Урок русского языка во 2 классе. Программа "Школа России". Тема: "Единственное и множественное число глаголов."

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.06.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок русского языка 2 класс Единственное и множественное число глаголов..docx

Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России»

Учитель: Геласимова Ирина Владимировна

 

Тема урока: Единственное и множественное число глаголов.

 

Тип урока: освоение нового материала.

 

Цели деятельности учителя:

·         познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи;

·         развивать наблюдательность, речь, коммуникативные навыки,

 активизировать и обогащать словарный запас;

·         воспитывать интерес к предмету, дружелюбие, взаимопомощь.

 

Планируемые результаты:

§  Предметные

Знания: узнают об изменении глаголов по числам.

Умения: научатся определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа.

Навыки: приобретут умения составлять нераспространённое предложение с глаголом, объяснять значение глагола.

§  УУД

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания; формулировать собственное мнение и позицию.

§  Личностные результаты

Самоопределение: проявляют интерес к учебной деятельности.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Настрой обучающихся на работу.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Будем снова мы опять

Думать, рассуждать,

Красиво грамотно писать.

 Улыбнитесь и не забывайте, что мы вместе. Желаю вам удачи на уроке.

Записываем число, классная работа.

Подготовка класса к работе.

Выполняют требования учителя.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

Индивидуальная работа в парах «Кроссворд с ключевым словом глагол»

 

ВСЕМ Картинный словарный диктант

Воробей, дорога, ворона, сорока, морозит, мороз, корова.

-Проверим, как вы написали словарные слова на доске и в тетради.

Дети проверяют каждое слово, сверяя с доской.

Самопроверка

 -Кто написал без ошибок?

-Поставьте себе на полях в тетради.!

-Кто допустил одну ошибку?

-Если допустили одну ошибку, то  +

-Кто допустил 2-3 ошибки – –.

-Что посоветуете тем ученикам, которые допустили ошибки?

- Какое умение отрабатывали?

- Что общего в словах? -Что такое имя существительное?- Что знаете об имени сущ.?

- Измените форму числа у сущ., обозначающих птиц. (Учитель записывает измененные слова на доске)

 

- Три пары работали со словарными словами, заполняя кроссворд. Какое слово у вас получилось?

-Что такое глагол?

Записывают слова.

 

 

Проводят самопроверку.

 

 

 

Нужно повторить словарные слова.

Имена существительные, морозит - это глагол.

 

 

 

 

Написание словарных слов.

 

 

 

 

Глагол.

Дети говорят правило.

3

Постановка учебной задачи.

-Подберите к данным именам существительным глаголы, подходящие по смыслу.

(Глаголы написаны на карточках, выставляются по ходу озвучивания.)

Воробьи, дорога, вороны, сороки, мороз, корова.

ДОСКА Чирикают,вьется, каркают, стрекочут, крепчает, мычит, летают.

Задание: разделите слова на группы

-По какому признаку разделили слова?

-На какой вопрос отвечают глаголы 1-го столбика?

-На какой вопрос отвечают глаголы 2-го столбика?

- Почему глаголы отвечают на разные вопросы?

 

- Кто догадался, по какой теме будем работать на уроке?

- Сформулируйте тему урока?

-Поставим задачи урока.

Учиться задавать вопросы и определять число глаголов.

Учиться употреблять глаголы в речи.

Фроньтальная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему и задачи урока.

 

«Глаголы в единственном и во множественном числе».

4

Работа по теме урока.

1.Задание для индивидуальной работы по карточкам у доски. (подчеркнуть глаголы, + определить из какого произведения, автор)

А) Мы ст.щили с кр.вати одеяло и завесили им стол.

Валя испугалась и выб.жала из комнаты. (Носов «Затейники»)

Б) К.тёнок Васька сидел на полу возле комода и л.вил мух.

Р.бята прибежали на кухню и дверь за собой закрыли. (Носов «Живая шляпа»)

2.Исследовательская работа.

 Научимся различать глаголы ед. ч. и мн.ч.

Проведем исследовательскую работу и узнаем, как изменяется глагол по числам и от чего это зависит.

Давайте вспомним правила работы в группе.

План работы в группе: (листы для работы в группе смотреть в приложении)

1. Прочитать предложение.

2. В скобках записать вопрос к глаголу

3. Определить, сколько человек выполняют действие.

4. Записать вывод.

3. Вопросы поле презентации выводов группы.

- Можно ли назвать детей дружными? Почему?

- Какого человека можно назвать другом?

- Какие вы знаете пословицы о дружбе, друге?

- На какие вопросы отвечают глаголы в ваших предложениях?

- Сколько человек выполняет действие, если глагол отвечает на вопрос что делает?

- Сколько человек выполняет действие, если глагол отвечает на вопрос что делают?

Если глагол обозначает действие 1 лица, говорят, что это глагол в форме единственного числа, если глагол обозначает действие нескольких лиц, это глагол в форме множественного числа.

Какой можно сделать вывод.

4. Работа с учебником

Откроем учебник и проверим, совпало ли наше открытие с правилом учебника. С.74

- Правильный вывод вы сделали?

- Сделайте вывод: как определить, в каком числе стоит глагол?

5. Составление кластера.

Работа детей у доски индивидуально 2 человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

 

 

Озвучивают правила

работы в группе.

Дети читают вывод по проделанной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение: глагол изменяется по числам.

 

Определить число существительного, а глагол стоит в том же числе, что и сущ.

5.

Физминутка

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

(Одна бабочка была? А если много?

Давайте повторим, но уже для нескольких бабочек.)

Утром бабочки проснулись,

Потянулись, улыбнулись,

Раз - росой она умылись,

Два - изящно покружились,

Три - нагнулись и присели,

На четыре – улетели.

 

6.

Закрепление изученного материала

Проверка работы по карточкам. Определение числа глаголов.

- Вам знакомы произведения, из которых взяты стоки?

- Какие орфограммы пропущены в словах? Правильно ли вставлены буквы?

- Определите число глаголов.

-Девочки выписывают глаголы в единственном числе, мальчики – во множественном числе.

Самоконтроль (! + -) (Зажгите личные огоньки успеха на полях)

ДЕТЯМ, которые работали у доски: - Выберите 1 глагол и объясните, как вы определили число глагола.

 

Проверка.

 

 

 

Делают выводы.

 

 

 

 

 

2 человека работают с обратной стороны доски.

7.

Самостоятель

ная работа в парах.

- Прочитаем весёлое стихотворение.

- Определите жанр произведения.

-Восстановим смысл предложений, поставив слова на место, стрелочками. Назовём глаголы, определим их число.

Огурцы играют в прятки.

Малыши растут на грядке.

Мушкетёры спят в овраге.

Поросята точат шпаги.

Раки в цирк бегут ватагой.

Дети дремлют под корягой.

Волки плавают по дну.

Щуки воют на луну.

 

Проверим.

Малыши играют в прятки.

Огурцы растут на грядке.

Поросята спят в овраге.

Мушкетёры точат шпаги.

Дети в цирк бегут ватагой.

Раки дремлют под корягой.

Щуки плавают по дну.

Волки воют на луну.

- Спишите понравившееся предложение, подчеркните орфограммы и грамматическую основу.

 

Выполняют упражнение в тетрадях.

 

Глаголы: играют, растут, спят, точат, бегут, дремлют, плавают, воют – отвечают на вопрос что делают? Стоят в форме множественного числа.

 

8

Рефлексия

- Какова была тема урока

- Какие задачи ставили? (На этом уроке мы узнали, что глаголы изменяются по числам).

Оцените свою работу на уроке.

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Материал урока мне был

понятен / не понятен
легким / трудным

Отвечают на вопросы.

9.

Итог урока.

Оценивание.

Минутка юмора. (Сценка.)

- Яму копал?
- Копал.
- В яму упал?
- Упал.
- В яме сидишь?
- Сижу.
- Помощи хочешь?
- Хочу!

- Какие глаголы вы услышали?

- А теперь изменим наш диалог.

(Два ученика обращаются ко всему классу.)

- Яму копали?
- Копали.
- В яму упали?
- Упали.
- В яме сидите?
- Сидим.
- Помощи хотите?
- Хотим.

-С какой частью речи мы сегодня работали?

-Что такое глагол?

-Как изменяются глаголы? (Кластер)

-Приведите  примеры глаголов в ед. числе.

-Приведите примеры глаголов во мн. числе.

- Как вы думаете, всё ли вы теперь знаете о глаголе?

 

 

2 ученика показывают сценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

Домашнее задание

Задание на дом. Упр. 129, с. 74 правило.

 

 

Приложение

Рабочий лист первой группы

Дети (                                     ) играют все вместе.

 

Действие выполняют _______________

Только Толик (                      ) прячет от всех свои игрушки.

 

Действие выполняют _______________

ВЫВОД.  Глаголы изменяются по __________________

Если глагол обозначает действие____________ предмета, то он стоит в форме ___________________________.

Если глагол обозначает действие  ___________________ предметов, то он стоит в форме ___________________ .

Рабочий лист второй группы

Таня (                               ) болеет.

Действие выполняет_____________

Ребята (                                          ) идут навестить её.

Действие выполняют _______________

ВЫВОД.  Глаголы изменяются по __________________

Если глагол обозначает действие____________ предмета, то он стоит в форме ___________________________.

Если глагол обозначает действие  ___________________ предметов, то он стоит в форме ___________________

Рабочий лист третьей группы

Дежурные (                              ) моют доску.

Вывод: действие выполняют _______________

Сергей (                                 ) несёт им воды

Действие выполняют _______________

ВЫВОД.  Глаголы изменяются по __________________

Если глагол обозначает действие____________ предмета, то он стоит в форме _____________________.

Если глагол обозначает действие  ___________________ предметов, то он стоит в форме __________________ .

Рабочий лист четвёртой группы

Лена (                                     ) учит уроки.

Вывод: действие выполняет_____________

Коля и Света (                               ) поливают цветы.

Действие выполняют _______________

ВЫВОД.  Глаголы изменяются по __________________

Если глагол обозначает действие____________ предмета, то он стоит в форме _____________________.

Если глагол обозначает действие  ___________________ предметов, то он стоит в форме __________________ .

 


 

Посмотрите также