более лёгкому усвоению знаний по теме «Слово». Дети в игровой форме учатся дифференцировать слова, обозначающие предметы и признаки предметов.

Данные игры способствуют развитию психических процессов, таких как: внимание, память, речь, мышление, создают  непринужденную обстановку в процессе урока, способствует формированию у школьников таких нравственных качеств как  взаимопомощь, чувство товарищества. (Приложение №1).

Но на любом этапе урока игра должна быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности учащихся.

Работа над темой позволила мне добиться определенных результатов. В 2013/2014  учебном году приняла участие в районном конкурсе «Современная дидактическая игра». Была разработана игра «Чудо – дерево». По результатам конкурсадиплом 1 степени. (Приложение № 2).

При разработке дидактической игры опиралась  на структуру, включающую несколько компонентов, предложенных Н.С. Старжинской [7, с.3]. 

Обучающая (дидактическая) задача - основной элемент дидактической игры. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре «Чудо-дерево» обучающая задача такова: создание условий для комплексного повторения правописания  безударных гласных  в  корне  слова и  способов их проверки.

Игровые действия - это способы проявления умственной активности ребенка: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе, а значит, проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам.

 В игре «Чудо-дерево» детям предлагаю следующую игровую задачу: сорвать  яблоко с заданной буквой и выбрать из предложенного набора слов те, где нужно вставить данную букву. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнить.

 Правила обеспечивают реализацию игрового содержания, им подчиняются все участники игры.  Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между игроками.  Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребенка, пускают ее по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи (закрыть глаза, пока педагог переставляет игрушки). В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-то действия и предусматривающие наказание (пропуск хода, фанты). Запрещающие правила усиливают контроль ребенка за своим поведением. В игре «Молчанка» запрещается говорить, в игре «Я скажу, а ты продолжи» - бросать мяч, пока не произнесена фраза.

Подведение итогов – проводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание определение команды-победительницы и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

В практике работы можно использовать организацию дидактических игр имеющих структуру, предложенную Р.М.Мироновой [3, с.112-113].

- Объявление названия игры;

- сообщение о расположении её участников (сидя за партой, объединяясь в группы и т.д.),

- порядок использования игрового материала;

- объяснение хода игры (игровых заданий);

- показ педагогом выполнения отдельных действий;

- проведение игры;

- подведение итогов и объявление победителей.

Все структурные компоненты дидактической игры взаимосвязаны, отсутствие или неэффективная реализация любого из них неизбежно окажет негативное влияние на результат. 

К проведению дидактических игр предъявляются определённые требования.

1. Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.

2. Правила игры должны быть точными, немногочисленными.

3. Подбор учебного материала должен соответствовать программе.

4. Легкие и трудные игры должны чередоваться.

5. Не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы.

6. Все дети должны участвовать в игре в одинаковой степени.

7. После игры обязательно должны быть подведены итоги.

Следует помнить, что для достижения результата необходимо педагогическое руководство. К игре должен быть подготовлен и учитель, и дети. Очень важно знание правил, используемых в игре, без которых будет затруднено развитие игровых действий.

Чаще всего  урок закрепления знаний провожу в форме  игры – путешествия. Игры-путешествия отражают реальные факты или события, где обычное раскрывается через необычное, простое - через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное.  

Цель игры-путешествия – усиление  впечатлений, придание познавательному содержанию сказочной необычности, обострение внимания, наблюдательности,  преодоление трудностей в достижении успеха.  Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, стремление овладеть правилами игры и получить результат: выполнить задание, что-то узнать, чему-то научиться.

В игре-путешествии использую разные способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения,  разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое. Всё это можно увидеть на уроке, проведённом мною в 1 классе по теме «Мягкие согласные. Слияние согласного звука с гласным».

 Для проведения урока использовались наглядные средства. В данном случае изображение поезда и вагончики с изображениями кота и кита. Это способствовало привлечению внимания учащихся к выполнению игрового задания.

В ходе урока в игровой форме формировались  представления о понятиях «слияние», «твердый согласный», «мягкий согласный», учились  определять количество звуков в слове, выделять гласный и согласный звук.

Работа в группах  способствовала сплочению коллектива учащихся,  дети высказывали своё мнение и выслушивали мнение другого человека. А это имеет большое значение для формирования коммуникативной культуры.

В процессе игры ребята повторили понятия «слияние», «твердый согласный», «мягкий согласный»,  потренировались в звуковом анализе, тем самым закрепив эту тему у себя в памяти. Школьники учились сопоставлять, сравнивать, анализировать предоставленный им учебный материал, а затем делать  соответствующие выводы.

На завершающем этапе урока были проведены игры «Подбери друзей», «Собери мозаику», «Будьте внимательны», которые способствовали активизации внимания, памяти, речи, создали ситуацию успеха,  снятию напряжения.

В работу включились слабые ученики, они чувствовали уверенность в себе, ответственность за работу в паре и группе, проявляя такие нравственные качества как: взаимовыручка, взаимопомощь, чувство товарищества. (Приложение №3).

Результативность  и эффективность опыта

Анализ проведённых учебных занятий с использованием дидактических игр показывает, что у учащихся повышается интерес к изучению русского языка и результаты заметно улучшаются. В деятельность включены все учащиеся класса. В ходе работы дети проявляют деловитость и ответственность за приобретаемые знания. Ребята меньше волнуются,  отвечая  у доски.

С помощью вопросов анкеты «Игра на уроке» выявила отношение учащихся к игре.  Ребятам были предложены следующие вопросы.

1. Какие уроки ты больше всего любишь?

- с использованием таблиц, схем, рисунков,

- главное, чтобы было интересно,

- с использованием игры,

- урок он и есть урок, хоть что, всё равно скучно,

- не люблю любые уроки,

- не знаю, мне всё равно.

2. Если бы ты был учителем, чего бы у тебя было больше на уроке?

- таблиц, схем, рисунков,

- разных игр,

- самостоятельных работ,

- работ с учебником,

- индивидуальной работы по карточкам.

3. Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?

- очень часто,

- часто,

- не очень часто,

- изредка,

- никогда.

4. Как ты относишься к игре на уроке?

- очень хочется участвовать,

- нет большого желания поддерживать игру,

- игра на уроке  - пустая трата времени.

5. Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?

- очень большая,

- большая,

- не очень большая,

- небольшая,

- никакой пользы,

- не знаю.

В анкетировании приняло участие  8 человек. 

1. Какие уроки ты больше всего любишь?

- главное, чтобы было интересно (4 чел. - 50 %),

- с использованием игры (4 чел.  – 50 %),

2. Если бы ты был учителем, чего бы у тебя было больше на уроке?

- таблиц, схем, рисунков (1 чел.- 12,5 %),

- разных игр (3 чел. – 37,5%),

- самостоятельных работ (4 чел. - 50 %),

3. Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?

- часто (6 чел. - 75 %),

- не очень часто (2 чел. - 25 %),

4. Как ты относишься к игре на уроке?

- очень хочется участвовать (5 чел. – 62,5%),

- нет большого желания поддерживать игру (3 чел. - 37,5%),

5. Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?

- очень большая (2 чел. - 25%),

- большая (6 чел. - 75 %).

Следовательно, ребятам нравятся  необычные занятия,  они считают их полезными и нужными,  процесс познания идёт быстрее и усвоение материала качественнее, дети в полной мере раскрывают свой потенциал.

Таким образом, включение в учебный процесс игры  приводит к тому, что учащиеся,  активно, незаметно для себя приобретают определённые знания, умения, и навыки. Значит,  дидактические игры – очень важное средство активизации познавательной деятельности учащихся.

 В игре идёт процесс воспитания правильных взаимоотношений. Ребята учатся быть справедливыми, терпимыми к мнению своего товарища, проявлять свои лучшие качества для достижения результата.

Заключение

Каждый учитель мечтает о том, чтобы вырастить творческую личность. А творчество школьника начинается тогда, когда учитель начинает творчески относиться к преподаванию своего предмета. Использование дидактических игр в системе педагогической работы   способно вдохновить учителя и учащегося на сотрудничество и получение результатов.

С опытом своей работы по данной теме знакомила учителей  методического объединения, проводила уроки на районных семинарах для учителей начальных классов. В 2013/2014 году обобщала опыт работы по данной теме в ГУО «Суйковская средняя школа Витебского района».

Список литературы

1.                 Аксенова, А.К.  Дидактические игры на уроках русского языка в 1- 4 классах вспомогательной школы / А.К. Аксёнова,— Москва: Просвещение, 1987. - 176с.

2.                 Игры и упражнения в обучении шестилеток / Под ред. Н.В. Седж. -   Минск: — Народная  асвета, 1985. - 136с.

3.                 Миронова, Р.М.  Игра в развитии активности детей / Р.М.Миронова, -  Минск: - Народная  асвета, 1989. - С.112-113.

4.                 Психология. Словарь  / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -  2-е изд., испр. и доп.- Москва: Политиздат, 1990. - 127с.

5.                  Рубинштейн, С.Л. Основы психологии / С.Л. Рубинштейн, – изд. 2-ое. – Москва: 1946. – 588с.

6.                 Сорочина, Е. Игра – дело серьёзное / Е.Сорочина // Учит. газ.– 2004.– 26 окт. – С.11.

7.                 Старжынская, Н.С. Сябруем i гуляем разам /  Н.С. Старжынская, - Минск: – 1994. – 3с.

8.                 Сухомлинский,  В.А. Избр. пед соч. /  В.А. Сухомлинский. – Москва: 1978. – Т.1 – 103с.

9.                 Удальцова, Е.И.  Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И.Удальцова, - Москва: Просвещение,1976. - 4с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Этап проверки домашнего задания, проверки знаний

Игра «Я начну – а ты продолжи»

Дидактическая задача: закрепить знания учащихся по теме «Слово», развивать умение соотносить начало и конец фразы.

Игровое действие: получить как можно больше золотых ключиков

Оборудование: мяч, ключики

Правила игры: продолжать фразу после того, как получат мяч, ответ можно дополнить.

Ход игры. Играющий ловит мяч, продолжает фразу, передаёт мяч водящему.

1

Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы…

кто? что?

2

Эти слова отвечают на вопросы что?

Парта, стол, карандаш

3

Эти слова отвечают на вопросы кто?

бабочка, мама, кошка

4

Слова, которые обозначают признаки предметов,  отвечают на вопросы…

какое? какие? Какой? какая?

5

Эти слова отвечают на вопросы:

 какое? какие? какой? какая?

большое, яркий, маленький, лесные

6

С большой буквы пишутся:

имена людей, клички животных, названия городов и т.д.

7

Лягушка, бабочка, морковь, змея.

Какое слово лишнее?

Морковь. Отвечает на вопрос что?

8

Красный, голубой, зелёный, красный. Что  объединяет данные слова?

 Отвечают на вопрос какой, обозначают признак предмета.

   Результат: поощрение ребят, заработавших ключики

Этап усвоения новых знаний и способов действий

 «Чудесный мешочек»

Дидактическая задача: содействовать развитию умения делить слова на слоги.

Игровое действие: открыть мешочек и достать игрушку

Оборудование: фишки, мешочек, игрушки

Правила игры: вынуть из мешочка предмет, назвать его, разделить слова на слоги.

Ход игры. Дети по порядку вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам или делится для переноса, в зависимости от задания.

Этап закрепления знаний и способов действий

Дидактическая игра «Лесенка»

Тема: Правописание слов с разделительным мягким знаком

Дидактические задачи: содействовать накоплению словаря на изучаемую орфограмму; закрепить правописание слов  с разделительным мягким знаком.

Оборудование: карточки с нарисованными «лесенками» и пустыми клетками внутри, сказочный герой Буратино.

Игровое действие: помоги Буратино спуститься с лесенки.

Игровые правила: разгадать загаданные слова, переместить фигурку Буратино вниз на новую ступеньку.

Ход игры. Разгадайте  задуманные слова, объясните написание слов,  запишите отгадки в клетки, передвигая фигурку сказочного героя Буратино вниз на одну ступеньку.

1.                 Домики для пчёл.

2.                 Снежная буря, метель.

3.                  Женская одежда.

4.                 Насекомые - санитары леса.

5.                 Дикое животное жарких стран.

У

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

М

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Мужское имя.

2. Огнестрельное оружие.

3. Домашнее животное.

4. Фрукты или ягоды, сваренные в сиропе.

5. Плохая погода.

И

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов: производится проверка написания слов и подсчёт баллов. За каждое правильно записанное слово - 1 балл, если допущена ошибка в записи слова – 0 баллов. По количеству заработанных баллов дети получают  жетоны.

Игра «Чудесное дерево»

Дидактическая задача: содействовать развитию умения дифференцировать слова, обозначающие предметы и признаки предметов.

Игровое действие: сорвать монетки и разложить их в корзинки.

Оборудование: чудесное дерево, корзинки, слова на карточках

Ход. Участники игры по одному выходят к доске, срывают монетки, на которых написаны слова, обозначающие предметы и признаки предметов,  и раскладывают их в корзинки.

Результат: подсчёт заработанных ключиков

Примерный материал для игры: кукла, черепаха, лягушки, зелёные, куртка, волшебный, корочка, папа, лиса, умный, длинный, голубые, злой.

Приложение 2

Дидактическая игра «Чудо-дерево»

«Правописание безударных гласных в корне слова»

Дидактическая задача: создание условий для комплексного повторения правописания  безударных гласных  в  корне  слова и  способов их проверки.

Игровое действие: сорвать с дерева яблоко с заданной буквой и выбрать из предложенного набора слов те, где нужно вставить данную букву.

Оборудование:  «чудо-дерево»,  изображения  яблок с буквами  а,  о, и,  е,  я;  карточки со словами.

Правила игры: выполнение действий в установленном порядке очерёдности.

Ход игры:

I вариант

-Ребята, сейчас мы с вами отправимся в волшебный сад к «чудо – дереву». На нём растут необычные плоды. Они помогут нам вспомнить правописание безударных гласных.

Если буква гласная

Вызвала  сомнение,

Ты её немедленно

Ставь  под ударение (В.Волина).

Итак, вот набор карточек со словами. Вы срываете с «чудо-дерева» яблоко с заданной буквой  (о – а; е,и – я) и выбираете из предложенного набора слов те, где нужно вставить данную букву.

Примерный материал:

Д..мишко, с..ва, л..сник, зв..нок, р..са, тр..пинка, п..ляна, св..сток, з..ма, л..сёнок, в..сы, пл..та, с..лач, в..сна, зв..зда,  зм..я, тр..ва, д..леко, пов..р, гр..чата, пр..вдивый, р..довой,  м..чи, п..тно, по..снение,  н..ра,  ж..ра,  с..сна,  м..ря. 

II вариант 

Класс делится на команды. Игроки срывают яблоко и самостоятельно подбирают слова с выбранной безударной гласной.

Подведение итогов: взаимопроверка записанных слов и подсчёт штрафных очков за допущенные ошибки.  За каждое правильно записанное слово, вставленную букву - 1 балл, если допущена ошибка – 0 баллов. Выигрывает тот, кто набрал большее количество баллов.

Приложение 3

Урок-путешествие в страну Звуков

Тема: Мягкие согласные. Слияние согласного звука с гласным.

Цель: формирование  представлений о понятиях «слияние», «твердый согласный», «мягкий согласный»

Задачи:

*содействовать актуализации представлений о понятиях «слияние согласного звука с гласным», «твёрдый согласный», «мягкий согласный»;

*способствовать:

- развитию умения определять количество звуков в слове, распознавания  гласных и согласных звуков;

- развитию связной речи, внимания, творческих способностей детей.

Оборудование: схема предложения - билет, схемы-слияния, картинки (кот, кит, паровоз, вагончики), конверты с заданиями.

Ход:

1. Организационный момент  

- Добрый день, мой первый класс! Очень рада видеть вас!

- Добрый день! Добрый день! Мы прогоним сон и лень.

- Добрый день, мои друзья! Нам за знаньями пора!

- Будем мы учиться дружно! Многое узнать нам нужно!

2. Актуализация знаний

- Как вы думаете, почему люди любят путешествовать? На чём отправляются в дорогу?  Отгадайте загадку и узнайте, на чём отправимся мы в путь.

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга прицепились.

И помчались  в путь,  далёк,

Лишь оставили дымок.

- Вот наш билет. Но,  он какой странный. Помогите его расшифровать.

 

 


- Что представляет собой билет?

- Сколько слов в предложении? Что обозначает длинная черта в первом слове? - - Для чего в конце предложения ставится точка?

- Составьте предложение по этой схеме. (Мы получили билет.)

- Билет расшифрован. Вместе с нами будут путешествовать наши друзья. Кого возьмём с собой? (Звуки, слияния)

3. Совместное целеполагание:

- Какие звуки называются гласными? Согласными?

- Если мы отправляемся вместе со звуками, то чему должны будем научиться? (Распознавать  звуки, определять количество звуков в слове, составлять рассказы о наших друзьях)

4.  Работа по теме урока. Открытие новых знаний

- Итак,  в путь в страну Звуков!

Паровоз кричит: «Ду-ду-ду, я иду, иду, иду!»

А колёса стучат, а колёса говорят: «Так, так, так!»

(Имитация движений паровоза.)

- Остановка. К нашему составу прицепили вагон. Догадайтесь, кто в нем?

Мягкие лапки, а в лапках царапки.  (Кот)

- Посадите слово на язычок. (Характеристика звуков)

- Какой первый звук в слове кот? Второй? Третий?

- Составьте схему слова кот. (Проверка выполнения задания).

- Едем дальше.

Паровоз кричит: «Ду-ду-ду, я иду, иду, иду!»

А колёса стучат, а колёса говорят: «Так, так, так!»

 (Имитация движений паровоза.)

- Остановка. К составу прицепили ещё один вагон.

Через море-океан плывёт чудо-великан.

Пряча ус во рту, растянулся на версту.  (Кит)

Характеристика звуков

-«Посадите»   слово на язычок и назовите все звуки. Что можно сказать про звуки  [к’], [и], [т]?

- Составьте схему слова. (Проверка правильности выполнения задания)

5. Закрепление изученного материала

 А) Игра «Подбери друзей» (Работа в парах)

Дидактическая задача: закрепить умение выделять в словах отдельные звуки и определять расположение звуков, пополнять активный словарь, уметь соотносить слово и схему.

Оборудование: схемы слов, конверт с заданиями, картинки (мак, нос, лис, дом, рис, шар, пёс, рот, тир, лес)

Игровое действие: подобрать «друзей», определить соответствие схемы и слова.

Правила игры: молча поднять схему, объяснить выбор, дополнить ответы учащихся, подчиняться правилам работы в группе.

Ход игры. На доске выставляются схемы слов «кот» и «кит».

«Скучно коту и киту. Хочется, чтобы в вагон заселились и другие путешественники. Возьмите конверт с рисунками и распределите их в соответствии со схемой».

Ф/м

Первоклашки дружно встали и зверятами все стали.

Потоптались как слонята, повертелись как лисята.

Поскакали как зайчата. Как жирафы потянулись.

И друг другу улыбнулись.

Б) Игра «Собери мозаику» (Работа в группах)

Дидактическая задача: закрепить умение соотносить слово со схемой.

Игровое действие: собрать мозаику, определить какой из предложенных схем соответствует слово.

Оборудование: разрезанные картинки (жук, бочонок с мёдом), схемы слов кот, кит.

Правила игры: сложить части мозаики, составить схему слова

Результат:  группе выдаются жетоны за правильно выполненное задание.

В) И последнее задание «Будьте внимательны»

Выбрать вагончик с нужной схемой. (Учитель называет слова, дети поднимают нужную схему «мягкое слияние» + «согласный звук», «твёрдое слияние» + «согласный звук».

Лак, бык, низ, год,  бок, рис, лоб, рот, век, дуб, ток, пол, мыл, мил, зал, кар, вес, кис, мир, мел, аист.

- Вот и подошло к концу наше занятие. Пора возвращаться.

Паровоз кричит: «Ду-ду-ду, я иду, иду, иду!»

А колёса стучат, а колёса говорят: «Так, так, так!» (Имитация движений паровоза.)

6. Подведение итогов

 - Чему научились на занятии?

 - Что новое узнали?

 - Что образуют гласный и согласный звуки?

7. Рефлексия

- Отметьте карандашом в волшебном вагончике количество знаний, которое вы сегодня получили.

- Спасибо всем, молодцы!

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «СУЙКОВСКАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «СУЙКОВСКАЯ

Как и любого учителя, меня волнует проблема: как у обучающихся начальных классов повысить интерес к изучению русского языка, как помочь стать грамотным, как научить работать…

Как и любого учителя, меня волнует проблема: как у обучающихся начальных классов повысить интерес к изучению русского языка, как помочь стать грамотным, как научить работать…

Задачи: 1. Отобрать дидактические игры для различных этапов урока русского языка в начальных классах

Задачи: 1. Отобрать дидактические игры для различных этапов урока русского языка в начальных классах

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательных процессов, обращением к личности ребёнка, направленностью на развитие его лучших качеств

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательных процессов, обращением к личности ребёнка, направленностью на развитие его лучших качеств

Рубинштейн С.Л. в своей книге «Основы психологии» рассматривает проблемы психологии игры: «Прежде всего, игра - это осмысленная деятельность, т

Рубинштейн С.Л. в своей книге «Основы психологии» рассматривает проблемы психологии игры: «Прежде всего, игра - это осмысленная деятельность, т

При выборе игры нужно руководствоваться содержанием программы и учитывать принципы построения системы игр: дидактического, психологического, общественно-нравственного

При выборе игры нужно руководствоваться содержанием программы и учитывать принципы построения системы игр: дидактического, психологического, общественно-нравственного

Выполняя правила игры, дети приучаются сдерживаться, контролировать своё поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, честность, умение действовать сообща, радоваться своим успехам и успехам товарищей

Выполняя правила игры, дети приучаются сдерживаться, контролировать своё поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, честность, умение действовать сообща, радоваться своим успехам и успехам товарищей

Но на любом этапе урока игра должна быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности учащихся

Но на любом этапе урока игра должна быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности учащихся

Запрещающие правила усиливают контроль ребенка за своим поведением

Запрещающие правила усиливают контроль ребенка за своим поведением

Следует помнить, что для достижения результата необходимо педагогическое руководство

Следует помнить, что для достижения результата необходимо педагогическое руководство

В процессе игры ребята повторили понятия «слияние», «твердый согласный», «мягкий согласный», потренировались в звуковом анализе, тем самым закрепив эту тему у себя в памяти

В процессе игры ребята повторили понятия «слияние», «твердый согласный», «мягкий согласный», потренировались в звуковом анализе, тем самым закрепив эту тему у себя в памяти

Как часто в вашем классе на уроках бывают игры? - очень часто, - часто, - не очень часто, - изредка, - никогда

Как часто в вашем классе на уроках бывают игры? - очень часто, - часто, - не очень часто, - изредка, - никогда

Как ты относишься к игре на уроке? - очень хочется участвовать (5 чел

Как ты относишься к игре на уроке? - очень хочется участвовать (5 чел

Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1- 4 классах вспомогательной школы /

Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1- 4 классах вспомогательной школы /

Этап проверки домашнего задания, проверки знаний

Этап проверки домашнего задания, проверки знаний

Оборудование: фишки, мешочек, игрушки

Оборудование: фишки, мешочек, игрушки

Мужское имя. 2. Огнестрельное оружие

Мужское имя. 2. Огнестрельное оружие

Игровое действие : сорвать с дерева яблоко с заданной буквой и выбрать из предложенного набора слов те, где нужно вставить данную букву

Игровое действие : сорвать с дерева яблоко с заданной буквой и выбрать из предложенного набора слов те, где нужно вставить данную букву

Тема: Мягкие согласные. Слияние согласного звука с гласным

Тема: Мягкие согласные. Слияние согласного звука с гласным

Сколько слов в предложении? Что обозначает длинная черта в первом слове? - -

Сколько слов в предложении? Что обозначает длинная черта в первом слове? - -

Составьте схему слова. (Проверка правильности выполнения задания) 5

Составьте схему слова. (Проверка правильности выполнения задания) 5

Выбрать вагончик с нужной схемой

Выбрать вагончик с нужной схемой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2020