Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России»
Учитель: Геласимова Ирина Владимировна
Тема урока: Единственное и множественное число глаголов.
Тип урока: освоение нового материала.
Цели деятельности учителя:
· познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи;
· развивать наблюдательность, речь, коммуникативные навыки,
активизировать и обогащать словарный запас;
· воспитывать интерес к предмету, дружелюбие, взаимопомощь.
Планируемые результаты:
§ Предметные
Знания: узнают об изменении глаголов по числам.
Умения: научатся определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа.
Навыки: приобретут умения составлять нераспространённое предложение с глаголом, объяснять значение глагола.
§ УУД
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания; формулировать собственное мнение и позицию.
§ Личностные результаты
Самоопределение: проявляют интерес к учебной деятельности.
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||
1 |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент |
Настрой обучающихся на работу. Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. Будем снова мы опять Думать, рассуждать, Красиво грамотно писать. Улыбнитесь и не забывайте, что мы вместе. Желаю вам удачи на уроке. Записываем число, классная работа. |
Подготовка класса к работе. Выполняют требования учителя. |
||||||||||
2 |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
|
Индивидуальная работа в парах «Кроссворд с ключевым словом глагол»
ВСЕМ Картинный словарный диктант Воробей, дорога, ворона, сорока, морозит, мороз, корова. -Проверим, как вы написали словарные слова на доске и в тетради. Дети проверяют каждое слово, сверяя с доской. Самопроверка -Кто написал без ошибок? -Поставьте себе на полях в тетради.! -Кто допустил одну ошибку? -Если допустили одну ошибку, то + -Кто допустил 2-3 ошибки – –. -Что посоветуете тем ученикам, которые допустили ошибки? - Какое умение отрабатывали? - Что общего в словах? -Что такое имя существительное?- Что знаете об имени сущ.? - Измените форму числа у сущ., обозначающих птиц. (Учитель записывает измененные слова на доске)
- Три пары работали со словарными словами, заполняя кроссворд. Какое слово у вас получилось? -Что такое глагол? |
Записывают слова.
Проводят самопроверку.
Нужно повторить словарные слова. Имена существительные, морозит - это глагол.
Написание словарных слов.
Глагол. Дети говорят правило. |
||||||||||
3 |
Постановка учебной задачи. |
-Подберите к данным именам существительным глаголы, подходящие по смыслу. (Глаголы написаны на карточках, выставляются по ходу озвучивания.) Воробьи, дорога, вороны, сороки, мороз, корова. ДОСКА Чирикают,вьется, каркают, стрекочут, крепчает, мычит, летают. Задание: разделите слова на группы -По какому признаку разделили слова? -На какой вопрос отвечают глаголы 1-го столбика? -На какой вопрос отвечают глаголы 2-го столбика? - Почему глаголы отвечают на разные вопросы?
- Кто догадался, по какой теме будем работать на уроке? - Сформулируйте тему урока? -Поставим задачи урока. Учиться задавать вопросы и определять число глаголов. Учиться употреблять глаголы в речи. |
Фроньтальная работа.
Формулируют тему и задачи урока.
«Глаголы в единственном и во множественном числе». |
||||||||||
4 |
Работа по теме урока. |
1.Задание для индивидуальной работы по карточкам у доски. (подчеркнуть глаголы, + определить из какого произведения, автор) А) Мы ст.щили с кр.вати одеяло и завесили им стол. Валя испугалась и выб.жала из комнаты. (Носов «Затейники») Б) К.тёнок Васька сидел на полу возле комода и л.вил мух. Р.бята прибежали на кухню и дверь за собой закрыли. (Носов «Живая шляпа») 2.Исследовательская работа. Научимся различать глаголы ед. ч. и мн.ч. Проведем исследовательскую работу и узнаем, как изменяется глагол по числам и от чего это зависит. Давайте вспомним правила работы в группе. План работы в группе: (листы для работы в группе смотреть в приложении) 1. Прочитать предложение. 2. В скобках записать вопрос к глаголу 3. Определить, сколько человек выполняют действие. 4. Записать вывод. 3. Вопросы поле презентации выводов группы. - Можно ли назвать детей дружными? Почему? - Какого человека можно назвать другом? - Какие вы знаете пословицы о дружбе, друге? - На какие вопросы отвечают глаголы в ваших предложениях? - Сколько человек выполняет действие, если глагол отвечает на вопрос что делает? - Сколько человек выполняет действие, если глагол отвечает на вопрос что делают? Если глагол обозначает действие 1 лица, говорят, что это глагол в форме единственного числа, если глагол обозначает действие нескольких лиц, это глагол в форме множественного числа. Какой можно сделать вывод. 4. Работа с учебником Откроем учебник и проверим, совпало ли наше открытие с правилом учебника. С.74 - Правильный вывод вы сделали? - Сделайте вывод: как определить, в каком числе стоит глагол? 5. Составление кластера. |
Работа детей у доски индивидуально 2 человека.
Работа в группах.
Озвучивают правила работы в группе. Дети читают вывод по проделанной работе.
Обобщение: глагол изменяется по числам.
Определить число существительного, а глагол стоит в том же числе, что и сущ.
|
||||||||||
5. |
Физминутка |
Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась, Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - улетела. (Одна бабочка была? А если много? Давайте повторим, но уже для нескольких бабочек.) Утром бабочки проснулись, Потянулись, улыбнулись, Раз - росой она умылись, Два - изящно покружились, Три - нагнулись и присели, На четыре – улетели. |
|
||||||||||
6. |
Закрепление изученного материала |
Проверка работы по карточкам. Определение числа глаголов. - Вам знакомы произведения, из которых взяты стоки? - Какие орфограммы пропущены в словах? Правильно ли вставлены буквы? - Определите число глаголов. -Девочки выписывают глаголы в единственном числе, мальчики – во множественном числе. Самоконтроль (! + -) (Зажгите личные огоньки успеха на полях) ДЕТЯМ, которые работали у доски: - Выберите 1 глагол и объясните, как вы определили число глагола.
|
Проверка.
Делают выводы.
2 человека работают с обратной стороны доски. |
||||||||||
7. |
Самостоятель ная работа в парах. |
- Прочитаем весёлое стихотворение. - Определите жанр произведения. -Восстановим смысл предложений, поставив слова на место, стрелочками. Назовём глаголы, определим их число. Огурцы играют в прятки. Малыши растут на грядке. Мушкетёры спят в овраге. Поросята точат шпаги. Раки в цирк бегут ватагой. Дети дремлют под корягой. Волки плавают по дну. Щуки воют на луну.
Проверим. Малыши играют в прятки. Огурцы растут на грядке. Поросята спят в овраге. Мушкетёры точат шпаги. Дети в цирк бегут ватагой. Раки дремлют под корягой. Щуки плавают по дну. Волки воют на луну. - Спишите понравившееся предложение, подчеркните орфограммы и грамматическую основу.
|
Выполняют упражнение в тетрадях.
Глаголы: играют, растут, спят, точат, бегут, дремлют, плавают, воют – отвечают на вопрос что делают? Стоят в форме множественного числа.
|
||||||||||
8 |
Рефлексия |
- Какова была тема урока - Какие задачи ставили? (На этом уроке мы узнали, что глаголы изменяются по числам). Оцените свою работу на уроке.
|
Отвечают на вопросы. |
||||||||||
9. |
Итог урока. Оценивание. |
Минутка юмора. (Сценка.) -
Яму копал? - Какие глаголы вы услышали? - А теперь изменим наш диалог. (Два ученика обращаются ко всему классу.) -
Яму копали? -С какой частью речи мы сегодня работали? -Что такое глагол? -Как изменяются глаголы? (Кластер) -Приведите примеры глаголов в ед. числе. -Приведите примеры глаголов во мн. числе. - Как вы думаете, всё ли вы теперь знаете о глаголе?
|
2 ученика показывают сценку.
Ответы детей. |
||||||||||
|
Домашнее задание |
Задание на дом. Упр. 129, с. 74 правило.
|
|
Приложение
Рабочий лист первой группы Дети ( ) играют все вместе.
Действие выполняют _______________ Только Толик ( ) прячет от всех свои игрушки.
Действие выполняют _______________ ВЫВОД. Глаголы изменяются по __________________ Если глагол обозначает действие____________ предмета, то он стоит в форме ___________________________. Если глагол обозначает действие ___________________ предметов, то он стоит в форме ___________________ . |
Рабочий лист второй группы Таня ( ) болеет. Действие выполняет_____________ Ребята ( ) идут навестить её. Действие выполняют _______________ ВЫВОД. Глаголы изменяются по __________________ Если глагол обозначает действие____________ предмета, то он стоит в форме ___________________________. Если глагол обозначает действие ___________________ предметов, то он стоит в форме ___________________ |
Рабочий лист третьей группы Дежурные ( ) моют доску. Вывод: действие выполняют _______________ Сергей ( ) несёт им воды Действие выполняют _______________ ВЫВОД. Глаголы изменяются по __________________ Если глагол обозначает действие____________ предмета, то он стоит в форме _____________________. Если глагол обозначает действие ___________________ предметов, то он стоит в форме __________________ . |
Рабочий лист четвёртой группы Лена ( ) учит уроки. Вывод: действие выполняет_____________ Коля и Света ( ) поливают цветы. Действие выполняют _______________ ВЫВОД. Глаголы изменяются по __________________ Если глагол обозначает действие____________ предмета, то он стоит в форме _____________________. Если глагол обозначает действие ___________________ предметов, то он стоит в форме __________________ . |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.